ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ
АККОРДЕОНИСТОВ 9
1.1. Координационные навыки в педагогике музыкального
образования 9
1.2. Особенности развития координационных навыков в игре на
аккордеоне 20
1.3. Характеристика координационных навыков у начинающих аккордеонистов - младших
школьников 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ОРКЕСТРОВОЙ ШКОЛЫ-
СТУДИИ 34
2.1. Диагностика развитости координационных навыков у младших школьников - начинающих аккордеонистов (констатирующий
этап) 34
2.2. Комплекс творческих заданий для развития координационных навыков
на индивидуальных занятиях у начинающих аккордеонистов в оркестровой школе-студии 42
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию координационных
навыков (контрольный этап) 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
В настоящее время государство предоставляет право на получение детьми дополнительного образования в разных сферах искусства, спорта, техники, экологии, туризма и других направлений. Требования к осуществлению дополнительного образования нашли отражение в приказе Министерства образования и науки РФ о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (29.08.2013 г. № 1008), в ряде федеральных программ, таких как: «Концепция развития дополнительного образования детей» (04.09.2014 г. № 1726-р), «Концепция духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Во всех этих документах подчеркивается необходимость, и важность
дополнительного образования как неотъемлемой части развития и социализации личности в обществе.
Следует отметить, что не все заявленные в нормативных документах направления полностью реализованы на практике в системе дополнительного музыкального образования школьников. В частности, не разработаны учебные планы и программы для школ-студий, в которых дети учатся играть на различных музыкальных инструментах.
Неотъемлемой частью обучения игре на любом музыкальном инструменте является развитие технических навыков. О важности развития и совершенствования данных навыков говорится в федеральных государственных требованиях в области музыкального искусства «Народные инструменты», результатом освоения которых являются «навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами 3
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов» [42, с. 4], однако при начальном обучении игре на музыкальном инструменте педагоги сталкиваются с проблемой малой разработанности программ по развитию технических навыков игре на аккордеоне.
Вопросы, связанные со спецификой формирования двигательных навыков рассматривались в трудах, посвященных музыкальному исполнительству В.А. Гутерман, Г.Л. Ержемского, В.Х. Мазель, И.Т. Назарова, О.Ф. Шульпякова, А. Шмидт-Шкловской. Авторы освещают проблемы формирования двигательных навыков на примере дирижерского искусства, обучения игре на фортепиано и скрипке, однако, определений понятий «координация» и «координационные навыки» в этих работах встречается мало, поэтому поиск работ, посвященных координации различных видов действий, выводит на труды авторов в русле спортивной педагогики. Сущность принципов координации двигательных действий школьников рассмотрены в работах В.А. Ляха, И.И. Сулейманова. Ж.К. Холодова.
Среди методических работ, посвященных обучению игре на аккордеоне или баяне, других инструментов, следует отметить авторов, которые дают характеристику особенностей развития технических навыков в игре на инструменте, - В.П. Бубна, Н.А. Давыдова, Е.В. Климову, И.Э. Сафарову, А.М. Мирека, Н.Т. Якимец. Но в работах не отражена последовательность развития координационных навыков, имеется дефицит музыкального материала для освоения сложного навыка, до конца не разработана система творческих заданий.
Таким образом, возникают противоречия:
- между необходимостью активного внедрения направлений
дополнительного образования и недостаточной разработанностью программ, связанных с развитием технических навыков игры на музыкальном инструменте;
- между существующими положениями теории координации различных видов действий в спортивной педагогике и ее малой разработанностью в педагогике музыкального образования;
- между необходимостью развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов и недостаточной разработанностью комплекса творческих заданий в практике работы педагогов дополнительного образования.
На основании вышесказанного сформулирована проблема
исследования: каковы пути теоретического и методического развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы-студии?
Сформулированная проблема обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Развитие координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы-студии».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать комплекс творческих заданий для развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы- студии.
Объект исследования - процесс музыкального образования начинающих аккордеонистов в оркестровой школе-студии.
Предметом исследования является комплекс творческих заданий, способствующий развитию координационных навыков у начинающих аккордеонистов.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие координационных навыков у начинающих аккордеонистов будет
результативным, если:
- определить закономерности развития первичных двигательных навыков у младших школьников в процессе обучения игре на аккордеоне;
- разработать алгоритм действий педагога и учащихся по формированию координации между левой и правой рукой на аккордеоне во время исполнения музыкальных пьес;
- использовать творческие задания, активизирующие как технические, так и художественные навыки и умения обучающихся.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «координация», «координационные навыки» в
справочной, спортивной, музыкально-педагогической, музыковедческой
литературе; Дать определение понятию «координационный навыки» применительно к теме исследования;
2. Выявить особенности развития координационных навыков аккордеонистов в опоре на методические работы педагогов-музыкантов;
3. Дать характеристику координационным навыкам у начинающих аккордеонистов - младших школьников;
4. Разработать диагностический инструментарий для определения навыков развитости координационных навыков у аккордеонистов;
5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность разработанного комплекса творческих заданий.
Методологической основой исследования явились: теории
формирования двигательных навыков (Г.Л. Ержемский, В.Х. Мазель, И.Т. Назаров, О.Ф. Шульпяков, А.А. Шмидт-Шкловская), принцип координации двигательных действий школьников (В.А. Лях, И.И. Сулейманов, Ж.К. Холодов), исследования о формировании координационных навыков (К.В. Петрачков), психомоторное развитие школьников (Д.Е. Чернов, Л.В. Чернова); положения, обосновывающие сущность музыкально-исполнительских навыков в игре на баяне, аккордеоне и последовательность их формирования (Р.Н. Бажилин, Н.А. Давыдов, Е.В. Климова, А.М. Мирек, Н.Т. Якимец).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление;
- эмпирические: опытно-поисковая работа, творческие задания, упражнения, игры.
Научная новизна исследования:
1. Дана характеристика двигательным навыкам младших школьников в опоре на труды авторов в русле спортивной педагогики, музыковедческой литературы, педагогики музыкального образования.
2. Разработан комплекс творческих заданий для развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов, который включает в себя последовательность выполнения заданий учащимися с постепенным усложнением предлагаемого материала, содержащим в себе принцип от «простого к сложному». Усложнение материала осуществляется после правильного выполнения предыдущего задания учеником.
Теоретическая значимость исследования:
- Уточнено понятие «координационные навыки» применительно к теме
исследования, используемое в качестве рабочего: «координационные навыки» - это четко выработанные и согласованные между собой двигательные действия, представляющие собой четкую,
синхронизированную, одновременную работу правой и левой руки в процессе исполнения произведения на аккордеоне.
Практическая значимость исследования:
- выявлены критерии развитости координационных навыков у начинающих аккордеонистов: координационно-двигательные способности; координационно-ритмические способности; координация движений между правой и левой рукой на аккордеоне.
- определен музыкальный материал для включения в занятия с начинающими аккордеонистами, а также для проведения диагностических заданий констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы.
База исследования: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», отделение художественно-эстетического образования, оркестровая школа-студия.
Апробация результатов исследования проводилась автором в ходе участия в международной очно-заочной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы» 17-18 апреля 2018 года г. Екатеринбурга.
Структура и объем диссертации:
Магистерская диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Изучение теоретических аспектов проблемы развития координационных навыков у начинающих аккордеонистов в условиях оркестровой школы-студии, результаты опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Координация - многозначное понятие, широко применяемое в спортивной педагогике, хореографии и музыке. В педагогике музыкального образования исследователи рассматривают проблемы развития и воспитания двигательной культуры в разных областях музыкального исполнительства - вокального, дирижерского, инструментального.
Применительно к теме исследования было сформулировано определение понятию «координационные навыки, используемое в качестве рабочего: «координационные навыки» - это четко выработанные и
согласованные между собой двигательные действия, представляющие собой четкую, синхронизированную, одновременную работу правой и левой руки в процессе исполнения произведения на аккордеоне.
2. Вопросы постановки исполнительского аппарата учащегося, развитие технических навыков - должны занимать приоритетное значение в начальный период обучения игре на музыкальном инструменте. Следует отметить, что аккордеон, сложный в обучении музыкальный инструмент в силу того, что приходится одновременно изучать две клавиатуры (правая - фортепианного типа, и левая - готовые аккорды), расположенные в разных плоскостях, одновременно читать ноты на двух строчках. Все эти факторы требует пристального внимания со стороны обучающегося с самых первых занятий.
3. Младший школьный возраст, как отмечают физиологи, является наиболее продуктивным периодом для развития двигательных возможностей и физического совершенствования. Координация движений, выражающаяся в точности и ловкости, становится более совершенной. Увеличивается подвижность детей, и движения становятся разнообразными. Энергично развиваются и крепнут мышцы и связки.
Однако дети этого возраста еще не способны к длительной физической работе и длительному мышечному напряжению, поэтому, на занятиях необходимо учитывать, что работа выполняемая с интересом, положительно эмоционально окрашенная, с частой сменой упражнений, с минимальным использованием однообразных движений препятствует утомлению и усталости детей.
4. С учетом особенностей развития двигательных навыков у младших
школьников, были выделены критерии, позволяющие выявить уровни развитости данных навыков: координационные способности;
координационно-ритмические способности; координация движений между правой и левой рукой на аккордеоне. Методом замера послужили творческие задания, выполняемые детьми (часть заданий взята из методических пособий Е.В. Климовой и И.Э. Сафаровой). Оценка выполнения творческих заданий производилась по трехбалльной системе как на констатирующем, так и на итоговом этапах.
5. Разработан комплекс творческих заданий на развитие координационных навыков у начинающих аккордеонистов в оркестровой школе студии, который включал в себя три этапа:
1 этап - доинструментальный (определение координационных способностей ребенка);
2 этап - развитие координационно-ритмических способностей;
3 этап - координация движений правой и левой рук относительно друг друга, выполняемых одновременно или поочередно.
6. Сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов показал следующее:
- в целом у всей группы испытуемых начинающих аккордеонистов выявилась положительная динамика в развитии координационных навыков;
- все предложенные задания могут быть использованы на индивидуальных занятиях в классе аккордеона учреждений системы дополнительного образования.
Таким образом, задачи, сформулированные во введение к выпускной квалификационной работе, выполнены, цель достигнута, а гипотеза доказана.
Дальнейшая перспектива исследования может быть связана с разработкой технологии развития координационных навыков у учащихся старшего подросткового возраста, которые приступают к обучению игре на аккордеоне в данном возрасте, а также с разработкой организационно-педагогических условий для успешной реализации данной технологии у старших подростков.
1. Андреева М.П. Первые шаги в музыке. М. : Музыка, 1968. 166 с.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. : Советский композитор, 1992, 101 с.
3. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и метода работы. М. : «Музыка», 1973. 139 с.
4. Большая медицинская энциклопедия. БМЭ. Т. 21 3-изд. Гл. ред. Б.В. Петровский. М., 1983 г.
5. Бубен В.П. Теория и практика обучения игре на аккордеоне: учеб. пособие. Минск: БГПУ, 2005. 170 с.
6. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики, сост. В.И. Руденко, вып. 7. М. : «Музыка», 1986 г. 65-81 с.
7. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук. Екатеринбург, Гуманитарно-экологический лицей, 1994 г. 89 с.
8. Давыдов Н. А. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (аккордеониста). Луцьк : Волинська обласна друкарня, 2006. 308 с.
9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Специальность (баян, аккордеон)» [Электронный ресурс], URL: https://dm- centre.ru/ext/ckfinder/userfiles/files/Программы%202017-
2018/хэо/Специальность%20баян^Г
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 7-е изд., испр. СПб. : Лань, 2015 г. 176 с.
11. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. М. : Музыка, 1988. 80 с.
12. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. СПб. : Лань, 2017. 160 с.
13. Катуркин А.П. Искусство игры на баяне и аккордеоне. Теория. Методика. Практика. М. : «Композитор», 2017. 192 с.
14. Климова Е.В. Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося - аккордеониста к овладению техническими навыками. Екатеринбург, Аттестационно-диагностическая служба в сфере худ. образования. 2002. 46 с.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. [Электронный ресурс], URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya- lichnosti-grazhdanina-rossii.html
...