Подготовка к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
дизартрии 10
1.3. Особенности фонетико-фонематической стороны речи как ведущего
параметра готовности к обучению грамоте детей с легкой степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация констатирующего эксперимента 20
2.2. Исследование медико-педагогической документации 21
2.3. Результат изучения моторных функций 23
2.4. Результаты исследования звукопроизношения 29
2.5. Данные обследования фонематического слуха и фонематического
восприятия. 32
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 37
3.1. Анализ методической литературы по проблеме исследования 37
3.2. Организация, планирования обучающего эксперимента 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 110
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
дизартрии 10
1.3. Особенности фонетико-фонематической стороны речи как ведущего
параметра готовности к обучению грамоте детей с легкой степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация констатирующего эксперимента 20
2.2. Исследование медико-педагогической документации 21
2.3. Результат изучения моторных функций 23
2.4. Результаты исследования звукопроизношения 29
2.5. Данные обследования фонематического слуха и фонематического
восприятия. 32
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 37
3.1. Анализ методической литературы по проблеме исследования 37
3.2. Организация, планирования обучающего эксперимента 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 110
В последнее время увеличился прирост детей с нарушениями речевого развития отмечают исследователи данной направленности (Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова и др.) [35, 30, 1].
Нарушения произносительной составляющей речи, которое обусловлено нехваткой иннервации аппарата речи называется дизартрией [6].
Одним из наиболее известных речевых дефектов легкой дизартрии являются постоянные нарушения, сходные с другими артикуляционными расстройствами, кроме этого у детей проявляются определённые проблемы в диагностике, а также и в логопедической работе. Эту проблему в своих трудах рассматривают такие ученые, как (Л. В. Лопатина, Л. Ф. Спирова, Р. И Мартынова и др [31, 46, 36].
Считается, что легкая степень дизартрии у детей при органическом поражении нервной системы связана с нарушением звукопроизношения, кроме этого, нарушается речевая моторика и речевое дыхание, при этом нарушается просодической составляющей речи, соответственно все вышеперечисленное приводит к формированию дисграфии в школьном обучении. Главным из показателей к успешному обучению дошкольников в школе считается правильная устная речь. В дальнейшем это поможет детям в освоении чтения. На базе устной речи происходит формирование письменной формы речи, если у дошкольников не сформировался фонематический слух — это может привести в дальнейшем к дисграфии. [17].
Значимым формированием в дошкольном возрасте является обязательная подготовка детей к обучению грамоте. Для того чтобы облегчить детям в дальнейшем обучение чтению следует в первую очередь устранить речевые дефекты в более раннем возрасте, так как речевое нарушение в последующем может отражается на обучении и в поведении детей.
При развитии речи в дошкольном периоде для обучения грамоте детям, необходимо уделить особое внимание на чистое звукопроизношение, так как все это в дальнейшем может повлиять на письмо, если не формируется устная речи, при этом у детей присутствуют недостатки произношения, то это влияет на их неуспеваемость в школе (Т. Б. Филичева) [48].
Данные авторы (Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, и др.) утверждали, что присутствует определенная зависимость детей от развития их речи, что в дальнейшем поможет им овладеть грамотой [28,22, 55].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой недоразвитие сформированности системы произношения, которая проявляется в нарушенности произношения звуков и восприятии звуков на слух. Кроме этого, у детей с ФФНР зачастую встречается неполноценная подготовленность к обучению грамоте. При овладении устной и письменной речью для дошкольников обязательно нужно развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Если не ликвидировать нарушения у детей, в последующем будут затруднения при усвоении письма и чтения.
При раннем выявление нарушений, важно вовремя провести коррекционную работу, которая поможет устранить нарушения у дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в дальнейшем поможет в подготовке детям в обучении грамоте.
Объект исследования: уровень готовности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования: готовность к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.
Задачи
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий изучение механизма и симптоматики, подготовке ребёнка к обучению грамоте.
3. С планировать направления и содержание коррекционной работы, направленные на подготовку к обучению грамоте.
4. Провести контрольный эксперимент для оценки эффективности проведенного обучения.
5. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Эксперимент проходил в городе Березовском в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад № 17 комбинированного вида».
В данном эксперименте приняло участие 10 детей, их возраст 6-7 лет, имеется заключения ПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии.
Методы исследования: исследование методических и педагогических источников в рамках данной проблематики, исследование логопедической документации, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, обучающий, контрольный, количественное и качественное исследование итогов деятельности.
Структура работы включает: введение, три главы, выводы к главам, заключение, список литературы 50, приложений 9.
Нарушения произносительной составляющей речи, которое обусловлено нехваткой иннервации аппарата речи называется дизартрией [6].
Одним из наиболее известных речевых дефектов легкой дизартрии являются постоянные нарушения, сходные с другими артикуляционными расстройствами, кроме этого у детей проявляются определённые проблемы в диагностике, а также и в логопедической работе. Эту проблему в своих трудах рассматривают такие ученые, как (Л. В. Лопатина, Л. Ф. Спирова, Р. И Мартынова и др [31, 46, 36].
Считается, что легкая степень дизартрии у детей при органическом поражении нервной системы связана с нарушением звукопроизношения, кроме этого, нарушается речевая моторика и речевое дыхание, при этом нарушается просодической составляющей речи, соответственно все вышеперечисленное приводит к формированию дисграфии в школьном обучении. Главным из показателей к успешному обучению дошкольников в школе считается правильная устная речь. В дальнейшем это поможет детям в освоении чтения. На базе устной речи происходит формирование письменной формы речи, если у дошкольников не сформировался фонематический слух — это может привести в дальнейшем к дисграфии. [17].
Значимым формированием в дошкольном возрасте является обязательная подготовка детей к обучению грамоте. Для того чтобы облегчить детям в дальнейшем обучение чтению следует в первую очередь устранить речевые дефекты в более раннем возрасте, так как речевое нарушение в последующем может отражается на обучении и в поведении детей.
При развитии речи в дошкольном периоде для обучения грамоте детям, необходимо уделить особое внимание на чистое звукопроизношение, так как все это в дальнейшем может повлиять на письмо, если не формируется устная речи, при этом у детей присутствуют недостатки произношения, то это влияет на их неуспеваемость в школе (Т. Б. Филичева) [48].
Данные авторы (Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, и др.) утверждали, что присутствует определенная зависимость детей от развития их речи, что в дальнейшем поможет им овладеть грамотой [28,22, 55].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой недоразвитие сформированности системы произношения, которая проявляется в нарушенности произношения звуков и восприятии звуков на слух. Кроме этого, у детей с ФФНР зачастую встречается неполноценная подготовленность к обучению грамоте. При овладении устной и письменной речью для дошкольников обязательно нужно развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Если не ликвидировать нарушения у детей, в последующем будут затруднения при усвоении письма и чтения.
При раннем выявление нарушений, важно вовремя провести коррекционную работу, которая поможет устранить нарушения у дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в дальнейшем поможет в подготовке детям в обучении грамоте.
Объект исследования: уровень готовности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования: готовность к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.
Задачи
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий изучение механизма и симптоматики, подготовке ребёнка к обучению грамоте.
3. С планировать направления и содержание коррекционной работы, направленные на подготовку к обучению грамоте.
4. Провести контрольный эксперимент для оценки эффективности проведенного обучения.
5. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Эксперимент проходил в городе Березовском в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад № 17 комбинированного вида».
В данном эксперименте приняло участие 10 детей, их возраст 6-7 лет, имеется заключения ПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии.
Методы исследования: исследование методических и педагогических источников в рамках данной проблематики, исследование логопедической документации, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, обучающий, контрольный, количественное и качественное исследование итогов деятельности.
Структура работы включает: введение, три главы, выводы к главам, заключение, список литературы 50, приложений 9.
Коррекционная работа занимает особое место в подготовке детей к обучению грамоте с ФФНР и легкой степенью дизартрии. Чтобы овладеть грамотностью, дети должны достичь определенного уровня общей языковой готовности, а также своего собственного звукового произношения, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Дизартрия является итогом органического поражения центральной нервной системы, что приводит к нарушению движений. Основными симптомами дизартрии являются нарушения двигательной сферы, звукового произношения и фонематических процессов.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо нормализовать двигательные навыки артикуляционного аппарата, а также скорректировать звуковую сторону речи. Для детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого мы изучали уровень развития моторики и речи. Нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев и моторики органов суставного аппарата были выявлены в ходе эксперимента у изученных детей. Кроме того, у детей дошкольного возраста с ФФНР и с легкой степенью дизартрии при изучении произношения звуков было выявлено, что у детей разный уровень формирования фонетической стороны речи.
В то же время были выявлены недостатки в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Далее мы разработали план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, который включал несколько этапов:
1) развитие общих двигательных навыков;
2) развитие мелкой моторики;
3) развитие артикуляционной моторики;
4) развитие звукового произношения;
5) развитие фонематического слуха и восприятия.
После проведения логопедической работы с использованием данных, полученных в контрольном эксперименте, что комплекс заданий и игр, направленных на обучение грамотности детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, мы эффективно достигли своих целей.
По итогам логопедического исследования после формирующего этапа эксперимента мы пришли к выводу, что на коррекцию этих функций не хватает времени. Таким образом, организация логопедического тренинга для подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией осуществлялась с учетом ведущего типа активности детей. При этом, учитывался и характер нарушений, и индивидуальные особенности детей, а также проводились поэтапно и последовательно все логопедические занятия.
Дизартрия является итогом органического поражения центральной нервной системы, что приводит к нарушению движений. Основными симптомами дизартрии являются нарушения двигательной сферы, звукового произношения и фонематических процессов.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо нормализовать двигательные навыки артикуляционного аппарата, а также скорректировать звуковую сторону речи. Для детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого мы изучали уровень развития моторики и речи. Нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев и моторики органов суставного аппарата были выявлены в ходе эксперимента у изученных детей. Кроме того, у детей дошкольного возраста с ФФНР и с легкой степенью дизартрии при изучении произношения звуков было выявлено, что у детей разный уровень формирования фонетической стороны речи.
В то же время были выявлены недостатки в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Далее мы разработали план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, который включал несколько этапов:
1) развитие общих двигательных навыков;
2) развитие мелкой моторики;
3) развитие артикуляционной моторики;
4) развитие звукового произношения;
5) развитие фонематического слуха и восприятия.
После проведения логопедической работы с использованием данных, полученных в контрольном эксперименте, что комплекс заданий и игр, направленных на обучение грамотности детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, мы эффективно достигли своих целей.
По итогам логопедического исследования после формирующего этапа эксперимента мы пришли к выводу, что на коррекцию этих функций не хватает времени. Таким образом, организация логопедического тренинга для подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией осуществлялась с учетом ведущего типа активности детей. При этом, учитывался и характер нарушений, и индивидуальные особенности детей, а также проводились поэтапно и последовательно все логопедические занятия.



