Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии

Работа №97341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ. 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью
дизартрии 10
1.3. Особенности фонетико-фонематической стороны речи как ведущего
параметра готовности к обучению грамоте детей с легкой степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация констатирующего эксперимента 20
2.2. Исследование медико-педагогической документации 21
2.3. Результат изучения моторных функций 23
2.4. Результаты исследования звукопроизношения 29
2.5. Данные обследования фонематического слуха и фонематического
восприятия. 32
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 37
3.1. Анализ методической литературы по проблеме исследования 37
3.2. Организация, планирования обучающего эксперимента 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 110

В последнее время увеличился прирост детей с нарушениями речевого развития отмечают исследователи данной направленности (Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова и др.) [35, 30, 1].
Нарушения произносительной составляющей речи, которое обусловлено нехваткой иннервации аппарата речи называется дизартрией [6].
Одним из наиболее известных речевых дефектов легкой дизартрии являются постоянные нарушения, сходные с другими артикуляционными расстройствами, кроме этого у детей проявляются определённые проблемы в диагностике, а также и в логопедической работе. Эту проблему в своих трудах рассматривают такие ученые, как (Л. В. Лопатина, Л. Ф. Спирова, Р. И Мартынова и др [31, 46, 36].
Считается, что легкая степень дизартрии у детей при органическом поражении нервной системы связана с нарушением звукопроизношения, кроме этого, нарушается речевая моторика и речевое дыхание, при этом нарушается просодической составляющей речи, соответственно все вышеперечисленное приводит к формированию дисграфии в школьном обучении. Главным из показателей к успешному обучению дошкольников в школе считается правильная устная речь. В дальнейшем это поможет детям в освоении чтения. На базе устной речи происходит формирование письменной формы речи, если у дошкольников не сформировался фонематический слух — это может привести в дальнейшем к дисграфии. [17].
Значимым формированием в дошкольном возрасте является обязательная подготовка детей к обучению грамоте. Для того чтобы облегчить детям в дальнейшем обучение чтению следует в первую очередь устранить речевые дефекты в более раннем возрасте, так как речевое нарушение в последующем может отражается на обучении и в поведении детей.
При развитии речи в дошкольном периоде для обучения грамоте детям, необходимо уделить особое внимание на чистое звукопроизношение, так как все это в дальнейшем может повлиять на письмо, если не формируется устная речи, при этом у детей присутствуют недостатки произношения, то это влияет на их неуспеваемость в школе (Т. Б. Филичева) [48].
Данные авторы (Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, и др.) утверждали, что присутствует определенная зависимость детей от развития их речи, что в дальнейшем поможет им овладеть грамотой [28,22, 55].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой недоразвитие сформированности системы произношения, которая проявляется в нарушенности произношения звуков и восприятии звуков на слух. Кроме этого, у детей с ФФНР зачастую встречается неполноценная подготовленность к обучению грамоте. При овладении устной и письменной речью для дошкольников обязательно нужно развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Если не ликвидировать нарушения у детей, в последующем будут затруднения при усвоении письма и чтения.
При раннем выявление нарушений, важно вовремя провести коррекционную работу, которая поможет устранить нарушения у дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в дальнейшем поможет в подготовке детям в обучении грамоте.
Объект исследования: уровень готовности детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования: готовность к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.
Задачи
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме. 
2. Провести констатирующий изучение механизма и симптоматики, подготовке ребёнка к обучению грамоте.
3. С планировать направления и содержание коррекционной работы, направленные на подготовку к обучению грамоте.
4. Провести контрольный эксперимент для оценки эффективности проведенного обучения.
5. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Эксперимент проходил в городе Березовском в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад № 17 комбинированного вида».
В данном эксперименте приняло участие 10 детей, их возраст 6-7 лет, имеется заключения ПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии.
Методы исследования: исследование методических и педагогических источников в рамках данной проблематики, исследование логопедической документации, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, обучающий, контрольный, количественное и качественное исследование итогов деятельности.
Структура работы включает: введение, три главы, выводы к главам, заключение, список литературы 50, приложений 9.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коррекционная работа занимает особое место в подготовке детей к обучению грамоте с ФФНР и легкой степенью дизартрии. Чтобы овладеть грамотностью, дети должны достичь определенного уровня общей языковой готовности, а также своего собственного звукового произношения, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Дизартрия является итогом органического поражения центральной нервной системы, что приводит к нарушению движений. Основными симптомами дизартрии являются нарушения двигательной сферы, звукового произношения и фонематических процессов.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо нормализовать двигательные навыки артикуляционного аппарата, а также скорректировать звуковую сторону речи. Для детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого мы изучали уровень развития моторики и речи. Нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев и моторики органов суставного аппарата были выявлены в ходе эксперимента у изученных детей. Кроме того, у детей дошкольного возраста с ФФНР и с легкой степенью дизартрии при изучении произношения звуков было выявлено, что у детей разный уровень формирования фонетической стороны речи.
В то же время были выявлены недостатки в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Далее мы разработали план логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, который включал несколько этапов:
1) развитие общих двигательных навыков;
2) развитие мелкой моторики;
3) развитие артикуляционной моторики;
4) развитие звукового произношения;
5) развитие фонематического слуха и восприятия.
После проведения логопедической работы с использованием данных, полученных в контрольном эксперименте, что комплекс заданий и игр, направленных на обучение грамотности детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, мы эффективно достигли своих целей.
По итогам логопедического исследования после формирующего этапа эксперимента мы пришли к выводу, что на коррекцию этих функций не хватает времени. Таким образом, организация логопедического тренинга для подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией осуществлялась с учетом ведущего типа активности детей. При этом, учитывался и характер нарушений, и индивидуальные особенности детей, а также проводились поэтапно и последовательно все логопедические занятия.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студентов высш.и сред.пед.учеб заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте [Текст] / Б. Г. Ананьев,
A. Н. Попова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 26, 1950. - 148 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : ACT: Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л.
B. Венедиктова и др. - СПб. : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
6. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова - М. : Педагогика, 1997. - 98 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова- М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. - 287 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии [Текст] / Н. А. Бернштейн ; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Институт общегуманитарных исследований, Московский психологосоциальн ый институт, 2004. - 896 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвящение, 1987. - 160 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. - 672 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : изд. Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. - СПб. : КАРО, 2006. - 304 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 279 с.
17. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И. Б. Карелина // Дефектология, 1996. - 50 с.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] : Пособие для логопеда. / Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 27с.
19. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1972. - 192 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений., перераб. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2-е изд - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
21. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : учебно-методическое / А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.
22. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : Владос, 2004. - 129 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Просвящение, 1967. - 364 с.
24. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей. [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Просвящение, 1967. - 159 с.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : изд. МГУ, 1982. - 287 с.
26. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина- СПб. : Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
27. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова- СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
28. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологического письма. Письмо и речь [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : ИЦ «Академия», 2002. - 77 с.
29. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1972. - 156 с.
30. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у
дошкольников [Текст] : пособие для педагогических дошкольных
учреждений. / А. И. Максаков. - 2-е издание - М. : Мазаика Синтез, 2005.¬64 с.
31. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. - М. : Гуманитарнный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. - 304 с.
32. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению
[Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В.
Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
33. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. - М. : Эксмо, 2015. - 320 с.
34. Поддьяков Н. Н. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР [Текст] / Н. Н. Поддьяков и др. - М. : Просвещение, 1968. - 367 с.
35. Поваляева М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева Ростов-на - Д. : Феникс, 2002. - 448 с.
36. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
37. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.
38. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : Учеб. пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. ин-тов. / О. В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
39. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи [Текст] : Учеб. пособие / З. А. Репина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995. - 121 с.
40. Смирнова, Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал [Текст] : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. - М. : «Мозаика - Синтез», 20005. - 56 с.
41. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков [Текст] : Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. М. Смирнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.
42. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. Алалией) [Текст] / Е. Ф. Соботович. - М. : Классикс стиль, 2003. - 160 с.
43. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Акцидент, 1998. - 112 с.
44. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст] : Пособие для учителя / Р. Д. Тригер - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. - 74 с.
45. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 50 с.
46. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.
47. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
48. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / М. Е. Хватцев. - М. : Учпедгиз, 1961. - 106 с.
49. Чиркина, Г. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией [Текст] / Г. В. Чиркина // Журнал «Дефектология», 1980. - №4. - 156 с.
50. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) [Текст] / Б. Д. Эльконин. - М. : Тривола, 1994. - 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ