Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации

Работа №97330

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Анализ понятия «межличностный конфликт», «профилактика
межличностных конфликтов» и их характеристика 15
1.3. Направления, формы и методы профилактики межличностных
конфликтов детей младшего школьного возраста в образовательной организации 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста на примере Екатеринбургской школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении 39
2.1. Анализ деятельности образовательной организации по
профилактике межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста школы-интерната 39
2.2. Первичная диагностика причин межличностных конфликтов детей
младшего школьного возраста 44
2.3. Комплекс мероприятий по профилактике межличностных
конфликтов детей младшего школьного возраста в образовательной организации 51
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложения 72

Актуальность темы исследования.В жизни каждого ребенка младший школьный возраст является важнейшим периодом. У детей начинают формироваться основные качества личности, возникает необходимость в самопознании, самореализации, утверждении своей значимости в обществе. Зарождаются первые шаги к взрослой самостоятельной жизни, дети учатся проявлять инициативу, и встречают на своем пути серьезные вопросы жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим их миром. Кроме того, у младших школьников определяются основы нравственности, формируется представление о социальных установках и нормах, а также отношение к окружающим людям.
На протяжении всего учебного процесса, дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемными ситуациями, выход из которых они еще только учатся находить. Нередко возникают и конфликтные ситуации между учениками, к конструктивному разрешению которых младшие школьники самостоятельно еще не готовы.
Взаимодействие детей младшего школьного возраста носит непринужденно эмоциональный характер. Зачастую дети младшего школьного возраста яростно проявляют свое отношение на замечания или требования педагогов, на различные нестандартные ситуации и некоторые поступки других детей.
По суждению Ю.Ф. Лукина, сфера образования считается одной из наиболее конфликтных в жизнедеятельности сообщества. Трудности взаимодействия соучастников преподавательского процесса обретает все большую остроту для нынешней школы. Школьные межличностные конфликты служат фактором множества неблагоприятных событий [33].
На наш взгляд, проблема профилактики межличностных конфликтов, особенно актуальна в младшем школьном возрасте. В данный промежуток дети делают первоначальные шаги к взрослой жизни - обучаютсявзаимодействовать в коллективе, решать трудности взаимопонимания и т.д. По этой причине им следует уметь конструктивно решать межличностные конфликты, чему и содействует профилактика.
В настоящее время выявлено разногласие между возрастающими требованиями учебного процесса и недостающими функциональными способностями младших школьников. Помимо этого, в научной литературе нет конкретных данных, затрагивающих умений решать конфликты. Не выработана главная стратегия преподавательской и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя остроконфликтной ситуации, которая дала возможность бы организовать их обычное психическое формирование. Но, как известно, неразрешенные проблемы и межличностные конфликты содействуют расстройству психики.
В связи с этим непосредственно в младшем школьном возрасте, когда стремительно создаются ключевые свойства персоны ребенка, особенную важность обретает изучение способности решать межличностные конфликты. В ходе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблематичных ситуациях, приводящим к конфликтам, к плодотворному разрешению которых они не склонны.
Традиционно конфликты детей рассматриваются как явления, сопряженные с отклонениями от так именуемого нормативного поведения, нарушающего нравственные и правовые нормы (Л. Козер, А.Н. Личко) [30]. Конфликты исследуются кроме того в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (А.С. Белкин, В.Н. Гуров, Д.И. Фельдштейн) [6].
Конфликты в популярных научных источниках определяются с позиции общей характеристики, где делается упор на спонтанно образующихся ситуациях. Они отображают отношение детей с окружающими. Но, анализ конфликтов с позиций уровня формирования младших школьников в нынешнее время не имеется. Нет конкретных данных, характеризующих важность конфликтных проявлений в развитии ребенка.
Проблемой профилактики межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в школе занимались: А.Я. Анцупов [2], Н.В. Гришина [18], Е.М. Дубовской [22], А.Л. Журавлёв [24], С.Н. Карташев [28], И.Н. Ворожейкин [12]и др.
В основе нашего исследования лежит следующее противоречие: существует необходимость в профилактике межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации, однако, на практике не ведется деятельность по направлениям профилактики (работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами).
Проблема исследования: каковы формы и методы профилактики межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации?
Обозначенные противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Профилактика межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс профилактики межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в школе.
Предмет исследования:содержание профилактики межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по профилактике межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно,процесс профилактики
межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации должен осуществляться:
- с использованием различных форм (беседа, лекция, классный час, родительское собрание, диспут, деловая игра, педагогическая консультация) и методов (рассказ, объяснение, инструктаж, иллюстрации).
- по направлениям (работа с обучающимися, работа с педагогами и работа с родителями) на основе разработанного комплекса мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) проанализировать понятия «межличностный конфликт», «профилактика межличностных конфликтов» и дать их характеристику;
3) описать направления, формы и методы профилактики межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации;
4) проанализировать деятельность образовательной организации по профилактике межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста;
5) провести первичную диагностику причин межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в школе-интернате.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа, социометрический опрос, анализ документов, проективные техники, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Структура работы.Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Межличностные конфликты являются неотъемлемой составляющей повседневной жизни, по данной причине не все конфликты необходимо профилактировать. Межличностные конфликты осуществляют позитивные и негативные функции. Осуществлять профилактику межличностных конфликтов необходимо тогда, когда они осуществляют негативные функции.
Младший школьный возраст - промежуток жизни с 6 - 7 вплоть до 10 - 11 лет, который обусловливается обстоятельством поступления детей в общеобразовательную организацию.
Социальная ситуация формирования этого периода характеризуется тем, что обучающийся подключается в новый для него тип деятельности - учебную, он обретает общественно важные обязанности, осуществление которых получает социальную оценку. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется на системы: «ребенок - педагог», «ребенок - родитель».
Конфликт - обоюдное негативное психическое состояние двух либо более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в взаимоотношениях, спровоцированное несовместимостью их мнений, заинтересованностей либо нужд. Конфликты бывают открытыми и скрытыми, легкоразрешимыми и трудноразрешимыми, конструктивными и деструктивными. Имеют позитивные и негативные функции.
Межличностный конфликт - это трудноразрешимая обстановка, которая может появиться в силу сформировавшейся дисгармонии межличностных взаимоотношений людей в обществе либо группе, а кроме того вследствии нарушения баланса между имеющимися в них структурами.
Так же возможно отметить стили поведения в межличностном конфликте: противостояние, избежание, сопротивление, адаптацию, компромисс, сотрудничество, ассертивное поведение.
Одной из видов межличностных конфликтов считается преподавательский конфликт, который предполагает собою непростое явление, включающее разнообразные уровни взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателей. Межличностные конфликты в образовательнойорганизации предполагают собою социально­преподавательскую проблему, которая тянет за собой негативные последствия, оказывающие большое влияние на личность ученика и отражающиеся не только лишь на его учебной деятельности, однако и на отношениях с ровесниками и психологический климат в целом в группе.
Профилактика конфликтов - работа с ещё не возникнувшими, а только вероятнымимежличностными конфликтами. Она подразумевает их прогнозирование при непрерывном информационно-аналитическом сопровождении.
Отметимтри направления профилактики межличностных конфликтов младших школьников в образовательной организации: работа с педагогами; работа с родителями; работа с детьми. Формы профилактики межличностных конфликтов: индивидуальные (экскурсии, консультирование); коллективный (диспуты, деловая игра, классный час, кружки и др.); массовые мероприятия. Методы профилактики: словесные (рассказ объяснение инструктаж); наглядные (иллюстрации, демонстрации, положительного примера), практические (привлечение к деятельности организации деятельности сотрудничество и др.).
На основе Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» была проанализирована деятельность по разрешению межличностных конфликтов и было определено, в данном образовательной организации проводится недостаточная по направлениям: «работа с детьми», «работа с родителями» ведется недостаточно. Проводятся мероприятия, только с использованием словесного метода и через форму родительское собрание. К недостаткам деятельности педагогов по профилактике межличностных конфликтов можно отнести отсутствие консультирования родителей именно по межличностным конфликтам младших школьников.
Нами была проведена первичная диагностика уровня межличностных конфликтов младших школьников. Исследование показало, что в 4 классе существуют межличностные конфликты, и среди учеников есть агрессивность в поведении.
Для профилактики межличностных конфликтов у детей в младшем школьном возрасте в образовательной организации нами был предложен и частично апробирован комплекс мероприятий направленный на вторичную профилактику, который может реализоваться в форме классных часов, тренингов, родительских собраний, консультирования. По трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
С помощью групповых и индивидуальных занятий дети младшего школьного возраста научились распознавать межличностные конфликтные ситуации, некоторые ученики овладели навыками бесконфликтного поведения, научились сотрудничать, прекратились проявления физической агрессии у детей, класс стал более сплоченный и дружный.
Работа, направленная на родителей младших школьников, способствовала расширению и углублению знаний родителей о межличностных конфликтах младших школьников. Были предложены памятки и рекомендации для родителей по профилактике межличностных конфликтов среди младших школьников.
Педагоги стали более проинформированы и осведомлены, поэтому стали лучше профилактировать межличностные конфликты и успешно их преодолевать в случае возникновения.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.: Питер, 2008. 304 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов. А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Юнити, 2011. 551 с.
3. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития. М.: УРСС, 2011. с. 373-394.
4. Баныкина С.В. Современная конфликтология в контексте культуры мира
[Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/
агсЫуе/Ьапукта-рейкопЬ (дата обращения: 12.03.2018).
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 412 с.
6. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие Екатеринбург: «ГЛАГОЛЪ»,1995. 96 с.
7. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: 2001. 576 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: учеб. пособие. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: АСТ,2010. 322 с.
9. Бородкин Ф.М., Н.М. Коряк. Внимание: конфликт. Учеб. пособие. Новосибирск. Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 189 с.
10. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 160 с.
11. Волков Б.З. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издат. центр «Владос», 2009. 343 с.
12. Ворожейкин И.Н., Кибанова А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учебник. М.: ИНФРА 2009. 240 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. 487 с.
14. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. М.: Издат. «Владос», 2003. 416 с.
15. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком, как?» [Электронный ресурс].
URL: http://textarchive.ru/c-1885976.html(gaTa обращения: 12.04.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ