Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения фантастических произведений в школе: романы Рэя Бредбери

Работа №97329

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Традиция жанра фантастики в современной литературе 6
1.1. Становление традиции фантастической литературы от предромантизма к
XX веку; 7
1.2. Приёмы создания фантастического мира в научной фантастике и в прозе
Р. Бредбери 15
1.3. Роль «элемента необычного» в сюжетах «Марсианских хроник». 19
Глава II. Образ мира будущего - отражение настоящего 22
2.1. Особенности повествования в «Марсианских хрониках» 22
2.2. Концепция фантастического антимира в романе «451 градус по
Фаренгейту» 26
Глава III. Система уроков по прозе Бредбери 30
3.1 Общие моменты 30
3.2 Поэтапная разработка уроков курса 36
Заключение 46

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Круг современного подросткового чтения довольно широк и включает в себя самых разных писателей, как классиков, так и авторов текущего периода. Неизменно притягательной для школьников остается фантастика, «разновидность художественной литературы, которая в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, «чудесного мира». В своем произведении писатель - фантаст воплощает специфическую модель мира, характер которой описан в определении В.С. Муравьева: «в фантастической картине мира читатель угадывает преображенные формы реального — социального и духовного — человеческого бытия». Как отмечает Е.Ю. Козьмина, «несмотря на положение, прочно укоренившееся в научном литературоведении благодаря работам М. М. Бахтина, о равноправии двух эстетических канонов - «классического» и «гротескно-фантастического», в подавляющем большинстве программ как в средней, так и в высшей школе по-прежнему преобладают произведения, принадлежащие к классической норме. Между тем незаслуженно обойденная вниманием фантастическая традиция тоже имеет весьма значительный потенциал, позволяющий педагогу (преподавателю литературы) справиться с целым рядом прямых и сопутствующих задач». Многие произведения фантастики отличаются «образовательным потенциалом» - художественные, нравственные, этические возможности фантастики свидетельствуют о необходимости рассмотрения на занятиях литературы по-настоящему стоящих и ценных произведений данного направления. Одним из ярких представителей фантастики, чья проза включена в школьную программу, является Рэй Дуглас Бредбери (1920-2012), американский писатель ХХ века.
Имя Р. Брэдбери знакомо многим учащимся среднего и старшего звена, особенно популярным является роман «Марсианские хроники», состоящий из новелл, единство которых образовано благодаря теме освоения Марса и раздумьями как о предшественниках землян, так и о самих героях историй и перипетиях в их судьбах. Антиутопия «451 градус по Фаренгейту» не менее известна среди старших школьников: к этому произведению ученики часто обращаются в итоговом сочинении, размышляя о бытийных вопросах: о вечных ценностях, о смысле жизни, о сущности человека, о путях развития цивилизации. Внимание учащихся к прозе Р. Брэдбери не случайно: отечественный литературовед А. Н. Осипов очень точно сформулировал представление о значимости творческой индивидуальности и наследия Р. Брэдбери, которая заключается в том, что художник удивлял читателей «своим дарованием тонкого лирика и психолога, красочного стилиста и рассказчика, обладающего магией в любом привычном земном явлении увидеть романтику, непривычность, фантастическую наполненность тайным смыслом, что дает ему широчайший диапазон художественных проявлений разнообразных замыслов».
Проза Рэя Брэдбери глубоко изучалась в отечественном и зарубежном литературоведении. Американские литературоведы Дж. Эллер, У. Тупонс, Р. Рид на сосредоточили внимание на исследовании жанровых аспектов творчества писателя, идейно-тематических особенностей, специфики поэтики. Д. Моуджин, У.Ф. Тоупсон, К. Вулф, Э. Рабкин представили серьезные монографии, в центре которых широкий круг проблем, связанных с наследием писателя. В дипломной работе мы опирались на труды отечественных ученых, среди которых Е.Н. Ковтун, К. Андреев, Л.Г. Михайлова, Е. Парнов, С. Гансовский, В.Н. Новикова, М.И. Киселева, Ю.С. Серенков. Однако в ряду работ, рассматривающих поэтическое своеобразие романов и рассказов писателя, отсутствуют специальные методические разработки изучения прозы Р. Брэдбери в школе. Мы полагаем, что литературоведческий анализ фантастических произведений Р. Брэдбери, интересных ученикам, поможет стать ступенью, предшествующей чтению классики (не фантастической), характеризующейся сложной жанрово-родовой природой, глубиной нравственной проблематики и психологизмом. Исследование под руководством учителя признанных фантастических произведений расширит литературоведческий кругозор школьников, научит их избирательному отношению к кругу чтения, сформирует литературный вкус.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена как интересом учащихся к прозе Р. Брэдбери, так и необходимостью методической разработки уроков, которые поддержат и разовьют читательское внимание к творчеству писателя. Кроме того, изучение фантастики Р. Брэдбери в школе может стать ключом к детскому восприятию предмета литературы и вернёт интерес детей к чтению благодаря столь важному «элементу» фантастической литературы - «нереальному, теоретически-возможному» и, нередко, «сказочному». Объект дипломной работы - романы Р.Брэдбери. Предмет - поэтика фантастического в романах Рэя Брэдбери «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту». Цель работы - разработать методику анализа фантастического произведения в школе на примере романов Р. Бредбери «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту». Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть логику развития традиции фантастической литературы от предромантизма к научной фантастике XX века;
2. Определить художественные приемы создания фантастического мира в научной фантастике XX века и прозе Р. Бредбери;
3. Проанализировать роль «элемента необычного» в сюжетостроении и субъективной организации в романе «Марсианские хроники»;
4. Исследовать модель фантастического мироустройства в романе «451 градус по Фаренгейту»;
5. Представить систему уроков по прозе Р. Бредбери.
Методологическую основу работы составляют фундаментальные исследования фантастики и прозы Р. Брэдбери: Е. Брандис, А.Ф. Бритикова, А. В. Бугрова, В.Г. Новиковой, Ю. Ковалик, В.В. Литвиновой, Ю.Зубакина, Т. Пономаренко, Ю.М. Ханютина, А. Оганяна, И. Шлионской, Я. Засурского, Н.М. Пальцева, и др. В дипломном сочинении мы обращаемся к системно-структурному методу научного исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов при изучении фантастики и собственно прозы Р. Брэдбери в практике школьного преподавания. Элемент новизны диплома заключается в попытке разработать методику изучения романов Р. Брэдбери в школе.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение обосновывает необходимость обращения к теме, актуальность, цель и задачи исследования, методологию, практическую значимость и новизну работы. Первая глава посвящена традициям жанра фантастики в современной литературе, а также тем приемам создания фантастического мира и «элемента необычного» в прозе Р. Бредбери. Вторая глава уделяет внимание непосредственно рассматриваемым нами произведениям: романам «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту», а также разработке практикума для работы с этими произведениями в школе. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе размышлений над поэтикой «фантастического» в романах Р. Брэдбери «Марсианские хроники» мы пришли к пониманию, что, с одной стороны, необычайное, удивительное начало позволяет продемонстрировать технологический процесс, наглядно изобразить его, показать катастрофические последствия научного прогресса для человечества в целом; с другой, фантастическое выступает как прием, с помощью которого переданы внутренние изменения в человеке, динамика в его душевных, психологических процессах. Фантастика в произведениях Брэдбери предстает не столько гипотезой, сколько основой в образе мира, главное в котором - это люди и их мироощущение. Фантастика в прозе Р. Брэдбери позволяет выявить особенности психологии «потребительского» общества и последствия, к которым может привести подобное отношение к жизни.
Элемент необычного в романе «451 градус по Фаренгейту» вводится с целью воплощения концепции антимира, т.е. мира, вывернутого наизнанку, лишенного нравственного - этических норм, разорвавшего культурные связи с прошлым, не имеющего человеческого будущего. Роман звучит как предупреждение читателям об опасностях индустрии массового развлечения, общества потребления, в котором пожарники распространяют огонь, а члены семьи живут по отдельности, каждый в собственном условном мире. Если «Марсианские хроники» - это роман о том, как человек способен повлиять на нечто удивительное, фантастическое и превратить его в полигон для своих амбиций, то «451 градус по Фаренгейту» - предостережение о некотором социальном процессе, уже запущенном человечеством, и тех катастрофических последствиях, к которым он может привести.
Разработанный цикл уроков по творчеству Р. Брэдбери поможет познакомить учащихся с фантастической прозой как с серьезной литературой, заставляющей думать, рассуждать о настоящем и будущем, о смыслах бытия, о предназначении человека, о присутствии в жизни культурного наследия, без освоения которого общество не способно развиваться и не имеет нравственной перспективы.
Данный курс позволяет решить образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а также помогает заинтересовать учащихся, вовлекая в процесс общего обсуждения, аргументированного спора и анализа художественного произведения. Курс призван воспитать в учащихся умных, самостоятельных и компетентных читателей. Уроки по творчеству Р. Брэдбери могут быть рассмотрены как возможная часть образовательной программы, пусть и на факультативном уровне.
Таким образом, изучение фантастики - это ключ к пробуждению интереса учащихся к предмету литературы и возможность обсудить произведение на равных, оставаясь не просто читателем, но читателем интересующимся.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ