Формирование номинативного словаря обучающихся младших классов с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Номинативный словарь современного русского языка 6
1.2. Развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного
возраста 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
нарушением интеллекта 16
1.4. Особенности формирования номинативного словаря у
обучающихся младших классов c нарушением интеллекта 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Анализ деятельности ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №1» по формированию номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта
2.2. Диагностика уровня сформированности номинативного словаря у
обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 38
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
3.1. Анализ ФГОС и АООП для обучающихся c нарушением интеллекта 47
3.2. Организация коррекционной работы по формированию
номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 52
3.3. Анализ результативности коррекционной работы по формированию номинативного словаря у обучающихся младших классов c нарушением интеллекта 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Номинативный словарь современного русского языка 6
1.2. Развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного
возраста 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
нарушением интеллекта 16
1.4. Особенности формирования номинативного словаря у
обучающихся младших классов c нарушением интеллекта 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Анализ деятельности ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №1» по формированию номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта
2.2. Диагностика уровня сформированности номинативного словаря у
обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 38
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
3.1. Анализ ФГОС и АООП для обучающихся c нарушением интеллекта 47
3.2. Организация коррекционной работы по формированию
номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 52
3.3. Анализ результативности коррекционной работы по формированию номинативного словаря у обучающихся младших классов c нарушением интеллекта 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
На сегодняшний день очень высокий процент детей c нарушениями интеллекта, имеющие недостаточный уровень развития речи, к которым относится лексика, семантика, грамматика.
Речь - является одной из самых важных высших психических функции, что особенно страдает у детей с нарушением интеллекта.
Словарный запас, которыми владеют умственно отсталые обучающиеся, может сказать об их особенностях, потому как он более однотипен, беден, может проявляться частыми повторами одних и тех же слов.
У детей c нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп в познавательной сфере, более сложно осваивается изучаемый учебный материал, запоминание новых слов, появляющиеся в процессе обучения. Большую роль со стороны психологии, является проблемы c вербальной памятью у детей c нарушением интеллекта.
Изучением этих проблем занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов. Они выявили, необходимость актуальной коррекционной помощи и подчеркнули на наличие у них определенных потенциальных возможностей психического развития умственно отсталых детей. Необходима правильная тактика для понимания проблемы умственной отсталости, для психологов и педагогов, работающих c детьми, имеющими нарушения интеллекта, так как ошибки могут привести к элементарному, негативному подходу к воспитанию умственно отсталых детей, когда умственно отсталый ребенок рассматривается исключительно с
отрицательной стороны, если не рассматривать возможностей и перспектив развития его личности.
Объект исследования - номинативный словарь обучающихся младших классов c нарушением интеллекта.
Предмет исследования - процесс формирования номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта.
Цель исследования - на основе исследования уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта разработать и апробировать приёмы (комплекс упражнений) для развития словаря у данной категории обучающихся на уроках письма и чтения в коррекционной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу, в том числе ФГОС и АООП по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент по изучению номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать приемы формирования номинативного словаря у обучающихся c нарушением интеллекта.
4. Проверить эффективность проделанной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализирование логопедической литературы, педагогической, психологической, психолингвистической.
2. Экспериментальные: констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты.
3. Статистические: анализирование и подведение итогов проведенных исследований.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
База проведения исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №1 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», расположенная по адресу, город Екатеринбург, ул. Татищева, д. 78.
Речь - является одной из самых важных высших психических функции, что особенно страдает у детей с нарушением интеллекта.
Словарный запас, которыми владеют умственно отсталые обучающиеся, может сказать об их особенностях, потому как он более однотипен, беден, может проявляться частыми повторами одних и тех же слов.
У детей c нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп в познавательной сфере, более сложно осваивается изучаемый учебный материал, запоминание новых слов, появляющиеся в процессе обучения. Большую роль со стороны психологии, является проблемы c вербальной памятью у детей c нарушением интеллекта.
Изучением этих проблем занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов. Они выявили, необходимость актуальной коррекционной помощи и подчеркнули на наличие у них определенных потенциальных возможностей психического развития умственно отсталых детей. Необходима правильная тактика для понимания проблемы умственной отсталости, для психологов и педагогов, работающих c детьми, имеющими нарушения интеллекта, так как ошибки могут привести к элементарному, негативному подходу к воспитанию умственно отсталых детей, когда умственно отсталый ребенок рассматривается исключительно с
отрицательной стороны, если не рассматривать возможностей и перспектив развития его личности.
Объект исследования - номинативный словарь обучающихся младших классов c нарушением интеллекта.
Предмет исследования - процесс формирования номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта.
Цель исследования - на основе исследования уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта разработать и апробировать приёмы (комплекс упражнений) для развития словаря у данной категории обучающихся на уроках письма и чтения в коррекционной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу, в том числе ФГОС и АООП по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент по изучению номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать приемы формирования номинативного словаря у обучающихся c нарушением интеллекта.
4. Проверить эффективность проделанной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализирование логопедической литературы, педагогической, психологической, психолингвистической.
2. Экспериментальные: констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты.
3. Статистические: анализирование и подведение итогов проведенных исследований.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
База проведения исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №1 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», расположенная по адресу, город Екатеринбург, ул. Татищева, д. 78.
B соответствии c поставленной целью выпускной квалификационной работы, нами были решены следующие задачи.
1. Изучена литература, в том числе ФГОС и АООП, по проблеме исследования.
Изучением этой проблемы занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов.
Номинативный словарь - это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Периферия номинативного состава языка включает в себя единицы, «в которых номинативная функция осложняется эмотивной или чисто интеллектуальной (ментальной) экспрессией, разнообразными культурными коннотациями, а также более или менее жесткой прикрепленностью к тому или иному стилю языка»
Нарушения речевого развития детей c нарушениями интеллекта отрицательно влияют на всю психическую деятельность, что вызывает у них затруднение общения c окружающими, так как нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности.
2. Проведен констатирующий эксперимент по изучению номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.
В настоящем исследовании проблема формирования номинативного словаря у детей с интеллектуальными нарушениями рассматривается c позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы.
C целью изучения уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов c недоразвитием интеллекта были поставлены следующие задачи: отобрать методики, позволяющие изучить особенности номинативного словаря y младших школьников с нарушением интеллекта; дать оценку качественного состава номинативного словаря младших школьников с нарушением интеллекта; определить качественный и количественный состав номинативного словаря детей c нарушением интеллекта; сформулировать выводы по результатам изучения номинативного словаря у школьников младших классов с нарушением интеллекта.
Результаты обследования номинативного словаря у младших школьников c нарушениями интеллекта фиксировались в протоколы обследования на каждого ребенка, отбирались и анализировались материалы, имевшие непосредственное отношение к объекту исследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов.
Необходимо отдельно отметить, что все дети диагностируемой группы испытывали сложность в образовании однокоренных слов при выборе нужного слова в пробе. Можно констатировать, что дети обследуемой группы имеют проблемы в понимании речи, им необходима четко организованная адресная коррекционная работа по формированию и развитию номинативного словаря. Нарушения речи y обследованных детей довольно многообразны, они выражаются в нарушении произношения, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, понимания речи, в нарушении темпа и плавности речи, a также бедности словарного запаса.
Отмечается бедность активного словарного запаса, проявляются затруднения в определении синонимов, обобщающих и родственных слов.
3. Разработаны и апробированы приемы формирования номинативного словаря y обучающихся c нарушением интеллекта.
Описанная работа проводилась c исследуемыми детьми c сентября по ноябрь 2018 г.
4. Проверена эффективность проделанной работы.
Эффективность проделанной работы была оценена с помощью методик, использованных во время первичной диагностики.
По результатам обследования номинативного словаря можем наблюдать следующий результат: дети знают или немного путают времена года, стали понимать значения слов синонимов. Можно наблюдать, что y детей исследуемой группы произошло значительное улучшение в понимании номинативной стороны речи. Также y детей обследуемой группы вырос уровень сформированности номинативного словаря. Соответственно, проделанная работа необходима для повышения уровня сформированности номинативного словаря обучающихся младших классов c нарушением интеллекта.
1. Изучена литература, в том числе ФГОС и АООП, по проблеме исследования.
Изучением этой проблемы занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов.
Номинативный словарь - это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Периферия номинативного состава языка включает в себя единицы, «в которых номинативная функция осложняется эмотивной или чисто интеллектуальной (ментальной) экспрессией, разнообразными культурными коннотациями, а также более или менее жесткой прикрепленностью к тому или иному стилю языка»
Нарушения речевого развития детей c нарушениями интеллекта отрицательно влияют на всю психическую деятельность, что вызывает у них затруднение общения c окружающими, так как нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности.
2. Проведен констатирующий эксперимент по изучению номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.
В настоящем исследовании проблема формирования номинативного словаря у детей с интеллектуальными нарушениями рассматривается c позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы.
C целью изучения уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов c недоразвитием интеллекта были поставлены следующие задачи: отобрать методики, позволяющие изучить особенности номинативного словаря y младших школьников с нарушением интеллекта; дать оценку качественного состава номинативного словаря младших школьников с нарушением интеллекта; определить качественный и количественный состав номинативного словаря детей c нарушением интеллекта; сформулировать выводы по результатам изучения номинативного словаря у школьников младших классов с нарушением интеллекта.
Результаты обследования номинативного словаря у младших школьников c нарушениями интеллекта фиксировались в протоколы обследования на каждого ребенка, отбирались и анализировались материалы, имевшие непосредственное отношение к объекту исследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов.
Необходимо отдельно отметить, что все дети диагностируемой группы испытывали сложность в образовании однокоренных слов при выборе нужного слова в пробе. Можно констатировать, что дети обследуемой группы имеют проблемы в понимании речи, им необходима четко организованная адресная коррекционная работа по формированию и развитию номинативного словаря. Нарушения речи y обследованных детей довольно многообразны, они выражаются в нарушении произношения, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, понимания речи, в нарушении темпа и плавности речи, a также бедности словарного запаса.
Отмечается бедность активного словарного запаса, проявляются затруднения в определении синонимов, обобщающих и родственных слов.
3. Разработаны и апробированы приемы формирования номинативного словаря y обучающихся c нарушением интеллекта.
Описанная работа проводилась c исследуемыми детьми c сентября по ноябрь 2018 г.
4. Проверена эффективность проделанной работы.
Эффективность проделанной работы была оценена с помощью методик, использованных во время первичной диагностики.
По результатам обследования номинативного словаря можем наблюдать следующий результат: дети знают или немного путают времена года, стали понимать значения слов синонимов. Можно наблюдать, что y детей исследуемой группы произошло значительное улучшение в понимании номинативной стороны речи. Также y детей обследуемой группы вырос уровень сформированности номинативного словаря. Соответственно, проделанная работа необходима для повышения уровня сформированности номинативного словаря обучающихся младших классов c нарушением интеллекта.
Подобные работы
- Развитие номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями посредством реализации проекта «Остров знаний»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - Формирование словарного запаса
у младших школьников с нарушением физического слуха в процессе
логопедической работы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование словарного запаса у младших школьников с нарушением физического слуха в процессе логопедической работы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Реализация интегрированного подхода в процессе развита речи младших школьников («Русский язык» и «Литературное чтение»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Развитие умений связной письменной речи младших школьников при работе над изложением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Особенности лексико - грамматического строя речи детей 5-6 лет с OHP Ш уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Особенности лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с ОНР II - III уровня с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016



