ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Номинативный словарь современного русского языка 6
1.2. Развитие лексической стороны речи у детей младшего школьного
возраста 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
нарушением интеллекта 16
1.4. Особенности формирования номинативного словаря у
обучающихся младших классов c нарушением интеллекта 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Анализ деятельности ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №1» по формированию номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта
2.2. Диагностика уровня сформированности номинативного словаря у
обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 38
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
3.1. Анализ ФГОС и АООП для обучающихся c нарушением интеллекта 47
3.2. Организация коррекционной работы по формированию
номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 52
3.3. Анализ результативности коррекционной работы по формированию номинативного словаря у обучающихся младших классов c нарушением интеллекта 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
На сегодняшний день очень высокий процент детей c нарушениями интеллекта, имеющие недостаточный уровень развития речи, к которым относится лексика, семантика, грамматика.
Речь - является одной из самых важных высших психических функции, что особенно страдает у детей с нарушением интеллекта.
Словарный запас, которыми владеют умственно отсталые обучающиеся, может сказать об их особенностях, потому как он более однотипен, беден, может проявляться частыми повторами одних и тех же слов.
У детей c нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп в познавательной сфере, более сложно осваивается изучаемый учебный материал, запоминание новых слов, появляющиеся в процессе обучения. Большую роль со стороны психологии, является проблемы c вербальной памятью у детей c нарушением интеллекта.
Изучением этих проблем занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов. Они выявили, необходимость актуальной коррекционной помощи и подчеркнули на наличие у них определенных потенциальных возможностей психического развития умственно отсталых детей. Необходима правильная тактика для понимания проблемы умственной отсталости, для психологов и педагогов, работающих c детьми, имеющими нарушения интеллекта, так как ошибки могут привести к элементарному, негативному подходу к воспитанию умственно отсталых детей, когда умственно отсталый ребенок рассматривается исключительно с
отрицательной стороны, если не рассматривать возможностей и перспектив развития его личности.
Объект исследования - номинативный словарь обучающихся младших классов c нарушением интеллекта.
Предмет исследования - процесс формирования номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта.
Цель исследования - на основе исследования уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта разработать и апробировать приёмы (комплекс упражнений) для развития словаря у данной категории обучающихся на уроках письма и чтения в коррекционной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу, в том числе ФГОС и АООП по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент по изучению номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать приемы формирования номинативного словаря у обучающихся c нарушением интеллекта.
4. Проверить эффективность проделанной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализирование логопедической литературы, педагогической, психологической, психолингвистической.
2. Экспериментальные: констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты.
3. Статистические: анализирование и подведение итогов проведенных исследований.
Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
База проведения исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №1 реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», расположенная по адресу, город Екатеринбург, ул. Татищева, д. 78.
B соответствии c поставленной целью выпускной квалификационной работы, нами были решены следующие задачи.
1. Изучена литература, в том числе ФГОС и АООП, по проблеме исследования.
Изучением этой проблемы занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов.
Номинативный словарь - это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Периферия номинативного состава языка включает в себя единицы, «в которых номинативная функция осложняется эмотивной или чисто интеллектуальной (ментальной) экспрессией, разнообразными культурными коннотациями, а также более или менее жесткой прикрепленностью к тому или иному стилю языка»
Нарушения речевого развития детей c нарушениями интеллекта отрицательно влияют на всю психическую деятельность, что вызывает у них затруднение общения c окружающими, так как нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности.
2. Проведен констатирующий эксперимент по изучению номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.
В настоящем исследовании проблема формирования номинативного словаря у детей с интеллектуальными нарушениями рассматривается c позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы.
C целью изучения уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов c недоразвитием интеллекта были поставлены следующие задачи: отобрать методики, позволяющие изучить особенности номинативного словаря y младших школьников с нарушением интеллекта; дать оценку качественного состава номинативного словаря младших школьников с нарушением интеллекта; определить качественный и количественный состав номинативного словаря детей c нарушением интеллекта; сформулировать выводы по результатам изучения номинативного словаря у школьников младших классов с нарушением интеллекта.
Результаты обследования номинативного словаря у младших школьников c нарушениями интеллекта фиксировались в протоколы обследования на каждого ребенка, отбирались и анализировались материалы, имевшие непосредственное отношение к объекту исследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов.
Необходимо отдельно отметить, что все дети диагностируемой группы испытывали сложность в образовании однокоренных слов при выборе нужного слова в пробе. Можно констатировать, что дети обследуемой группы имеют проблемы в понимании речи, им необходима четко организованная адресная коррекционная работа по формированию и развитию номинативного словаря. Нарушения речи y обследованных детей довольно многообразны, они выражаются в нарушении произношения, грамматического строя речи, слоговой структуры слова, понимания речи, в нарушении темпа и плавности речи, a также бедности словарного запаса.
Отмечается бедность активного словарного запаса, проявляются затруднения в определении синонимов, обобщающих и родственных слов.
3. Разработаны и апробированы приемы формирования номинативного словаря y обучающихся c нарушением интеллекта.
Описанная работа проводилась c исследуемыми детьми c сентября по ноябрь 2018 г.
4. Проверена эффективность проделанной работы.
Эффективность проделанной работы была оценена с помощью методик, использованных во время первичной диагностики.
По результатам обследования номинативного словаря можем наблюдать следующий результат: дети знают или немного путают времена года, стали понимать значения слов синонимов. Можно наблюдать, что y детей исследуемой группы произошло значительное улучшение в понимании номинативной стороны речи. Также y детей обследуемой группы вырос уровень сформированности номинативного словаря. Соответственно, проделанная работа необходима для повышения уровня сформированности номинативного словаря обучающихся младших классов c нарушением интеллекта.
1. Андрусёва И. В., Формирование образной речи у умственно отсталых младших школьников средствами художественного слова [Текст] / И. В. Андрусёва, Ю. В. Куколева // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, 2017. - С. 21-23.
2. Андрусёва И. В., Формирование системы словообразования как основа обогащения лексического запаса младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / И. В. Андрусёва, М. В. Капылова // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, 2017. - С. 19-21.
3. Антонова Е. П., Развитие устной связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках чтения [Текст] / Е.П. Антонова // Вопросы педагогики, 2016. - № 12. - С. 10-14.
4. Бакиева Н. З., Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / Н.З. Бакиева. - М. : Владос, 2017. - 152 с.
5. Баранова Г. А., Развитие мыслительной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами игровой деятельности [Текст] / Г. А. Баранова, Л. А. Ремизова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018. - № 1. - С. 47-52.
6. Белышева А. Н., Особенности коммуникативных навыков младших школьников [Текст] / А. Н. Белышева, Ю. А. Глабова // Нижегородский психологический альманах, 2017. - № 1 (5). - С. 6-11.
7. Бизюк А.П., Своеобразие формирования высших психических функций у младших школьников в условиях недоразвития речи [Текст] / А. П. Бизюк, Е. Э. Кац, Т. А. Колосова, Н. А. Стрижак, В. М. Сорокин // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 54-4. - С. 151-158.
8. Боброва Л.В., Содержание методической работы по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Л.В. Боброва // Традиции и инновации в начальном образовании, 2017. - С. 41-44.
9. Бондарь А.Ю., Проблема формирования словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А. Ю. Бондарь, Л. М. Берман // Векторы образования: от традиции к инновациям, 2017. - С. 10-11.
10. Бородовская Н. В., Психология и педагогика [Текст]: учебник / Н. В. Бородовская, С. И. Розум. - СПБ. : Питер, 2017. - 624.
11. Бороздина Г. В., Психология и педагогика [Текст]: учебник / Г. В. Бороздина. - М. : Юрайт, 2016. - 478 с.
12. Василишина Е. В., Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Е.В. Василишина, Н. В. Терехова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы, 2018. - С. 36-44.
13. Выголова О. А., Формирование у младших умственно отсталых школьников коммуникативной функции речи [Текст] / О. А. Выголова // Постулат, 2018. - № 4-2 (30). - С. 4.
14. Выготский Л. С., Психология развития: избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, 2018. - 282 с.
15. Голубева Ю. А., Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного [Текст] / Ю. А. Голубева, Е. А. Жестокова // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей, 2017. - С. 187-191.
16. Диброва Т. В., Психолого-педагогические условия формирования лексической стороны речи у младших школьников средствами кукольного театра [Текст] / Т. В. Диброва // Психология и педагогика: методология, теория и практика, 2016. - С. 134-140.
17. Дорджи-Горяева Е.Б., Особенности развития речи младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Е.Б. Дорджи-Горяева, Т.С. Хазыкова // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе, 2015. - С. 65-69.
18. Ефремова Е. А., Дидактическая игра как средство формирования активного словаря у младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / Е. А. Ефремова, Л. Р. Лизунова // Специальное образование, 2016. - С. 125-128.
19. Зикеев А. Г., Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи [Текст]: учеб.пособие / А. Г. Зикеев. - М. : Владос, 2014. - 432 с.
20. Иванова О. А., Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / О. А. Иванова // Методология и технология исследовательской деятельности в образовательной организации,2017.- С. 83-86.
21. Иванюта Я. В., Формирование правильной речи младших школьников через игровую деятельность [Текст] / Я.В. Иванюта // Вестник научных конференций, 2017. - № 3-5 (19). - С. 75-76.
22. Карсакова В. В., Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках русского языка [Текст] / В. В. Карсакова, Е. А. Жестокова // Международный журнал экспериментального образования, 2016. - № 2-1. - С. 137-140.
23. Козырева О. А., Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи [Текст]: учеб.пособие / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. - М. : Владос, 2016. - 120 с.
24. Коняева Н. П., Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М.: Владос, 2014. - 200 с.
25. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М. : Юрайт, 2017. - 286 с.
26. Краева А. А., Изучение уровня развития речи детей младшего школьного возраста в свете требований ФГОС [Текст] / А. А. Краева // Филологическое образование в период детства, 2018. - № 25. - С. 3-8.
27. Крившенко Л. П., Педагогика [Текст]: учебник и практикум / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. - М. : Проспект, 2017. - 238 с.
28. Крылова А. С., Развитие речи учащихся младших классов на уроках русского языка при изучении синонимов [Текст] / А.С. Крылова // Проблемы педагогики, 2016. - № 6 (17). - С. 31-32.
29. Левкоева Ю. А., Основы формирования языковой компетентности младших школьников [Текст] / Ю. А. Левкоева // Актуальные вопросы современной науки, 2017. - С. 127-132.
30. Лисицкая Л. Г., Лексикографическая компетентность как средство познавательного развития младших школьников [Текст] / Л. Г. Лисицкая, И. В. Павленко // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 57-12. - С. 158-167.
31. Лошкарева Л. А., Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / Л. А. Лошкарева, А. В. Останина // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства, 2018. - С. 173-175.
32. Маркина Ю. В., Устное народное творчество как средство обогащения речи младших школьников [Текст] / Ю. В. Маркина, Н. М. Яяева // Актуальные проблемы социально-гумманитарного и научно¬технического знания, 2018. - № 1-2 (14). - С. 16-17.
33. Меннер Е. Д., Условия формирования выразительности речи младших школьников [Текст] / Е. Д. Меннер // Worldscience: problemsandinnovations, 2018. - С. 257-259.
34. Мишанова О. Г., Принцип преемственности в речевом развитии детей [Текст] / О. Г. Мишанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста, 2016. - № 5. - С. 769-771.
35. Муртузаева Э. З., Теоретические основы формирования навыков учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / Э. З. Муртузаева // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, 2017. - С. 120-122.
36. Налимова Т. А., Актуальные вопросы развития речи младших школьников [Текст]: учеб.пособие / Т. А. Налимова. - М.: БУК, 2017. - 140 с.
37. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Владос, 2013. - 400 с.
38. Педагогика [Текст]: учебник / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб. : Питер, 2017. - 304 с.
39. Педагогика начального образования [Текст]: учебник / Под ред. С. А. Котовой. - СПб. : Питер, 2017. - 336 с.
40. Пузанов Б. П., Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст]: учебник / Б. П. Пузанов. - М. : Владос, 2017. - 110 с.
41. Сергеева Б.В., Теоретические основы развития речевой деятельности младших школьников [Текст] / Б.В. Сергеева, О. С. Трофимцова // Научное обозрение: педагогические науки, 2017. - № 3. - С. 110-122.
42. Сизова Ю. С., Особенности общения детей младшего школьного возраста [Текст] / Ю С. Сизова, Е. Н. Яковенко // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса, 2015. - С. 232-237.
43. Сиранчук Н. Н., Формирование лексической компетентности младшего школьника средствами словообразовательной работы [Текст] / Н.Н. Сиранчук // Тернопольский национальный педагогический университет им. Владимира Гнатюка (Тернополь), 2015.- № 3. - С. 52-58.
44. Смирнова Д. Л., Проблема формирования словаря синонимов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Д. Л. Смирнова // Вопросы педагогики, 2017. - № 5. - С. 44-49.
45. Танцюра С. Ю., Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта [Текст]: метод.пособие. - М. : Сфера,2018 - 64 с.
46. Тлехурай М. К., Формирование учебно-научной реки как важный аспект в развитии связной речи младших школьников [Текст] / М.К. Тлехурай // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых ученых, 2017. - С. 138-144.
47. Томилова А. Ю., Роль артпедагогических средств в формировании связной речи младших школьников [Текст] / А. Ю. Томилова // Евсевьевские чтения, 2017. - С. 198-204.
48. Шицко Э. В., Развитие образной речи младших школьников на основе творческих речевых упражнений по прочитанным произведениям [Текст] / Э. В. Шицко // Закономерности и тенденции инновационного развития общества, 2018. - С. 98-103.
49. Шуритенкова В. А., О формировании у дошкольников и младших школьников базового словаря для создания оценочного высказывания [Текст] / В. А. Шуритенкова // Путь науки, 2016. - № 3 (25). - С. 125-127.
50. Щадей М. Е., Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе развития их речи [Текст] / М. Е. Щадей // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития, 2018. - С. 218-221.
51. Яяева А. М., Содержание работы по формированию культуры речи младших школьников [Текст] / А. М. Яяева, С. С. Ниметуллаева // Инновационные технологии в науке и образовании, 2018. - С. 258-262.