Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом на занятиях по изобразительной деятельности

Работа №97315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
1.2. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития моторных функций у детей с детским церебральным параличом
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. База исследования. Характеристика исследуемых детей
2.2. Анализ методик обследования мелкой моторики у детей с детским
церебральным параличом
2.3. Анализ результатов изучения развития мелкой моторики у детей с
детским церебральным параличом
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.Изобразительная деятельность и её значение в коррекционном процессе
3.2. Программа коррекции и мелкой моторики у детей с детским
церебральным параличом
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 98

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в современных условиях дошкольные образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, что особенно важно для учреждений, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности - дети с детским церебральным параличом.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, постоянно увеличивается число детей с детским церебральным параличом: от 4—5 до 9 случаев на 1000 детей по разным регионам страны [31].К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам, присоединяются нарушения психического развития, речи, зрения, слуха и другие. Так, двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей с ДЦП, речевые - у 75% и психические у 50% детей [28]. Однако при своевременно оказанной коррекционной помощи, при некоторых формах ДЦП, большая часть детей способна освоить программу средней общеобразовательной школы при создании особых педагогических условий.
Вопросом изучения психических нарушений у детей с детским церебральным параличом, занимались многие отечественные исследователи:
Л. А. Данилова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина, и др. Однако вопрос развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности у детей с ДЦП в литературе подробно не рассмотрен.
В настоящее время разработано множество методов и подходов по развитию мелкой моторики у детей, однако при этом недооценивается важность развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности, которая входит в обязательный модуль образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», поскольку основной его целью является воспитание художественных способностей детей. Однако в процессе изобразительной деятельности происходит развитие не только мелкой моторики, но и развитие зрительного восприятия, воображения, волевых качеств личности и мотивации к художественной деятельности.
Все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект - мелкая моторика рук у дошкольников с ДЦП.
Предмет - процесс развития мелкой моторики у детей с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить степень разработанности выбранной проблемы в научной и научно-методической литературе.
2. Подобрать методы и методики для диагностики мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
3. Исследовать уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
4. Разработать и реализовать на практике систему коррекционных мероприятий по совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП на уроках изобразительной деятельности.
Гипотеза - развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности будет эффективнее, если учитывать психологические особенности старших дошкольников с ДЦП, занятия проводить с учетом ведущей деятельности старшего дошкольного возраста и вовлекать родителей в коррекционный процесс.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- опытно - экспериментальный.
Эксперимент проводился на базе МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 Верх - Исетского района г. Екатеринбурга в период с 15 января 2018г по 30 марта 2018г. В нем приняли участие дети дошкольного возраста с ДЦП, в количестве 10 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 52 источников, 5 рисунков, 6 таблиц и 8 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав научную и научно-методическую литературу, мы выяснили, что детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой тяжелое, не прогрессирующие заболевание нервной системы, которое возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы), судорожными припадками.
В клинической картине ДЦП наблюдается большой полиморфизм, форма нарушений зависит от места локализации, степени, глубины и распространенности поражения.
В своей опытно-экспериментальной работе мы ориентировались на классификацию К. А. Семёновой, которая выделила такие формы ДЦП, как спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму, гемипаретическую форму и атонически-астатическую форму.
Анализируя онтогенез мелкой моторики, мы выяснили, что ее развитие связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры. У детей с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены, что приводит к специфике двигательного развития, которая проявляется в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка, что, в свою очередь, приводит к задержке формирования основных моторных функций.
В ходе проведения констатирующего эксперимента мы подобрали методики, с помощью которых практическим путем изучили уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Первоначальное исследование, проведенное нами, показало, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП по всем трем блокам (выполнение упражнений на координацию движений, проба на пальцевый гнозис и праксис, графические действия) выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. Исследованные нами две группы детей - экспериментальная и контрольная - показали одинаковые результаты. У испытуемых развитие мелкой моторики отстаёт от возрастной нормы. Движения у детей скованные, координация движений рук нарушена. Дети не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании слабые, прерывистые, ломаные. Нарушена целенаправленность, точность движений. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Все это указывает на необходимость проведения коррекционных мероприятий.
Далее, проанализировав методы развития мелкой моторики у детей с ДЦП, мы выбрали изобразительную деятельность, поскольку она вызывает интерес еще в раннем возрасте. С её помощью можно вызывать различные эмоциональные состояния детей с ДЦП и проводить эффективную коррекционную работу по развитию мелкой моторики. Кроме того, изобразительная деятельность активизирует познавательную деятельность детей, способствует коррекции недостатков их психического и физического развития.
В результате проведенной коррекционной работы с применением изобразительной деятельности, нам удалось добиться изменений в показателе уровня развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
В ходе коррекционной работы мы пришли к пониманию того, что необходимо грамотно планировать и прогнозировать коррекционную работу, учитывать психологический уровень развития детей, чтобы создавать психологически комфортные условия воспитания и обучения детей с ДЦП. При этом ЭГ, с которой велась планомерная коррекционная работа, показала результаты лучше, по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, эксперимент по развитию мелкой моторики на уроках изобразительной деятельности у детей с ДЦП оказался успешным.
Цель нашего исследования выполнена, задачи реализованы, заявленная нами гипотеза подтверждена.
В дальнейшем, для более эффективной коррекционной работы по развитию мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельности с детьми с ДЦП, возможно применение нетрадиционных техник рисования, использование здоровьесберегающих технологий.



1. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи [Текст] / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание, 1990.
-№ 8. - С. 62-65.
2. Астахов, В. А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы речи [Текст] / В. А. Астахов // Здоровье , 2000. - № 3. - С. 14-15.
3. Бабенкова, Р. Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: методические рекомендации [Текст] /
Р. Д. Бабенкова. -М.: Просвещение, 1977.-120 с.
4. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] /Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина.—М.: МПА, 1988. 214 с.
5. Бадалян, Л. О. Детская неврология [Текст] : учеб.пособие /Л. О. Бадалян. - 4-е изд. - М. : МЕД пресс-информ, 2016. - 608 с.
6. Безруких, М. М. Как подготовить ребёнка к школе [Текст] / М. М. Безруких. - Тула: Арктоус, 2007. - 71 с.
7. Безруких, М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / М. М. Безруких. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». - 2001 - 157с.
8. Бобат, Б. Моторное развитие при детском церебральном параличе [Текст] / Б. Бобат, К. Бобат.- Штутгарт, Нью-Йорк: Издательство «Георг-Тиме- Ферлаг», Перевод на немецкий язык. Эрики Штэле-Хирземанн.2005, - 42 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн.
- М.: Медгиз. - 1947- 174 с.
10. Гуревич, М. О. Психомоторика Ч. 2[Текст]: Методика
исследования моторики /М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. - Москва; Ленинград: Гос. мед. Изд-во, 1930- 172 с.
11. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова.- Ярославль: Печать.- 1993 - 54 с.
12. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] /Л. А. Данилова— М.: Академия, 1977.- 145 с.
13. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 124с.
14. Детский церебральный паралич [Текст] / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, Ю. - СПб.: Дидактика Плюс, — 2001, 272 с.
15. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом и семье [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. — М.: АРКТИ, 1993.- 496 с.
16. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст] / Э. С. Калижнюк. — М.: АРКТИ,1990. - 215 с.
17. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. — 256 с.
18. Киллили Мари. Детский Церебральный Паралич. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь [Текст] / Мари Киллили.- СПб.: Питер, 1998. — 288 с.
19. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев - М.: ВЛАДОС, 2008. - 175 с.
20. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: АРКТИ,1998.- 45 с.
21. Кузнецова, Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде [Текст] / Г.В. Кузнецова - М.: АРКТИ,1998. -55 с.
22. Левченко, И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами [Текст]: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации/ И. Ю. Левченко.— М.: Наука, 1988. -241 с.
23. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.:
Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
24. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга [Текст /А. Р. Лурия. Изд. 3. -
М. : Линка-Пресс, 1998. - 176 с.
25. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст [Текст] /
Е. М. Мастюкова. — М.: Академия, 2000. - 127 с.
26. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова— М.:АРКТИ,1998. - 55 с.
27. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича [Электронный ресурс]/ Сб. науч. тр. URL: https://www.twirpx.com/file/449785/(дата обращения: 5.08.2018).
28. Монтессори, М. Дети - другие [Текст] / Пер. с нем. М. Монтессори. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.
29. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому [Текст] /
М. Монтессори. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. - 272 с.
30. Никитина, Я. Ю. Особенности развития моторики ребенка в различные периоды онтогенеза [Электронный ресурс] / Я. Ю. Никитина.
URL: http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/08/30/osobennosti-
razvitiya-motoriki-rebenka-v-razlichnye-periody (дата обращения: 28.08.2018).
31. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом [Текст] / Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М.:АРКТИ,1989. - 142 с.
32. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / /Под ред.
Т. В. Власовой. — М.: МПСИ, 1985. - 158 с.
33. Певзнер, М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / М. С. Певзнер, Т. А. Власова. - М.: Просвещение, 1967. - 271 с.
34. Приходько, О. Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни [Текст]: Методическое пособие./О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 160 с.
35. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. - 320 с.
36. Пузанов, Б. П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 224 с.
37. Савушкина, А. Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Старшая группа [Текст] / А. Г. Савушкина. - Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.
38. Семёнова, К. А. Лечение двигательных расстройств при
детских церебральных параличах [Текст] /К. А. Семёнова. -М.:
«Медицина», 1976. - 185с.
39. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом [Текст] /К. А. Семенова, Е. В. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1973. - 210 с.
40. Семенова, К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом [Текст]/
К. А. Семенова, Н. М. Махмудов. — Ташкент: Ташкент. 1979.- 146 с.
41. Симонова, Н. В. Программа Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста [Текст] /Н. В. Симонова.- М.: НИИ дефектологии АНН СССР, 1946. - 56с.
42. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей [Текст] / А. Л. Сиротюк. - Сфера, 2001. - 128 с.
43. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников [Текст]: практическое пособие / А. Л. Сиротюк. - М.: Аркти, 2008. - 66 с.
44. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А. Л. Сиротюк. - М., 2003. - 282 с.
45. Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у ребенка [Текст] / Т. В. Солнцева, В. А. Белова. - М.: Астрель, 2007. - 95 с.
46. Соколов, Г. В. Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте [Текст] / Г. В. Соколов, Е. А. Афоничева. - М. : АСТ, 2014. - 345 с.
47. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г. Е. Сухарева. Том 3.М.: Медгиз, 1959. — 406 с.
48. Ткаченко, Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи (Практическая логопедия) [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М.:Аркти, 2014. - 134 с.
49. Учебно - воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Текст] /Под ред. М. В. Ипполитовой. — М.: Академия, 1988.- 275 с.
50. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных [Текст] / Л. С. Цветкова. - М.: Аркти, 1985. - 234 с.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика,1960. - 456 с.
52. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1979. - 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ