Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом на занятиях по изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
1.2. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития моторных функций у детей с детским церебральным параличом
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. База исследования. Характеристика исследуемых детей
2.2. Анализ методик обследования мелкой моторики у детей с детским
церебральным параличом
2.3. Анализ результатов изучения развития мелкой моторики у детей с
детским церебральным параличом
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.Изобразительная деятельность и её значение в коррекционном процессе
3.2. Программа коррекции и мелкой моторики у детей с детским
церебральным параличом
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 98
ГЛАВА 1. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
1.2. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития моторных функций у детей с детским церебральным параличом
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. База исследования. Характеристика исследуемых детей
2.2. Анализ методик обследования мелкой моторики у детей с детским
церебральным параличом
2.3. Анализ результатов изучения развития мелкой моторики у детей с
детским церебральным параличом
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.Изобразительная деятельность и её значение в коррекционном процессе
3.2. Программа коррекции и мелкой моторики у детей с детским
церебральным параличом
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 98
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в современных условиях дошкольные образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, что особенно важно для учреждений, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности - дети с детским церебральным параличом.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, постоянно увеличивается число детей с детским церебральным параличом: от 4—5 до 9 случаев на 1000 детей по разным регионам страны [31].К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам, присоединяются нарушения психического развития, речи, зрения, слуха и другие. Так, двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей с ДЦП, речевые - у 75% и психические у 50% детей [28]. Однако при своевременно оказанной коррекционной помощи, при некоторых формах ДЦП, большая часть детей способна освоить программу средней общеобразовательной школы при создании особых педагогических условий.
Вопросом изучения психических нарушений у детей с детским церебральным параличом, занимались многие отечественные исследователи:
Л. А. Данилова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина, и др. Однако вопрос развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности у детей с ДЦП в литературе подробно не рассмотрен.
В настоящее время разработано множество методов и подходов по развитию мелкой моторики у детей, однако при этом недооценивается важность развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности, которая входит в обязательный модуль образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», поскольку основной его целью является воспитание художественных способностей детей. Однако в процессе изобразительной деятельности происходит развитие не только мелкой моторики, но и развитие зрительного восприятия, воображения, волевых качеств личности и мотивации к художественной деятельности.
Все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект - мелкая моторика рук у дошкольников с ДЦП.
Предмет - процесс развития мелкой моторики у детей с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить степень разработанности выбранной проблемы в научной и научно-методической литературе.
2. Подобрать методы и методики для диагностики мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
3. Исследовать уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
4. Разработать и реализовать на практике систему коррекционных мероприятий по совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП на уроках изобразительной деятельности.
Гипотеза - развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности будет эффективнее, если учитывать психологические особенности старших дошкольников с ДЦП, занятия проводить с учетом ведущей деятельности старшего дошкольного возраста и вовлекать родителей в коррекционный процесс.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- опытно - экспериментальный.
Эксперимент проводился на базе МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 Верх - Исетского района г. Екатеринбурга в период с 15 января 2018г по 30 марта 2018г. В нем приняли участие дети дошкольного возраста с ДЦП, в количестве 10 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 52 источников, 5 рисунков, 6 таблиц и 8 приложений.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, постоянно увеличивается число детей с детским церебральным параличом: от 4—5 до 9 случаев на 1000 детей по разным регионам страны [31].К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам, присоединяются нарушения психического развития, речи, зрения, слуха и другие. Так, двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей с ДЦП, речевые - у 75% и психические у 50% детей [28]. Однако при своевременно оказанной коррекционной помощи, при некоторых формах ДЦП, большая часть детей способна освоить программу средней общеобразовательной школы при создании особых педагогических условий.
Вопросом изучения психических нарушений у детей с детским церебральным параличом, занимались многие отечественные исследователи:
Л. А. Данилова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина, и др. Однако вопрос развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности у детей с ДЦП в литературе подробно не рассмотрен.
В настоящее время разработано множество методов и подходов по развитию мелкой моторики у детей, однако при этом недооценивается важность развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности, которая входит в обязательный модуль образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», поскольку основной его целью является воспитание художественных способностей детей. Однако в процессе изобразительной деятельности происходит развитие не только мелкой моторики, но и развитие зрительного восприятия, воображения, волевых качеств личности и мотивации к художественной деятельности.
Все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект - мелкая моторика рук у дошкольников с ДЦП.
Предмет - процесс развития мелкой моторики у детей с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить степень разработанности выбранной проблемы в научной и научно-методической литературе.
2. Подобрать методы и методики для диагностики мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
3. Исследовать уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
4. Разработать и реализовать на практике систему коррекционных мероприятий по совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП на уроках изобразительной деятельности.
Гипотеза - развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности будет эффективнее, если учитывать психологические особенности старших дошкольников с ДЦП, занятия проводить с учетом ведущей деятельности старшего дошкольного возраста и вовлекать родителей в коррекционный процесс.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- опытно - экспериментальный.
Эксперимент проводился на базе МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 Верх - Исетского района г. Екатеринбурга в период с 15 января 2018г по 30 марта 2018г. В нем приняли участие дети дошкольного возраста с ДЦП, в количестве 10 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 52 источников, 5 рисунков, 6 таблиц и 8 приложений.
Проанализировав научную и научно-методическую литературу, мы выяснили, что детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой тяжелое, не прогрессирующие заболевание нервной системы, которое возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы), судорожными припадками.
В клинической картине ДЦП наблюдается большой полиморфизм, форма нарушений зависит от места локализации, степени, глубины и распространенности поражения.
В своей опытно-экспериментальной работе мы ориентировались на классификацию К. А. Семёновой, которая выделила такие формы ДЦП, как спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму, гемипаретическую форму и атонически-астатическую форму.
Анализируя онтогенез мелкой моторики, мы выяснили, что ее развитие связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры. У детей с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены, что приводит к специфике двигательного развития, которая проявляется в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка, что, в свою очередь, приводит к задержке формирования основных моторных функций.
В ходе проведения констатирующего эксперимента мы подобрали методики, с помощью которых практическим путем изучили уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Первоначальное исследование, проведенное нами, показало, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП по всем трем блокам (выполнение упражнений на координацию движений, проба на пальцевый гнозис и праксис, графические действия) выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. Исследованные нами две группы детей - экспериментальная и контрольная - показали одинаковые результаты. У испытуемых развитие мелкой моторики отстаёт от возрастной нормы. Движения у детей скованные, координация движений рук нарушена. Дети не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании слабые, прерывистые, ломаные. Нарушена целенаправленность, точность движений. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Все это указывает на необходимость проведения коррекционных мероприятий.
Далее, проанализировав методы развития мелкой моторики у детей с ДЦП, мы выбрали изобразительную деятельность, поскольку она вызывает интерес еще в раннем возрасте. С её помощью можно вызывать различные эмоциональные состояния детей с ДЦП и проводить эффективную коррекционную работу по развитию мелкой моторики. Кроме того, изобразительная деятельность активизирует познавательную деятельность детей, способствует коррекции недостатков их психического и физического развития.
В результате проведенной коррекционной работы с применением изобразительной деятельности, нам удалось добиться изменений в показателе уровня развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
В ходе коррекционной работы мы пришли к пониманию того, что необходимо грамотно планировать и прогнозировать коррекционную работу, учитывать психологический уровень развития детей, чтобы создавать психологически комфортные условия воспитания и обучения детей с ДЦП. При этом ЭГ, с которой велась планомерная коррекционная работа, показала результаты лучше, по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, эксперимент по развитию мелкой моторики на уроках изобразительной деятельности у детей с ДЦП оказался успешным.
Цель нашего исследования выполнена, задачи реализованы, заявленная нами гипотеза подтверждена.
В дальнейшем, для более эффективной коррекционной работы по развитию мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельности с детьми с ДЦП, возможно применение нетрадиционных техник рисования, использование здоровьесберегающих технологий.
В клинической картине ДЦП наблюдается большой полиморфизм, форма нарушений зависит от места локализации, степени, глубины и распространенности поражения.
В своей опытно-экспериментальной работе мы ориентировались на классификацию К. А. Семёновой, которая выделила такие формы ДЦП, как спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму, гемипаретическую форму и атонически-астатическую форму.
Анализируя онтогенез мелкой моторики, мы выяснили, что ее развитие связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры. У детей с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены, что приводит к специфике двигательного развития, которая проявляется в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка, что, в свою очередь, приводит к задержке формирования основных моторных функций.
В ходе проведения констатирующего эксперимента мы подобрали методики, с помощью которых практическим путем изучили уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Первоначальное исследование, проведенное нами, показало, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП по всем трем блокам (выполнение упражнений на координацию движений, проба на пальцевый гнозис и праксис, графические действия) выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. Исследованные нами две группы детей - экспериментальная и контрольная - показали одинаковые результаты. У испытуемых развитие мелкой моторики отстаёт от возрастной нормы. Движения у детей скованные, координация движений рук нарушена. Дети не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании слабые, прерывистые, ломаные. Нарушена целенаправленность, точность движений. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Все это указывает на необходимость проведения коррекционных мероприятий.
Далее, проанализировав методы развития мелкой моторики у детей с ДЦП, мы выбрали изобразительную деятельность, поскольку она вызывает интерес еще в раннем возрасте. С её помощью можно вызывать различные эмоциональные состояния детей с ДЦП и проводить эффективную коррекционную работу по развитию мелкой моторики. Кроме того, изобразительная деятельность активизирует познавательную деятельность детей, способствует коррекции недостатков их психического и физического развития.
В результате проведенной коррекционной работы с применением изобразительной деятельности, нам удалось добиться изменений в показателе уровня развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
В ходе коррекционной работы мы пришли к пониманию того, что необходимо грамотно планировать и прогнозировать коррекционную работу, учитывать психологический уровень развития детей, чтобы создавать психологически комфортные условия воспитания и обучения детей с ДЦП. При этом ЭГ, с которой велась планомерная коррекционная работа, показала результаты лучше, по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, эксперимент по развитию мелкой моторики на уроках изобразительной деятельности у детей с ДЦП оказался успешным.
Цель нашего исследования выполнена, задачи реализованы, заявленная нами гипотеза подтверждена.
В дальнейшем, для более эффективной коррекционной работы по развитию мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельности с детьми с ДЦП, возможно применение нетрадиционных техник рисования, использование здоровьесберегающих технологий.
Подобные работы
- Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ СХЕМЫ ТЕЛА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности конструктивных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Особенности формирования графомоторных навыков у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



