Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста 7
1.2. Интерес к предметному миру: определение понятия, условия его
развития 16
1.3. Направления, методы и приёмы развития интереса к предметному
миру у детей раннего возраста в детском саду 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию интереса к предметному
миру у детей раннего возраста на примере МАДОУ "детский сад
"Теремок" Асбестовского городского округа 42
2.1. Анализ деятельности МАДОУ "д/с "Теремок" по развитию
интереса к предметному миру у детей раннего возраста 42
2.2. Первичная диагностика интереса к предметному миру у детей
раннего возраста 49
2.3. Комплекс мероприятий по развитию интереса к предметному
миру у раннего возраста 61
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложения 78
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [63].
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Именно этот период - возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Развитие познавательного мира у ребенка подразумевает развитие всех психических процессов: памяти, воображения, восприятия, внимания, мышления, речи. В познавательном развитии малыша третьего года жизни при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят его на более высокий уровень сравнений и обобщений. Предметная деятельность детей является для детей раннего возраста новообразованием и существенно влияет на социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие детей [45].
Разработанность проблемы в науке. Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Венгер Л.А. [3], Дыбина О.В [16], Запорожец А.В. [20], В.И. Леушина А. М. [32], Логинова В.И. [45] и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.
Логинова В.И определяет функцию предмета □ как способ использования предметов человеком, а назначение как способность удовлетворить определенные потребности человека, то ради чего они созданы [45].
Ценен вклад в науку таких ученых, как Монтессори М. [36], Фребеля Ф. [49], которые подчеркивали, что для детей дошкольного возраста важно познавать предметный мир в его свойствах и качествах.
Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей Леонтьева А.Н. [31], Кисленко В.Я. [24], Дыбиной О.В. [16], рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Иной подход к предмету осуществляют Ветлугина Н.А [5], Пантелеев Г.Н [44] и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда»[44, с 54].
Тихеева Е.И. [59], Гербова В.В. [8], Ушакова О.С. [54] справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп.
Необходимо так же отметить роль исследований Леушиной А.М. [32], Венгера Л.А. [4], Поддьякова Н.Н. [55] в изучении предмета, как средства для развития сенсорных способностей и элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Противоречие исследования: с одной стороны, в настоящее время востребовано развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду, с другой □ сейчас отмечается недостаточное количество соответствующих комплексов мероприятий, способствующих этому процессу.
Проблема исследования: каково содержание комплекса мероприятий, направленных на развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду?
Тема исследования: «Развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду».
Объект исследования: процесс развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду.
Предмет исследования: содержание комплекса мероприятий, направленного на развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду.
Гипотеза: возможно, развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду должно осуществляться в соответствии со специально разработанным комплексом мероприятий, который, с одной стороны учитывает психолого-педагогическую характеристику раннего возраста, с другой стороны - характеристики предметно-пространственной среды детского сада.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику раннего возраста.
2. Дать определение понятия "интерес к предметному миру", раскрыв условия его развития у детей раннего возраста в детском саду.
3. Рассмотреть методы и средства развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду.
4. Проанализировать деятельность МАДОУ "детский сад "Теремок"" АГО по развитию интереса к предметному миру у детей раннего возраста.
5. Провести первичную диагностику интереса к предметному миру у детей раннего возраста.
6. Частично апробировать комплекс мероприятий по развитию интереса к предметному миру у детей раннего возраста на базе МАДОУ "детский сад "Теремок""АГО.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, синтез; эмпирические - анализ документов, наблюдение, диагностика развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста, математическая обработка и интерпретация полученных результатов.
База исследования: МАДОУ "детский сад "Теремок" Асбестовского городского округа Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенное теоретико-эмперическое изучение развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ работ Выготского Л.С., Эльконина Д.Б. показал, что под ранним возрастом понимается период от 1 года до 3 лет ( по периодизации Эльконина Д.Б.)
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что меняются взаимоотношения со взрослым. Уверенная ходьба ребенка увеличивает его автономность от взрослого. Ребенок активно познает мир окружающих его предметов, но самостоятельно овладеть способами употребления орудий или культурно обусловленными предметами он не может. Новая форма новая форма общения между ребенком и взрослым □ ситуативно-деловое общение, представляющее собой деловое сотрудничество с взрослым на основе взаимодействия с предметами.
Ведущая деятельность в этот период определяется как предметноорудийная, в рамках которой возникают первые примитивные игры, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами.
Новообразованием раннего возраста считаются: отделение ребенком самого себя из окружающего мира, осознания себя как субъекта действия, сравнение себя с другими людьми. Наступление кризиса трех лет свидетельствует об окончании периода раннего детства. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода [49].
2. Анализ работ Логиновой В.И., Монтессори М., Фребеля Ф., Леонтьева А.Н., Новоселовой С.П., Кисленко В.Я., Дыбиной О.В., Ветлугиной Н.А., Пантелеева Г.Н., позволил сформулировать рабочее определение понятия, которым мы пользовались в исследовании.
Интерес к предметному миру □ сосредоточенность ребенка на предметах, которые его окружают с целью вникнуть в их суть, узнать и понять его культурное назначение.
Условия его развития в детском саду:
1) создание РППС, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
2) организация непосредственно-образовательной деятельности с учётом психолого-педагогической характеристики раннего возраста, что предполагает введение игровых персонажей, обыгрывание игровых действий, показ образца игрового действия взрослым;
3) стимулирование педагогом включение ребенка раннего возраста в деятельность, требующую использование предмета;
4) при ознакомлении с предметом, активизировать различные виды восприятия: зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые (по мере возможности);
5) обеспечение эмоционального комфорта ребёнку при знакомстве с предметным миром.
3. Анализ работ Братковой М.В., Смирновой Е.О. показал, что с целью развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста целесообразно использовать такие методы как:
а) наглядные: показ □ подражание □ совместные действия;
б) образец, наблюдение, зрительно-перцептивное обследование предметов;
в) практические: предметные действия, пробы, практическое примеривание, наложение, прикладывание, дидактические игры и упражнения, игровые задания;
г) словесные: потешки, песенки, считалки, стихи, сказки, объяснения и т.д.
И следующие средства: эмоционально-речевое воздействие: четкая и краткая инструкция взрослого, комментирование всех действий с предметами и игрушками; тактильное воздействие; поощрение; привлечение внимания; отсроченное речевое сопровождение; подхватывание встречных действий- манипуляций ребенка с предметами [2].
4. Анализ деятельности МАДОУ «детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа по развитию интереса к предметному миру у детей раннего возраста показал, что педагоги, работающие в группах раннего возраста, создают условия для развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста. Это выражается в создании РППС, позволяющей развивать интерес к предметному миру у детей в различных видах деятельности, а так же соответствующая требования ФГОС ДО.
При организации непосредственно-образовательной деятельности, педагоги учитывают психолого-педагогические характеристики раннего возраста, стимулируют включение ребенка в деятельность, требующую использование предмета. А так же обеспечивают эмоциональный комфорт ребёнку при знакомстве с предметным миром. При ознакомлении с предметом, педагоги активизируют различные виды восприятия.
При таком процессе развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста были выявлены следующие проявления:
• владение культурно-фиксированными действиями;
• сформированность ориентировочных и манипулятивных действий;
- эмоциональная вовлеченность в деятельность.
Данные диагностики показали необходимость разработать комплекс мероприятий по развитию интереса к предметному миру у детей раннего возраста.
Комплекс мероприятий на развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду должен включать:
1) развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий □ осуществлять в ходе режимных моментов;
2) развитие практических и орудийных действий □ 16 занятий;
3) развитие соотносящих действий на основе формирования нагляднодейственного мышления и познавательных процессов □ 16 занятий;
4) развитие детского экспериментирования на основе развития познавательной активности □ 16 занятий ;
5) развитие целенаправленности действий. Методом развития предметной деятельности является игра □ осуществляется в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Представленный комплекс проходит апробацию в условиях дошкольной образовательной организации, в МАДОУ детский сад «Теремок» в 2017-2018 учебном году.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.
Гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх с взрослым. М.: ПАРАДИГМА, 2013. 128 с.
2. Браткова М.В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 83-91.
3. Венгер Л.А. Умственное развитие детей дошкольного возраста. М., 1986. 168 с.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. 232 c.
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2005.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 200с.
7. Галигузова Л.Н.Педагогика детей раннего возраста. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. 301 с.
8. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / М.: Просвещение, 2002. 158 с
9. Герасимова Е. А Сенсорное развитие детей раннего возраста// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/130138.htm (дата обращения 28.05.20018).
10. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 34-41.
11. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 150 с.
12. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет/ Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 128 с.
13. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
14. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от года до трех лет с использованием игрушек. М.: Издательский дом «Воспитание школьника», 2007. 110 с.
15. Дуткевич Т.В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы: автореф.дис....канд.псих.наук. Киев, 1990. 21 с...