ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Характеристика мышления как психического процесса 8
1.2 Особенности логического мышления младших школьников 14
1.3 Подходы к развитию логического мышления младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших
школьников 25
2.2 Программа по активизации развития логического мышления младших
школьников в процессе обучения математике 42
2.3 Проверка эффективности использования разработанной программы, а в
ее составе комплекса заданий, направленных на развитие логического мышления учащихся младших классов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Приложение 1 63
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68
Приложение 6 70
Приложение 7 71
Приложение 8 72
Приложение 9
Математика и свойственный ей стиль мышления являются частью культуры и воспитания современного человека. На сегодняшний день преподавание математики в школе заключается не только в усвоении учащимися фактических знаний, но и в овладении математическими методами. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Владение такими качествами математического стиля мышления как критичность, доказательность, абстрактность, лаконизм требуются человеку любой сферы деятельности. Не случайно Стандарт начального общего образования в разделе математика на первый план выдвигает задачу формирования логического мышления и пространственного воображения учащихся.
Основной целью изучения математики является становление всесторонне развитой и инициативной личности, обладающей системой математических знаний и умений, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения, которые формируются в процессе учебно-воспитательных занятий и подготавливают ученика к активной деятельности в современном обществе. Обобщая основные положения концепции математического образования [3], курс математики начальных классов способствует решению следующих задач:
• обеспечить прочное и сознательное усвоение системы математических знаний и умений, необходимых для дальнейшего продолжения образования;
• сформировать интеллектуальное развитие, развивать логику и образ мышления, необходимый для полноценной жизни в обществе;
• создать и развивать желание учиться;
• способствовать развитию устойчивого интереса к математике;
• выявить и развивать математические и творческие способности.
Работа по развитию логического мышления в начальных классах имеет особую важность [41]. Начало обучения подразумевает становление мышления центром психического развития ребенка и определяющим в системе других психических функций, которые под влиянием мышления приобретают произвольный характер.
Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. [39] В этот период совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что вносит в мыслительную деятельность учащегося двойственный характер: конкретное мышление, основанное на реальной действительности и непосредственных наблюдениях, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Приемы мышления не формируются автоматически. Главная задача педагога: активно и умело работать в этом направлении, организовывая процесс обучения так, чтобы обогащая детей знаниями, формировать приемы мышления, способствовать развитию познавательных способностей школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед начальным образованием основную задачу - развитие самостоятельности и логики мышления, которая позволила бы обучающимся приводить доказательства, строить умозаключения, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания [14].
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Практика обучения показывает, что целью каждого урока практически по каждому предмету ставится развитие мышления учащихся. Ранее считалось, что на уроках математики логическое мышление развивается само собой, без специальной работы. Особое внимание роли математики в процессе развития логического мышления уделяли лишь некоторые исследователи, такие как В.А. Гусев, М.И. Зайкин, А.З. Зак, В.А. Колосова, Ю.М. Колягин, Л.М. Лихтарников, Е.Е. Останина, Л.Г. Петерсон, Д. Пойга, Г.И. Саранцев, Ч. Филлипс, Л.М. Фридман, и другие.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что выбранная нами тема исследования «Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста» актуальна.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс упражнений на развитие логического мышления.
Объект исследования: процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования: разработать программу заданий в соответствии с основной учебной программой, и на ее основе комплекс специальных упражнений для развития логического мышления младших школьников.
Задачи исследования:
• изучить теоретические аспекты развития логического мышления на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования;
• раскрыть содержание основных понятий, выделить приемы развития логического мышления;
• выявить особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста;
• подобрать и провести диагностику для выявления уровня развития логического мышления учащихся;
• провести опытную работу по развитию логического мышления младших школьников;
• проверить эффективность опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• изучение педагогического опыта;
• теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
• наблюдение;
• констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологическая основа исследования:
• основные положения теории личностно-развивающего обучения (Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Бондаревская Е.В., Давыдов В.В., Калмыкова З.И., Кабанова-Меллер Е.Н., Сериков В.В. и др.);
• теории формирования психических процессов личности (Зак А.З., Пиаже Ж., Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и психолого-педагогические концепции пространственного и образного мышления (Кабанова-Меллер Е.Н., Каплунович И.Я., Цукарь А.Я., Якиманская И.С.);
• теория поэтапного формирования умственных действий (Галь-перин П.Я., Талызина Н.Ф.);
• основные положения теории и методики преподавания математики (Белошистая А.В., Бантова В.А., Царева С.Е., и др.).
База исследования: МАОУ СОШ №84 г. Екатеринбург, ул. Листопадная, 4. 3А класс, учитель Рябкова Елена Владимировна, УМК «Начальная школа XXI века».
Этапы исследования:
1. Поисковый. Изучение источников по проблеме развития логического мышления младших школьников. Формировались цель, задачи, разрабатывались методы опытно-экспериментального исследования.
2. Экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента, внедрение программы, повышающей эффективность развития логического мышления.
3. Заключительный. Осуществление анализа и обобщение результатов исследования, систематизация и обработка данных, оформление дипломной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним , заключения, списка литературы и приложения.
Цель работы состояла в разработке специальной программы, а в ее составе комплекса заданий и упражнений на развитие логического мышления третьеклассников с использованием теоретических и методологических основ образовательного процесса. Поставленные задачи решались через теоретические и эмпирические методы. Был проведен сбор, анализ, синтез, сравнение и обобщение материала.
Мышление, как один из познавательных процессов, присущ каждому человеку. Хорошо развитое умение правильно мыслить занимает не последнее место среди факторов успешности обучения различным предметам. В целом под умением «правильно мыслить» обычно понимают умение анализировать, строить суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных связей, логичность, корректность (непротиворечивость) суждений. Проведенные исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже в третьем классе, лишь часть учеников владеет приемами сравнения, подведением под понятие, выведением следствия и т.д. Немало школьников не осваивают их и к старшим классам. Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ психолого-педагогической методической литературы по проблемам развития логического мышления младших школьников. Было установлено, что мышление это опосредованный и обобщенный процесс познания (отражения) окружающего мира. В мышлении отражаются: общие и существенные свойства предметов и явлений, включая такие свойства, которые не воспринимаем непосредственно, существенные отношения и закономерные связи между предметами и явлениями.
Мышление делится на три вида и представлено: наглядно-действенным мышлением, наглядно-образным мышлением и словесно-логическим мышлением. Развитие мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста имеет свои особенности и определяется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не исчезают, они сохраняются и развиваются.
Школьное образование построено таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Во второй главе занялись разработкой специальной программы на комплексное развитие логического мышления, а также проверили ее эффективность экспериментальным путем.
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста была составлена программа развивающей работы с учетом психолого-педагогических условий, в которой подобраны логические игры, упражнения, задачи, загадки. Программа создана на базе работ по развитию логического мышления Н.Б. Истоминой, А.В. Белошистой, А.З. Зак, В.В. Левитес, Л.Ф. Тихомирова и при обобщении практического опыта других исследователей.
Итогом ее реализации должно было стать повышение уровня логического мышления младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование по определению эффективность разработанной программы развития логического мышления младших школьников показала хорошую результативность в решении поставленных задач. Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, можно сказать о том, что развивающая программа способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.
В ходе исследования были сделаны выводы:
1. Младший школьный возраст является важнейшим этапом развития наглядно-образного и логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы.
2. К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся:
• преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным;
• осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами;
• стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков их яркими внешними признаками.
3. Мышление учащихся необходимо развивать в указанной последовательности его видов, приурочивая начало активных действий по раз-витию разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей.
4. Учитывая развитие мышления учащихся, на уроках математики в начальных классах, целесообразно также включать элементы игры, элементы занимательности, на уроках необходимо использовать много наглядного материала.
5. Необходима целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления.
6. Диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).
7. Разработанная программа, направленная на развитие логического мышления показала свою эффективность.
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что цель исследования, поставленная во введении, достигнута, а разработанная в ходе исследования программа развития логического мышления младших школьников оказалась эффективной.
1. Айламазьян, А. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании [Текст] / А. М. Айламазьян, М. М. Лебедева // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 143-150.
2. Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически: увлекательные задачи для развития логического мышления [Текст] / С. Ю. Афонькин. - СПб. : Литера, 2002. - 144 с.
3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
4. Байиф, Ж. К. Логические задачи [Текст] / Ж. К. Байиф ; пер. с фр. Ю. Н. Сударева. - М. : Мир, 1983. - 172 с.
5. Белокурова, Е. Е. Обучение решению комбинаторных задач с помощью таблиц и графов [Текст] // Начальная школа. - 1995. - № 1. - С. 21-24.
6. Беляева, В. Н. Развитие логического мышления школьников при изучении морфологии в 4-м классе [Текст] : с учетом особенностей мест. говора / В. Н. Беляева. - Свердловск, [б. и.], 1980. - 48 с.
7. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П. П. Блонский ; под ред.
А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж. : МОДЭК, 2006. - 629 с.
8. Бойко, А. П. Занимательная логика: задачи и упражнения [Текст] : экперим. учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев и шк. гуманитар. профиля / А. П. Бойко. - М. : Спектр-5, 1994. - 144 с.
9. Буданков, Л. Ф. 200 логических и занимательных задач [Текст] / Л. Ф. Буданков - Тула. : Приок. кн. изд-во, 1972. - 168 с.
10. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. - М. : Смысл, 1998. - 670 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. - 671 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4 : Детская психология. - 432 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. - М. : Кн. дом «Ун-т», 2000. - 336 с.
14. Гончарова, О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/(дата обращения: 30.12.2018).
15. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов [Текст] /
B. В. Давыдов. - М. : Рос. акад. образования, 2000. - 480 с.
16. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3/4. - С. 14-19.
17. Жалдак, Н. Н. Развитие логичности мышления у младших школьников [Текст] / Н. Н. Жалдак // Начальная школа. - 2000. - № 7. -C.77-82.
18. Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей [6-15 лет] [Текст] : популяр. пособие для родителей /
А. З. Зак. - Ярославль : Акад. развития, 1998. - 192 с.
19. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков ; вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. - М. : Новая шк., 1996. - 432 с.
20. Зельцерман, Б. А. Учись! Твори! Развивайся!: (игры для развития мышления, речи, общения, творчества) [Текст] : метод. разраб. / Б. А. Зельцерман, Н. В. Рогалева. - Рига : Эксперимент, 1997. - 128 с.
21. Колягин, Ю. М. Вопросы и задачи, развивающие математическое мышление учащихся [Текст] / Ю. М. Колягин // Начальная школа. - 1970. - № 7. - С. 17-19.
22. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. : в 2 т. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 1 - 656 с.
23. Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: введение в язык математики [Текст] : кн. для детей, учителей и родителей / Н. А. Копытов. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. - 240 с.
24. Котов, А. Я. Вечера занимательной арифметики [Текст] : для уч-ся 4 кл. нач. шк. / А. Я. Котов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1967. - 184 с.
25. Липина, И. А. Развитие логического мышления на уроках ма-тематики [Текст] / И. А. Липина // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С. 37-39.
26. Логические игры и задачи на уроках математики [Текст] / А. П. Тонких [и др.]. - Ярославль, Академия развития, 1997. - 240 с.
27. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. - М. : Проспект, 2010. - 464 с.
28. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] : учеб. пособие / А. М. Матюшкин. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 720 с.
29. Методика для оценки логического мышления [Текст] // Альманах психологических тестов. - М. : КСП, 1995. - С. 141-142.
30. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт : МГППУ, 2010. - 460 с.
31. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. - М. : Акад. Проект, 2002. - 192 с.
32. Озеров, В. П. Диагностика и формирование познавательных способностей [Текст] : учеб. пособие / В. П. Озеров, О. В. Соловьева. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1999. - 112 с.
33. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : Педагогика, 1988. - 136 с.
34. Паламарчук, В. Ф. Школа учит мыслить [Текст] /
В. Ф. Паламарчук. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1987. - 208 с.
35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже; [пер. с фр. ; коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова]. - М. : Педагогика- Пресс,1999. - 526 с.
36. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.
37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / под ред. А. А. Крылова. - Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1990. - 272 с.
38. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / под ред. М. В. Зверевой. - М. : Педагогика, 1983. - 168 с.
39. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1983. - 398 с.
40. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников [Текст] : монография / Е. Г. Ревина. - Саратов : Научная книга, 2006. - 140 с.
41. Репкин, В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Репкин // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 19-24.
42. Рубинштейн, С. Л. О мышлении [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Наука. 1997. - С. 244-284.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : [учебник] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.
44. Сереброва, И. В. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике [Текст] / И. В. Сереброва // Начальная школа. - 1995. - № 6. - С. 51-53.
45. Сухин, И. Г. 800 новых логических и математических головоломок [Текст] / И. Г. Сухин. - СПб. : Союз, 2001. - 208 с.
46. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии / О. К. Тихомиров. - М. : Академия, 2007. - 288 с.
47. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников [Текст] : популяр. пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Акад. развития, 2001. - 208 с.
48. Тоненкова, М. М. Графы и диаграммы Венна как средство повышения математической культуры учащихся 1-3 классов [Текст] : авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. / М. М. Тоненкова. - М. : [б. и.]. 1967. - 18 с.
49. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения
[Текст] / И. Э. Унт. - М. : Педагогика, 1990. - 190 с.
50. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 10 т. /
К. Д. Ушинский ; редкол.: А. М. Еголин, Е. Н. Медынский,
В. Я. Струминский. М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - Т. 4. - 679 с.
51. Филь, В. Я. Обучение и развитие младших школьников [Текст] / В. Я. Филь. - М. : Педагогика, 1974. - 304 с.
52. Хорошевский, Н. И. Современные методы развития памяти и мышления [Текст] / Н. И. Хорошевский. - М. : Наука-Спектр, 2008. - 252 с.
53. Худик, В. А. Диагностика детского развития: методы исследования [Текст] / В. А. Худик. - Киев : Освгга, 1992. - 219 с.
54. Шадрина, И. В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки [Текст] / И. В. Шадрина // Начальная школа. - 2013. - № 4. - С. 72-77.
55. Шардаков, М. Н. Мышление школьника [Текст] / М. Н. Шардаков. - М. : Учпедгиз, 1963. - 255 с.
56. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.
57. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 352 с.
58. Эльконин, Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. - С. 18-23.
59. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 416 с.
60. Якиманская, И. С. Развивающее обучение [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1979. 144 с.
61. Яковлева, Е. В. Дидактические условия формирования логической культуры подростков: в процессе обучения предметам естественно¬научного цикла [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Яковлева. - Казань, 2003. - 24 с.
62. Яковлева, С. Г. Развитие логических суждений у младших школьников. [Текст] / С. Г. Яковлева // Начальная школа. - 2002. - № 12. -
С. 84-86.