Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Характеристика мышления как психического процесса 8
1.2 Особенности логического мышления младших школьников 14
1.3 Подходы к развитию логического мышления младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших
школьников 25
2.2 Программа по активизации развития логического мышления младших
школьников в процессе обучения математике 42
2.3 Проверка эффективности использования разработанной программы, а в
ее составе комплекса заданий, направленных на развитие логического мышления учащихся младших классов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Приложение 1 63
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68
Приложение 6 70
Приложение 7 71
Приложение 8 72
Приложение 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Характеристика мышления как психического процесса 8
1.2 Особенности логического мышления младших школьников 14
1.3 Подходы к развитию логического мышления младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших
школьников 25
2.2 Программа по активизации развития логического мышления младших
школьников в процессе обучения математике 42
2.3 Проверка эффективности использования разработанной программы, а в
ее составе комплекса заданий, направленных на развитие логического мышления учащихся младших классов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Приложение 1 63
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68
Приложение 6 70
Приложение 7 71
Приложение 8 72
Приложение 9
Математика и свойственный ей стиль мышления являются частью культуры и воспитания современного человека. На сегодняшний день преподавание математики в школе заключается не только в усвоении учащимися фактических знаний, но и в овладении математическими методами. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Владение такими качествами математического стиля мышления как критичность, доказательность, абстрактность, лаконизм требуются человеку любой сферы деятельности. Не случайно Стандарт начального общего образования в разделе математика на первый план выдвигает задачу формирования логического мышления и пространственного воображения учащихся.
Основной целью изучения математики является становление всесторонне развитой и инициативной личности, обладающей системой математических знаний и умений, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения, которые формируются в процессе учебно-воспитательных занятий и подготавливают ученика к активной деятельности в современном обществе. Обобщая основные положения концепции математического образования [3], курс математики начальных классов способствует решению следующих задач:
• обеспечить прочное и сознательное усвоение системы математических знаний и умений, необходимых для дальнейшего продолжения образования;
• сформировать интеллектуальное развитие, развивать логику и образ мышления, необходимый для полноценной жизни в обществе;
• создать и развивать желание учиться;
• способствовать развитию устойчивого интереса к математике;
• выявить и развивать математические и творческие способности.
Работа по развитию логического мышления в начальных классах имеет особую важность [41]. Начало обучения подразумевает становление мышления центром психического развития ребенка и определяющим в системе других психических функций, которые под влиянием мышления приобретают произвольный характер.
Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. [39] В этот период совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что вносит в мыслительную деятельность учащегося двойственный характер: конкретное мышление, основанное на реальной действительности и непосредственных наблюдениях, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Приемы мышления не формируются автоматически. Главная задача педагога: активно и умело работать в этом направлении, организовывая процесс обучения так, чтобы обогащая детей знаниями, формировать приемы мышления, способствовать развитию познавательных способностей школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед начальным образованием основную задачу - развитие самостоятельности и логики мышления, которая позволила бы обучающимся приводить доказательства, строить умозаключения, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания [14].
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Практика обучения показывает, что целью каждого урока практически по каждому предмету ставится развитие мышления учащихся. Ранее считалось, что на уроках математики логическое мышление развивается само собой, без специальной работы. Особое внимание роли математики в процессе развития логического мышления уделяли лишь некоторые исследователи, такие как В.А. Гусев, М.И. Зайкин, А.З. Зак, В.А. Колосова, Ю.М. Колягин, Л.М. Лихтарников, Е.Е. Останина, Л.Г. Петерсон, Д. Пойга, Г.И. Саранцев, Ч. Филлипс, Л.М. Фридман, и другие.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что выбранная нами тема исследования «Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста» актуальна.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс упражнений на развитие логического мышления.
Объект исследования: процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования: разработать программу заданий в соответствии с основной учебной программой, и на ее основе комплекс специальных упражнений для развития логического мышления младших школьников.
Задачи исследования:
• изучить теоретические аспекты развития логического мышления на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования;
• раскрыть содержание основных понятий, выделить приемы развития логического мышления;
• выявить особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста;
• подобрать и провести диагностику для выявления уровня развития логического мышления учащихся;
• провести опытную работу по развитию логического мышления младших школьников;
• проверить эффективность опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• изучение педагогического опыта;
• теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
• наблюдение;
• констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологическая основа исследования:
• основные положения теории личностно-развивающего обучения (Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Бондаревская Е.В., Давыдов В.В., Калмыкова З.И., Кабанова-Меллер Е.Н., Сериков В.В. и др.);
• теории формирования психических процессов личности (Зак А.З., Пиаже Ж., Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и психолого-педагогические концепции пространственного и образного мышления (Кабанова-Меллер Е.Н., Каплунович И.Я., Цукарь А.Я., Якиманская И.С.);
• теория поэтапного формирования умственных действий (Галь-перин П.Я., Талызина Н.Ф.);
• основные положения теории и методики преподавания математики (Белошистая А.В., Бантова В.А., Царева С.Е., и др.).
База исследования: МАОУ СОШ №84 г. Екатеринбург, ул. Листопадная, 4. 3А класс, учитель Рябкова Елена Владимировна, УМК «Начальная школа XXI века».
Этапы исследования:
1. Поисковый. Изучение источников по проблеме развития логического мышления младших школьников. Формировались цель, задачи, разрабатывались методы опытно-экспериментального исследования.
2. Экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента, внедрение программы, повышающей эффективность развития логического мышления.
3. Заключительный. Осуществление анализа и обобщение результатов исследования, систематизация и обработка данных, оформление дипломной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним , заключения, списка литературы и приложения.
Основной целью изучения математики является становление всесторонне развитой и инициативной личности, обладающей системой математических знаний и умений, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения, которые формируются в процессе учебно-воспитательных занятий и подготавливают ученика к активной деятельности в современном обществе. Обобщая основные положения концепции математического образования [3], курс математики начальных классов способствует решению следующих задач:
• обеспечить прочное и сознательное усвоение системы математических знаний и умений, необходимых для дальнейшего продолжения образования;
• сформировать интеллектуальное развитие, развивать логику и образ мышления, необходимый для полноценной жизни в обществе;
• создать и развивать желание учиться;
• способствовать развитию устойчивого интереса к математике;
• выявить и развивать математические и творческие способности.
Работа по развитию логического мышления в начальных классах имеет особую важность [41]. Начало обучения подразумевает становление мышления центром психического развития ребенка и определяющим в системе других психических функций, которые под влиянием мышления приобретают произвольный характер.
Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. [39] В этот период совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что вносит в мыслительную деятельность учащегося двойственный характер: конкретное мышление, основанное на реальной действительности и непосредственных наблюдениях, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Приемы мышления не формируются автоматически. Главная задача педагога: активно и умело работать в этом направлении, организовывая процесс обучения так, чтобы обогащая детей знаниями, формировать приемы мышления, способствовать развитию познавательных способностей школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед начальным образованием основную задачу - развитие самостоятельности и логики мышления, которая позволила бы обучающимся приводить доказательства, строить умозаключения, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания [14].
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Практика обучения показывает, что целью каждого урока практически по каждому предмету ставится развитие мышления учащихся. Ранее считалось, что на уроках математики логическое мышление развивается само собой, без специальной работы. Особое внимание роли математики в процессе развития логического мышления уделяли лишь некоторые исследователи, такие как В.А. Гусев, М.И. Зайкин, А.З. Зак, В.А. Колосова, Ю.М. Колягин, Л.М. Лихтарников, Е.Е. Останина, Л.Г. Петерсон, Д. Пойга, Г.И. Саранцев, Ч. Филлипс, Л.М. Фридман, и другие.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что выбранная нами тема исследования «Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста» актуальна.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс упражнений на развитие логического мышления.
Объект исследования: процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования: разработать программу заданий в соответствии с основной учебной программой, и на ее основе комплекс специальных упражнений для развития логического мышления младших школьников.
Задачи исследования:
• изучить теоретические аспекты развития логического мышления на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования;
• раскрыть содержание основных понятий, выделить приемы развития логического мышления;
• выявить особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста;
• подобрать и провести диагностику для выявления уровня развития логического мышления учащихся;
• провести опытную работу по развитию логического мышления младших школьников;
• проверить эффективность опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• изучение педагогического опыта;
• теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
• наблюдение;
• констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологическая основа исследования:
• основные положения теории личностно-развивающего обучения (Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Бондаревская Е.В., Давыдов В.В., Калмыкова З.И., Кабанова-Меллер Е.Н., Сериков В.В. и др.);
• теории формирования психических процессов личности (Зак А.З., Пиаже Ж., Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.) и психолого-педагогические концепции пространственного и образного мышления (Кабанова-Меллер Е.Н., Каплунович И.Я., Цукарь А.Я., Якиманская И.С.);
• теория поэтапного формирования умственных действий (Галь-перин П.Я., Талызина Н.Ф.);
• основные положения теории и методики преподавания математики (Белошистая А.В., Бантова В.А., Царева С.Е., и др.).
База исследования: МАОУ СОШ №84 г. Екатеринбург, ул. Листопадная, 4. 3А класс, учитель Рябкова Елена Владимировна, УМК «Начальная школа XXI века».
Этапы исследования:
1. Поисковый. Изучение источников по проблеме развития логического мышления младших школьников. Формировались цель, задачи, разрабатывались методы опытно-экспериментального исследования.
2. Экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента, внедрение программы, повышающей эффективность развития логического мышления.
3. Заключительный. Осуществление анализа и обобщение результатов исследования, систематизация и обработка данных, оформление дипломной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним , заключения, списка литературы и приложения.
Цель работы состояла в разработке специальной программы, а в ее составе комплекса заданий и упражнений на развитие логического мышления третьеклассников с использованием теоретических и методологических основ образовательного процесса. Поставленные задачи решались через теоретические и эмпирические методы. Был проведен сбор, анализ, синтез, сравнение и обобщение материала.
Мышление, как один из познавательных процессов, присущ каждому человеку. Хорошо развитое умение правильно мыслить занимает не последнее место среди факторов успешности обучения различным предметам. В целом под умением «правильно мыслить» обычно понимают умение анализировать, строить суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных связей, логичность, корректность (непротиворечивость) суждений. Проведенные исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже в третьем классе, лишь часть учеников владеет приемами сравнения, подведением под понятие, выведением следствия и т.д. Немало школьников не осваивают их и к старшим классам. Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ психолого-педагогической методической литературы по проблемам развития логического мышления младших школьников. Было установлено, что мышление это опосредованный и обобщенный процесс познания (отражения) окружающего мира. В мышлении отражаются: общие и существенные свойства предметов и явлений, включая такие свойства, которые не воспринимаем непосредственно, существенные отношения и закономерные связи между предметами и явлениями.
Мышление делится на три вида и представлено: наглядно-действенным мышлением, наглядно-образным мышлением и словесно-логическим мышлением. Развитие мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста имеет свои особенности и определяется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не исчезают, они сохраняются и развиваются.
Школьное образование построено таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Во второй главе занялись разработкой специальной программы на комплексное развитие логического мышления, а также проверили ее эффективность экспериментальным путем.
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста была составлена программа развивающей работы с учетом психолого-педагогических условий, в которой подобраны логические игры, упражнения, задачи, загадки. Программа создана на базе работ по развитию логического мышления Н.Б. Истоминой, А.В. Белошистой, А.З. Зак, В.В. Левитес, Л.Ф. Тихомирова и при обобщении практического опыта других исследователей.
Итогом ее реализации должно было стать повышение уровня логического мышления младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование по определению эффективность разработанной программы развития логического мышления младших школьников показала хорошую результативность в решении поставленных задач. Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, можно сказать о том, что развивающая программа способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.
В ходе исследования были сделаны выводы:
1. Младший школьный возраст является важнейшим этапом развития наглядно-образного и логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы.
2. К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся:
• преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным;
• осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами;
• стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков их яркими внешними признаками.
3. Мышление учащихся необходимо развивать в указанной последовательности его видов, приурочивая начало активных действий по раз-витию разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей.
4. Учитывая развитие мышления учащихся, на уроках математики в начальных классах, целесообразно также включать элементы игры, элементы занимательности, на уроках необходимо использовать много наглядного материала.
5. Необходима целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления.
6. Диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).
7. Разработанная программа, направленная на развитие логического мышления показала свою эффективность.
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что цель исследования, поставленная во введении, достигнута, а разработанная в ходе исследования программа развития логического мышления младших школьников оказалась эффективной.
Мышление, как один из познавательных процессов, присущ каждому человеку. Хорошо развитое умение правильно мыслить занимает не последнее место среди факторов успешности обучения различным предметам. В целом под умением «правильно мыслить» обычно понимают умение анализировать, строить суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных связей, логичность, корректность (непротиворечивость) суждений. Проведенные исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже в третьем классе, лишь часть учеников владеет приемами сравнения, подведением под понятие, выведением следствия и т.д. Немало школьников не осваивают их и к старшим классам. Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ психолого-педагогической методической литературы по проблемам развития логического мышления младших школьников. Было установлено, что мышление это опосредованный и обобщенный процесс познания (отражения) окружающего мира. В мышлении отражаются: общие и существенные свойства предметов и явлений, включая такие свойства, которые не воспринимаем непосредственно, существенные отношения и закономерные связи между предметами и явлениями.
Мышление делится на три вида и представлено: наглядно-действенным мышлением, наглядно-образным мышлением и словесно-логическим мышлением. Развитие мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста имеет свои особенности и определяется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не исчезают, они сохраняются и развиваются.
Школьное образование построено таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Во второй главе занялись разработкой специальной программы на комплексное развитие логического мышления, а также проверили ее эффективность экспериментальным путем.
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста была составлена программа развивающей работы с учетом психолого-педагогических условий, в которой подобраны логические игры, упражнения, задачи, загадки. Программа создана на базе работ по развитию логического мышления Н.Б. Истоминой, А.В. Белошистой, А.З. Зак, В.В. Левитес, Л.Ф. Тихомирова и при обобщении практического опыта других исследователей.
Итогом ее реализации должно было стать повышение уровня логического мышления младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование по определению эффективность разработанной программы развития логического мышления младших школьников показала хорошую результативность в решении поставленных задач. Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, можно сказать о том, что развивающая программа способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.
В ходе исследования были сделаны выводы:
1. Младший школьный возраст является важнейшим этапом развития наглядно-образного и логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы.
2. К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся:
• преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным;
• осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами;
• стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков их яркими внешними признаками.
3. Мышление учащихся необходимо развивать в указанной последовательности его видов, приурочивая начало активных действий по раз-витию разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей.
4. Учитывая развитие мышления учащихся, на уроках математики в начальных классах, целесообразно также включать элементы игры, элементы занимательности, на уроках необходимо использовать много наглядного материала.
5. Необходима целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логического мышления.
6. Диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников будет способствовать более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).
7. Разработанная программа, направленная на развитие логического мышления показала свою эффективность.
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что цель исследования, поставленная во введении, достигнута, а разработанная в ходе исследования программа развития логического мышления младших школьников оказалась эффективной.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ВЕБ-САЙТА «LOGICLIKE»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата (Психология лиц с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Рефераты, психология. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



