Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №93675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «словесно-логического мышления» с точки зрения
различных авторов 6
1.2. Особенности развития словесно-логического мышления у
детей младшего школьного возраста 14
1.3. Проблемная задача как средство развития словесно¬логического мышления младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста 35
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня развития словесно-логического мышления детей младшего школьного
возраста 38
2.3. Описание хода работы по созданию комплекса занятий на основе
проблемной задачи для развития словесно-логического мышления в
начальной школе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77


Актуальность исследования. В настоящее время достаточно актуальной является проблема развития словесно-логического мышления у учеников младшего школьного возраста.
С поступлением ребенка в школу под воздействием обучения наступает изменение абсолютно всех его познавательных процессов, приобретение качеств, характерных взрослым людям. Современные школьные требования, базирующиеся на ФГОС, предъявляют младшему школьнику эталон, в соответствии с которым более важными умениями считаются: способность понимать и реализовывать учебные цели, составлять план и производить оценку действия, их результаты в рамках учебной деятельности. Некоторые ребята переживают затруднение в учебной деятельности, что связанно с низким уровнем словесно-логического мышления.
Младший школьный возраст сензитивный период для формирования словесно-логического мышления. В этом возрасте совершается смена образа жизни, также, как и смена стиля жизни: предъявляются новые требования, непривычная социальная роль ученика, появляется совершенно новый вид деятельности - учебная деятельность. Своевременное развитие мышления способствует приобретению основ для дальнейшего развития деятельности ребенка. Поэтому очень важно не упустить момент, помочь ребенку развить навыки мышления, а именно словесно-логическое мышление.
Изучением проблемы развития словесно-логического мышления занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие.
Одним из эффективных средств развития словесно-логического мышления младших школьников является проблемное обучение, а именно моделирование педагогом проблемных задач. Необходимо научить детей принимать правильные, обоснованные решения.
Изучением проблемных задач занимались такие ученые как И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В. Оконь, С.З. Якутов и другие.
Однако проблема использования проблемных задач в образовательном процессе начальной школы, недостаточно изучена в современной литературе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для реализации проблемных задач в образовательном процессе начальной школы и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями.
- между необходимостью использования проблемного обучения в начальной школе и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, кроме того, вследствие изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень словесно-логического мышления в образовательном процессе начальной школы.
Все без исключения вышеизложенное обусловило актуальность и значимость в выборе темы исследования: «Проблемная задача как средство развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - проблемная задача, способствующая развитию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании проблемной задачи как средства развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики уровня развития словесно-логического мышления младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику уровня развития словесно-логического мышления младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе проблемной задачи для развития словесно-логического мышления.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (анализ и синтез методической литературы), эмпирический (тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №8». В исследовании приняло участие 20 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 54 источников и 3 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Проблемная задача как средство развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики уровня развития словесно-логического мышления младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику уровня развития словесно-логического мышления младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе проблемной задачи для развития словесно-логического мышления.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста. Было установлено, что мышление - это опосредованный и обобщенный процесс познания (отражения) окружающего мира. В мышлении отражаются: общие и существенные свойства предметов и явлений, включая такие свойства, которые не воспринимаем непосредственно, существенные отношения и закономерные связи между предметами и явлениями.
Мышление делится на три вида и представлено: наглядно-действенным мышлением, наглядно-образным мышлением и словесно-логическим мышлением. Развитие мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста имеет свои особенности и определяется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не исчезают, они сохраняются и развиваются.
Школьное образование построено таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
В параграфе 1.1. раскрыто понятие «словесно-логическое мышление» с точки зрения разных авторов. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было выявлено, что словесно-логическое мышление - вид мышления, исполняемый при помощи логический операций с понятиями. Для данного вида мышления характерно употреблений понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. В основе словесно-логического мышления лежат законы построения языка, объединяющие слова в сложные системы, дающие возможность реализовать суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация, абстрагирование, сериация и другие.
В параграфе «1.2» показано, что, во-первых, особенности словесно-логического мышления младших школьников выражаются как в самом протекании мыслительного процесса, так и в каждой его отдельной операции (сравнение, классификация, обобщение, анализ и синтез). Во-вторых, мышлению младших школьников свойственно однолинейное сравнение. В - третьих, ученикам младших классов доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам, но на менее развитом уровне.
В параграфе «Проблемная задача как средство развития словесно-логического мышления младших школьников» доказано, что проблемная задача способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития. Формирование у учеников способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной учебной деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные и высокие результаты обучения, так же цель метода проблемных задач.
Таким образом, проблемная задача в обучении - это организация учебного процесса, предполагающая создание в сознании обучающихся под руководством педагога проблемных ситуаций, организации активной самостоятельной деятельности и их разрешения.
Нами были выделены показатели словесно-логического мышления - классификация, анализ и синтез, и обобщение. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста нами использовались следующие методики: «Исследование словесно-логического мышления младших
школьников» Э.Ф. Замбацявичене; методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова.
Диагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста показало, что 1 ученик (5%) имеет средний уровень развития, 9 учащихся (45%) - уровень развития ниже среднего и 10 ребят (50%) - уровень развития низкий.
Уровень развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста оказался на уровне ниже среднего. Среди детей были такие, которые выполняли предложенные задания внимательно, сосредоточенно, боясь упустить какое-либо условие выполнения упражнения. Однако, большинство учеников с неохотой выполняли задания, аргументируя тем, что для них это очень трудно и практически невыполнимо.
Так как проведенная диагностика показала, что такие показатели, как классификация, анализ и синтез, обобщение развиты хуже всего, то это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию словесно-логического мышления с внедрением проблемных задач в учебных процесс.
С целью развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста был составлен комплекс занятий, с учетом психолого-педагогических условий, в которой подобраны проблемные задачи, упражнения, приемы. Комплекс занятий создан на базе работ по развитию логического мышления А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, В.В. Левитес, Л.Ф. Тихомировой и обобщении практического опыта других исследователей.
В практической части нашей работы были подобраны такие приемы работы с проблемными задачами, которые позволили составить нам задания для учеников, отразив сущность развития показателей словесно-логического мышления, у детей младшего школьного возраста. Для повышения уровня развития словесно-логического мышления разработан комплекс внеурочных занятий по развитию классификации, обобщения, синтеза и анализа.
Нами была составлен комплекс занятий по развитию словесно-логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности, состоящая из десяти занятий. Нами предложены два занятия, направленных на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, путем применения проблемных задач, в частности, одновременное предъявление классу противоречивых фактов и решение задач с заведомо допущенными ошибками.
Следующими были представлены конспекты двух занятий по развитию умения классификации, где акцент делался на такие проблемные задачи как, противоречие факты, разные точки зрения. Задания, с которыми ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задания, не похожие на предыдущие, затем предъявление научного факта в виде наглядной информации.
Мы подготовили три занятия на развитие умения обобщать. Приемами внедрения проблемных задач стали, задание на возникновение проблемной
ситуации «с удивлением», возникновение проблемной ситуации путем столкновения двух разных мнений учащихся, вследствие происходит побуждающий диалог.
Два занятия были направлены на развитие мыслительной операции сравнения. В них входили задания на обнаружение сходных, различных признаков, задания с применением проблемной ситуации с противоречием между житейским представлением учеников.
Последнее десятое занятие, отразило в себе все ранее проработанные мыслительные операции словесно-логического мышления, с таким приемом проблемной задачи как, противоречие между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только решение задачи.
После проведения нашей программы, контрольное диагностическое исследование учеников выявило, что итогом реализации программы стало повышение уровня словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы достигнуты.


1. Андрущенко, Т. Ю. Коррекция и развитие игрой [Текст] / Т. Ю. Андрущенко. - Волгоград : Перемена, 2005. - 59 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : ЕАОИ, 2011. - 94 с.
3. Баранов, С. Н. Особенности словесно-логического мышления у детей с умеренной степенью умственной отсталости [Текст] / С. Н. Баранов, С. А. Мусихина. - Курган : Дамми, 2016. - 172 с.
4. Барменкова, Т. Д. Обучение пересказу текста детей с ОНР на подгрупповых занятиях [Текст] / Т. Д. Барменкова. - М. : ВЛАДОС, 2013.
- 62 с.
5. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: монография [Текст] / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
6. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - М. : Питер, 2015. - 624 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1972. - 131 с.
8. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А. В. Брушлинский. - М. : Просвещение, 1983. - 147 с.
9. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст] / В. Н. Брюшинкин. - М. : Просвещение, 1996. - 321 с.
10. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: уч. Пособие [Текст] / Б. С. Волков. - М. : Академический проект, 2005. - 208 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте: учебное пособие для студента [Текст] / Л. С. Выготский.
- М. : Педагогика, 1984. - 345 с.
12. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: МГУ, 2001. - 287 с.
13. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. - М. : Просвещение, 2011. - 217 с.
14. Градновская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грандовская. - СПБ. : Свет, 2013. - 254 с.
15. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
16. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Текст] / П. С. Гуревич. - М. : Огни, 2018. - 352 с.
17. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1992. - 267 с.
18. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов [Текст] / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 368 с.
19. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и
проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. - М. : Просвещение, 2002. - 166 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ