Организация учебного процесса в 4 классе в условиях инклюзивного образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Понятие «инклюзивное образование»: история и практика.
Учебный процесс и его составляющие 8
1.2. Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих
инклюзивную практику
1.3. Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике...
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 25
2.2. Методы изучения организации учебного процесса в инклюзивной
практике
2.3. Анализ результатов исследования, направленный на изучение организации учебного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике 38
2.4. Методические рекомендации по организации учебного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике 43
ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ДАШИ М. ВКЛЮЧЕННОГО В ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 46
3.1. Психолого-педагогическая характеристика Даши М 46
3.2. Проверка сформированности базовых универсальных учебных действии
3.3. Программа курса «Чтение и развитие речи» 53
3.4. Система заданий и упражнений для Даши М. по курсу «Чтение и
развитие речи»
3.5. Контрольный эксперимент. Анализ результатов. Методические
рекомендации по дальнейшему обучению Даши М
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Понятие «инклюзивное образование»: история и практика.
Учебный процесс и его составляющие 8
1.2. Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих
инклюзивную практику
1.3. Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике...
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 25
2.2. Методы изучения организации учебного процесса в инклюзивной
практике
2.3. Анализ результатов исследования, направленный на изучение организации учебного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике 38
2.4. Методические рекомендации по организации учебного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике 43
ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ДАШИ М. ВКЛЮЧЕННОГО В ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 46
3.1. Психолого-педагогическая характеристика Даши М 46
3.2. Проверка сформированности базовых универсальных учебных действии
3.3. Программа курса «Чтение и развитие речи» 53
3.4. Система заданий и упражнений для Даши М. по курсу «Чтение и
развитие речи»
3.5. Контрольный эксперимент. Анализ результатов. Методические
рекомендации по дальнейшему обучению Даши М
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
Актуальность исследования: в настоящее время образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Долгие годы система образования четко делила обучающихся на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Современная система образования в последние годы также принимала только тех, кто отвечает ее требованиям - детей, которые способны обучаться по общей программе и могут показывать нормальные для всех результаты. В итоге часто получалось, что обучающиеся c ограниченными возможностями здоровья изолированы от здоровых сверстников и выпадали из образовательного процесса. В результате возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей обучающихся и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения обучающихся с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Именно в обычной образовательной сфере обучающиеся с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полноценной жизни в обществе, т.е. социализироваться.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что обучающиеся с ограниченными возможностями имеют такие же права, как и другие обучающиеся, и отсутствием готовности педагогов общеобразовательных школ к инклюзивной практике, что связано с недостаточным осознанием ими необходимости данной работы, а также отсутствием необходимых знаний, умений и навыков.
Мой период работы над дипломом совпал со временем внедрения инклюзивного образования в систему образования. Инклюзивное образование в Российской Федерации законодательно закреплено и имеет статус государственной политики. Закон «Об образовании, принятый 29 декабря 2012 года, даёт право выбора родителям типа образовательной организации для своего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В статье 79. «Закона об Образовании» закрепляется право на получение образования обучающимися совместно с одноклассниками с нормой в развитии, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С 1 сентября 2016 года был введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.
В связи с развитием инклюзивного образования актуальной становится проблема адаптации школьной среды к особенностям и возможностям учеников с ограниченными возможностями здоровья, в противном случае дети не смогут быть активными участниками процесса учения. Включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательный процесс обычной школы требует наибольшей адаптации среды. Педагоги общего образования должны познакомиться с содержанием специальных программ, методами, приемами обучения детей с нарушением интеллекта, а также технологией проектирования процесса обучения, включая составление индивидуальной программы и др. вопросам.
Целью исследования является изучение организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике и выработка методических рекомендаций по организации учебного процесса в 4 классе.
Объект исследования: учебный процесс в 4 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике
Предмет исследования: изучение особенностей организации образовательной среды для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретический анализ проблемы организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике;
2) осуществить констатирующий эксперимент по изучению особенностей организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике конкретного образовательного учреждения;
3) описать содержание и условия организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, научных статей.
2. Эмпирические:
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость: систематизирован материал об организации учебного процесса в 4 классе в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость: составленной работой могут воспользоваться студенты педагогических учреждений, учителя основных образовательных учреждений и другие заинтересованные лица для организации учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ № 50» Талицкого района, Свердловской области.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиографический список (27 источников), приложение.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что обучающиеся с ограниченными возможностями имеют такие же права, как и другие обучающиеся, и отсутствием готовности педагогов общеобразовательных школ к инклюзивной практике, что связано с недостаточным осознанием ими необходимости данной работы, а также отсутствием необходимых знаний, умений и навыков.
Мой период работы над дипломом совпал со временем внедрения инклюзивного образования в систему образования. Инклюзивное образование в Российской Федерации законодательно закреплено и имеет статус государственной политики. Закон «Об образовании, принятый 29 декабря 2012 года, даёт право выбора родителям типа образовательной организации для своего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В статье 79. «Закона об Образовании» закрепляется право на получение образования обучающимися совместно с одноклассниками с нормой в развитии, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С 1 сентября 2016 года был введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.
В связи с развитием инклюзивного образования актуальной становится проблема адаптации школьной среды к особенностям и возможностям учеников с ограниченными возможностями здоровья, в противном случае дети не смогут быть активными участниками процесса учения. Включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательный процесс обычной школы требует наибольшей адаптации среды. Педагоги общего образования должны познакомиться с содержанием специальных программ, методами, приемами обучения детей с нарушением интеллекта, а также технологией проектирования процесса обучения, включая составление индивидуальной программы и др. вопросам.
Целью исследования является изучение организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике и выработка методических рекомендаций по организации учебного процесса в 4 классе.
Объект исследования: учебный процесс в 4 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике
Предмет исследования: изучение особенностей организации образовательной среды для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретический анализ проблемы организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике;
2) осуществить констатирующий эксперимент по изучению особенностей организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике конкретного образовательного учреждения;
3) описать содержание и условия организации образовательной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в инклюзивной практике.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, научных статей.
2. Эмпирические:
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость: систематизирован материал об организации учебного процесса в 4 классе в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость: составленной работой могут воспользоваться студенты педагогических учреждений, учителя основных образовательных учреждений и другие заинтересованные лица для организации учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ № 50» Талицкого района, Свердловской области.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиографический список (27 источников), приложение.
Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право получать качественное образование наряду со здоровыми сверстниками. Эти проблемы в современных школах решает инклюзивное образование.
Для развития здоровых отношений в обществе важна не только интеграция лиц с ограниченными возможностями в общественную жизнь, гораздо важнее, чтобы особые дети не просто вписались в общество, а чувствовали себя равными и нужными среди своих сверстников. Целью инклюзивного образования является успешная социальная адаптация лиц с особыми потребностями. Это достижимо при условии, что обучающийся с ОВЗ не просто стремится быть как все, а оказывается способен реализовать собственные возможности и способности.
Окончив дошкольное образование и получив навыки социализации, особенные дети переходят на следующую ступень образовательного процесса и поступают в начальную школу, где должны реализоваться их особые потребности. Имея относительно небольшие нарушения в развитии, дети обучаются в обычных классах, чаще всего небольшой наполняемости.
Особенности психического развития умственно отсталых детей характеризуются недостаточностью всех форм мыслительной деятельности; нарушением речевого онтогенеза; меньшей скоростью приема, переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, запечатленной и сохраняющейся в памяти; низкой точностью запоминания; снижением как непроизвольного, так и произвольного внимания; отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы; трудностями взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми; замедленным темпом психического развития в целом, повышенной утомляемостью и высокой истощаемостью.
С целью изучения особенностей организации образовательной среды для обучающихся с умственной усталостью в инклюзивной форме нами был проведен констатирующий эксперимент. Его базой стало муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ № 50» Талицкого района Свердловской области.
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и структура управления учреждением МКОУ «Троицкая СОШ №50» осуществляет свою деятельность на основе следующих правоустанавливающих документов: Свидетельства о государственной регистрации 66 № 005462865 (от 14.10.2011 г.); Лицензии на осуществление образовательной деятельности (от 01.10.2011 г. №15605); Устава (от 31.07.2017 г.).
В 2017-2018 учебном году в школе насчитывалось классов- комплектов: уровень начального общего образования - 10 классов-
комплектов (2 коррекционных класса); уровень основного общего образования - 12 классов-комплектов (3 коррекционных класса); уровень среднего общего образования - 2 класса-комплекта. Общая численность обучающихся - 305.
На констатирующем этапе экспериментального исследования, а также на всех последующих принимали участие 3 обучающихся 4 класса с диагнозом F-70 (МКБ 10), включенных в систему инклюзивного образования.
Нами была поставлена задача сформировать у инклюзируемых обучающихся как минимальный, так и достаточный уровни БУД. Трудность заключалась в том, что все трое умственно отсталых обучающихся имеют разный уровень интеллекта, в разное время начали посещать класс, где обучаются нормотипические обучающиеся. Все это обусловило индивидуальный подход к ним, который реализовывался с помощью разработки и апробации индивидуального маршрута обучения. Особое внимание мы уделяли формированию познавательных и коммуникативных БУД.
Для того чтобы достичь планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной образовательной программы по чтению и развитию речи, нами были подобраны приемы, средства и формы работы, которые позволяли обучающимся успешно пройти все этапы формирования базовых учебных действий. Эффективно использовались для достижения этой цели дифференцированный и деятельностный подходы.
Для работы в инклюзивном классе педагогам были задействованы различные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций); практические методы (работа с учебником, наблюдение, дидактическая игра, упражнение). Комплексная система работы с детьми с нарушениями интеллекта помогла нам справиться со многими трудности в обучении, однако нельзя сказать, что абсолютно все проблемы были успешно решены. Система инклюзивного образования предполагает длительную работу всех участников образовательного процесса для полной социализации умственно отсталых обучающихся. На следующем этапе работы с ними мы поставим другие, более сложные задачи по обучению и воспитанию их.
Для развития здоровых отношений в обществе важна не только интеграция лиц с ограниченными возможностями в общественную жизнь, гораздо важнее, чтобы особые дети не просто вписались в общество, а чувствовали себя равными и нужными среди своих сверстников. Целью инклюзивного образования является успешная социальная адаптация лиц с особыми потребностями. Это достижимо при условии, что обучающийся с ОВЗ не просто стремится быть как все, а оказывается способен реализовать собственные возможности и способности.
Окончив дошкольное образование и получив навыки социализации, особенные дети переходят на следующую ступень образовательного процесса и поступают в начальную школу, где должны реализоваться их особые потребности. Имея относительно небольшие нарушения в развитии, дети обучаются в обычных классах, чаще всего небольшой наполняемости.
Особенности психического развития умственно отсталых детей характеризуются недостаточностью всех форм мыслительной деятельности; нарушением речевого онтогенеза; меньшей скоростью приема, переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, запечатленной и сохраняющейся в памяти; низкой точностью запоминания; снижением как непроизвольного, так и произвольного внимания; отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы; трудностями взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми; замедленным темпом психического развития в целом, повышенной утомляемостью и высокой истощаемостью.
С целью изучения особенностей организации образовательной среды для обучающихся с умственной усталостью в инклюзивной форме нами был проведен констатирующий эксперимент. Его базой стало муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая СОШ № 50» Талицкого района Свердловской области.
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и структура управления учреждением МКОУ «Троицкая СОШ №50» осуществляет свою деятельность на основе следующих правоустанавливающих документов: Свидетельства о государственной регистрации 66 № 005462865 (от 14.10.2011 г.); Лицензии на осуществление образовательной деятельности (от 01.10.2011 г. №15605); Устава (от 31.07.2017 г.).
В 2017-2018 учебном году в школе насчитывалось классов- комплектов: уровень начального общего образования - 10 классов-
комплектов (2 коррекционных класса); уровень основного общего образования - 12 классов-комплектов (3 коррекционных класса); уровень среднего общего образования - 2 класса-комплекта. Общая численность обучающихся - 305.
На констатирующем этапе экспериментального исследования, а также на всех последующих принимали участие 3 обучающихся 4 класса с диагнозом F-70 (МКБ 10), включенных в систему инклюзивного образования.
Нами была поставлена задача сформировать у инклюзируемых обучающихся как минимальный, так и достаточный уровни БУД. Трудность заключалась в том, что все трое умственно отсталых обучающихся имеют разный уровень интеллекта, в разное время начали посещать класс, где обучаются нормотипические обучающиеся. Все это обусловило индивидуальный подход к ним, который реализовывался с помощью разработки и апробации индивидуального маршрута обучения. Особое внимание мы уделяли формированию познавательных и коммуникативных БУД.
Для того чтобы достичь планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной образовательной программы по чтению и развитию речи, нами были подобраны приемы, средства и формы работы, которые позволяли обучающимся успешно пройти все этапы формирования базовых учебных действий. Эффективно использовались для достижения этой цели дифференцированный и деятельностный подходы.
Для работы в инклюзивном классе педагогам были задействованы различные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций); практические методы (работа с учебником, наблюдение, дидактическая игра, упражнение). Комплексная система работы с детьми с нарушениями интеллекта помогла нам справиться со многими трудности в обучении, однако нельзя сказать, что абсолютно все проблемы были успешно решены. Система инклюзивного образования предполагает длительную работу всех участников образовательного процесса для полной социализации умственно отсталых обучающихся. На следующем этапе работы с ними мы поставим другие, более сложные задачи по обучению и воспитанию их.
Подобные работы
- Формирование положительной учебной мотивации у младшего школьника средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мир в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Личностно-поддерживающая технология обучения говорению на иностранном языке в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия
инклюзивного образования в образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Обучение иностранному языку в средней общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К
ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



