Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика девиантного поведения детей старшего подросткового возраста в детском доме

Работа №97305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения 6
детей старшего подросткового возраста в детском доме
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков... 6
1.2. Девиантное поведение: понятия, виды, характеристика 14
1.3. Формы, средства, направления профилактики употребления
23
алкоголя старшими подростками в детском доме
Глава 2. Опытно поисковая работа по профилактике употребления алкоголя старшими подростками на примере детского дома 32 ГКУ »СРНЦ №2 города Асбеста»
2.1. Анализ деятельности детского дома по профилактике употребления
32 алкоголя старшими подростками
2.2. Комплекс мероприятий по профилактике употребления алкоголя
47 старшими подростками в детском доме
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения

Актуальность темы исследования. Тема девиантного поведения является актуальной в связи с тем, что одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей и подростков: безнадзорность, правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, употребление спиртных напитков, химическая зависимость, суицид).
За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей изъятых из семей вследствие лишения родителей родительских прав. Число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами. Чаще всего с подростками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих подростков совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность.
Ситуация социального сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии подростков, отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории подростков, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими подростками уровень учебной и познавательной мотивации.
Подростки - социальные сироты чаще подвержены различным формам девиантного поведения. Сегодня изучение девиантного поведения является междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии и собственно психологии. На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междисциплинарный подход - девиантология.
Степень изученности темы в литературе. Различные аспекты, проблемы, специфических условий детских домов и их влияния на личностное развитие подростков представлены в исследованиях: И.С Белоусова [5], Л.С. Выготский [10], М.А Ковальчук [19], Т.А Попова [48], З. Фрейд [64] и др.
Проведенный анализ научной литературы позволил выявить основное противоречие: между необходимостью профилактики девиантного поведения детей старшего подросткового возраста в детском доме и недостаточностью методических пособий по данному вопросу для специалистов детского дома.
Проблема исследования: каково содержание профилактики девиантного поведения детей старшего подросткового возраста в детском доме?
Тема исследования: «Профилактика девиантного поведения детей старшего подросткового возраста в детском доме».
Ограничение: в своей работе мы будем рассматривать вид девиантного поведения - употребление алкоголя.
Объект исследования: процесс профилактики употребления алкоголя старшими подростками находящихся в детском доме.
Предмет исследования: содержание профилактики употребления алкоголя старшими подростками в детском доме.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий, направленных на профилактику употребления алкоголя детей старшего подросткового возраста в детском доме.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профилактика употребления алкоголя детей старшего подросткового возраста в детском доме, должна включать комплекс мероприятий, ориентированный на основные возрастные характеристики старшего подросткового возраста, и включающий в себя выделенные формы (тематические вечера, выставки литературы, психолого-педагогические занятия, тренинги, спортивные мероприятия), средства (документальные и художественные фильмы, художественная литература, памятки, наглядные пособия).
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему подростковому возрасту.
2. Изучить «девиантное поведение».
3. Проанализировать формы, средства, направления профилактики употребления алкоголя старшими подростками в детском доме.
4. Проанализировать деятельность детского дома по профилактике употребления алкоголя старшими подростками.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
• теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические методы - тестирование, анкетирование.
База исследования: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально-­реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Асбеста».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения детей старшего подросткового возраста в детском доме.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все теоретические и практические задачи исследования.
Реализация первой задачи позволила нам прийти к выводу, что старший подростковый возраст, с одной стороны, является сложным переходным периодом от детства к зрелости, а с другой - время полного развития личностных способностей и возможностей молодого человека. Границы возраста - старший подростковый возраст находится в возрастном периоде от 14 до 17 лет. Поведение старшего подростка взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности старшего подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи. Данный возрастной период характеризуется тем, что подростковый опыт еще недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для старших подростков противопоставление себя взрослому обществу.
Реализация второй задачи показала, что девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, предрасположенности личности к отклонениям в поведении, что зависит от психологических особенностей личности, особенностей воспитания, индивидуально-личностных особенностей.
Реализация третьей задачи показала, что профилактика употребления алкоголя старшими подростками может осуществляться в различных формах: организация социальных условий среды, работа по информированию подростков, социально-психологические тренинги, включение подростков в различные виды активного отдыха. Направления профилактики употребления алкоголя: контрольно-аналитическая деятельность
администрации детского дома; исследовательская работа, изучение старших подростков; индивидуальная работа со старшими подростками; организация досуга в детском доме. Средствами профилактики выступают печатные, электронные образовательные ресурсы, наглядные и демонстрационные материалы, средства арттерапии, тренажеры, спортивное оборудование.
Наше исследование проходило на базе государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Асбеста». ГКУ «СРНЦ №2 города Асбеста» осуществляет меры профилактики девиантного поведения.
В ходе реализации четвертой задачи мы установили, что работа по профилактике употребления алкоголя старшими подростками ведется согласно плану. Администрацией детского дома, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются отчеты специалистов по работе с подростками. В течение года администрацией и педагогами проводился постоянный контроль исполнения правил внутреннего распорядка, соблюдения норм детского дома, режима дня старших подростков. Воспитатели включали в содержание занятий материалы по развитию у старших подростков потребности вести здоровый образ жизни, воспитанию у старших подростков потребности и осмысления трудовой деятельности, развитию механизмов продуктивного общения.
Исследование подтвердило, что доля старших подростков, употребляющих алкогольные напитки достаточно велика. Большинство попробовали алкогольные напитки в 13 лет или даже раньше. Одним из главных факторов возникновения у старших подростков потребности в употреблении алкогольных напитков является социально-педагогические и психологические особенности их развития, а именно: проявления кризиса старшего подросткового возраста, социокультурные особенности среды и формы общения в кругу сверстников. Итак, профилактика употребления алкогольных напитков в подростковой среде на данном этапе становления общества является целесообразной и занимает важную позицию. Одной из задач данного направления социально-педагогической деятельности стало формирование у старших подростков мотивации к здоровому образу жизни. Решению данной задачи способствовала разработка комплекса мероприятий, направленных на предотвращение употребления старшими подростками алкоголя, повышение уровня информированности, выработки навыка отказа от этого явления.
Комплекс мероприятий включает следующие направления работы:
• организационно-методическое сопровождение работы по профилактике;
• мероприятия для старших подростков детского дома;
• межведомственное взаимодействие при организации профилактики употребления алкоголя старшими подростками.


1. Акимова М.К. Психологическая диагностика: учеб. пос. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 297 с.
2. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: уч. пос. 2 изд., испр. К.: МАУП, 2014. 216 с.
3. Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды Педагогика высшей школы, 2015. № 5. С. 22
4. Безпалько А.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах: учеб. пос. К.: Центр учебной литературы, 2013. 134 с.
5. Белоусова И.С., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: уч. пос. Запорожье, 2014. 95 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3 изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2001. 352 с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика СПб.: Питер, 2006. 300 с.
6. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина Современные проблемы науки и образования, 2012. №4. С.242.
7. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. 96 с.
8. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведенный. 5 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 440 с.
9. Вовденко О.В. Психологические нарушения социализации подростков и их классификация. Межвузовский сборник научных и научно-
методических трудов. 2010. №15 С. 48
8. Волкова М.В. (науч. ред.). Личность как субъект инноваций. Сборник научных трудов. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. 200 с.
9. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1994.
10. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для ВУЗов. М.: Владос, 1999. 430 с.
11. Галагузова М.А., СорвачеваГ.В., ШтиноваГ.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. М.: Владос, 2013. 224 с.
12. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних: учеб.-метод, пособие под ред. Л. Шипициной. - М .: Моск. гор. фонд поддержки школьного книгоиздание, 2014. 101 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
14. Зыков О.В. (ред.) Психологическое тестирование. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде. Учебно-методическое пособие. Институт наркологического здоровья нации. Москва. 2012. 143 с.
15. Каменская В.Г., Котова С.А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании Вестник Герценовского университета, 2007. №6. С. 43-47...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ