ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности физического развития подростков 5
1.2. Силовые способности одна из сторон спортивной подготовки
подростков четырнадцати лет занимающихся борьбой самбо 10
1.3. Понятие «силовые способности» в теории и методике физического
воспитания 12
1.4. Характеристика борьбы самбо как вида спорта 14
1.5. Особенности проявления силовых способностей подростков
четырнадцати лет на занятиях самбо 16
1.6. Средства и методы развития силовых способностей у подростков
четырнадцати лет занимающихся борьбой самбо 19
1.7. Критерии оценки проявления силовых способностей подростков в
возрасте четырнадцати лет занимающихся самбо 35
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Методы исследования 38
2.3. Экспериментальная методика 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность. Галовский Н.М. в своем учебнике «спортивная борьба» утверждает, что самбо - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину. Построение тренировочного процесса в спортивных единоборствах и его реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивных школах и в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивных единоборствах накоплен достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы [3].
В отечественной педагогике проблемы подготовки самбистов и дзюдоистов освещаются в работах А.Н. Крестовникова, Н.В. Зимкина, А.В. Коробкова, А.М. Шлемина, Л.А. Капника, Э.В Агафонова, В.А Хорикова. В то же время вопросы касательные особенностей и развития силовых способностей юных борцов остаются недостаточно раскрыты, либо обладают устаревшей информационной базой.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс самбистов 14 лет.
Предмет исследования: методика развития силовых способностей, у самбистов в возрасте 14 лет.
Цель ВКР: выяснить особенности развития силовых способностей подростков в возрасте 14 лет и предложить комплексы упражнений и методику выполнения, для их развития. С помощью исследования обосновать эффективность предложенных средств и методики.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы.
2. Ознакомится с возрастными особенностями развития подростков в возрасте 14 лет.
3. Определить средства и методы силовой подготовки борцов в возрасте 14 лет. Предложить комплексы упражнений для тестирования силовой подготовки подростков, занимающихся борьбой самбо.
4. Экспериментально доказать эффективность предложенной методики.
Структура ВКР: Работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
В заключении хотелось бы сказать, что, выполнив анализ литературы, был сделан вывод о том, что имеется нехватка информации по данной теме. Все исследования, которые имеются, уже морально устарели и просто нуждаются в обновлении, так же как показала работа современная литература этой тематики, которая была найдена, практически не содержит внутри информации о рассматриваемой в этой работе теме, либо она дублирует источники прошлых лет с незначительными дополнениями.
В более старых учебниках, включая учебники по теории и методологии физической культуры, получилось обнаружить и собрать воедино определённый информационный материал, который содержит широкий круг средств и методов развития силовых способностей у юных самбистов.
Что касается тестирования подростков, в доступном материале не было найдено конкретной информации о том, как же тестировать силовые способности у юных самбистов. Поэтому было принято решение создать собственный перечень упражнений, на основе общей информации и личного опыта.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. С помощью анализа научно-методической литературы было установлено, что мышечная система подростков в возрасте 14 лет в связи с гормональными изменениями, происходящими в организме, отлично воспринимает силовые нагрузки. Соответствующие авторы указывают на то, что подобные гормональные изменения вызывают быстрый рост и развитие мышечных волокон. Исходя из этого, были сделаны выводы о целесообразности начинать силовые тренировки с этого возраста, а не ранее.
2. Так же в результате анализа научно-методической литературы и проведенного эксперимента, было выявлено, что для развития силовых показателей в этом возрасте подходят упражнения с отягощениями и с использованием различных тренажёров.
3. В результате исследования эффективность предложенной методики была доказана лишь частично. Однако это дает большое поле для разнообразных изменений и опытов в дальнейшем.
4. Так же хотелось бы добавить, что благодаря данному исследованию удалось сделать предположение, о том, что для подростков в возрасте 14 лет, любая нагрузка, направленная на развитие силовых характеристик получает достаточно эффективный обратный отклик, это обусловлено в первую очередь гормональными изменениями в организме в этот возрастной период.
1. Алексеев В. А. Физкультура и спорт М., Просвещение, 2000
2. Андронов О.П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности М. Мир, 2003
3. Галковский Н.М, Катулин А.З. Спортивная борьба.
4. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена.2008.
5. Гужаловский А. А. Физическое воспитание школьников и критические периоды развития.//Теория и практика ФК, 1977, № 7. - С.37-39.
6. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста.//А./реферат докт. дисс. - М., 1979. - 23 с.
7. Донской Д. Д. Биомеханика. - М.: Просвещение, 1977. - 238 с.
8. Дьячков В. М. Высоте нет предела. — М.: «Физкультура и спорт», 1980. — 232 с.
9. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания
10. Зимкин Н.В. (ред.) Физиология человека
11. Игуменов В. М., Подливаев Б. А. Спортивная борьба. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
12. Ионов С. Ф. Рекомендации по физической подготовке борцов. (Резиновый самбист).//Спортивная борьба: Ежегодник. - М.,1978. - С. 21-26.
13. Исаев А. И., Чепцов А. А., Астахов А. М., Тюремских И. С., Баймеев Г. Б. Моделирование как метод исследования подготовки спортсменов.//Спортивная борьба: Ежегодник. - М.,1981. - С. 60-62.
14. Классическая борьба. Программа для детско-юношеских спортивных школ (комплексных и специализированных). М.: Комитет по ФК и спорту СССР, 1977. - 71 с.
15. Коблев Я. К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо. Дисс. на соиск. уч. степ. доктора пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1990. - 328 с...