ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 7
1.1 Характеристика речевого развития детей в норме и детей с ЗПР 7
1.2 Понятие о связной речи 14
1.3 Особенности формирования и развития связной речи у дошкольников с
ЗПР 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 27
2.1 Методики формирования связной речи в специальной литературе 27
2.2 Методические приёмы, направленные на формирование связной речи у
детей дошкольного возраста с ЗПР 32
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 41
3.1 Методики проведения экспериментального исследования по изучению
уровня сформированности связной речи 41
3.2 Программа формирования связной речи у детей дошкольного возраста с
ЗПР 61
3.3 Контрольная диагностика по итогам коррекционной работы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
Одним из основных направлений деятельности любого дошкольного образовательного учреждения стало развитие у детей дошкольного возраста коммуникационной грамотности через поиск решения с помощью вербальных средств, которые актуальны для детей в различных сферах жизни (учебной, культурной, бытовой). Но тем не менее, на сегодняшний день, не все дети способны владеть вербальными средствами коммуникации. Эти дети нуждаются в помощи, в рамках которой проводится работа, направленная как раз на развитие средств речевого общения (лексических, грамматических, фонетико- фонологических средств).
Зачастую основной проблемой формирования средств вербальной коммуникации является недоразвитость речи. Это и является главным с или одним из основных симптомов распространенной формы нарушения развития ребёнка дошкольного возраста - задержка психического развития (ЗПР).
Первоначально изучение речи дошкольников с задержкой психического развития обычно было сосредоточено на внешней стороне речевых сложностей. Внедрение основ психолингвистики в науку и педагогическую практику дало огромный толчок для того, чтобы речь дошкольников с ЗПР стала анализироваться не только со стороны внешних проявлений, но и с точки зрения внутренних механизмов речи, ее понимания и происхождения.
На сегодняшний день существует огромное количество умозаключений, касающихся речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Такие ученые как Т. А. Власова, О. Е. Громова, М.С. Певзнер и другие заметили, что дети с ЗПР испытывают трудности в изучении родного языка, как основного средства общения. Эти трудности зачастую связаны с недостатком лексических, фонетико-фонологических и грамматических средств. И именно это является одной из причин проявления недостатков языкового оформления высказываний.
Актуальность темы. Такие авторы как В.П. Глухов, И. А. Коробейников, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Н.А. Сорокина и многие другие в своих работах показали результаты своих исследований, касающиеся речи дошкольников с ЗПР. Так, например, специалисты отметили, что у детей с задержкой психического развития нарушение речи проявляется в виде лексических, грамматических и фонетико-фонологических ошибок. Особое внимание специалисты обращают на множество ошибок в речи ребенка с ЗПР, а «семантический дефект» является ведущим звеном в структуре речевого нарушения.
Такие авторы как О. А.Чистова, С.Г.Шевченко, Е. А. Юзбекова, Л. В. Яссман, Н. Ю. Борякова, Е. А. Екжанова, Н. В.Ершова, И.И. Мамайчук, В.И. Лубовский, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева и многие другие обращают внимание на важность учета основного дефекта коррекционно - развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначается, что нужно предусмотреть решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей и строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Однако, несмотря на то, что накоплен огромный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, вопросы анализа развития их связной речи освещены недостаточно.
Очевидно, что это не может удовлетворить специалистов, работающих с детьми этой категории.
Необходимо доскональное изучение проблемы развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития. Этим и была определена актуальность нашего исследования
Объект исследования - связная речь у дошкольников с ЗПР.
Предмет - диагностика и методы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная программа коррекции позволит повысить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы - изучение теории формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР и методов ее коррекции.
Задачи:
1) Изучить литературные источники по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста в норме и с ЗПР.
2) Исследовать уровень сформированности навыков связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
3) Разработать программу коррекционной работы по формированию связной речи.
Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы,
обобщение педагогического опыта, диагностика уровня сформированности навыков связной речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (В. А. Лонина, В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в работе дефектологов, психологов, изучающих и занимающихся проблемой задержки психического развития у детей, а также родителям воспитывающих детей с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа изложена на 93 страницах машинописного текста. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (74 источника) и приложения
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом.
Развитие речи дошкольников происходит в различных направленностях: улучшается ее осмысление и практическое использование; она делается базой преобразования всех психических процессов и орудием мышления. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития - это дети, у которых в часто наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов. У детей с задержкой психического развития развитие речи существенно отличается.
Речь у детей с задержкой психического развития настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико - жестикуляторными. В результате к школьному возрасту необученные дети с задержкой психического развития приходят с существенным речевым недоразвитием.
Связная речь обладает устойчивым набором признаков, которые определяют один из двух типов ее целостной организации. В состав этих признаков входят языковые и выразительные средства как количественные показатели речи, а также качественно - количественные характеристики, представленные ее логической и содержательной организацией. Связной является речь, в которой логичность и целостность ее содержания задаются самим говорящим в процессе развертывания во вне наличного содержания своего сознания.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, выделяется некоторой спецификой.
Наличествуют такие явные нарушения речевой деятельности, как рассогласованность речевой и предметной деятельности, недостаточность словообразовательных процессов, речь у данной категории детей обладает ситуативным характером, просматривается узость словарного запаса, в особенности существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.
Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков: системы языка как средства общения; лексико - грамматических возможностей диалога; логической организации диалогического общения; установления социальных контактов друг с другом и взрослыми; установления интерактивного взаимодействия; закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.
Особенно значима в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы у детей, испытывающих трудности в обучении игра. Также для формирования связной речи используются методические приемы, которые традиционно разделяются на три основополагающие группы: словесные, наглядные и игровые.
Для определения возможностей развития связной речи дошкольников с ЗПР был проведен эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента мы изучили начальный уровень развития связной речи дошкольников. Нами проведено исследование развития связной речи, в котором приняло участие 10 детей дошкольного возраста на базе МАДОУ № 27 «Сказка» г. Сысерть.
Группа была сформирована из детей с задержкой психического развития. Результаты показали, что у детей данной группы уровень развития связной речи преимущественно средний и низкий.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей исследуемой нами группы отмечается недостаточное развитие связной речи.
У большинства детей мы отметили сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) заданий. При пересказе отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента. Самостоятельный рассказ чаще составляется с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний.
На формирующем этапе эксперимента с детьми проводилась работа по Программе формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Обследование детей на контрольном этапе эксперимента проводилось по той же методике, которая была разработана для констатирующего этапа. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента показали, что дети дошкольного возраста задержкой психического развития достигли положительных результатов и справились со всеми заданиями.
Таким образом, предложенные методы и приёмы способствовали повышению качества речи дошкольников, развитию творческого отношения к слову, они повлияли на развитие у детей старшего дошкольного возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных процессов. Полученные результаты
свидетельствуют, что гипотеза исследования подтверждена.
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 400 с.
2. Амасьянц, Р.А. Интеллектуальные нарушения. - М.: Академия, 2012. - 238 с.
3. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2013. - с. 4-16.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Ком Книга, 2013. - 576 с.
5. Большой психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013.¬672 с.
6. Борякова,Н.Ю.Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ,2012. - 226 с.
7. Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 160 с.
8. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. - М.: Академия, 2014. - 236 с.
9. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 194 с.
10. Виноградова, Н. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». - М.: Вентана-Граф, 2011. - 34 с.
11. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи. - М.: Академия, 2012. С. 403-405
12. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Академия, 2013. -177 с.
13. Гаспарова, Е.М. Режиссерские игры дошкольников с отклонениями в поведении // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. Г.Г. Кравцова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 156 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство - Пресс, 2014. - 472 с.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 84 с.
16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2015. - 168 с.
17. Громова, О. Е. Путь к первым словам и фразам. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
18. Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - М.: КАРО, 2013. - 336 с.
19. Екжанова Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). - М.: Логос, 2014. - 96 с
20. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2013. - 272 с.
21. Ерастов, Л.П. Культура связной речи. - М.: АРКТИ, 2013. - 268 с.
22. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Владос, 2012. - 245 с.
23. Игра дошкольника / Под редакцией С.Л. Новоселовой. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 188 с.
24. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Академия, 2012. - 127 с.
25. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М.: Дрофа, 2015. - 176 с.
26. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 2015. - 420 с.
27. Кларина,Л.М. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. - М.: Мозаичный ПАРК, 2015. - 128с.
28. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2014. - 426 с.
29. Кошелева, А.Д. Детский практический психолог. - М.: Academia, 2011. - 256 с.
30. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - 256 с.
31. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2013. - 426 с.
32. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука,1974. - 234 с.
33. Леушина, А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Академия, 2010. - С.81-90
34. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
35. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Академия, 2015. - 222 с.
36. Лубовский В.И. Специальная психология. - М.: Academia, 2013. - 464 с.
37. Лурия, А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: МПСИ, 2014. - 64 с.
38. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета , 2013. - 52 с.
39. Менджерицкая Д.В. Роль игры в знакомстве детей с окружающей жизнью // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 23-25.
40. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.В. Короткова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 245 с.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2014. - 456 с.
42. Непомнящая, Н.И. О природе детской игры и ее роли в развитии ребенка. - М.: Академия, 2013. - 132 с.
43. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Владос, 2015. - 254 с.
44. Певзнер М.С., Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Издательство: СГУ, 2016. - 176 с.
45. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с
46. Петрова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Книга, 2012. - 320с.
47. Поддьяков, Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. - СПБ: Речь, 2013. - 144 с.
48. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Академия, 2013. - 284 с.
49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагог. учеб. зав. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
50. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
51. Рыжова О.С. Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. - 2017. - С. 122-126.
52. Развитие, воспитание и обучение школьников с задержкой психического развития: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.Б. Баряева и др. - СПб.: Речь, 2010. - 338 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. -468 С.
54. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. - М.: Академия Развития, 2013. - 416 с.
55. Слепович Е.С.Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб.: Речь,2008 . - 256 с.
56. Смирнова Е., Гударева О., Современные дети: особенности игры и психологического развития. //Дошкольное воспитание. - 2012 .- №10 .- С. 63-71.
57. Сорокин, В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь». 2014. - 216 с.
58. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. - М.: Владос, 2013. - 116 с.
59. Сохин, Ф.А.Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МОДЭК,2014. - 224 с.
60. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2014. - 436 с.
61. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Изд. центр «Академия»,2014. - 464 с.
62. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, В.А. Лонина, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2014. - 443 с.
63. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М.: Владос, 2012. - 168 с.
64. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. - М.: Владос, 2014. - 256 с.
65. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
66. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
67. Триггер,Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.:Питер,2008 . - 192 с.
68. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2014. - 122 с.
69. Фатекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Айрис-Пресс,2011. - 176 с
70. Цыпина, Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Academia, 2014. - 256 с.
71. Шевченко, С.Г.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 96 с.
72. Юзбекова, Е. А.Ступеньки творчества: Место игры в
интеллектуальном развитии дошкольника: Метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М.: Линка-Пресс, 2016. - 122 с.
73. Юханссон, И. Особое детство. - М.: Теревинф, 2012. - 160 с.
74. Яшина, В.И., Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2013. - С. 334-335.