Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданственности у средних подростков в образовательной организации

Работа №97292

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданственности у средних подростков в образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика средних подростков 6
1.2. Гражданственность: понятие, характеристика 15
1.3. Формы и методы формирования гражданственности у средних
подростков в образовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа в МАОУ СОШ №137 г.Екатеринбург по формированию гражданственности у средних подростков 37
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ №137 г.Екатеринбург по
формированию гражданственности у средних подростков 37
2.2. Разработка и апробация программы по формированию
гражданственности у средних подростков в МАОУ СОШ №137 г. Екатеринбург 55
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 72

Актуальность темы исследования обоснована возрастающей ролью школы в формировании личности гражданина. Согласно общим положениям концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская жизнь ребенка.
Главной целью современного российского образования является становление, развитие высоконравственного, ответственного гражданина, способного к осуществлению своих прав и обязанностей. Такой социальный заказ образованию продиктован требованиями гражданского общества - общества, способного защищать свои права и интересы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость становления таких личностных характеристик обучающегося как: осознание ценностей российского гражданского общества, социальная активность, уважение закона и правопорядка, мнения других людей.
Гражданственность, в свою очередь, являясь одной из базовых национальных ценностей государства, представляет собой совокупность качеств личности, определяющих готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе и государстве условиями, продиктованными правовыми и моральными нормами.
Большое значение имеет формирование этих аспектов у личности среднего подростка. Тот факт, что в данный возрастной период характерные черты поведения ребенка выражены в стремлении к самостоятельности и активному участию в общественной жизни, указывает на необходимость осуществления образовательной организацией деятельности, направленной на осознание средним подростком своей ответственности перед обществом и государством.
Научная разработанность темы данного исследования подтверждается в трудах следующих авторов: изучением вопроса об интересах средних подростков занимался Л.С. Выготский [13];А.И. Кравченко, В.А. Поликарпов и Л.И. Науменко[25] определили значение референтной группы для подростка. Представления о «гражданственности» сформулированы в работах Э.Г. Соловьева [53], Е.В. Бондаревской [11]. Классификации форм и методов работы с обучающимися нашли свое отражение в научных трудах таких авторов как: Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров[24],В.С. Селиванов[50].
Противоречие исследования: между необходимостью формирования гражданственности у средних подростков и недостаточным применениемформ и методов формирования гражданственности у средних подростков в практике образовательной организации.
Проблема исследования: каковыметоды и формы формирования гражданственности у средних подростков в образовательной организации?
Тема исследования: «Формирование гражданственности у средних подростков в образовательной организации».
Объект исследования:процесс формирования гражданственности у средних подростков в образовательной организации.
Предмет исследования: содержание формирования гражданственности у средних подростков в образовательной организации.
Цель исследования: наосноветеоретическихиполученныхэмпирических данных разработать и частично апробировать программупо формированию гражданственности у средних подростков в образовательной организации.
Гипотеза исследования: заключается в том, что формирование гражданственности у средних подростков в образовательной организации будет успешным, если программа:1) разработана на основе результатов диагностики;2) включаетв себяэтапы (диагностический, деятельностный, оценочный) и реализуется посредствомформ (групповые, индивидуальные, массовые) и методов (словесные, наглядные, практические).
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику понятия «гражданственность»;
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей среднего подросткового возраста;
3. Определить формы и методы работы по формированию гражданственности у средних подростков в образовательной организации;
4. Проанализировать деятельность МАОУ СОШ № 137 г. Екатеринбург по формированию гражданственности у средних подростков;
5. Провести диагностику сформированности гражданственности у средних подростков вМАОУ СОШ № 137 г. Екатеринбург.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - опрос, тестирование, анкетирование, решение проблемных ситуаций, математическая обработка данных.
База исследования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 137 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 61 источникаи9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, изучив теоретическую литературу и осуществив эмпирическое исследование по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к следующим выводам:
1. На формирование гражданственности у средних подростков в образовательной организации, влияет ряд психолого-педагогических характеристик данного возраста. В возрасте 13-14 лет у подростка наблюдаются сложные поведенческие проявления, вызванные противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом. Обострение, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, определяет формирование нравственные понятия и убеждения, выработку принципов - происходит моральное развитие личности.
2. Гражданственность есть интегральное качество, выражающееся в осознании человеком себя как личности - носителя определенных прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, готовности к активному участию в общественной жизни и руководствующегося моральными нормами и ценностями. Характеристика гражданственности раскрывается во взаимосвязи 3 компонентов: нормативного, отражающего совокупность правовых знаний, нравственных понятий, требований к поведению, с помощью которых личность осознает свое положение в обществе; регулятивного, что определяет отношение к событиям, обществу, своему положению в обществе, правам и обязанностям на основе нравственных ценностей; оценочного, раскрывающегося в готовности личности включиться в социальную среду, оценке поведения других людей и самооценке в практической деятельности,и осознании необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством.
3. Формирование гражданственности представляет собой длительный процесс воздействия на личность, с целью создания у неё системы знаний, отношений и ценностных ориентиров, выражающихся в практической деятельности гражданина. В рамках образовательной организации формирование гражданственности средних подростков осуществляется посредством проведения индивидуальной, групповой и массовой форм работы и применением таких методов как: словесные, наглядные и практические. Использование данных методов отражается на каждом из трёх показателей: нормативном - в объёме нравственных и правовых знаний, регулятивном - в ориентации на нравственные ценности; оценочном - в осмыслении опыта социального взаимодействия.
4. Работа по формированию гражданственности у средних подростков в учебной и внеучебной деятельности МАОУ СОШ № 137 направлена на приобретение обучающимися социального опыта, освоение норм и правил общественного поведения. Отрицательным фактором является то, что на образовательную ситуацию в МАОУ СОШ № 137 оказывает влияние ее расположенность в поселке, что затрудняет взаимодействие с образовательными, культурными учреждениями города. Так, формы работы внеучебной деятельности, предусмотренные ООП ООО МАОУ СОШ № 137 реализуются в практике образовательной организации не в полном объёме и ограничены проведением субботников, концертных программ и встреч.
5. Диагностика сформированности гражданственности у средних подростков в МАОУ СОШ № 137, проведенная по нормативному, регулятивному и оценочному компонентам гражданственности, предполагает использование методов: тестирование, анкетирование, решение проблемных ситуаций. Выявленная по результатам исследования неспособность подростка преломления знаний и ориентиров в практической деятельности указывает на невысокий уровень сформированности оценочного компонента.
Таким образом, задачи исследования решены, цель можно считать достигнутой, гипотеза подтверждена.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 1998. 268 с.
2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. №4. с. 70-80.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. 534 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
5. Барболин М.П. Социализация личности: методология, теория, практика. СПб: Петрополис, 2008. 372 с.
6. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый, 2014. №10. с. 349-352.
7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: УРАО, 2000. 937 с.
8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 c.
9. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно­познавательной деятельности школьников. Челябинск: ЧГПИ: Факел, 1994. 157 с.
10. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. М.: Просвещение, 1997. 254 с.
11. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета, 2011. № 1. с. 21-30.
12. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 496 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005. 310 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 5-е издание. М.: АСТ, 2013. 238 с.
15. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. 480 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ