Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового просвещения родителей детей младшего школьного возраста 6
1.1. Общеобразовательная организация: понятие, структура,виды 6
1.2. Характеристика родителей детей младшего школьного возраста, как
субъектов образовательного процесса 16
1.3. Правовое просвещение родителей детей младшего школьного
возраста: понятие, формы, направления 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 66» 39
2.1. Анализ деятельности педагогов МАОУШ № 66 по правовому
просвещению родителей детей младшего школьного возраста 39
2.2. Программа по правовому просвещению родителей детей младшего
школьного возраста 48
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложение 68
Актуальность исследования: Социальным заказом государства выступает необходимость в качественных параметрах результатов образовательной деятельности. Одними из центральных субъектов образовательного процесса являются родители. Именно родители закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка. Осуществление целенаправленного, правового просвещения среди родителей детей младшего школьного возраста, ориентированного на повышение правовой грамотности, определяется потребностями государства, общества и личности. Именно в младшем школьном возрасте у детей происходит развитие основных познавательных процессов, дети следуют примеру взрослых, правовая грамотность детей напрямую зависит от правовой грамотности родителей.
Правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать значимость права в его жизни, воспитывает законопослушание, и напротив, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей, оказывает отрицательное влияние на осознание значимости права в жизни ребенка. Видя пример жизни в обход закона или в условиях его нарушениях, ребенок перестает принимать право как ценность общества, как его основу, способен собственными действиями переступить и нарушить закон. В подобной ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило актуальность правового просвещения родителей, их юридической и психологической подготовки.
Разработанность проблемы в науке: проблема правового просвещения родителей, разрабатываются такими исследователями, как Ю.Ф. Беспалов, О.Ю. Ильина. В работах данных авторов исследованы такие понятия, как «интересы ребенка», «права ребенка», проанализированы действующее законодательство и практика его применения в сфере осуществления родителями своих прав и обязанностей по воспитанию и содержанию детей, привлечения родителей к юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих прав и обязанностей по отношению к детям [21, 26].
Противоречие: между необходимостью правового просвещения родителей и недостаточным применением форм по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста в практике образовательной организации.
Проблема исследования: каковыформы правового просвещения родителей детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс правового просвещения родителей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы правового просвещения родителей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования:вероятно правовое просвещение родителей детей младшего школьного возраста в школе будет успешнее, если программа будет включат в себя следующие блоки: подготовительный блок, организационно-деятельностный блок и аналитический блок, реализующиеся посредством таких форм работы, как родительское собрание, круглый стол, викторина, игра.
Задачи исследования:
1. Рассмотретьструктуру, понятие, виды общеобразовательной организации.
2. Дать характеристику родителей, как субъектов образовательного процесса.
3. Рассмотреть понятие, формы, направления правового просвещения родителей.
4. Проанализироватьдеятельность МАОУ СОШ № 66 по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация;
• эмпирические: тестирование, опрос, анализ документов, графическая обработка данных.
База исследования: «Муниципальное автономное образовательное учреждение» средняя общеобразовательная школа №66 города Екатеринбург.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Таким образом, проанализировав теоретическую литературу и проведя, эмпирическое исследование по правому просвещению родителей детей младшего школьного возраста мы пришли к следующим выводам.
В ходе решения первой задачи исследования, мы рассмотрели понятие, структуру и виды образовательной организации и пришли к следующим выводам:
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273, ст. 23, мы выделили основное определение: общеобразовательная организация - это организация, которая осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования - школы. Общеобразовательная организация подразделяется на такие виды как: начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; специальные (коррекционные) образовательные организации; учебно-воспитательные организации; санаторнолесные школы, школы - интернаты.
Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
В ходе решения второй задачи мы выявили, чтоодними из центральных субъектов образовательной организации являются родители. Именно они являются реальными заказчиками образования. Непосредственно их отношения к образовательному процессу, является важнейшим критерием благополучие роботы. Именно родители могут активно влить на формирование образовательного процесса. В соответствии со ст. 44 закона «Об образовании», законодательная база дает родителям не только полномочия стать равноправными участниками воспитательного процесса и образования, но и возлагает большой спектр прав и обязанностей. Идеалом, к которому стремятся родители, образовательная организация и общество является именно всесторонний развитый человек, образованный, здоровый как физически, так и нравственно, умеющий и любящий трудиться. Именно в младшем школьном возрасте дети открыты к новому, но в тоже время нуждаются в определении значимости того или иного вопроса. И это не возможно без правового просвещения. Родителям детей младшего школьного возраста, как субъектам образовательного процесса, необходимо учитывать особенности личности ребенка на данном периоде развития. Одним из основных направлений роботы образовательной организации является именно правовое просвещение родителей детей младшего возраста, способствующее полноценному развитию личности младших школьников.
В ходе решения третьей задачи исследования мы рассматривали понятие правовое просвещение родителей детей младшего школьного возраста, направления и формы правового просвещения родителей и пришли к следующему:
Правовое просвещение родителей - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правовой грамотности и правовой культуры родителей. Данный процесс предполагает собой сотрудничество и взаимодействие педагогов, родителей и обещающихся.
Основным направлением педагогов по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста, является информирование родителей по правам и обязанностям семьи, об изменения в содержании образования и освещение актуальных вопросов становления правового пространства России.
Ведущими формами правого просвещения родителей выступают: родительские собрания, лекции, круглые столы, родительские конференции, участие в общих мероприятиях родителей совместно с детьми, тренинги. Родителям следует так же учитывать, что начальная школа является основой формирования человеческой личности. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванность стать впоследствии активным гражданином Отечества.
В ходе решения четвертой задачи, исходя из анализа МАОУ СОШ №66, мы сделали вывод о том, что работа по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста ведется, но не в полной мере. Проанализировав годовой план работы, по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста, мы выявили, что классный руководитель использует такую форму работы как родительское собрание. По нашему мнению этого не достаточно, что доказывает наша диагностика. ВМАОУ СОШ № 66 правовая грамотность у 56% родителей детей обучающихся в 3 «а» классе находится на низком уровне, у 15% на среднем и только у 5% высокий уровень правовой грамотности. Встречи с представителями структур и органов правопорядка не проводятся, которые могли бы поспособствовать решению многих вопросов среди не только родителей, но и педагогов. Так же выявили, что дети младшего школьного возраста, обучающиеся в 3 «а» классе не знают, какими правами они обладают, объективное отношение к праву у них не сформировано. Мотивирует то, что, родители, осознают потребность в правовом просвещении и готовы способствовать повышению правовой грамотности.
Для достижения поставленной цели исследования мы разработали программу по правовому просвещению родителей детей младшего школьного возраста. Программа предполагает включение более обширных форм работы с родителями, а именно викторина по выявлению правовых знаний, ролевая игра, предполагающая проявление знаний в области права на практике, круглый стол, включающий в себя встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, конкурс проектов, предусматривающий, включение помимо правовых знаний, еще и творческие способности. Формы, которые сожаленью не были задействованы в МАОУ СОШ №66, так же программа направлена не только на повышение уровня правовой грамотности родителей, но и на сплоченную работу между педагогами, родителями и обучающихся.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
1. Азаров А. Я. Права человека. М.: Новый взгляд, 1995. 360 с.
2. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: Опыт
комплексного исследования. М.: «Статут», 1999. 712 с.
3. Амонашвили, Ш.А., Загвязинский, В.И. Паритеты, приоритеты в теории и практике образования. М.: Альфа, 2002. 152 с.
4. Аникеев А.С. Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №8. 57с.
5. Анисимов В.В. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006.130с.
6. Антонов В.А. Изучаем права человека. М.: «Вита - пресс», 2007. 198 с.
7. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. 2014. № 4. 54с.
8. Артюхова, А.П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. 1999. 54с.
9. Байдельдинова, Г.К. Семья и школа формирует человека. - Алма- Ата.: Мектеп, 1984. 67 с.
10. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание; под ред. В.К.Бабаева, М.: Лань, 2003. 380 с.
11. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. М.: Лань, 2008. 254с.
12. Беспалов Ю.Ф. Особенности рассмотрения и разрешения дел о защите семейных прав ребенка. Учебное пособие. М.: Изд-во «Юрлитинформ»,
2008. 376с.
13. Бестужева И.Г. Что делать родителям в школе.Классный руководитель 1997.94с.
14. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса. М.:«Вита пресс», 2003. 321 с.
15. Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания / В.В. Буряков // Право в школе, 2010. №4. С.46...