Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания старших подростков в деятельности классного руководителя 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста 6
1.2. Правовое воспитание: понятие, цель, задачи, функции 15
1.3. Формы и методы правового воспитания подростков в
деятельности классного руководителя 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию старших подростков в деятельности классного руководителя на примере МАОУ СОШ №66 г. Екатеринбурга 34
2.1. Анализ деятельности школы по правовому воспитанию
старших подростков в МАОУ СОШ №66 г. Екатеринбурга 34
2.2. Комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших
подростков в общеобразовательной организации 47
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Актуальность заключается в том, что правовое воспитание подрастающего поколения является одним из главных и интересных направлений в деятельности общеобразовательных организаций. Перед ними стоит задача создать условия для воспитания личности, направленной на ценности правовой культуры, владеющих информацией в системе правовых знаний, глубоко уважающей закон и ответственной за свое поведение.
В нормативно-правовых и научно-методических документах («Национальная доктрина российского образования», главный и наиболее подходящий национальный проект «Образование», «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций» и др.) повышается потребность в улучшении и глубокого изучения функций воспитания в общеобразовательных организациях, поднятия уровня навыков классных руководителей. В нынешнее время в ходе развития общества и улучшения процесса образования, где общеобразовательные организации испытывают нужду в исследованиях правового воспитания подрастающего поколения в связи с нынешней ситуацией и научно подтвержденных рекомендациях по их организации.
В общеобразовательной организации главная роль в решении задач воспитания предоставляется классному руководителю - организатору воспитательного процесса в классном коллективе.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Т.Г. Ваулина [13], JI.M. Матвиенко [38], И.Г. Митюновой [40] и др., а также исследования специфики педагогического творчества классного руководителя в воспитательном направлении (В.И. Абрамов [1], В.В. Стреляева [50], Ф.П. Черноусова [58] и др.).
Несмотря на достаточно глубокое изучение к вопросу правового воспитания учеников старших классов в общеобразовательных организациях в настоящих условиях, при его использовании в системе деятельности классного руководителя большая часть данных педагогических работников имеют некоторые трудности в ходе правового воспитания старших классов, не имеют достаточно глубоких теоретических и педагогических знаний, практических умений и навыков в вопросах правового воспитания учащихся старших классов.
Таким образом, можно сделать вывод, что как в теоретических, так и в практических аспектах эти вопросы исследованы недостаточно.
Противоречие: между необходимостью правового воспитания старших подростков в образовательной организации и недостаточной разработанностью его содержания.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каково содержание правового воспитания старших подростков в деятельности классного руководителя?
Тема исследования: «Правовое воспитание старших подростков в деятельности классного руководителя».
Объект исследования: процесс правового воспитания у старших подростков в деятельности классного руководителя.
Предмет исследования: содержание правового воспитания старших подростков в деятельности классного руководителя.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в деятельности классного руководителя.
Гипотеза исследования вероятно, правовое воспитание старших подростков в деятельности классного руководителя будет успешно, если будет представлен комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков с учетом выделенных форм (деловая игра, внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний), тестирования на предмет склонности к правонарушениям) и методов (убеждение и принуждение; личный пример; метод поощрение; метод принуждения; метод наказания).
Для достижения поставленной гипотезы, сформулируем
соответствующие задачи:
1. дать психолого-педагогическую характеристику старшему подростковому возрасту;
2. раскрыть понятие «правовое воспитание», определить цель, задачи и функции правового воспитания;
3. изучить формы и методы правового воспитания подростков в деятельности классного руководителя;
4. проанализировать работу по правовому воспитанию старших подростков в МАОУ СОШ №66 г. Екатеринбурга;
5. разработать комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в общеобразовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ литературных источников, обобщение; эмпирические - беседа, анализ документов, наблюдение, математическая обработка данных.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Старший подростковый возраст - (от 13-14 до 16 лет) период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.
В этом возрасте имеется стремление к взрослости и самостоятельности; усиление авторитета группы сверстников; в процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния; начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками; основным новообразованием считается жизненное и профессиональное самоопределение; происходит формирование «Я-концепции»; процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием; повышается тревожность в сфере общения со взрослыми; типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость; повышенный интерес к своей внешности
Главное новообразование юношеского возраста - открытие «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.
Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности.
Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется; типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения;
Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Основной целью правового воспитания является целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и активного правомерного поведения.
Задачи правового воспитания: 1) повышение авторитета закона; 2) устойчивое правомерное поведение всех граждан; 3) формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; 4) формирование правовой культуры; 5) воспитание чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством.
Основные функции правового воспитания: 1) регулятивная; 2) охранительная; 3) познавательная; 4) коммуникативная; 5) идеологически- воспитательная; 6) профилактическая; 7) практико-прикладная;
8) прогностически-эврестическая.
Воспитательные функции в образовательной организации выполняют все педагогические работники, но ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю школьного коллектива
Наиболее распространенные формы воспитания классного руководителя: деловая игра, внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний), тестирования на предмет склонности к правонарушениям.
Методы классного руководителя в системе правового воспитания: убеждение и принуждение; личный пример; метод поощрение; метод принуждения; метод наказания.
Формы работы классного руководителя в системе правового воспитания: правовое обучение; правовая пропаганда; правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами; юридическая практика; непосредственная реализация права; самовоспитание.
Именно классный руководитель реализует цели и задачи воспитания, организуя воспитательную работу среди учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств. Правовое воспитание является важной составной частью воспитания школьников в целом.
Диагностику мы провели на базе Муниципальном автономном общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы №66.
В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 66 имеются программы, которые направлены на правовое воспитание старших подростков в деятельности классного руководителя: экскурсии по правовой тематике; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; обсуждение книг и статей; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
Для анализа правового воспитания среди старших подростков нами было проведено анкетирование, что позволило сделать вывод, что данный уровень является низким.
Результаты исследования показали, что старшие подростки в малом количестве ознакомлены с международными и российскими документами по правам человека; не знают свои права и обязанности; имеют конфликты с учителем и не могут нести ответственность за свои слова; имеют конфликты со сверстниками; не знают, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций.
Для более глубокого анализа правового воспитания старших подростков мы провели второе анкетирование, где выявили, что есть старшие подростки, которые не осведомлены законами о правах и обязанностях школьника; не считают необходимым знать свои права; при нарушении прав старших подростков большинство обратится в правоохранительные органы.
Но, не смотря на полученный результат, все старшие подростки желают изучать права более подробно, что показывает их уровень заинтересованности в правовом воспитании.
Для поднятия уровня правового воспитания старших подростков мы разработали комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в деятельности классного руководителя.
Комплекс занятий включает в себя: деловую игру по принципу избирательной кампании «Выборы председателя Совета старшеклассников», олимпиада «Лучшие по праву», конкурс «Знатоки права», беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся», классный час «Мои права - мои обязанности», диспут «Что такое настоящая дружба?», конференция по правам ребенка в РФ «Счастье твое закон бережет», игра «Подросток и закон», проект «Ответственность несовершеннолетних», оформление выставки правовой литературы «В гостях у деда Правоведа»
Мы предполагаем, что данный комплекс занятий направлен на правовое воспитание старших подростков в образовательной организации позволит расширить представление старших подростков о понятии право, правовое воспитание, способам данного воспитания, искать и находить новые решения, готовностью личности к активным сознательным действиям на основе права.
Данный комплекс будет реализован в 2018-2019 учебном году в данной образовательной организации.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Абрамов В.И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. 2008. N 2. С. 76-80.
2. Алексеев С.С. Избранное: Наука права. Общесоциальные проблемы. Публицистика. М.: Статут, 2003. 480 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с.
4. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
5. Антонов В.А. Изучаем права человека. М.: «Вита - пресс», 2007. 100 с.
6. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 170 с.
7. Баранов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. М: Лань,
2003. 59 с.
8. Бейлинсон В.Г. Азбука прав человека. М., 2004. 177 с.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 2008. 287 с.
11. Болотина Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизма общего образования: Дис. . канд. пед наук. М., 1997.180 с.
12. Бушкова Н.К. Внеклассная работа по экономическому и правовому образованию учащихся: Метод, пособие. Рязань, 2002. 61 с.
13. Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду. 2007. № 3. 52 с.
14. Вернер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс 2010. 159 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М., 1983. Т.3. 368 с...