Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете 6
1.1. Характеристика обучающихся, состоящих на внутришкольном учете 6
1.2. Понятие, цель, задачи, формы воспитательной работы с обучающимися в
школе 14
1.3. Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на
учете в общеобразовательной организации: этапы, ресурсы, критерии результативности 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете 35
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ № 146 по организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном
учете 35
2.2. Диагностика степени удовлетворённости организацией воспитательной
работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете 44
2.3. Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с
обучающимися, состоящими на внутришкольном учете 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 67
Актуальность исследования проблемы организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, обусловлена осложнением социально-экономической ситуации в стране, изменением института семьи, деформации морально-нравственных установок и ухудшением здоровья населения. Все эти факторы негативно отразились на воспитании и становлении подрастающего поколения, так как именно дети и подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим переменам в обществе. В многообразии современного мира возрастает число провоцирующих факторов и негативных тенденций, которые перенимает неопытное подрастающее поколение.
Особая роль в воспитании детей и подростков принадлежит образовательной организации. Роль школы в воспитании подрастающего поколения неоспоримо очень велика. После семьи, образовательная организация является важнейшим социально значимым институтом. Полноценное развитие личности ребенка сложно представить в отсутствии семьи или школы.
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В рамках образовательной организации ведется учет обучающихся, находящихся в состоянии школьной дезадаптации и требующих повышенного внимания со стороны субъектов образовательного процесса.
Постановка школьников на внутришкольный учет носит профилактический характер и служит основанием для организации индивидуальной работы.
Проблемные вопросы организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете рассматриваются такими учеными, как О.Н. Антоновой [2], Л.В. Байбородовой [4], А.Д.
Гонееввым [16] В.А Караковским [51] и др.
Противоречие исследования между необходимостью организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете и недостаточной разработкой методических рекомендаций по исследуемой проблеме в образовательной организации.
Проблема исследования: как организовать воспитательную работу с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете?
Тема исследования: «Организация воспитательной работы с
обучающимися, состоящими на внутришкольном учете».
Объект исследования: воспитательная работа с обучающимися в школе.
Предмет исследования: этапы организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и полученных эмпирических данных, разработать комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете.
Гипотеза: организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, будет результативной, если будет разработан комплекс мероприятий, учитывающий возрастные особенности школьников, основания по которым несовершеннолетние поставлены на учет и включающий в себя три блока (подготовительный, деятельностный и результативный).
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику обучающихся, состоящих на внутришкольном учете;
2. Рассмотреть цели, задачи, направления, формы воспитательной работы с обучающимися в образовательной организации;
3. Определить этапы организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на учете в общеобразовательной организации;
4. Проанализировать деятельность МАОУ СОШ №146 школы по организации воспитательной работе с обучающимися, состоящими на учете в образовательной организации;
5. Провести диагностику удовлетворённости организацией воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, их родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом школы.
При проведении исследования были использованы следующие методы: теоретические - синтез, анализ, обобщение; эмпирические -беседа, анкетирование, опрос, метод математической и графической обработки информации.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 146 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Таким образом, изучив и проанализировав теоретические основы и проведя эмпирические исследования по теме выпускной квалификационной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. В рамках первой задачи мы дали характеристику обучающимся, состоящим на учете: у данных категорий несовершеннолетних обычно отмечаются значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Часто наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. У школьников изменены ценностные установки, морально-нравственные представления. Смысл жизни и ценностные ориентации у детей и подростков, состоящих на учете, отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентаций у своих сверстников. Взаимоотношения со сверстниками носят конфликтный характер.
2. Следующей задачей, решаемой в ходе нашего исследования стало изучение понятия, целей, форм, направлений воспитательной работы. Воспитательная работа - это вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности обучающегося.
Целью воспитательной работы образовательной организации является создание условий для гражданского самоопределения, активной жизнедеятельности, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и культурном становлении обучающихся.
Мы рассмотрели три основных классификации: по количеству участников Е.В. Титовой (индивидуальные, групповые, массовые), по видам деятельности Н.Е. Щурковой (общественно - полезные, эстетические, ценностно - ориентированные, трудовые) и по воспитательной задаче В.С.Селиванова (управление и самоуправление школьной жизнью, познавательные, развлекательные).
3. Заключительной задачей теоретической части исследования стало определение сущности организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете. Организация воспитательной работы - непрерывный процесс распределения и закрепления деятельности по этапам в определенных условиях, направленный на достижении конкретной цели.
Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, регламентируется рядом нормативно-правовых документов, как на уровне Законодательства РФ, так и локальными НПА.
Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете проходит в три этапа: подготовительный этап (разработка нормативно - правовой базы, определение целей, задач, планирование воспитательной работы), деятельностный этап (постановка и снятие обучающихся с внутришкольного учета, проведение индивидуальной- профилактической работы, диагностика несовершеннолетних), заключительный этап (анализ результатов деятельности, обработка статистических данных, оценка результативность плана индивидуальной профилактической работы).
4. Далее в исследовании мы рассмотрели практический опыт школы по организации воспитательной работы с отдельными категориями обучающихся в МАОУ СОШ № 146 г. Екатеринбург.
Анализируя деятельность МАОУ СОШ № 146 по организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, мы можем заключить, что воспитательная работа проводится систематично, руководствуясь законодательством. Однако, нами было выявлено, что на протяжении 4 лет не наблюдается закономерного уменьшения числа обучающихся, состоящих на учете, также было определено, что большинство обучающихся, подлежащих учету - это старшеклассники (ученики 9-11 классов). При анализе научно-методического обеспечения организации воспитательной работы, мы выявили, что среди методических пособий нет источников с рекомендациями и алгоритмом работы с отдельными категориями обучающимихся для педагогического коллектива. Данный аспект является препятствующим в организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете.
5. На следующем этапе, мы провели диагностику, направленную на выявление «сильных» и «слабых» сторон организации воспитательной работы и изучение степени удовлетворённости педагогического коллектива организацией воспитательной работы с отдельными категориями обучающихся в школе.
Нами был сделан вывод, что о степень удовлетворённости членов педагогического коллектива является средней, педагоги не в полной мере удовлетворены организацией воспитательной работы из-за ограничения в научно-методическом обеспечении организации своей деятельности. Не все опрошенные довольны уровнем своей профессиональной подготовки, но они желают повышать свою компетентность и развиваться с в этом направлении.
Для этого нами был разработан комплекс мероприятий, который состоит из 3-х блоков: подготовительный, деятельностный и заключительный. Определены цель, задачи, которые необходимо решить в ходе реализации данного комплекса мероприятий, нормативно-правовое, кадровое, методическое обеспечение, а также определены ожидаемые результаты.
Предполагаем, что после полной апробации комплекса мероприятий по организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, гипотеза подтвердится.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнуты.
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Феникс, 2012. 159 с.
2. Антонова О.Н. Критерии оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя // Вестник ТГУ. 2013. №11 (127).
3. Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовнонравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 38-42.
4. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014. 176 с.
5. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: вопросы определения нормы и отклонений: монография. Донецк: Сталкер. 2013. 429 с.
6. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности: Практикум/Под ред. проф. А.Ф. Ануфриева. М.: Ось-89, 2014. 205 с.
7. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 2014. 224 с.
8. Белозерцев Ю. П., Азаров Л. М., Байтенова Е. П. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 2015. 336 c.
9. Беридзе Е. А. Педагогические принципы организации внеклассной воспитательной работы в школе [Электронный ресурс] URL: www.rusnauka.com/NIO/Pedagogica/beridze%20e.a.doc.htm (дата обращения 02.04.2018).
10. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: уч. пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 1981. 223 с.
11. Буданова, Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 256 с.
12. Васильева З. И. Методы воспитания - насущная проблема перестройки образования // Формула воспитания: личность, деятельность, коллектив / Под ред. Титовой Е. В. СПб., 2006. С. 330-343.
13. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: Сфера, 2001. 128 с.
14. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. М.: Академия, 2003. 248 с.
15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. всех спец. пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с...