Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов и родителей по правовому воспитанию детей 7
1.1 Психолого -педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Взаимодействие: понятие, виды, их характеристика 14
1.3 Правовое воспитание детей дошкольного возраста: понятие 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию педагогов и родителей по правовому воспитанию детей дошкольного возраста на примере МАДОУ № 5 «Зоренька» 31
2.1 Анализ работы МАДОУ № 5 «Зоренька» по взаимодействию
педагогов и родителей по правовому воспитанию детей 31
2.2 Комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов и
родителей по правовому воспитанию детей дошкольного возраста 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения
Ребенок приходит в этот мир не защищённым от внешних воздействий. Его жизнь и будущее находятся в зависимости от мира на Земле, от родителей, от действий взрослых людей. Ребёнок верит в их любовь, доброе отношение и полагается на их защиту.
Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством (ст.1, ч.1). Правовое государство - демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом. Все граждане России должны, в определённой степени, обладать знаниями о правах.
Права ребёнка, являясь частью гражданских прав человека, служат основой, на которой строятся национальные системы воспитания и образования в любом из государств мира. В статье 44 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Эта же статья (п.2) гласит: «...образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологического здоровья, развитии индивидуальных способностей».
Образовательная организация выступает как главное действующее лицо всей работы по правовому образованию детей и родителей. Именно образовательная организация, в первую очередь, призвана соблюдать права маленьких граждан, а также, просвещать родителей в вопросах правовой защиты детей. От личностной позиции педагога, знания и понимания им правовых вопросов зависит соблюдение прав детей в образовательной организации и в семьях воспитанников.
Согласно Конвенции о правах ребенка, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42). В законе РФ «Об образовании», Семейном Кодексе РФ определены обязанности родителей, педагогов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания. Они являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.
В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать права других, человек. С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Поэтому, всестороннее гармоничное развитие дошкольников в современных условиях требует единства и согласованности системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых.
На основе анализа имеющейся современной педагогической литературы, программ можно отметить, что содержание правового воспитания детей дошкольного возраста достаточно разработано, имеется такая методическая литература, как: «Беседы об ответственности и правах ребенка», «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка», «Беседы о правах ребенка», «Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка», и другие. Но недостаточно разработаны рекомендации для воспитателя, формы и содержание работы с родителями дошкольников по правовому воспитанию детей.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью совместной работы воспитателя и родителей по правовому воспитанию ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций по реализации прав ребенка.
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется всё больше внимания. Связано это с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. Таким образом, оказывается, что актуальная и насущная проблема оказывается для ребенка необходимой.
Проблема исследования заключалась в том, как взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями влияет на правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы исследования определила выбор темы исследования: «Взаимодействие педагогов и родителей по правовому воспитанию детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс правового воспитания детей.
Предмет исследования: взаимодействие педагогов и родителей в процессе правового воспитания детей в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических данных разработать комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов и родителей по правовому воспитанию детей в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Дать психолого - педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятие «взаимодействие» в психолого - педагогической литературе.
3. Выявить содержание правового воспитания детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать деятельность МАДОУ № 5 «Зоренька» по взаимодействию педагогов и родителей по правовому воспитанию детей.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, измерение, описание, анкетирование.
База исследования: МАДОУ № 5 «Зоренька» г. Североуральска.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В современных условиях повышения требований к уровню правового сознания граждан, их законопослушного и юридически грамотного поведения, существенно возрастает роль дошкольных образовательных организаций, призванных осуществлять правовое воспитание детей дошкольного возраста. Информированность в правовой сфере, умение самостоятельно определять что «можно», а что «нельзя», выбирать общественно одобряемые, не противоречащие закону способы поведения, знание норм права обеспечит ребенку успешную социализацию, а государству правовой порядок.
Понятие в современной науке рассматривается и как процесс взаимодействия с индивидуальной сферой личности, и как целенаправленная система мер воздействия, направленная на формирование и повышение правовой культуры граждан. Целью правового воспитания является формирование в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек законопослушного поведения, ответственности, нетерпимости к произволу и нарушению законности и порядка.
Содержание правового воспитания старших дошкольников в детском саду включает постановку целей и задач, обусловленных вышестоящими нормативными и методическими требованиями, предполагает три этапа деятельности, соответствующих возрастным периодам. Старший дошкольный возраст называют третьим этапом, связанным с формированием нравственно-правовой культуры на базе знаний основных прав, ознакомления с понятием «право». Деятельность осуществляют по трем направлениям: с педагогическим составом, с родителями, с детьми.
К методам правового воспитания относят: методы формирования правового сознания и мотивов, методы поощрения и наказания. Особенность методики правового воспитания выражается в специфическом, в правовом содержании воспитательных воздействий и соответствующим преломлении общепедагогических методов методов. Применяют разнообразные организационные формы и методы работы: специально организованные занятия, ролевые, театрализованные и дидактические игры , использование сюжетов хорошо известных сказок, решение проблемных задач и обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность.
Можно констатировать, что в большей степени у детей старшего дошкольного возраста сформировался когнитивный компонент правовой воспитанности, далее следует эмоционально - оценочный и на последнем месте поведенческо-деятельностный компонент. Дети, получив информацию по правовой тематике, успешно освоили ее и научились использовать в действии и поведении.
Для обеспечения правового воспитания старших дошкольников в детском саду разработан комплекс мероприятий, направленный на создание условий для формирования основ правового сознания и осуществления правового поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. Представлены перспективное планирование работы с детьми, родителями и педагогами, методические разработки, направленные на формирование правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста, обеспечение их правовой защиты, повышение правовой компетентности родительской общественности, активизацию взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута. Дальнейшая работа может быть продолжена по направлению реализации разработанного комплекса мероприятий по правовому воспитанию старших дошкольников в детском саду и определения его результативности.
1. Аблитарова А.Р. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аблитарова, Р. Р. Сейтбелялова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: ЗаневСкая площадь, 2014. С. 59-61.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. выСш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2000. 192с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 1998. 248 с.
4. Бодалев А.А. Психология личноСти. М.: МГУ, 1988. 187с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 38-96.
6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 203с.
7. Веракса А.Н. Практический психолог в детском Саду / А.Н.Веракса, М.Ф .Гуторова. М.:Мозаика-Синтез,2016. 144с.
8. Волков Б.С. Дошкольная психология: учебное пособие для вузов / Под ред. Б.С. Волкова, Н. В. Волкова. М.: Акад. Проект, 2007. 287с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возраСте: кн. для учителя / Под ред. Л.С. Выготского. 3-е изд. М.: Наука, 2010. 104с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Юрайт., 2017. с.200.
11. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / ВыготСкий Л.С. М.: Просвещение 1976. 217с.
12. Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников.- М.: РГБ, 2003.с.154.
13. Григорьева О. В. Правовое воспитание как процесс формирования высокого правосознания и правовой культуры. //Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь 2010г.:[Материалы].Волгоград.М.: ООО «ГлобуС», 2010. С.288-296.
14. Гридасова Ж. В., Такахо М. Х. Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования [ТекОт] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 43-45.
15. Гусова А.Д. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста //Журнал «Современные исследования социальных проблем» 2017 Том, №6-8 С.233-239
16. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности. РоСтов-на-Дону: «Учитель», 2005. 224 □
17. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребёнка [ТекСт]. О.И. Давыдова., С.М. Вялкова.-М.:ТЦ Сфера,2008.
18. Данилова И.В. Правовое образование дошкольников // Дошкольная педагогика. 2011. №9. С.16-20.
19. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной РоС Сии: Автореф. диС. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. 24с.
20. Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. М.: МИЭМП, 2014. 64с.
21. Жадан Я.Э. Изучение правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста [Электронный реСурС]. URL: http://www.scienceforum .ru/2015/1160/12207
22. Зайдуллина Г.Г. Правовое воспитание — необходимое условие профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Инновации в науке: Об. Ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. ЧаСть II. Новосибирск: СибАК, 2013. С.58-61
23. Запорожец А.В. К вопросам изучения, воспитания и развития детей шестилетнего возраста // Журнал сов.педагогика. № 1. 1973. С. 30-36.
24. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования // Педагогика: традиции и инновации.
Материалы II международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 50-52.
25. Зинченко П.И. Проблема непроизвольного запоминания [ТекОт] / П.И. Зинченко // Научные записки Харькове кого гоС. пед. Инта иноСтр. яз. Харьков, 1989. 257 □.
26. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду». №3. 2008 С.39 - 45.
27. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. СПб.: Детство Пресс, 2004.
28. Козлова С.А. Мы имеем право. Учебное методическое пособие. М: Издательство «Обруч», 2010. 208с.
29. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480с.
30. Колыганова М.В. Особенности организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе дошкольного учреждения / М. В. Колыганова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 86-88.
31. Концепция дошкольного воспитания
32. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ). 80с.
33. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / Учебное поСобие. М.: Т.Ц. Сфера, 2008. 329с.
34. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю. М.: Академический проект, 2011. 3140.
35. Лаврентьева М. В.Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный реОурс]. URL: https://superbotanik.net /referati/psihologiya-pedagogika/statya-obshhaya-harakteristika-razvitiya-detej- starshego-doshkolnogo-vozrasta
36. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. М.: Либроком, 2014. 216 □.
37. Литвин Л.Н. История дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 1989. 352с.
38. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детей в детском саду: Учебно-методичеПкое пособие. Барнаул; Змеиногорск, 2009. 250D.
39. Муллаярова С.В. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного усвоения регионального компонента содержания экологического образования в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2017. №4. С. 372-374.
40. Мухина B.C. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб .пособие для студ. пед. вузов [ТекПт] / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, A.A. Хвостов. 7е изд. перераб. М., 2008. 367с.
41. Мячина Л.К., и др. Маленьким детям - большие права: Учебно¬методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 251с.
42. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 443с.
43. Овчинникова, И.Б. Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка /И.Б. Овчинникова, О.Н .Часовских // Сборники конференций НИЦ Социосфера. №2. 2012. С.149¬151.
44. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, М.: Мозаика-Синтез, 2002. №8. С. 8-13.
45. Петрова В.И. Этические беседы □ детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2007. 80с.
46. ПляОова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2010. №5. 22-26с.
47. Попова А.Н. Методы и методика правового воспитания URL: http://www .scienceforum.ru/2014/360/1067
48. Попова В.Ф. Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста / В. Ф. Попова, Е. Г. Ищук, Е. Ю. Белоусова // Молодой ученый. 2014. №11. С. 402-404.
49. Претуляк Л.Б. Детская правовая школа - Росток. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6. 2013. 52- 59С.
50. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политическая литература, 1990. 494с.
51. Рузская /Дошкол. воспитание. Лекторий. № 3. 1988. С. 37 - 45.
52. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г .
53. Рябова О. С., Лучинина А. О. Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 287-289. URL: http://e-koncept.ru/2017/770863.htm.
54. Сапогов В.М. Теоретические и практические аспекты формирования правового сознания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2008. №7. С. 46-48.
55. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 158с.
56. СубботСкий Е.В. Ребенок открывает мир. 2-е изд., иСпр. и доп. М.: СмыСл; СПб.: Питер, 2005. 334с.
57. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) журнал «Ребенок в детском саду». №3. 2008 С.39 - 45.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования науки РФ.
59. Харитончик Т. А. Правовое воспитание. Организация работы С педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 228с.
60. Шейнов В.П. Типология поведения при открытом и скрытом воздействиях // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. №1. 2015.
61. Эльконин Д.Б. ДетОкая психология /Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2007. 546с.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб .заведений / Под ред. Д.Б. Эльконина. 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384с.