Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика девиантного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Работа №97281

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения подростков в социально-реабилитационном центре 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 8
1.2. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая
проблема 18
1.3. Комплексный подход в профилактике девиантного поведения старших
подростков в социально-реабилитационном центре 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике девиантного поведения старших подростков на примере ГАУ «СРЦН Шалинского района 44
2.1. Из опыта работы социально-реабилитационного центра по профилактике
девиантного поведения старших подростков 44
2.2. Комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения старших
подростков в социально-реабилитационном центре 55
Заключение 63

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность темы исследования заключается в том, что происходящие изменения в социально-экономической и политической ситуации в нашей стране, дифференциация в обществе среди молодежи приводят к негативному влиянию на детей.
В России активно растет число нищих и беспризорных, все чаще происходят ситуации с правовой незащищенностью несовершеннолетних. При адаптации молодежи к таким условиям происходят негативные последствия: ранний алкоголизм, употребление токсичных, наркотических и психотропных веществ, отсутствие желания учиться и работать, формирование потребительского образа жизни.
Все чаще среди подрастающего поколения ярко выражено вызывающее и демонстративное поведение по отношению к взрослым, нигилизм, агрессивность и жестокость. Динамика увеличения преступности среди подростков опережает рост правонарушений у других возрастных групп.
За последние 10 лет в России правонарушения и безнадзорность подростков выросли в огромную проблему, несущую опасность для социальной сферы, правопорядка и здоровья населения. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2018 году удовлетворено 67,7 тыс. исков по делам о лишении родительских прав.
По данным Минобрнауки РФ численность детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году составила 94,3 тыс. человек, при этом в 1658 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилось 148 тыс. человек. Помещено в течение года в такие учреждения 87,2 тыс. человек [20, с. 47].
В связи с тем, что подростковому возрасту характерны бурные процессы физического развития, формирования личности и полового созревания, то подростки начинают осознавать себя полноценной личностью, сравнивать себя с другими подростками и окружающими, что подталкивает их к самовоспитанию.
Следовательно, у подростка могут произойти соответствующие изменения в характере. Часто в этом возрасте отмечаются склонности к острым ощущениям, проявление излишнего любопытства, отсутствие способности прогнозировать последствия поступков, стремление к независимости. Эти изменения присущи для всех детей подросткового возраста. Однако есть категория подростков, у которых данные изменения происходят в более резкой форме, что заканчивается постоянной борьбой с окружающими, к высокой конфликтности и совершению правонарушений.
Появлению подростков с отклоняющимся и саморазрушающимся поведением способствуют низкий социальный контроль, а также отсутствие четких моральных границ и образцов поведения. Следовательно, существует необходимость проводить мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности и употребления психоактивными веществами.
Поэтому так важно, сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение.
Немаловажная роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних отводится работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с подростками девиантного поведения должно являться создание единого воспитательного пространства, что и делают работники социально-реабилитационного центра.
Ведь переходный возраст - это период конфликтных отношений подростков с взрослыми. Это естественно, потому что подростковый возраст - это своего рода второе рождение ребенка, когда физическое развитие организма и созревающий интеллект побуждают подростка примерять на себя новую общественную роль и бросать вызов старшим.
В общественной жизни подростка важным моментом являются их личные привязанности. В этом возрасте они стремятся развивать отношения со своими ровесниками.
Характер этих отношений может быть самым разным: от крепкой дружбы до принадлежности к одной группе или команде. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от взрослых и быть принятым среди сверстников: начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и собственный жаргон, использовать в своем поведении так называемые атрибуты взрослой жизни (косметика, манеры поведения, сигареты, спиртные напитки и т.п.). Но знания подростков о влиянии алкоголя и табака, и наркотиков на организм человека не удерживают их от проб этих веществ.
Ряд ученых занимались изучением причин девиантного поведения, а также предлагали свои определения «девиантному поведению», такие как: А.Р. Абдуллин [1], Е.Н. Андреева [4], О.И. Белкина [6], М.Е. Гурьев [13], Н.В. Жигинас [17], М.В. Казанцева [20], М.Г. Кушка [32], К.К. Николаева [36], О.В. Потрубейко [38], Т.Е. Симончук [42], Е.В. Хотеева [49], Р.М. Эхаева [51] и Р.Ю. Юсупова [52] разрабатывали свои классификации форм и видов девиантного поведения.
Противоречие: между необходимостью профилактики девиантного поведения подростков и недостаточным вниманием к решению этой проблемы в деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Из противоречия вытекает проблема исследования: как осуществляется профилактика девиантного поведения старших подростков в социально-реабилитационном центре.
Тема исследования: «Профилактика девиантного поведения подростков в социально-реабилитационном центре».
В работе введено ограничение: будет рассмотрена профилактика девиантного поведения старших подростков в социально-реабилитационном центре.
Объект исследования: процесс профилактики девиантного поведения старших подростков.
Предмет исследования: содержание профилактики девиантного поведения старших подростков в социально-реабилитационном центре.
Цель исследования: на основе изучения теоретических и практических аспектов проблемы разработать комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения старших подростков в социально-реабилитационном центре.
Гипотеза исследования: Профилактика девиантного поведения подростков в социально - реабилитационном центре будет успешна, если использовать комплексный подход, предполагая привлечение к работе разных специалистов (воспитатель, социальный педагог, медицинский работник, психолог), разные формы и методы, использование ресурсов различных учреждений и организаций (школа, КДН).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Охарактеризовать девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
3. Рассмотреть формы и методы профилактики девиантного поведения старших подростков в социально-реабилитационном центре.
4. Проанализировать деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Шалинского района» по профилактике девиантного поведения старших подростков.
Методы исследования:
-теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение, систематизация; -эмпирические методы: беседа, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Шалинского района».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Старший подростковый период рассматривается как пубертатный, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10 и 16 годами, а старший подростковый возраст он отмечает между 14 и 16 годами. К старшему подростковому возрасту, взрослый для подростка начинает играть роль помощника и наставника.
Центральное новообразование, характерное для старшего подросткового возраста - это «Я концепция», подразумевающая возникновение у подростка отношения к себе, как к взрослому. Взрослые для подростка к старшему подростковому возрасту начинают играть роль наставников и помощников. Подростки начинают ценить в учителях не только их личностные качества, но и разумную требовательность, а также профессионализм. Кроме того, старший подростковый возраст нередко характеризуется некоторым отчуждением от взрослых и повышением авторитета группы ровесников.
Девиантное поведение может колебаться от незначительных нарушений общепринятых норм до преступления против уголовно санкционированных норм. Подростковый возраст наиболее подвержен девиантному поведению, так как критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен.
Профилактика девиантного поведения подростков - заранее спланированные мероприятия по выявлению причин асоциального поведения детей, личности подростка, разрешение проблем его конфронтации с обществом. В профилактическую работу с подростками девиантного поведения вовлекается множество специалистов: от специалистов по социальной работе до медицинских работников.
Социально-педагогической проблемой современного общества является агрессивное поведение подростков, проявляющееся в отчуждении от образовательной деятельности, дестабилизации межличностных отношений «подросток-педагог», нарушении ученического взаимодействия, нарушении взаимодействия педагога и семьи ребенка, снижении уровня самоконтроля учащихся, проявлении физической и эмоциональной агрессии и др. Изучая проблему возникновения девиации как социально-педагогическую проблему, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов - старшего подросткового возраста.
Профилактика девиантного поведения старших подростков - заранее спланированные мероприятия по выявлению причин асоциального поведения детей, личности подростка, разрешение проблем его конфронтации с обществом. В эту работу вовлекается множество специалистов: от специалистов по социальной работе до медицинских работников.
В ГАУ «СРЦН Шалинского района» среди подростков проводились анкетирование на тему алкоголизма, табакокурения, правонарушения, а также диагностические тесты на выявление девиантных подростков. В ходе проведенного анкетирования и применения методик диагностики девиации, выяснилось, что существует большое количество девиантных и мало информированных подростков в исследуемом учреждении.
Нами было проведено исследование в ГАУ «СРЦН Шалинского района», в котором приняли участие 46 подростков, стоящих на учете в возрасте 14-16 лет, проживающих в Шалинском районе. Ярко выражены дети с табакокурением (39 %) и правонарушениями (35 %). Соответственно, при определении инструментов профилактики девиантного поведения старших подростков Центра, следует обратить на работу с такими детьми большее внимание. По результатам диагностики следует, что среди опрошенных, большое количество девиантных подростков и подростков, находящихся в группе риска, то есть, склонных к различным видам девиации, что отражают результаты проведенного анкетирования. Кроме того, в Центре находятся безнадзорные дети, дети из неполных и (или) неблагополучных семей, а также подростки, систематически не посещающие занятия в образовательных учреждениях города. Определение обобщенного показателя социального благополучия подростков показало, что в Центре 80 % от общего числа детей имеют ниже 30 баллов, что предполагает принадлежность подростка к группе повышенного риска; 15% - от 31 до 40 - социальное благополучие подростка определяется в пределах средней нормы; 5% более 40 - высокий уровень социального благополучия подростка.
Работа по профилактике девиантного поведения подростков в ГАУ «СРЦН Шалинского района», будет успешной, если будет выработан и применен комплекс методов, состоящий из: психолого-педагогических методов - диагностические методики (тесты, опросники, анкеты); метод наблюдения; методы визуального воздействия (видеофильмы, наглядные пособия); метод консультирования подростков; создание «ситуации успеха», формирование позитивного отношения к учению; создание условий для развития умственных и физических способностей подростков во внеурочное время. Правовые методы - правовое просвещение подростков; метод санкций. Методы социального контроля - осуществление постановки и снятия подростка с внутреннего учета в социально-реабилитационном центре или КДН; организация в особо сложных случаях индивидуального шефства над подростками.
Реализация намеченных мероприятий существенно повысила уровень развития воспитания подростков и приведет к снижению роста негативных явлений в подростковой среде, способствует духовно-нравственному оздоровлению социума, формирует у подростка навыки социальной компетентности, критического отношение к ПАВ, формирует самооценку, контроль эмоциональных проявлений к окружающим. Вывод ребенка из мероприятий осуществляется с помощью аналитического изучения следующих документов: анализ психологом индивидуальных карт, представление динамики поведенческих факторов, заключения ППК или совета профилактики Центра, или выписка КДН о снятии с учета.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ