Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации первоклассников к школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика первоклассника 6
1.2. Социальная адаптация: понятие, виды, уровни, характеристика 11
1.3. Формы, методы социальной адаптации первоклассников к
школе 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной адаптации первоклассников на примере МБОУ «СОШ №17» с. Шогринское, Артемовского района, Свердловской области
2.1. Анализ деятельности школы по социальной адаптации
первоклассников 310
2.2. Первичная диагностика социальной адаптации первоклассников 39
2.3. Программа по социальной адаптации первоклассников к школе 454
Заключение 58
Список использованной литературы
Приложения
Социальная адаптация в первом классе - один из сложных периодов в жизни ребенка. С приходом в первый класс, ребенок должен освоить новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебный. У ребенка в первом классе изменяется социальное окружение: появляются новые друзья из числа одноклассников, появляются учителя; школа для ребенка становится большой социальной группой. С приходом в первый класс у ребенка меняется и изменяется уклад его жизни. У шести - семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей [1].
Социальная адаптация первоклассника к школе является одной из важных и серьезных проблем, так как для первоклассника приход в школу - это ситуация неопределенности, которая вызывает определенное волнение. Ведь в данный период для него начинается новая жизнь с новыми впечатлениями, эмоциями, чувствами и переживаниями, которые во многом отличаются от условий и жизни в детском саду. Начиная с первого класса, младший школьник должен будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Задача учителя начальных классов в этот период помочь первокласснику не только обрести самого себя, но и научить его отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Проблемой социальной адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова [25].
Дальнейшая успешность ученика во многом будет зависеть от того, как он начнёт учиться. Поэтому проблема социальной адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.
Противоречие: между необходимостью социальной адаптации первоклассников к школе и отсутствием конкретной программы по социальной адаптации первоклассников к школе.
Проблема исследования: какие формы, методы должны входить в содержание социальной адаптации первоклассников к школе?
Тема исследования: «Социальная адаптация первоклассников к школе».
Объект исследования: процесс социальной адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования: содержание социальной адаптации первоклассников к школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по социальной адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: вероятно, социальная адаптация первоклассников будет проходить успешно, если разработать программу с учетом выделенных форм (групповых, коллективных, педагогическое общение), методов (игра, наблюдение) социальной адаптации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику первоклассника;
2) проанализировать понятие «социальная адаптация»;
3) рассмотреть формы, методы, средства социальной адаптации первоклассников к школе;
4) проанализировать деятельность школы по социальной адаптации первоклассников к школе;
5) провести первичную диагностику уровня социальной адаптации первоклассников к школе.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы - анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование, опрос.
База исследования: МБОУ «СОШ № 17» с. Шогринское Артемовского района.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Изучив психолого-педагогическую характеристику первоклассника, можно сделать вывод о том, что переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности обучающегося, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения первоклассника с окружающими.
Ведущей деятельностью первоклассников становится учение. В этом возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить верить в свои силы, он открыт ко всему новому.
Социальная адаптация - это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума.
Результатом успешной социальной адаптации первоклассника является адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее важными показателями адаптированности являются следующие: статусное место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние; самооценка; уровень общения и взаимодействия.
Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, которые будут способствовать социальной адаптации первоклассников. Системное и профессиональное применение указанных форм и методов является залогом обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной деятельности.
Проблемы социальной адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых - родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период- сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
Анализ деятельности школы по социальной адаптации первоклассников позволяет сделать вывод о том, что в школе ведется работа по организации благоприятной социальной адаптации первоклассников. Целенаправленная деятельность осуществляется совместной работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с родителями и первоклассниками.
Совместные усилия педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Первичная диагностика социальной адаптации первоклассников показала, что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их внешнее поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе имеются проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность, негативные эмоции.
Поэтому для благоприятной социальной адаптации ребенка к условиям школьного обучения требуется организация специальной программы, включающей в себя следующие направления работы: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми. Предполагаемый результат программы: благоприятная и быстрая социально-психологическая адаптация первоклассников к обучению в школе.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екб., 1993. Т. 3. с. 140.
2. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М.: 2000
3. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики. Казань, 1999.187 с.
4. Байбородова Л.В. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. URL: http://gigabaza.ru/doc/15773.html(14.10.2017)
5. Безрукова С.Б. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста. Начальная школа / Воспитательная работа. 2014 №3.20 с. URL: http://nsportal.ru//(27.11.2017)
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.:1991.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М.: 1994.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: 1991.
9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., Просвещение, 1991.
10. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
11. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
12. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. Изд.: Генезис. 2016.
13. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей школьного возраста. 2007
14. Верёвкина Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений учащихся СПб, 2007. 56 с.
15. Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации. Новосибирск. 2006
16. Возрастные особенности младших школьников. URL: http://gimnazia- 5.ucoz.net/pdf
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1996. С. 405-408.
18. Глушкова Н.Г. Активность младшего школьника // Материалы педагогической конференции, 2009.
19. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников. Абакан, 2007. 140 с.
20. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. М.: 2006. 234 с.
21. Дамаданова Х.Д. Социальная адаптация первоклассников // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. №3. 2011.
22.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М. 2007. С. 152.-12
23. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М.: 1991.
24. Игнатенко Ж.И. / Нравственное воспитание в начальной школе // Начальная школа. №3. 2010.
25. Ильина Т.А. Проблемное обучение. М.: 2004 г.
26. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.
27. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / М.: Просвещение, 1987. 190 с.
28. Караваев Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности // Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69
29. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014. №21. С. 575-577.
30. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск , 1989. 478 с.
31. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. 2006. №1.
32. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей. М.: Издательство МГУ, 2011. 167 с.
33. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с.
самостоятельности // Воспитание школьников. №4, 2011.
35. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М.: 2009.
36. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2003
37. Маслов П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 5
38. Матюхина Л.Г. Мотивы учения младшего школьника и их формирование. М.: Просвещение, 2005. 232 с.
39. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / И.А. Милославова // Социальная психология и философия. Л.: Наука, 2011. Вып.2. С.13.
40. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: 2003
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов: Психология. Общая психология. Психология возраста. Екб.: Академия, 2011. 696 с.
42. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная педагогика. Учебное пособие. М.: Флинта. 2016
43. Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет- ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.
44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.
45. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. 2005
46. Педагогика. URL: http://allrefs.net/c13/1lfcn/p2/(07.11.2017)
47. Петров А.П. Формирование социально активной личности: Сущность, проблемы: Сб. научных трудов / М.: 1995. с.3
48. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2002.312 с.
49. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика //Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2008. Серия «Педагогика». с. 15-19.
50. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды.
М.:1969
51. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 518 с.
52. Подласый И.П. Педагогика начальной школы М., 2005 С. 19.
53. Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. М.: 2016
54. Сирс Р. Здоровье ребенка от докторов Сирс. М.: 2017
55. Ушинский К.Д. Педагогика. М., 1990.
56. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Методическое пособие. Русское слово. Москва, 2012.
57. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.:2008. 360 с.60
58. https ://nsportal.ru/konkursy-olimpiady-viktoriny-dlya-mladshikh-shkolnikov
59. https://studfiles.net/preview/3568861/page:3/
60. http://webkonspect.com/?room=profile&id=8503&labelid=160628