Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики противоправного поведения у подростков в школе 6
1.1. Школа как социальный институт 6
1.2. Социально - психологическая характеристика старших подростков...
• ••••••••••• • •••••••• • •••••••• • •••••••• • •••••••• . . . •••••••••••• • •••••••• • •••••••• • •••••••• . . ..
1.3. Противоправное поведение у страших подростков в школе: понятия,
причины 20
1.4. Профилактика противоправного поведения: понятия, формы, методы
•••••••••••••••••••••••••••••••.
Глава 2. Опытно - поисковая работа по первичной профилактике противоправного поведения у подростков в муниципальном автономнов общеобразовательном учреждении «средней общеобразовательной школе
№66» 34
2.1. Анализ деятельности МАОУ «СОШ №66» по первичной
профилактике противоправного поведения у подростков в 34
2.2. Комплекс мероприятий по первичной профилактике противоправного
поведения у подростков в школе 45
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения 63
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
В стране продолжает действовать достаточно сложная криминогенная обстановка, в сфере организационной преступности все больше и больше втягивается несовершеннолетних, криминальными группировками, созданные подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Ключевая роль в заключении данной острейшей трудности отводится социальной педагогике, но, естественно решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности подростка посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Разработанность проблемы в науке. Проблему профилактики противоправного поведения у несовершеннолетних изучали С.А. Алексеев, И.П. Башкатов,В. И. Курбатова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Противоречие исследования: между необходимостью профилактики противоправного поведения со старшими подростками в школе и не достаточной разработанностью методов профилактики в школе.
Проблема исследования: Как осуществляется профилактика противоправного поведения у старших подростков в школе ?
Исходя из выявленного противоречия и сформулированной проблемы, мы определили тему исследования: «Профилактика противоправного поведения у подростков в школе».
В своей работе мы ввели ограничение по возрасту, изучая профилактику противоправного поведения мы будем работать с возрастной категорией - старшие подростки.
Объект исследования: процесс профилактики противоправного поведения...
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей и решения снижения роста преступности среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
В рамках темы нашего исследования нами были поставлены и решены пять задач.
В процессе решения первой задачи нам было не обходимо рассмотреть школу как социальный институт, т.к. человек - это существо социальное и общественное. Значение понятия школа определяется как общественно - государственная система, в которой происходит реализация социальных потребностей обучающихся. Школа как социальный институт способствует усвоению подрастающими поколениями устойчивого комплекса правил, принципов, норм, установок, позволяющих им вписаться в определенную систему социальных отношений.
Решение второй задачи было направлено на изучение социально - психологической характеристики старших подростков. Социально - психологическая характеристика - это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют особенности, свойства индивида. Старший подростковый возраст 15 - 17 лет, в этот период завершается этап формирования личности и полового созревания. Изучая социально - психологическую характеристику старшего подростка можно сказать, что данный возраст нуждается во внимании окружающих людей к себе, близких людях, в первую очередь в общении с друзьями, в самопознании. Во избежание различных отклонений в поведений со старшими подростками необходима тщательная работа.
При решении третьей задачи мы дали определение понятию противоправное поведение и выявили причины противоправных деяний среди
старших подростков. Противоправное поведение- это поведение, нарушающее норму права независимо от того, знал или не знал правонарушитель о неправомерности своего поведения. Такое поведение выражаетсяв виде противоправного действия или противоправного бездействия.
Причинами противоправного поведения у старших подростков являются: отрицательное влияние окружающего мира, личностные факторы, подстрекательство со стороны взрослых и сверстников, длительная незанятости старших подростков, родительское игнорирование каких - либо потребностей старшего подростка из - за отсутствия материальных средств у родителей или законных представителей, вседозволенность, смена родителей, острая детская травма (насилие, болезнь, развод, смерть родителей), применение или частое применение телесных наказаний со стороны родителей или сверстников и т.д.
Причинами противоправного поведения могут быть разными, однако общее между ними, что в большинстве случаев старшие подростки совершают противоправное деяния находясь вне контроля, в состоянии эффекта.
В рамках решение четвертой задачи заключалось дать определение профилактике противоправного поведения и выявить формы и методы работы по первичной профилактике противоправного поведения. Профилактика это комплекс мероприятий направленный на предупреждения проблемы или явление еще до их возникновения, или же это предотвращение различного рода факторов риска относительно этой же проблематики. Профилактикой противоправного поведения является предупреждение возможной трансформации каких - то обстоятельств в причинные характеристики возможных правонарушений. Профилактика реализует свою работу с помощью формы и методов, в нашем случаи формы работы по профилактике противоправного поведения являются индивидуальные - это беседы, личные опросы, наблюдение, индивидуальная консультация, а так же групповые - тренинги, круглые столы, психологические игры, классные часы, занятия и т.п.
Для решения пятой задачи нами была проанализирована деятельности работы по вторичной профилактике противоправного поведения у старших подростков в МАОУ «СОШ 66». Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 (далее по тексту - Учреждение) создано в целях реализации прав граждан на получение общего образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Учреждение создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения. Целью деятельности Учреждения является формирование общей культуры личности обучающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, создание основы формирования технической культуры, развития интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социально-адаптированной, творческой личности гражданина РФ.
В ходе анализа нами была выявлена проблема, что в данной школе существует не приемлемое количество обучающихся состоящих на учете в ПДН 47 человек включая с 1 по 11 класс и в реализации мероприятий по вторичной профилактике противоправного поведения у старших подростков в МАОУ «СОШ 66». Проблема заключается в реализации и организации мероприятий по вторичной профилактике противоправного поведения. Проанализировав анкеты на которые отвечали старшие подростки мы сделали вывод, что мероприятия в данном учреждении не реализуются и возможно поэтому в школе существует большое количество обучающихся состоящих на учете в ПДН и имеющих склонность к противоправному поведению.
Нами был разработан частично реализован комплекс мероприятий по вторичной профилактике противоправного поведения, который включает в себя классные часы, ролевые игры, спортивные игры, беседы и акции. В ходе частичной реализации мероприятий нами были достигнуты цели и задачи представленных мероприятий, данный вывод мы сделали, опираясь на обратную связь после проведения каждого мероприятия.
По нашему мнению, реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать уменьшению количества обучающихся с противоправным поведением, развитию интереса к учебной и творческой деятельности, а также формированию знаний о вреде ПАВ, законов РФ и ответственности за их деяния. Устранит проблему по организации мероприятий по профилактике противоправного поведения у старших подростков в МАОУ «СОШ 66».
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.А. Алемаскин - Аспект Пресс, 2008 г.
2. Алексеев С. А. Профилактика противоправного поведения. СпБ.: Питер, 2009г.
3. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. Социальные институты. Свердловск: Изд-во Уральского университета 2009г.
4. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс 1999г.
5. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. М.: Наука 1994г.
6. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ ,1992г.
7. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников.(учебное пособие). Свердловск 1973г.
8. Вигх Й. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. - М., 1992г.
9. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи.
Издательство: Юрид. лит. Место издания: Москва 2008г.
10. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика
делинквентного поведения у трудных подростков. Санкт-Петербург 2010г.
11. Двойменный И. А. Изучая личность старших подростка М.: Наука 2013г.
12. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. Опыт систем, исслед. Новгород, 2009г.
13. Драгунова Г.О. Психология подростка.
Избранные психологические исследования. М., 2001г.
14. Жигарев Е.С. Личность как предмет познания. Монография, 2013г.
15.Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Педагогика и психология. 2015г...