Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Сущность и структура социально-педагогической деятельности 7
1.2. Деятельность реабилитационного центра для детей с ОВЗ 16
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в
реабилитационном центре «Лювена»
2.2. Оценка удовлетворенностью предоставляемых услуг в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.3. Комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения в реабилитационном центре
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 74
Актуальность исследования. На сегодняшний в Российской Федерации наблюдается рост числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. По данным международной организации ЮНЕСКО в России на начало 2017 года более двух миллионов детей и подростков имеют специфику психического и физического развития. По данным Министерства науки и образования Российской Федерации ежегодно число таких детей ежегодно возрастает примерно на 5%. В Свердловской области в 2016-2017 учебном году численность детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях составляло 11486 человек, в общеобразовательных организациях порядком 24517 человек.
В последние годы наблюдается повышение интереса государства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Целью государственной социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ОВЗ является социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц с ОВЗ, обеспечение достойного уровня пенсионных выплат, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, рациональное трудовое устройство, предоставление социальных услуг, а также создание условий отдыха и досуга. На государственном уровне в настоящий момент принимаются и реализуются законодательные акты, складывается система специализированных учреждений по работе с данной категорией детей, к которым относятся реабилитационные центры.
Центры реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны являться учреждениями, способствующими реабилитации, которые предназначаются для оказания данной категории лиц квалифицированных специализированных комплексных мер медицинской, социальной, социально-педагогической, профессиональной помощи.
На сегодняшний день в реабилитационных центрах существует проблема, которая заключается в том, что социально-педагогической деятельности в данных учреждениях отводится второстепенная роль. Приоритетным остается лечение и медицинская поддержка детей и подростков; социальные педагоги, психологи, медицинские работники действуют разобщено.
Поиск оптимальных путей работы, создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются одной из основных задач социально-педагогической деятельности. Усвоение практической деятельности социального взаимодействия детьми с ограниченными возможностями здоровья призывает социум находить средства, применять специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с социумом. Также не раскрыты социально-педагогические возможности среды реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим существует необходимость в разработке комплекса мероприятий, способствующих позитивной социализации и интеграции данной категории детей в будущем в социально-экономическое пространство. Это определяет тему исследования: «Социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре».
В выпускной квалификационной работе вводится ограничения дети с нарушениями зрения младшего школьного возраста.
Противоречие исследования: с одной стороны, наблюдается рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с другой стороны в реабилитационных центрах недостаточно методических материалов по социально-педагогической деятельности с детьми с нарушениями зрения младшего школьного возраста.
Проблема исследования. Каким образом осуществлять социально-педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра?
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность.
Предмет: социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
Гипотеза: вероятно, социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре возможна:
1. В результате выявления индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. При подкреплении социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ программно-методическим обеспечением;
3. При включении детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействие с культурной и социальной средой и их активного участия в социальной жизни общества.
Задачи:
1. Описать деятельность реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
3. Определить сущность и структуру социально-педагогической деятельности.
4. Проанализировать социально-педагогическую деятельность ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»
5. Описать результаты диагностики социально-педагогической деятельности детей с ОВЗ в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, анализ документов, контент- анализ.
3. Методы статистической обработки информации: ранжирование, методы описательной статистики, обработка результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
На сегодняшний день отмечается заинтересованность государства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является социальная защита. Она включает в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц данной категории, обеспечение достойного уровня пенсий, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, рациональное трудовое устройство, предоставление социальных услуг, создание условий отдыха и досуга для данной категории лиц.
Центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляют собой реабилитационные учреждения, которые предназначены для оказания данной категории лиц квалифицированных специализированных комплексных мер медицинской, социальной, социально-педагогической, профессиональной помощи.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре, также была проведена опытно-поисковая работа по данному направлению.
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: социально-педагогическая деятельность является разновидностью профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в социуме. Социально-педагогическая деятельность является адресной, т.е. направленной на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем, которые возникают в процессе его социализации, интеграции в социум, посредством изучения данной личности и окружающей ее среды, составления индивидуальной программы помощи, в связи с этим она имеет локальный характер, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Реализуя вторую задачу, было определено, что в научной литературе отсутствует однозначное понятие реабилитационного центра; реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья главной задачей ставят проведение адаптации к внешним условиям данной категории детей в процессе социализации, обеспечение позитивного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям с ОВЗ и интеграции этих детей в современное общество.
Третья задача показала, что психолого-педагогическая особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения характеризуются следующим: в зрительном восприятии наблюдается частичное восприятие предметов или его отсутствие, повышена слуховая чувствительность, память имеют меньшую продуктивность запоминания наглядного и словесного материала, также присутствует наличие сниженной познавательной активности, наличие формирования негативных личностных качеств, а также становление учебной деятельности у слепых и слабовидящих школьников протекает с трудом и в основном представляет собой форму игры.
Реализуя четвертую задачу, было определено, что социально-педагогическая деятельность Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга оказывается во время реабилитационных смен для детей с ОВЗ, в том числе для детей с нарушениями зрения, во время которых осуществляется реализация социально-педагогических и развивающих проектов, а также через комплекс услуг, реализуемых Центром.
Пятая задача исследования демонстрирует, что большинство респондентов считают оказание услуг в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»» удовлетворительными, но также есть ряд рекомендаций со стороны родителей, чьи дети посещают реабилитационный центр, для повышения качества и удовлетворенности. Респонденты демонстрируют необходимость социально-педагогической деятельности с детьми с нарушениями зрения.
Комплекс мероприятий для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения социально-педагогической деятельности имеет тесную взаимосвязь с коррекционно-развивающей деятельностью. Комплекс мероприятий направлен на социализацию детей с нарушениями зрения, обеспечивая их социальную адаптацию, интеграцию и педагогическую поддержку детям данной категории в условиях реабилитационного центра.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: «Академия», 2003.398с.
2. Абрамовских Н.В. Сущность и особеннсти социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2009 https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-sotsialno- pedagogicheskoy-deyatelnosti(дата обращения 17.05.2018).
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368с.
4. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Издательский центр « Академия», 2001. 192с.
5. Аслаева Р.Г. К специфике преподавания дисциплины «Тифлопедагогика» [Электронный ресурс] // Достижения науки для будущего 2013 http://www.sworld.com.ua/konfer27/373.pdf(дата обращения 16.09.2018).
6. Болдинова О.Г. Социализация дошкольников с нарушением зрения в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2015 https://cyberleninka.ru/article/n7sotsializatsii-doshkolnikov-s-narusheniyami- zreniya-v-inklyuzivnom-obrazovanii
7. Большой энциклопедический словарь. URL.: http://slovari.299.ru(дата обращения 20.12.2018).
8. Бондарева Е.С. Начальный этап интеграции детей с овз в общеобразовательные школы [Электронный ресурс] //Студенческий научный форум 2013. http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/4136.pdf(дата обращения: 19.10.2018).
9. Бочарова В. Педагогика социальной работы, М., 1994. 368 с.
10. Бурмистов К.Г. Роль реабтлитационного центра в абилитационном (реабилитационном) процессе детей-инвалидов [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2012 https://cyberleninka.ru/article/n/rol-reabilitatsionnogo-tsentra- v-abilitatsionnom-reabilitatsionnom-protsesse-detey-invalidov
11. Википедия - свободная энциклопедия. URL.: http://ru.wikipedia.org/(дата обращения 1.09.2018).
12. Гнедова С.Б. Специальная психология [Электронный ресурс] //
Файловый архив для студентов 2010
https://studfiles.net/preview/3221200/page:24/(дата обращения: 19.10.2018).
13. Гордиенко Н. В., Николайкова К. В., Шитикова И. В. Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения с семьей ребенка- инвалида (из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 25 города Пятигорска Ставропольского края) // Образование и воспитание. 2017 URL https://moluch.ru/th74/archive/56/2017/(дата обращения: 02.10.2018).
14. Государственный социальный заказ: сб. материалов. [Электронный ресурс] // Международное просветительское общественное объединение 2012 http://actngo.info/by/book/export/html/139(дата обращения: 23.07.2018).
15. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея, 2000. 448 с.
16. Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой ученый. 2016. URL https://moluch.ru/archive/107/25474/(дата обращения: 12.10.2018).
17. Естемесова Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2013. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3322/(дата обращения: 02.09.2018).
18. Зайцев Д.В. Основы коррекционной педагогики [Электронный ресурс] // Студопедия 2010. https://studopedia.ru/14_101121_vvedenie.html(дата обращения: 09.10.2018).
19. Карандаева Т.А. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения. М., 1998. 267 с.
педагогической реабилитации детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2016 https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya- model-sotsialno-pedagogicheskoy-reabilitatsii-detey-s-narusheniem-zreniya
21. Карякина О.И., Карякина Т.Н.. Основы реабилитации инвалидов: Учебное пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,1999. 88 с.
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.
23. Колыданова Е. А., Неваров А. А. Место и роль социального педагога в системе коррекционной педагогики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 217-219.
24. Кривулина Т.В. Теория и практика коррекции социализации детей в условиях реабилитационного центра [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2009. https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-korrektsii-sotsializatsii- detey-v-usloviyah-reabilitatsionnogo-tsentra(дата обращения: 09.04.2018).
25. Кузина И. Г., Теория социальной работы. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. 232 с.
26. Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. М.: Просвещение, 1982.
27. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии [Электронный ресурс] // Файловый архив для студентов 2013 http://medznate.ru/docs/index- 46519.html?page=12
28. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Издательский центр, Академия, 2002.
29. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
30. Мошняга В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), М., Инфра-М, 2003.
31. Нагавкина, Л. С. Социальный педагог: введение в должность : Материалы для работников образоват. учреждений / Л. С. Нагавкина, О. К. Крокинская, С. А. Косабуцкая; Ком. по образованию Администрации Санкт- Петербурга. С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. Фак. соц.-пед. образования. - СПб. : КАРО, 2002. 269 с.
32. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.
33. Новейший психолого-педагогический словарь авт.-сост. Р.С. Рапацевич. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.
34. Новые реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2010 г. /Под ред. В. А. Бронникова, А. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2010. 238 с.
35. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Спб.: Питер, 2004. 268 с.
36. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
37. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 2015 г.
38. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. 608 с.
39. Потапова О.Н. Основные социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в регионе // Некоторые проблемы социально¬политического развития современного российского общества: сб. научн. тр. под ред. ГВ. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2007. Вып. 14. - С. 114-118.
40. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2000.
41. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А,М. Панова. М., 1997. 158 c/
42. Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998.
43. Свод правил СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Правила проектирования» (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 113/ГС) (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/70539898/(дата обращения:28.05.2018 г.)
44. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология).- М., 2006.
45. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 280 с.
46. Социальная педагогика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. ред. М.А. Галагузовой. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 447 с.
47. Тинькова, Е.Л., Козловская, Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.
48. Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». М., 1995.
49. Флегонтова В.В. Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2011 https://cyberlenmka.ru/article/n/psihofizicheskiy-i-psihomotornyy-status-detey-s- narusheniyami-zreniya(дата обращения 26.12.2018).
50. Хитрюк, В. В. Основы инклюзивного образования. РИО БарГУ, 2014. 136 с.
51. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 200с.
52. Чеснокова, О. Б. Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии. 2005. № 5. с. 33-44.
53. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
54. Шапошникова Т.Н. Ресоциализация как проблема оциальной педагогики [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2013 https://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-kak-problema-sotsialnoy- pedagogiki(дата обращения 24.11.2018).
55. Шматко Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / Дефектология. 2010. N 5. С. 52-59.
56. Шмачилина С.В. Система социально-педагогического образования в социальной педагогике [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsialno-pedagogicheskogo-obrazovaniya- v-sotsialnoy-pedagogike(дата обращения 26.12.2018).
57. Щербакова А. В. Причины и признаки нарушений зрения // Молодой ученый. 2017. URL https://moluch.ru/archive/175/45959/(дата обращения: 02.10.2018).
58. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека, 2018. URL.: http://www.socioline.ru(дата обращения 15.11.2018).
59. Ямбург Е.А. Сохранить педагогические позиции управления: медико- психолого-педагогическое сопровождение / Социальная педагогика. 2011. - N
3. С. 45-56.
60. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Издательство Питер, 2004. 316 с.: