Социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Сущность и структура социально-педагогической деятельности 7
1.2. Деятельность реабилитационного центра для детей с ОВЗ 16
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в
реабилитационном центре «Лювена»
2.2. Оценка удовлетворенностью предоставляемых услуг в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.3. Комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения в реабилитационном центре
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 74
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Сущность и структура социально-педагогической деятельности 7
1.2. Деятельность реабилитационного центра для детей с ОВЗ 16
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в
реабилитационном центре «Лювена»
2.2. Оценка удовлетворенностью предоставляемых услуг в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.3. Комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения в реабилитационном центре
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 74
Актуальность исследования. На сегодняшний в Российской Федерации наблюдается рост числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. По данным международной организации ЮНЕСКО в России на начало 2017 года более двух миллионов детей и подростков имеют специфику психического и физического развития. По данным Министерства науки и образования Российской Федерации ежегодно число таких детей ежегодно возрастает примерно на 5%. В Свердловской области в 2016-2017 учебном году численность детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях составляло 11486 человек, в общеобразовательных организациях порядком 24517 человек.
В последние годы наблюдается повышение интереса государства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Целью государственной социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ОВЗ является социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц с ОВЗ, обеспечение достойного уровня пенсионных выплат, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, рациональное трудовое устройство, предоставление социальных услуг, а также создание условий отдыха и досуга. На государственном уровне в настоящий момент принимаются и реализуются законодательные акты, складывается система специализированных учреждений по работе с данной категорией детей, к которым относятся реабилитационные центры.
Центры реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны являться учреждениями, способствующими реабилитации, которые предназначаются для оказания данной категории лиц квалифицированных специализированных комплексных мер медицинской, социальной, социально-педагогической, профессиональной помощи.
На сегодняшний день в реабилитационных центрах существует проблема, которая заключается в том, что социально-педагогической деятельности в данных учреждениях отводится второстепенная роль. Приоритетным остается лечение и медицинская поддержка детей и подростков; социальные педагоги, психологи, медицинские работники действуют разобщено.
Поиск оптимальных путей работы, создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются одной из основных задач социально-педагогической деятельности. Усвоение практической деятельности социального взаимодействия детьми с ограниченными возможностями здоровья призывает социум находить средства, применять специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с социумом. Также не раскрыты социально-педагогические возможности среды реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим существует необходимость в разработке комплекса мероприятий, способствующих позитивной социализации и интеграции данной категории детей в будущем в социально-экономическое пространство. Это определяет тему исследования: «Социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре».
В выпускной квалификационной работе вводится ограничения дети с нарушениями зрения младшего школьного возраста.
Противоречие исследования: с одной стороны, наблюдается рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с другой стороны в реабилитационных центрах недостаточно методических материалов по социально-педагогической деятельности с детьми с нарушениями зрения младшего школьного возраста.
Проблема исследования. Каким образом осуществлять социально-педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра?
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность.
Предмет: социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
Гипотеза: вероятно, социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре возможна:
1. В результате выявления индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. При подкреплении социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ программно-методическим обеспечением;
3. При включении детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействие с культурной и социальной средой и их активного участия в социальной жизни общества.
Задачи:
1. Описать деятельность реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
3. Определить сущность и структуру социально-педагогической деятельности.
4. Проанализировать социально-педагогическую деятельность ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»
5. Описать результаты диагностики социально-педагогической деятельности детей с ОВЗ в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, анализ документов, контент- анализ.
3. Методы статистической обработки информации: ранжирование, методы описательной статистики, обработка результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
В последние годы наблюдается повышение интереса государства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Целью государственной социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ОВЗ является социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц с ОВЗ, обеспечение достойного уровня пенсионных выплат, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, рациональное трудовое устройство, предоставление социальных услуг, а также создание условий отдыха и досуга. На государственном уровне в настоящий момент принимаются и реализуются законодательные акты, складывается система специализированных учреждений по работе с данной категорией детей, к которым относятся реабилитационные центры.
Центры реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны являться учреждениями, способствующими реабилитации, которые предназначаются для оказания данной категории лиц квалифицированных специализированных комплексных мер медицинской, социальной, социально-педагогической, профессиональной помощи.
На сегодняшний день в реабилитационных центрах существует проблема, которая заключается в том, что социально-педагогической деятельности в данных учреждениях отводится второстепенная роль. Приоритетным остается лечение и медицинская поддержка детей и подростков; социальные педагоги, психологи, медицинские работники действуют разобщено.
Поиск оптимальных путей работы, создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются одной из основных задач социально-педагогической деятельности. Усвоение практической деятельности социального взаимодействия детьми с ограниченными возможностями здоровья призывает социум находить средства, применять специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с социумом. Также не раскрыты социально-педагогические возможности среды реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим существует необходимость в разработке комплекса мероприятий, способствующих позитивной социализации и интеграции данной категории детей в будущем в социально-экономическое пространство. Это определяет тему исследования: «Социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре».
В выпускной квалификационной работе вводится ограничения дети с нарушениями зрения младшего школьного возраста.
Противоречие исследования: с одной стороны, наблюдается рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с другой стороны в реабилитационных центрах недостаточно методических материалов по социально-педагогической деятельности с детьми с нарушениями зрения младшего школьного возраста.
Проблема исследования. Каким образом осуществлять социально-педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра?
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность.
Предмет: социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса мероприятий социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра.
Гипотеза: вероятно, социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре возможна:
1. В результате выявления индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. При подкреплении социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ программно-методическим обеспечением;
3. При включении детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействие с культурной и социальной средой и их активного участия в социальной жизни общества.
Задачи:
1. Описать деятельность реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
3. Определить сущность и структуру социально-педагогической деятельности.
4. Проанализировать социально-педагогическую деятельность ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»
5. Описать результаты диагностики социально-педагогической деятельности детей с ОВЗ в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, анализ документов, контент- анализ.
3. Методы статистической обработки информации: ранжирование, методы описательной статистики, обработка результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
На сегодняшний день отмечается заинтересованность государства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является социальная защита. Она включает в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц данной категории, обеспечение достойного уровня пенсий, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, рациональное трудовое устройство, предоставление социальных услуг, создание условий отдыха и досуга для данной категории лиц.
Центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляют собой реабилитационные учреждения, которые предназначены для оказания данной категории лиц квалифицированных специализированных комплексных мер медицинской, социальной, социально-педагогической, профессиональной помощи.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре, также была проведена опытно-поисковая работа по данному направлению.
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: социально-педагогическая деятельность является разновидностью профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в социуме. Социально-педагогическая деятельность является адресной, т.е. направленной на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем, которые возникают в процессе его социализации, интеграции в социум, посредством изучения данной личности и окружающей ее среды, составления индивидуальной программы помощи, в связи с этим она имеет локальный характер, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Реализуя вторую задачу, было определено, что в научной литературе отсутствует однозначное понятие реабилитационного центра; реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья главной задачей ставят проведение адаптации к внешним условиям данной категории детей в процессе социализации, обеспечение позитивного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям с ОВЗ и интеграции этих детей в современное общество.
Третья задача показала, что психолого-педагогическая особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения характеризуются следующим: в зрительном восприятии наблюдается частичное восприятие предметов или его отсутствие, повышена слуховая чувствительность, память имеют меньшую продуктивность запоминания наглядного и словесного материала, также присутствует наличие сниженной познавательной активности, наличие формирования негативных личностных качеств, а также становление учебной деятельности у слепых и слабовидящих школьников протекает с трудом и в основном представляет собой форму игры.
Реализуя четвертую задачу, было определено, что социально-педагогическая деятельность Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга оказывается во время реабилитационных смен для детей с ОВЗ, в том числе для детей с нарушениями зрения, во время которых осуществляется реализация социально-педагогических и развивающих проектов, а также через комплекс услуг, реализуемых Центром.
Пятая задача исследования демонстрирует, что большинство респондентов считают оказание услуг в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»» удовлетворительными, но также есть ряд рекомендаций со стороны родителей, чьи дети посещают реабилитационный центр, для повышения качества и удовлетворенности. Респонденты демонстрируют необходимость социально-педагогической деятельности с детьми с нарушениями зрения.
Комплекс мероприятий для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения социально-педагогической деятельности имеет тесную взаимосвязь с коррекционно-развивающей деятельностью. Комплекс мероприятий направлен на социализацию детей с нарушениями зрения, обеспечивая их социальную адаптацию, интеграцию и педагогическую поддержку детям данной категории в условиях реабилитационного центра.
Центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляют собой реабилитационные учреждения, которые предназначены для оказания данной категории лиц квалифицированных специализированных комплексных мер медицинской, социальной, социально-педагогической, профессиональной помощи.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре, также была проведена опытно-поисковая работа по данному направлению.
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: социально-педагогическая деятельность является разновидностью профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в социуме. Социально-педагогическая деятельность является адресной, т.е. направленной на конкретного человека и решение его индивидуальных проблем, которые возникают в процессе его социализации, интеграции в социум, посредством изучения данной личности и окружающей ее среды, составления индивидуальной программы помощи, в связи с этим она имеет локальный характер, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Реализуя вторую задачу, было определено, что в научной литературе отсутствует однозначное понятие реабилитационного центра; реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья главной задачей ставят проведение адаптации к внешним условиям данной категории детей в процессе социализации, обеспечение позитивного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям с ОВЗ и интеграции этих детей в современное общество.
Третья задача показала, что психолого-педагогическая особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения характеризуются следующим: в зрительном восприятии наблюдается частичное восприятие предметов или его отсутствие, повышена слуховая чувствительность, память имеют меньшую продуктивность запоминания наглядного и словесного материала, также присутствует наличие сниженной познавательной активности, наличие формирования негативных личностных качеств, а также становление учебной деятельности у слепых и слабовидящих школьников протекает с трудом и в основном представляет собой форму игры.
Реализуя четвертую задачу, было определено, что социально-педагогическая деятельность Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга оказывается во время реабилитационных смен для детей с ОВЗ, в том числе для детей с нарушениями зрения, во время которых осуществляется реализация социально-педагогических и развивающих проектов, а также через комплекс услуг, реализуемых Центром.
Пятая задача исследования демонстрирует, что большинство респондентов считают оказание услуг в ГАУ «РЦ «Лювена» Кировского района города Екатеринбурга»» удовлетворительными, но также есть ряд рекомендаций со стороны родителей, чьи дети посещают реабилитационный центр, для повышения качества и удовлетворенности. Респонденты демонстрируют необходимость социально-педагогической деятельности с детьми с нарушениями зрения.
Комплекс мероприятий для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения социально-педагогической деятельности имеет тесную взаимосвязь с коррекционно-развивающей деятельностью. Комплекс мероприятий направлен на социализацию детей с нарушениями зрения, обеспечивая их социальную адаптацию, интеграцию и педагогическую поддержку детям данной категории в условиях реабилитационного центра.
Подобные работы
- Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическая
деятельность с семьями,
воспитывающими ребенка с
ограниченными возможностями
здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Социальная адаптация детей с OB3 в условиях
реабилитационного центра
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Организация социальной работы с родителями воспитывающими ребенка инвалида в многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ: ОПЫТ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019



