ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 5
1.1. Общее категориально - грамматическое значение
имени числительного 5
1.2. Морфологические признаки имени числительного 9
1.3. Специфика синтаксического функционирования
имени числительного 12
ГЛАВА 2. НАУЧНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО В ШКОЛЕ 15
2.1. Анализ теоретических основ темы «Имя числительное»
в школьных учебниках 15
2.2. Авторский дидактический комплекс
по теме «Имя числительное» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Школьной курс русского языка предполагает освоение детьми грамматических норм. Серьезные затруднения у школьников вызывает употребление числительных в устной и письменной речи: возникает много ошибок в образовании падежных форм количественных числительных.
Выше изложенным и определяется актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования являются имена числительные.
Предметом - имя числительное в лингвометодическом аспекте.
Цель исследования состоит в разработке дидктического комплекса на тему «Имя числительное».
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) определить объем понятия «Имя числительное»;
2) проанализировать теоретические основы школьных учебников по теме «Имя числительное»;
3) подобрать языковой материал, который позволит школьникам успешно освоить тему «Имя числительное»;
4) разработать типы заданий и упражнений, активизирующие познавательную деятельность учащихся;
В работе использовались следующие методы исследования:
а) метод классификации;
б) описательный метод, включающий приемы наблюдения, обобщения, классификации анализируемого материала;
в) сопоставительный метод;
Материалом исследования послужили Федеральный Государственный Стандарт об образовании, учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений базового уровня Т.А. Ладыженской и учебник по русскому языку с углубленным изучением В.В. Бабайцевой (теория и практика).
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в практике преподавания морфологии современного русского языка в вузе и школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В лингвистической литературе на сегодня не однозначно решается вопрос об объеме понятия «Имя числительное». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт рекомендует относить к именам числительным не только количественные числительные, но и порядковые.
Подробно проанализировав и сопоставив выбранные нами учебнометодические комплексы, мы выявили их сильные стороны и некоторую неполноту изложения данного раздела:
1. В обоих учебниках понятие части речи и правила звучат практически одинаково, встречаются и полные совпадения;
2. В учебнике с углубленным изучением правила в большинстве случаев даны полнее и конкретнее, часто идет отсылка к истории возникновения числительных. Стоит отметить те параграфы, которые расширяют кругозор учащихся, относительно данной темы: «Понятие о числительном», «Роль числительных в речи», «Образование других частей речи от числительных»;
3. В учебниках представлено достаточно много таблиц, что является существенным плюсом, так как у большинства учеников в школе преобладает визуальная модальность восприятия;
4. Практическая часть обоих учебно-методических комплексов довольно обширна, но в учебнике с углубленным изучением задания более разнообразны и интересны.
5. Недостаточно полно, на наш взгляд, отрабатываются такие вопросы как: «Специфика синтаксического функционирования числительных» и «Морфологические свойства числительных».
Учитывая результаты анализа школьных учебников, мы попытались создать дидактический комплекс по данной теме, который, по нашему мнению, мог бы дополнить материалы, уже имеющиеся в учебниках.
Глава, в которой представлен дидактический комплекс, включает в себя пояснительную записку и собственно дидактические материалы.
В разработанном нами дидактическом комплексе мы постарались представить задания, которые:
1) позволяют отработать специфические признаки числительных тысяча, миллион, миллиард и так далее;
2) отрабатывают морфологические нормы употребления числительных в устной и письменной речи;
3) разграничивают числительные и омонимичные им части речи.
Кроме типов заданий и упражнений в дидактическом комплексе представлен итоговый тест, который позволяет выявить уровень освоения учениками темы «Имя числительное».
1. Абакумов С.И. Современный русский литературный язык. - М., «Сов. наука», 1942. - 184 с.
2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. Часть I. Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1945. - 236 с.
3. Алентаева Е.Ю. Фонетическая вариативность частотных слов под воздействием социальных факторов (на материале русских числительных): дисс... канд. филол. наук.- СПб., 1999. - 117 с.
4. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1967. - 286 с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
6. Бабайцева В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6 - 7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 316, [3] с.
7. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. Углубл. изуч. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2012. - 415, [1] с.
8. Бабайцева В.В. Русский язык. 6 класс. Углубленное изучение. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». / В.В. Бабайцева, М.И. Сергиенко. - М.: Дрофа, 2016. - 144 с.
9. Багрянский И.М. Имя числительное в русском языке XI-XVII вв. Самарканд, 1957. - 99 с.
10. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36-43.
11. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 386 с.
12. Баранов М.Т. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 2 / [М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012. — 175 с.
13. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М., 1959. - 624 с.
14. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
15. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений: Учеб. Пособие для филол. Специальностей ун-тов/ Сост. Ю.А. Бельчиков; Предисл. Ю.В. Рождественского.- М.: Высш. Школа, 1978. - 367 с...