Формирование предметной лексики у дошкольников с нарушениями зрения и речи
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 9
1.1. Роль зрительного анализатора в развитии речи детей 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения и речи 16
1.3. Пути коррекции зрительного восприятия детей констатирующего
исследования 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО ИТОГОВ 35
2.1. Основные принципы, цели и задачи констатирующего
исследования 35
2.2. Содержание методики исследования предметной лексики у
дошкольников 37
2.3. Содержание методики исследования грамматических средств языка
у дошкольников 42
2.4. Содержание методики исследования состояния нарушений
зрительного и речевого восприятия дошкольников 49
2.5. Анализ итогов констатирующего эксперимента 53
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 55
3.1. Теоретическое обоснование формирования предметной лексики у
дошкольников: основные принципы, цели, задачи, этапы 55
3.2. Содержание логопедической работы по формированию предметной
лексики у дошкольников с нарушениями зрения и речи 59
3.3. Анализ итогов контрольного эксперимента 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 9
1.1. Роль зрительного анализатора в развитии речи детей 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения и речи 16
1.3. Пути коррекции зрительного восприятия детей констатирующего
исследования 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО ИТОГОВ 35
2.1. Основные принципы, цели и задачи констатирующего
исследования 35
2.2. Содержание методики исследования предметной лексики у
дошкольников 37
2.3. Содержание методики исследования грамматических средств языка
у дошкольников 42
2.4. Содержание методики исследования состояния нарушений
зрительного и речевого восприятия дошкольников 49
2.5. Анализ итогов констатирующего эксперимента 53
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 55
3.1. Теоретическое обоснование формирования предметной лексики у
дошкольников: основные принципы, цели, задачи, этапы 55
3.2. Содержание логопедической работы по формированию предметной
лексики у дошкольников с нарушениями зрения и речи 59
3.3. Анализ итогов контрольного эксперимента 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
В течение многих десятилетий проблема исследования общего недоразвития речи различного генеза, представляет собой объект внимания целый ряд исследователей. Эту проблему изучали многие, ведущие ученые логопедии: Л. Н. Ефименкова [20], Н. С. Жукова, Р. Е. Левина [27], С. А. Миронова, Т. Б. Филичева [59] и др.
Дефекты речи обширно и тесно взаимосвязанны у слабовидящих и слепых детей, это в наибольшей мере различные нарушения, касающиеся не только отдельных компонентов, но и всей речевой целостной системы. Число и уровень нарушений разных речевых дефектов для детей с серьезными нарушениями зрения зафиксированы по-разному. Это является разным уровнем формирования речи, в большей степени, как системное недоразвитие, следовательно, и структуру речевого дефекта.
Проблема исследования, это формирование и развитие словарного запаса у детей с системным недоразвитием речи, что является актуальным, так как, численность детей с данной проблемой речевой патологии каждый год все больше и больше увеличивается, и поэтому формирование и развитие словаря детей будет содействовать более успешной подготовке к социальной жизни и обучению в школе.
Актуальностью данного исследования необходимо и важно отметить, что в специальной педагогике, логопедии, и психологии проблема развития речи у детей с нарушениями зрения рассматривалась и исследовалась не в полной мере глубоко. Создание разработанных методических пособий и приемов коррекции системных нарушений речи у дошкольников с нарушениями зрения обретает наибольшую актуальность. Действующая система деятельности в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения и слабовидения, дает полноценное речевое развитие ребенка. В данное время не найдена в полной мере, система работы по формированию и развитию лексической стороны речи с учетом индивидуальных особенностей зрительного дефекта которая носит патологический характер, и не имеется методических пособий, а также разработок по данному направлению, поэтому существуют затруднения в педагогической работе. Д. М. Маллаев, изучив различные игры для данной категории детей (слепые и слабовидящие), отмечал, что необходимо больше и четко представлять, как обучать детей, и основываться на их социальный опыт в окружающем мире [59].
Научно-психологические основания в развитие обучения и организации развивающей - пространственной среды, является неотъемлемой частью данного образования применяемой к дошкольной ступени, отмеченны выдающиеся отечественные ученые двадцатого столетия: Л. С. Выготского [8], А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [48], Д. Б. Эльконина [64]. В данном направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой, А. П. Усовой.
Речь вводит ребенка в мир благодаря тем словам, которые дети употребляют и освоили с самого раннего своего рождения, слово, дает возможность осознать и принять себя как индивидуальную личность и стать активным участником в окружающем мире. Слово является главным средством коммуникативных навыков и средств самовыражения. Слово выступает как, средство саморегуляции его поведения. Благодаря слову, ребенок познает природное явление и предметное окружение в нашем мире. В дошкольном возрасте ребенку необходимо освоить словарь, который помогал и позволял бы, общаться со сверстниками и взрослыми, с успехом обучаться в школьном учреждении, понимать литературные произведения, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика, исследует развитие лексики у дошкольников как одну из ключевых задач в развития речи ребенка. Как известно, наибольшее количество информации в окружающем мире ребенок, получает через зрительный анализатор. С
самого рождения ребенка, все движения и действия выполняются под контролем зрения.
Несомненно, что нарушения зрения являются значительным ограничением чувственного познания. Зрительные дефекты накладывают определенный отпечаток на психическое развития детей, ограничивая их возможности в процессе восприятии предметного мира, на ориентировку в нем, общение с окружающим сверстниками и взрослыми, в целом сказывается на развитии личности, а также различных форм жизнедеятельности ребенка.
Объект исследования - предметная лексика у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Предмет исследования - особенности формирования предметной лексики у дошкольников с нарушениями зрения и речи.
Цель данного исследования - рассмотреть и изучить особенности формирования предметной лексики, скорректировать данные нарушения у дошкольников с нарушением зрения и речи с помощью специально подобранных методик.
Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть состояние данной проблемы по формированию словарного запаса для детей с нарушением зрения в научной практической литературе.
2. Подобрать методики исследования и диагностировать уровень развития словарного запаса у испытуемых дошкольников с нарушением зрения и речи.
3. Изучить методики коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и преодолению речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения.
4. Проанализировать итоги и оценить характер динамики коррекционной работы по формированию предметной лексики у дошкольников экспериментальной группы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 46 компенсирующего вида для слабовидящих детей. Исследование проводилось в период с 05.03.18 г. - 30.11.18 г. в исследовании приняли участие 12 детей с нарушениями зрения 5 - 6 лет.
Воспитанники группы - дети со следующими нарушениями зрения: гиперметропический астигматизм II степени и врожденная аномалия развития коломбы радужной оболочки.
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи по типу ОНР у 10 детей; 2 детей - речевое развитие соответствует возрасту.
Важное значение в данном исследовании заключается в том что, формировании и развитие лексического строя речи, является одной из главных проблем в современной логопедии. Хорошая и корректная речь - существенное и важное условие, целиком и полностью в развитии коммуникации. Чем объемнее и корректнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, наибольшее познания предметного и окружающего мира, полноценные и дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, быстро протекает и реализовывается психическое развитие ребенка. Поэтому достаточно важно следить о своевременном развитии речи, о ее и корректности и четкости, исправляя и предупреждая различные виды нарушения.
Практическая значимость исследования, заключается в развитии и формировании предметной лексики у детей с нарушениями зрения и речи, а также ее устранению, по специально разработанной и подобранной методики, диагностировать уровень развития словарного запаса дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы, приложений.
В первой главе раскрываются основные теоретические понятия темы исследования: системное недоразвитие речи по типу ОНР при нарушениях зрения, зрительное восприятие дошкольников, также рассматриваются особенности формирования предметной деятельности и их роль, у дошкольников.
Во второй главе раскрываются основные принципы, цели и задачи констатирующего исследования, содержание методики исследования предметной лексики у детей с нарушениями речи и зрения.
В третьей главе представлен анализ, вывод и сравнение констатирующего и контрольного эксперимента организованной логопедической формы работы по развитию предметной лексики и деятельности у детей с расстройствами речи и дефектами зрения.
Дефекты речи обширно и тесно взаимосвязанны у слабовидящих и слепых детей, это в наибольшей мере различные нарушения, касающиеся не только отдельных компонентов, но и всей речевой целостной системы. Число и уровень нарушений разных речевых дефектов для детей с серьезными нарушениями зрения зафиксированы по-разному. Это является разным уровнем формирования речи, в большей степени, как системное недоразвитие, следовательно, и структуру речевого дефекта.
Проблема исследования, это формирование и развитие словарного запаса у детей с системным недоразвитием речи, что является актуальным, так как, численность детей с данной проблемой речевой патологии каждый год все больше и больше увеличивается, и поэтому формирование и развитие словаря детей будет содействовать более успешной подготовке к социальной жизни и обучению в школе.
Актуальностью данного исследования необходимо и важно отметить, что в специальной педагогике, логопедии, и психологии проблема развития речи у детей с нарушениями зрения рассматривалась и исследовалась не в полной мере глубоко. Создание разработанных методических пособий и приемов коррекции системных нарушений речи у дошкольников с нарушениями зрения обретает наибольшую актуальность. Действующая система деятельности в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения и слабовидения, дает полноценное речевое развитие ребенка. В данное время не найдена в полной мере, система работы по формированию и развитию лексической стороны речи с учетом индивидуальных особенностей зрительного дефекта которая носит патологический характер, и не имеется методических пособий, а также разработок по данному направлению, поэтому существуют затруднения в педагогической работе. Д. М. Маллаев, изучив различные игры для данной категории детей (слепые и слабовидящие), отмечал, что необходимо больше и четко представлять, как обучать детей, и основываться на их социальный опыт в окружающем мире [59].
Научно-психологические основания в развитие обучения и организации развивающей - пространственной среды, является неотъемлемой частью данного образования применяемой к дошкольной ступени, отмеченны выдающиеся отечественные ученые двадцатого столетия: Л. С. Выготского [8], А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [48], Д. Б. Эльконина [64]. В данном направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой, А. П. Усовой.
Речь вводит ребенка в мир благодаря тем словам, которые дети употребляют и освоили с самого раннего своего рождения, слово, дает возможность осознать и принять себя как индивидуальную личность и стать активным участником в окружающем мире. Слово является главным средством коммуникативных навыков и средств самовыражения. Слово выступает как, средство саморегуляции его поведения. Благодаря слову, ребенок познает природное явление и предметное окружение в нашем мире. В дошкольном возрасте ребенку необходимо освоить словарь, который помогал и позволял бы, общаться со сверстниками и взрослыми, с успехом обучаться в школьном учреждении, понимать литературные произведения, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика, исследует развитие лексики у дошкольников как одну из ключевых задач в развития речи ребенка. Как известно, наибольшее количество информации в окружающем мире ребенок, получает через зрительный анализатор. С
самого рождения ребенка, все движения и действия выполняются под контролем зрения.
Несомненно, что нарушения зрения являются значительным ограничением чувственного познания. Зрительные дефекты накладывают определенный отпечаток на психическое развития детей, ограничивая их возможности в процессе восприятии предметного мира, на ориентировку в нем, общение с окружающим сверстниками и взрослыми, в целом сказывается на развитии личности, а также различных форм жизнедеятельности ребенка.
Объект исследования - предметная лексика у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
Предмет исследования - особенности формирования предметной лексики у дошкольников с нарушениями зрения и речи.
Цель данного исследования - рассмотреть и изучить особенности формирования предметной лексики, скорректировать данные нарушения у дошкольников с нарушением зрения и речи с помощью специально подобранных методик.
Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть состояние данной проблемы по формированию словарного запаса для детей с нарушением зрения в научной практической литературе.
2. Подобрать методики исследования и диагностировать уровень развития словарного запаса у испытуемых дошкольников с нарушением зрения и речи.
3. Изучить методики коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и преодолению речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения.
4. Проанализировать итоги и оценить характер динамики коррекционной работы по формированию предметной лексики у дошкольников экспериментальной группы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 46 компенсирующего вида для слабовидящих детей. Исследование проводилось в период с 05.03.18 г. - 30.11.18 г. в исследовании приняли участие 12 детей с нарушениями зрения 5 - 6 лет.
Воспитанники группы - дети со следующими нарушениями зрения: гиперметропический астигматизм II степени и врожденная аномалия развития коломбы радужной оболочки.
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи по типу ОНР у 10 детей; 2 детей - речевое развитие соответствует возрасту.
Важное значение в данном исследовании заключается в том что, формировании и развитие лексического строя речи, является одной из главных проблем в современной логопедии. Хорошая и корректная речь - существенное и важное условие, целиком и полностью в развитии коммуникации. Чем объемнее и корректнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, наибольшее познания предметного и окружающего мира, полноценные и дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, быстро протекает и реализовывается психическое развитие ребенка. Поэтому достаточно важно следить о своевременном развитии речи, о ее и корректности и четкости, исправляя и предупреждая различные виды нарушения.
Практическая значимость исследования, заключается в развитии и формировании предметной лексики у детей с нарушениями зрения и речи, а также ее устранению, по специально разработанной и подобранной методики, диагностировать уровень развития словарного запаса дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы, приложений.
В первой главе раскрываются основные теоретические понятия темы исследования: системное недоразвитие речи по типу ОНР при нарушениях зрения, зрительное восприятие дошкольников, также рассматриваются особенности формирования предметной деятельности и их роль, у дошкольников.
Во второй главе раскрываются основные принципы, цели и задачи констатирующего исследования, содержание методики исследования предметной лексики у детей с нарушениями речи и зрения.
В третьей главе представлен анализ, вывод и сравнение констатирующего и контрольного эксперимента организованной логопедической формы работы по развитию предметной лексики и деятельности у детей с расстройствами речи и дефектами зрения.
В представленной данной выпускной квалификационной работе рассматривалось формирование предметной лексики у детей с нарушениями зрения и речи.
Дошкольники с нарушениями зрения в период обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывают значительные трудности. Любое нарушение зрения, вызванное снижением основных зрительных функций, неизбежно оказывает негативное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации, что неизбежно влечет за собой появление визуальной депривации.
В течение нескольких десятилетий проблема изучения недоразвития речи различного происхождения была предметом внимания многих исследователей и ведущих ученых в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р.Е. Левин С.А., Миронова С.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и другие. Речевые расстройства широко представлены как у слепых, так и у слабовидящих детей, и для большинства из них эти расстройства затрагивают не только отдельные, но все или почти все компоненты речевой структуры как целостную систему.
Актуальность данного исследования заключается в разработке методов и приемов профилактики и коррекции нарушений речи у детей с патологией глаз. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопрограммы, поэтому дошкольная педагогика считает развитие словарного запаса у детей одной из важных задач развития речи.
Проблема исследования: развитие словарного запаса у дошкольников с системным недоразвитием речи по типу ОНР, количество детей с этой речевой патологией увеличивается с каждым годом, а развитие словарного запаса детей будет способствовать более успешной подготовке к школе и социальной жизнь ребенка.
Целью исследования является изучение особенностей формирования предметной лексики и коррекции этих нарушений у детей с нарушениями зрения и речи с использованием выбранных методов.
Исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть состояние проблемы формирования словарного запаса детей с нарушениями зрения в научной и практической литературе.
2. Выбрать методы исследования и диагностировать уровень развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
3. Изучить методы коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и преодолению нарушений речи у дошкольников с нарушениями зрения.
4. Проанализировать итоги и оценить характер динамики коррекционной работы по формированию предметной лексики у дошкольников экспериментальной группы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 46 компенсирующего вида для слабовидящих детей. Исследование проводилось в период с 05.03.18 г. по 30.11.18 г. В исследовании приняли участие 12 детей в возрасте 5 - 6 лет с нарушениями зрения.
Воспитанники группы - дети со следующими нарушениями зрения: гиперметропический астигматизм II степени, врожденная аномалия развития коломбы радужной оболочки. Гиперметропия II степени.
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи по типу ОНР 10 детей; 2 детей - речевое развитие соответствует возрасту.
Изучив литературные источники по формированию предметной лексики у детей с нарушениями зрения и речи, далее мной был проведен констатирующий и контрольный эксперимент через временный промежуток - 6 месяцев. Анализ констатирующего эксперимента позволил мне сделать следующие выводы:
В анализе состояния лексики обследуемых отмечалось соотношение активного и пассивного словаря, понимание лексического значения употребляемых слов.
У 35 % - 40 % детей проявляется понимание лексического значения употребляемых слов, делили на группы данные слова, с интересом выполняют задания, принимают активное участие в их выполнении.
У 25 % детей отсутствует активный и пассивный словарь, конкретно не выполняли данные упражнения, были пассивно настроены на их выполнение.
Исследование грамматического строя речи показало что 35 % - 40 % детей внимательно слушают задания, с интересом выполняют упражнения по инструкции логопеда.
25 % детей с низким уровнем не дали конкретных ответов, не проявили свой интерес.
При обследовании зрительного восприятия данного исследования 35 % - 40 % детей справились с заданием, выполняли задания по инструкции логопеда.
У 25 % детей был выявлен низкий уровень зрительного восприятия, дети не сфокусировали свое внимание на заданиях и не внимательно выполняли данные упражнения, что привело к низкому итогу 25 % детей. Получив данные итоги на констатирующем этапе экспериментального исследования, автором исследования был использован: «Комплекс упражнений» по методике Г. С. Швайко, «Игры и игровые упражнения для развития речи» М. Безруких, Т. Филиппова, А. Макеева, рабочая тетрадь для дошкольников «Разговор о корректном питании» М. Э. Вайнер, «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников» данные методики поспособствовали развитию предметной лексики, учитывая индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста. Далее автором исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования для выявления итога, и получила следующие итоги:
Обследования словарного запаса детей по И. А. Смирновой, приметные картинки: 9 человек (75 %) - высокий уровень; 3 человека (25 %) - средний уровень. По итогам данного исследования было выявлено что, у 75 % - 25 % детей активный и пассивный словарь развит, дети следовали по инструкции логопеда, также видят разницу между предметами, проявляли внимательность при выполнении упражнений, четко отвечали на вопросы, проявляли понимание лексическое значение употребляемых слов, низкого уровня не выявлено на данном исследовании.
Диагностическая методика Т. А. Фотековой: 4 человека (35 %) - высокий уровень; 8 человек (65 %) - средний уровень.
Исследование грамматического строя речи показало что 35 % - 65 % это высокий и средний уровень развития, низкий уровень отсутствует, т. к. происходила активная работа по развитию грамматического речи детей в течении полугодия, все 12 человек дали положительный итог в ходе исследования, низкого уровня у детей не выявлено.
Уровень зрительного восприятия при помощи специально составленной программы (модификация методик, использованных Т. Б. Филичевой), уровень развития зрительного восприятия детей с нарушением речи можно скорректировать при помощи специально составленной программы: 7 человек (60 %) - высокий уровень; 5 человек (40 %) - средний уровень.
60 % - 40 % детей справились с заданием, выполняли задания четко по инструкции логопеда, проявили внимательность, низкий уровень не выявлен в данном исследовании контрольного эксперимента.
Таким образом, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи. Однако, исследования на этом не закончены. Изучение новых методов диагностики по формированию предметной лексики и ознакомление с особенностями коррекционной работы с данной категорией детей составляет перспективу последующей работы и входит в план моих дальнейших исследований.
Дошкольники с нарушениями зрения в период обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывают значительные трудности. Любое нарушение зрения, вызванное снижением основных зрительных функций, неизбежно оказывает негативное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации, что неизбежно влечет за собой появление визуальной депривации.
В течение нескольких десятилетий проблема изучения недоразвития речи различного происхождения была предметом внимания многих исследователей и ведущих ученых в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р.Е. Левин С.А., Миронова С.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и другие. Речевые расстройства широко представлены как у слепых, так и у слабовидящих детей, и для большинства из них эти расстройства затрагивают не только отдельные, но все или почти все компоненты речевой структуры как целостную систему.
Актуальность данного исследования заключается в разработке методов и приемов профилактики и коррекции нарушений речи у детей с патологией глаз. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопрограммы, поэтому дошкольная педагогика считает развитие словарного запаса у детей одной из важных задач развития речи.
Проблема исследования: развитие словарного запаса у дошкольников с системным недоразвитием речи по типу ОНР, количество детей с этой речевой патологией увеличивается с каждым годом, а развитие словарного запаса детей будет способствовать более успешной подготовке к школе и социальной жизнь ребенка.
Целью исследования является изучение особенностей формирования предметной лексики и коррекции этих нарушений у детей с нарушениями зрения и речи с использованием выбранных методов.
Исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть состояние проблемы формирования словарного запаса детей с нарушениями зрения в научной и практической литературе.
2. Выбрать методы исследования и диагностировать уровень развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.
3. Изучить методы коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и преодолению нарушений речи у дошкольников с нарушениями зрения.
4. Проанализировать итоги и оценить характер динамики коррекционной работы по формированию предметной лексики у дошкольников экспериментальной группы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 46 компенсирующего вида для слабовидящих детей. Исследование проводилось в период с 05.03.18 г. по 30.11.18 г. В исследовании приняли участие 12 детей в возрасте 5 - 6 лет с нарушениями зрения.
Воспитанники группы - дети со следующими нарушениями зрения: гиперметропический астигматизм II степени, врожденная аномалия развития коломбы радужной оболочки. Гиперметропия II степени.
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи по типу ОНР 10 детей; 2 детей - речевое развитие соответствует возрасту.
Изучив литературные источники по формированию предметной лексики у детей с нарушениями зрения и речи, далее мной был проведен констатирующий и контрольный эксперимент через временный промежуток - 6 месяцев. Анализ констатирующего эксперимента позволил мне сделать следующие выводы:
В анализе состояния лексики обследуемых отмечалось соотношение активного и пассивного словаря, понимание лексического значения употребляемых слов.
У 35 % - 40 % детей проявляется понимание лексического значения употребляемых слов, делили на группы данные слова, с интересом выполняют задания, принимают активное участие в их выполнении.
У 25 % детей отсутствует активный и пассивный словарь, конкретно не выполняли данные упражнения, были пассивно настроены на их выполнение.
Исследование грамматического строя речи показало что 35 % - 40 % детей внимательно слушают задания, с интересом выполняют упражнения по инструкции логопеда.
25 % детей с низким уровнем не дали конкретных ответов, не проявили свой интерес.
При обследовании зрительного восприятия данного исследования 35 % - 40 % детей справились с заданием, выполняли задания по инструкции логопеда.
У 25 % детей был выявлен низкий уровень зрительного восприятия, дети не сфокусировали свое внимание на заданиях и не внимательно выполняли данные упражнения, что привело к низкому итогу 25 % детей. Получив данные итоги на констатирующем этапе экспериментального исследования, автором исследования был использован: «Комплекс упражнений» по методике Г. С. Швайко, «Игры и игровые упражнения для развития речи» М. Безруких, Т. Филиппова, А. Макеева, рабочая тетрадь для дошкольников «Разговор о корректном питании» М. Э. Вайнер, «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников» данные методики поспособствовали развитию предметной лексики, учитывая индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста. Далее автором исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования для выявления итога, и получила следующие итоги:
Обследования словарного запаса детей по И. А. Смирновой, приметные картинки: 9 человек (75 %) - высокий уровень; 3 человека (25 %) - средний уровень. По итогам данного исследования было выявлено что, у 75 % - 25 % детей активный и пассивный словарь развит, дети следовали по инструкции логопеда, также видят разницу между предметами, проявляли внимательность при выполнении упражнений, четко отвечали на вопросы, проявляли понимание лексическое значение употребляемых слов, низкого уровня не выявлено на данном исследовании.
Диагностическая методика Т. А. Фотековой: 4 человека (35 %) - высокий уровень; 8 человек (65 %) - средний уровень.
Исследование грамматического строя речи показало что 35 % - 65 % это высокий и средний уровень развития, низкий уровень отсутствует, т. к. происходила активная работа по развитию грамматического речи детей в течении полугодия, все 12 человек дали положительный итог в ходе исследования, низкого уровня у детей не выявлено.
Уровень зрительного восприятия при помощи специально составленной программы (модификация методик, использованных Т. Б. Филичевой), уровень развития зрительного восприятия детей с нарушением речи можно скорректировать при помощи специально составленной программы: 7 человек (60 %) - высокий уровень; 5 человек (40 %) - средний уровень.
60 % - 40 % детей справились с заданием, выполняли задания четко по инструкции логопеда, проявили внимательность, низкий уровень не выявлен в данном исследовании контрольного эксперимента.
Таким образом, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи. Однако, исследования на этом не закончены. Изучение новых методов диагностики по формированию предметной лексики и ознакомление с особенностями коррекционной работы с данной категорией детей составляет перспективу последующей работы и входит в план моих дальнейших исследований.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зренияУральский государственный педагогический университет
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ КОМПЕНСАТОРНО-АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021



