ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ПРЕДОПРЕДЕЛИВШИЕ СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВАЛЬТЕРА СКОТТА 13
ГЛАВА 2. ВАЛЬТЕР СКОТТ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ 22
2.1 «Дедушкины рассказы: история Шотландии» 22
2.2. «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов» 32
ГЛАВА 3. ВАЛЬТЕР СКОТТ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ 38
3.1. Изображение истории шотландского народа в романах шотландской серии 38
3.3. История и вымысел: анализ достоверности исторических романов
Вальтера Скотта на примере романа «Талисман» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность темы исследования. Современная методология и философия истории предполагает, что образ исторического события возникает не в процессе свершения обозначенного события, а в контексте рассказа о событии и его интерпретации 1, что, в свою очередь, порождает интерес к условиям и целям создания нарратива, а также подходам, взглядам, уровню компетентности и личности автора. Одним из последствий лингвистического поворота явилось признание сходства между историческим нарративом и художественной литературой, в особенности историческим романом. Свою современную форму исторический роман приобрел в творчестве Вальтера Скотта (1771-1832). Романы автора отличаются многообразием тематики, отображением социально -
политических процессов, значимых исторических событий и личностей, формируя у аудитории представление о различных исторических эпохах в соответствии с авторским изложением фактов и его мировоззрением. Вальтер Скотт являлся не только автором художественных произведений; начало его литературной деятельности было связано с написанием и переводом с немецкого баллад и поэм, впоследствии он занимался публикацией источников, фольклорных сборников, написанием статей на исторические темы. Он является автором исторических работ по истории Шотландии, Франции, а также одной из первых биографий Наполеона «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов». Оценивая деятельность автора, нельзя не отметить его влияние на европейскую литературу и развитие исторической мысли; романы Вальтера Скотта пользовались особой популярностью в XIX веке и остаются актуальными и востребованными сегодня, выступая
1 Нарратив // Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис, 2001. С. 490.
преимущественно в качестве детской приключенческой литературы, позволяя читателям сформировать общее представление о прошлом европейских стран. Однако остается недостаточно освещенным вопрос о его мировоззрении, исторических взглядах и методах репрезентации исторического прошлого как в форме научного труда, так и в форме романтического повествования.
Объект исследования - письма, дневники, мемуары, исторические труды («Дедушкины рассказы; История Шотландии», «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов»1) и исторические романы («Уэверли, или Шестьдесят лет назад»2, «Гай Мэннеринг, или Астролог»3, «Антикварий»4, «Роб Рой»5, «Ламмермурская невеста»6, «Талисман»7) Вальтера Скотта.
В качестве предмета исследования выступают исторические взгляды В. Скотта, отразившиеся в художественных произведениях и исторических трудах автора, мемуарах, источниках личного происхождения.
Цель исследования: выявить специфику исторической концепции и исторических взглядов Вальтера Скотта.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
• Определить основные составляющие исторической концепции В.
Скотта и особенности ее формирования на основании источников личного происхождения, введений к романам, высказываний резонеров;
• Проанализировать процесс и цели создания рассматриваемых исторических работ Вальтера Скотта, особенности взглядов автора на исторический процесс;
• Выявить особенности изображения шотландской истории в художественных работах В. Скотта;
• Определить степень достоверности исторических романов на примере романа «Талисман».
Хронологические рамки исследования двойные и определяются годами жизни Вальтера Скотта (1771-1832), а также временем, к которому относятся описываемые им события (1033-1821).
Территориальные рамки ограничены Великобританией - преимущественно Шотландией, - а также континентальной Европой и Ближним Востоком.
Источниковая база исследования основана на письменных опубликованных источниках, среди которых центральное место занимают труды Вальтера Скотта. Можно выделить:
• художественную литературу, к которой относятся исторические романы В. Скотта, а именно «Уэверли, или Шестьдесят лет назад», «Гай Мэннеринг, или Астролог», «Антикварий», «Роб Рой», «Ламмермурская невеста», «Талисман» и другие. Написанию исторических романов автор посвятил последнюю треть своей жизни, всего им создано двадцать девять романов, в которых автор обращается к разным историческим периодам и странам, освещает разнообразные политические и социальные конфликты. Анализ исторических романов и введений к ним дает возможность проследить не только эволюцию В. Скотта как писателя, но и смену его интересов, предпочтений аудитории, изменения авторской мотивации, а также выявить отношение автора к истории и событиям прошлого;
• исторические труды В. Скотта, а именно «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов», «Дедушкины рассказы; История Шотландии». Создание двух крупных исторических трудов пришлось на последние годы жизни автора и определялось рядом факторов, в том числе и творческими задачами. Анализ данных работ и истории их написания позволяет расширить представления о работе автора с источниками и об отношении к истории и событиям прошлого, выявить принципы и методы, которых придерживался В. Скотт при описании прошлого;
• источники личного происхождения, к которым относятся письма, мемуары и дневниковые записи В. Скотта. Данный тип источников позволяет обратиться к творческой лаборатории автора, определить его личное отношение к тому или иному произведению, событию, а также дает возможность выявить его мотивы и психологическое состояние в период создания произведений;
• летописи, в частности «История Англии» Вильяма Ньюбургского 8 , использованные при анализе достоверности романа «Талисман»;
• рецензии и отзывы современников на работы В. Скотта, использование которых позволяет определить особенности восприятия работы на период ее публикации и читательских запросов.
Методологическая база основывается на междисциплинарном теоретико-методологическом материале. В основе исследование опирается на концепции Франка Анкерсмита9 и Хейдена Уайта10. Х. Уайт в своей работе «Метаистория» рассматривал исторический нарратив как часть художественной литературы и стирал границы между данными понятиями, признавая, что история представляет собой словесные вымыслы, содержание которых найдено и придумано, а формой они больше схожи с литератур ой, чем с наукой. По утверждению Ф. Анкерсмита, исторический роман является ближайшим к историческому нарративу жанром, основные их различия заключаются в том, что автор первого применяет, а не создает историческое знание, и изначально пишется с определенной точки зрения, в то время как в нарративе интерпретация предлагается...
В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены труды Вальтера Скотта и источники личного происхождения с целью выявления особенностей исторической концепции и исторических взглядов их автора.
Мировоззрение В. Скотта формировалось под влиянием революционных событий конца XVIII века, а также в период зарождения исторического научного знания. Определяющим направленность интересов автора фактором явилась специфика семьи, территории, особенности воспитания и обучение в Эдинбургском университете. Несомненное влияние на становление исторической концепции В. Скотта оказала шотландская школа историков-просветителей, в частности Адам Смит, Дэвид Юм и Адам Фергюсон, однако идеалы революции, эпоха предромантизма и интерес к работам немецких авторов способствовали развитию его мировоззрения, основной чертой которого стал выраженный в его работах принцип историзма, и, следовательно, генетический анализ общественных явлений при интересе к материальной стороне человеческой жизни и социальной истории. Консерваторские убеждения В. Скотта не являлись радикальными, выражаясь в признании достижений прогресса и необходимости человеческого развития, разрешении социальных противоречий наравне с уважением к национальным традициям. Революционные события и коренные изменения получают у В. Скотта двойную оценку: моральную и рациональную, признаются положительные последствия «темных страниц» в истории, автор старается систематически оценивать исторические события как результат комплекса социальных, политических, экономических конфликтов, обращая внимания на последствия, к которым попытки разрешения этих конфликтов привело. Признается значимость кризисных моментов в истории как стимулирующего историческое развитие фактора.
При написании исторических трудов Скотт старается отходить от сухого изложения фактов, перечисления событий и реформ, и, несмотря на сохранение подобной формы изложения, автор наполняет ее психологическим содержанием и рассмотрением событий в динамике. Личные качества, убеждения и внутренние противоречия являются основными определяющими деятельность исторической личности факторами, соответственно автор старается понять характер исторической личности путем обращения к ее воспитанию, оценкам современников и так далее. Скотт уделяет внимание описанию политических интриг, повседневных ситуаций, выступающих в качестве «анекдотов» и имеющих своей целью не только развлечь читателя, но и продемонстрировать неявные стороны исторических личностей, событий, процессов. Описания исторических деятелей прошлого как в исторических трудах, так и в исторических романах отличаются некоторой шаблонностью, типовостью, однако отражают основные ее качества, создавая таким образом максимально понятный читателю образ. Иной путь автор избирает при описании личностей его времени, наполняя их портреты противоречиями, особенностями, делая их психологически сложными. Наряду с этим автор уделяет внимание невыдающимся историческим личностям, национальным героям, народным массам. Именно обращение к народу и его нуждам как к определяющей вектор исторического развития категории является основной особенностью творчества В. Скотта, которая наиболее заметна в его художественных произведениях.
Исторические романы В. Скотта являются значимым источником для изучения исторической концепции и исторических взглядов автора по причине того, что, в отличие от исторических трудов, романы предполагают наличие большей творческой свободы в выборе тематики, расставлении акцентов в повествовании и так далее. При рассмотрении тематики романов в динамике можно выявить, что наиболее знакомым и близким автору на начальном этапе его творческой деятельности была история Шотландии XVIII века, при этом основной творческой задачей являлось отражение социальной жизни. В ранних романах особое внимание уделяется материальной стороне жизни, описанию быта, профессий. Впоследствии, с целью расширения тематики и творческого эксперимента, автор обращается к истории Англии и Европы, а в конце жизни переносит повествования в более ранние периоды истории или в современное ему время. Неизменным остается использование социально -политического конфликта как двигателя сюжета, при этом конфликт может находить свое разрешение как в событии, так и в процессе; при этом особое значение для автора представляют те периоды и сюжеты из шотландской истории, когда шотландский народ демонстрирует свое своеобразие, в то время как при повествовании о истории других стран народ данного своеобразия лишен и на первый план выходят конфликты не социальные, а политические.
Двойственность авторской позиции является характерной чертой повествования как в исторических трудах, так и в исторических романах. С одной стороны, автор претендовал на достоверность рассказываемой им истории, осознавал значение источника, признавал, что человек не может понять исторических деятелей давнего прошлого в полной мере по причине разницы внешних условий, психологии личности. С другой стороны, В. Скотт не ставил своей целью достоверное изложение фактов, анахронизмы в его романах могли возникать намеренно, возникал элемент игры с читателем. В то же время стоит отметить, что вымысел в авторских произведениях фигурирует как правило при описании незначительных событий, выступая как метод изображения социальной жизни, тенденций, конфликтов. Реже вымысел присутствует при описании событий, оказывающих значительное влияние на ход истории. Тем не менее, для В. Скотта угода читательскому желанию являлась значимым фактором, особенно во второй половине его карьеры. Отсюда следуют ссылки на несуществующие источники, расширение тематики, введение мистических элементов, эксперименты с жанрами. Анализ переписки автора демонстрирует, что большее влечение он испытывал к литературе, а не к истории. Характерно стремление автора работать с широким перечнем источников, однако не все источники прорабатываются им тщательно, можно заметить следы спешки, восстановление фактов из источников по памяти, намеренное допущение анахронизмов.
Перспективы разработки темы предполагают решение ряда задач, в частности: рассмотрение исторических взглядов В. Скотта в динамике, их эволюции с учетом многообразия факторов, оказывавших влияние на автора в том или иной период его жизни; анализ достоверности всего комплекса исторических трудов и исторических романов, что, в свою очередь, может способствовать выявлению частных случаев работы автора с источниками или интерпретации В. Скоттом исторических фактов; анализ особенностей «Истории шотландии» как дидактического произведения и так далее. Особый интерес представляет труд «Жизнь Наполеона Бонапарта» как наиболее научная и объемная работа автора, заложившая основы британской традиции изучения Наполеоновских войн. Дальнейшая разработка темы может быть осложнена рядом проблем, которые связаны с трудоемкостью задач, отсутствием в свободном доступе ряда материалов, переведенных работ, а также вопросами о свободе исследователя и спецификой трактовки художественных текстов.
1. Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 1: Уэверли, или Шестьдесят лет назад: Роман / Пер с англ. И. Лихачева; Вступ. ст. Б. Реизова; Коммент. А. Левинтона. М.: ТЕРРА, 1997. 640 с.
2. Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 2: Гай Мэннеринг, или Астролог: Роман / Пер с англ. А. Шадрина; Коммент. М. Рабиновича. М.: ТЕРРА, 1997. 544 с.
3. Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 3: Антикварий: Роман / Пер с англ. Д. Горфинкеля; Коммент. М. Рабиновича. М.: ТЕРРА, 1997. 560 с.
4. Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 5: Роб Рой: Роман / Пер с англ. Н. Вольпин; Коммент. Р. Самарина. М.: ТЕРРА, 1998. 560 с.
5. Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 7: Ламмермурская невеста: Роман / Пер с англ. В. Тимирязева; Легенда о Монтрозе: Роман / Пер. с англ. Н. Арбеневой; Коммент. З. Гражданской, М. Рабиновича, П. Топера, М. Шерешевской. М.: ТЕРРА, 1998. 656 с.
6. Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 10: Аббат: Роман / Пер с англ. Н. Вольпин; Коммент. Р. Самарина. М.: ТЕРРА, 1998. 560 с.
7. Скотт В. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 15: Квентин Дорвард: Роман / Пер с англ. М. Шишмаревой; Коммент. Р. Самарина, К. Афанасьева. М.: ТЕРРА, 1998. 576 с.
8. Scott W. Talisman. URL: http://www.gutenberg.org/files/1377 .
9. Scott W. The Antiquary. URL:
https://portalconservador.com/livros/Walter-Scott-The-Antiquary.pdf.
10. Scott W. The Betrothed. URL:
http://www.gutenberg.org/ebooks/6490.
11. Scott W. Ivanhoe. URL: https://www.gutenberg.org/files/82/82-h/82- h.htm#link2H_4_0002.
Исторические труды Вальтера Скотта
12. Scott W. Tales of Grandfather. First series. Edinburgh: A&C Black, 1869. P. 9. URL: https://books.google.ru/books?id=rQcOAAAAQAAJ.
13. Scott W. Tales of Grandfather. Second series. Boston: Ticknor and Fields, 1862. 298 p. URL: https://books.google.ru/books?id=IA8uAQAAIAAJ.
14. Scott W. The Life of Napoleon Bonaparte, emperor of the French: with a preliminary view of the French revolution. New York: Leavitt & Allen, 1858. URL: http://quod.lib.umich.edu/m/moa/acp7318.0001.001...