Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эпистола как жанр и письменная форма межличностного общения

Работа №97253

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Эпистола как жанр и письменная форма межличностного общения 8
1.1. К определению понятия эпистола 8
1.2. Функции жанра «Эпистола» 13
Глава 2. Структурный анализ традиционной эпистолы: языковые особенности и трансформация жанра 19
2.1. Структурные особенности эпистолы конца 19в - начала 20в. (на
примере писем М. Горького А.П. Чехову) 19
2.2. Языковые особенности эпистолы конца 20 в. (на примере письма
В. Астафьева В. Болохову) 22
2.3. Сопоставительный анализ и трансформация жанра 24
Глава 3. Структурный анализ эпистолярного текста как жанра интернет-коммуникации: языковые особенности и трансформация жанра 26
3.1. Структурные особенности эпистолярного текста как жанра интернет-
коммуникации (на примере писем к президенту РФ) 26
3.2. Речевые жанры, в которых реализуется традиционный эпистолярный
текст: структурные и языковые особенности 33
3.3. Сопоставительный анализ традиционной эпистолы и эпистолы как
жанра интернет-коммуникации: трансформация жанра 41
Глава 4. Восприятие эпистолярного текста в сознании современного интернет-пользователя 43
4.1. Эпистолярный текст в восприятии современного школьника: экспериментальные данные 43
Библиография 58
Приложение 1 64
Приложение 2 67
Приложение 3 70
Приложение 4 73

Разные виды коммуникации сопровождаются видоизменением тех жанровых форм, в которых они реализуются. Результаты изменения струк­туры, функций, языковых особенностей, компонентов речевой модели ве­дут к образованию новых жанровых особенностей, которые влияют на лингвистические и экстралингвистические факторы. Коммуникация в та­ком речевом жанре как эпистола есть важная часть речевой культуры, она обусловлена контекстом и тенденциями эпохи, сознанием субъекта и сис­темой его аксиологических ценностей.
В данной работе рассматриваются эпистолы как сложное коммуника­тивное явление, отражающее не только речевые действия и параметры, но и экстралингвистические характеристики, а также процессы речепорожде- ния и речевосприятия в эпистолярном сообщении, изменяющиеся при пе­реходе письма из одной эпохи в другую.
В настоящее время опубликовано множество работ, посвящённых анализу языка разных видов эпистол: частный, литературный, официально­деловой, интимный. Первично эпистола изучалась как жанр, отражающий межличностные отношения адресанта и адресата, своеобразие массовой культуры и специфику литературного процесса, только потом стали появ­ляться лингвистические работы, в которых началось исследование струк­туры эпистолы, полифункциональности жанра, речевой модели, этикет­ных эпистолярных формул, стилистической и лексической составляющих. Исследователи эпистолярного жанра изучают письмо как сложное комму­никативное явление, отражающее совокупность лингвистических и экстра- лингвистических характеристик: эпистолярный дискурс анализируется на лексическом, синтаксическом уровнях языка (Н.А. Ковалёва, Т.Н. Кабано­ва, Н.В. Сапожникова); выявляются особенности идиостиля, как правило, на примере дружеских писем русской интеллигенции (Н.С. Степанов, В.Я. Парсамова, О.В. Протопопова); и осуществляется жанрово­стилистический анализ (О.В. Никитина, А.В. Курьянович, Н.И. Белунова). Изучается также жанровая трансформация под определённым углом, на­пример, исследователь М.В. Самбур в работе «трансформация открытого письма (открыток) в современном социокультурном пространстве» рас­сматривает открытое письмо как средство культурной коммуникации и музейный предмет, который претерпевает функциональную трансформа­цию. Автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день откры­тое письмо (открытка) не теряет своей первоначальной коммуникатив­ной функции, но из-за наличия более скоростных видов связи передачи информации меняется восприятие открытого письма пользователями: главным образом «открытое письмо начинает функционировать как ат­рибут праздника, средство привлечения внимания адресата и объект коллекционирования» [М.В. Самбур, 2011, с.100]. Таким образом, откры­тое письмо из средства передачи информации трансформируется в истори­ко-культурный или музейный объект. О трансформации стиля эпистолы при переходе из одной сферы коммуникации в другую пишет исследователь эпистолярного дискурса А.В. Курьянович [А.В. Курьянович, 2014, с. 193]. Учёный проводит жанрово-стилистический анализ современных эписто­лярных текстов в сфере коммерческой, социальной и политической рекла­мы, раскрывая свойство универсальности жанра, заключающееся в стили­стических модификациях. Изменение стиля и прагматических свойств эпи­столы зависит от экстралингвистических факторов и области межличност­ного взаимодействия, диктующего стиль общения адресанта и адресата.
Таким образом, изучение трансформации письма сегодня рассматри­вается учёными в частных аспектах, но исследований, в которых раскры­вались бы общие многоуровневые видоизменения жанра, выявляемые че­рез функции, структуру, речевые компоненты жанровой модели, а также с учётом механизмов эпистолярного речепорождения в настоящее время от­сутствуют, это определяет новизну данной работы.
В XXI веке жанр эпистолы, создающейся на бумаге, становится неак­туальным в связи с развитием интернет-коммуникации, в том числе разных форм электронной переписки. Появляются речевые жанры, которые могут существовать только в интернет-пространстве. Люди реже стали «пережи­вать эпистолярный миг на бумаге», но активно используют его в социаль­ных сетях, в sms-сообщениях, при написании «открытого письма», которое актуально в данную эпоху. Изменения, произошедшие в жанре эпистолы под влиянием интернет-коммуникации, влияют на её восприятие самими субъектами, а именно интернет-пользователями - всё это определяет актуальность данного исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе изучения эпистолярного жанра нами было выдвинуто по­ложение о том, что эпистола трансформируется и изменяется вместе с осо­бенностями определённой эпохи, внутри ее, и каждый сменяющий друг друга историко-культурный период корректирует и вносит свои изменения в струк­туру, речевую модель, поэтику, функциональный план жанра, а изменившие­ся параметры влияют на восприятие и понимание эпистолы субъектами пе­реписки. Для обоснования данного утверждения мы выявили, что представ­ляет из себя эпистола как жанр в разные эпохи, начиная с древности, и при­шли к выводу, что эпистола - это речевой текст, имеющий форму письма с определёнными жанровыми особенностями, а именно субъектно-объектным кодом, включающим в себя адресанта и адресата, создающих письмо как способ коммуникации. В содержательном аспекте эпистола обладает лекси­ческой и стилистической гибкостью, в которой отражаются языковые осо­бенности эпохи.
Нами был исследован функциональный потенциал жанра, мы выясни­ли, что эпистола характеризуется полифункциональностью, которую форми­рует коммуникативная функция, поэтому при трансформации одни функции теряют свою ядерность и уходят на периферию, а другие, наоборот, начина­ют выступать в роли ядерных жанрообразующих компонентов. В ядре тради­ционной эпистолы находится информативная функция, а на ближней пери­ферии фатическая, самопрезентационная и экспрессивная. В ядре эпистолы как жанра интернет-коммуникации часто оказывается фатическая функция из-за повышения межличностной модальной прагматики и даже экспрессив­ная, а информативная сдвигается на ближнюю периферию.
Был проведён структурный и сопоставительный анализ двух эпистол эпохи конца XIX конца XX веков (временной промежуток между которыми составляет почти столетие - 91 год).
Сопоставительный анализ композиционных и коммуникативных особенностей эпистол показал, что коммуникативные и композиционные эпистолярные единицы прочно закрепились в поэтике традиционного жанра. Жанровые изменения в традиционной эпистоле зависят не столько от осо­бенностей изменения жанрово-эпистолярного канона, сколько от социальной ситуации, идиостиля, социального статуса, характера взаимоотношений и психологических особенностей адресанта и адресата.
Исследование трансформации жанра невозможно без обращенияк со­временным формам эпистолы как жанра интернет-коммуникации. В работе выявлены особенности виртуального пространства, в которых создаётся жанр: иллюзорность, анонимность, самоконтроль, свобода в выборе языко­вых средств и квазисинхронный характер переписки. При исследовании жан­ра открытого письма президенту РФ мы выяснили, что, несмотря на офици­ально-деловой клишированный характер письма и сохранения традиционных жанровых параметров, интернет-коммуникация всё же вносит определённые коррективы в жанровую форму. Об этом говорит подвижность структуры: смещение обращения или его отсутствие. Также об этом говорит отсутствие какого-либо другого структурного элемента, например, концовки и в некото­рых случаях, для привлечения внимания адресата, смещение функции с ин­формативной на фатическую, самопрезентационную, что недопустимо в письмах официально-делового типа.
Языковой материал располагается в интернет-пространстве на офици­альном сайте «Письма президенту РФ»» (http://xn--80aicbidd2apldmiyp6k.xn-- p1ai/prezidentu-rf-napravit-zhalobu.html) и служит для интернет-коммуникации массовой аудитории. В данных письмах аудиторное взаимодействие состоит из граждан РФ и государственных лиц, просматривающих письма, адресо­ванные президенту РФ. Также языковой материал классифицируется по типу «открытые письма», что очень важно для выявления изменений в жанровой форме, так как данный тип писем сохраняет в себе эпистолярный канон и яв­ляется композиционным целым по отношению к эпистолярному жанру, что и было доказано в ходе анализа.
Далее для анализа и сопоставления эпистолы как жанра интернет- коммуникации нами был взят один из видов речевого жанра, в котором реализу­ется традиционный эпистолярный текст, а именно популярный интернет-форум «наука и жизнь» https://www.nkj.ru/forum/fprum7/topic4694/messages/.
При сопоставлении обнаружилось, что основным изменениям подверг­лись структурные канонические особенности жанра, которые, либо становят­ся шаткими, либо и вовсе исчезают, разрушаются. Меняется функциональ­ный план, место создания письма, временной характер переписки сдвигается с дистантного на квазисинхронный, поэтому меняется и языковое воплоще­ние в жанре: если для традиционного характерна клишированность, стилевая контаминация с доминированием разговорного стиля, то в жанре интернет- коммуникации добавочным языковым компонентом становится «интернет- язык». Меняется образ прошлого и будущего. Традиционная эпистола носит характер речевого жанра, имеющий определённые каноны, которые необхо­димы при создании, а эпистола в интернет-пространсте носит характер рече­вой формы, которая находит своё воплощение в виде диалога, полилога, со­стоящего из речевых высказываний или реплик, то есть меняется характер готового текстового продукта.
Также в работе был выдвинут тезис о том, что при изменении парамет­ров эпистолярного жанра меняется и его восприятие субъектами переписки. Для подтверждения гипотезы нами был проведён эксперимент с использо­ванием метода вероятностного прогнозирования, а именно одной из его ме­тодик - заполнением текстовых лакун). Эксперимент позволил сделать вывод о том, что под влиянием интернет-коммуникации и sms- современные школьники воспринимают эпистолярный текст как коммуникативную терри­торию, где в свободной форме можно подобрать самые разные языковые средства (даже графические) для выражения каких-либо коммуникативных интенций, доказательством этому послужила вставка речевых разговорных формул в художественном стиле, которые актуальны для современного ин­тернет-пользователя, использование графической системы (смайлов) и час­тотное употребление фатических элементов в структуре жанра. Были выяв­лены причины, по которым происходит изменение процессов речепорожде- ния в эпистоле - главная: сформированность разговорного полирегистра и чувство квазисинхронности переписки, то есть установка на то, чтобы адре­санту как можно скорее ответили. Таким образом, гипотеза частично под­твердилась.
Благодаря опросу респондентов по поводу использования эпистолярно­го текста, созданного на бумаге, был получен вывод о том, что традиционное письмо в сегодняшнюю эпоху сдвигает свою целевую направленность и вос­принимается как культурный символ, особый знак в адрес получателя.


1. Антоненко, С.И. Эпистолярные тексты как отражение культуры опре­деленной эпохи / С.И. Антоненко // Язык и культура : сб. науч. статей. Т. 2. - Киев, 1997.
2. Астафьев, В.П. Письма Виктора Астафьева Владимиру Болохову // Журнал: ВОЛГА-ХХ1 век. [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://magazines.russ.ru/volga21/2008/1/bo8.html (дата обращения: 12.04.15)
3. Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический сло­варь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
4. Бальжирова Т.Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества // дисс. ... канд. соц. наук. - Улан-Удэ, 2003.
5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. Сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцеваи С.Г. Бочарова. - Изд. 2-ое. - М.: Искусство, 1986. - С. 297-325.
6. Болотнова, Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во Том­ского ун-та, 1992. 312 с
7. Белунова, Н.И. Искусство эпистолярия и художественное произведение / Н.И. Белунова // Русский язык в школе. 1995. - № 5. - С. 77-82.
8. Белунова, Н.И. Дружеское письмо в функционально-стилистическом аспекте / Н.И. Белунова // Русский язык в школе. 2000а. - № 1. - С. 75­78.
9. Белунова, Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX начала XX в. (Жанр и текст писем) / Н.И. Белунова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 20006. - 140 с.
10. Белунова, Н.И. Дружеское письмо в функционально-стилистическом аспекте / Н.И. Белунова // Русский язык в школе. 2000в. - № 1. - С. 75­78. функционирование: сб. ст. М., 1988. - С. 121-152.
11. Горький, М.А. Письма Горького. // Сайт www.lit-info.ru. [Электронный ресурс]. 2008. URL: http:// gorkiy.lit-info.ru/ gorkiy/pisma/pisma.htm (дата обращения: 10.03.15)
12. Глинкина, Л.А. Функционирование языковых единиц в эпистолярном жанре // Функционирование языковых единиц современного русского языка. Межвузовский сборник. Под ред. Ф.И. Никоновайте. Магнито­горск: Изд-во Магнитогорского пед. ун-та, 1995. - С. 3-19.
13. Гридина Т.А., Ваулина И.А. ОБЪЕГЭРИТЬ: новые феномены созна­ния современного российского социума // Политическая лингвистика. 2013. № 3. С. 22-27.
14. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Вопросы номинативной теории поли­тической коммуникации // Политическая лингвистика. 2011. № 1. С. 257-259.
15. Гриценко, И.А. Клиповое мышление - новый этап развития человече­ства / Гриценко И.А. Ученые записки Российского государственного социального университета. Выпуск № 4 (104) / 2012. [Электронный ре­сурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-novyy-etap- razvitiya-chelovechestva (дата обращения: 23.09.16)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ