Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа c семьей в дошкольном образовательном учреждении

Работа №97243

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьей в
ДОУ 7
1.1. Неполная семья как объект социальной работы 7
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с
неполной семьей 18
1.3. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних:
понятие, виды, направления 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной работе с неполной семьей «Детского сада №18» Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения п. Монетного Свердловской области 36
2.1. Анализ работы БМА ДОУ «Детского сада №18» п.
Монетного Свердловской области по социальной работе с неполной семьей 36
2.2. Комплекс мероприятий по социальной работе с неполной
семьей 57
Заключение 60
Список использованной литературы 59
Приложения 65

Актуальность исследования. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от многих факторов: полная или неполная семья, от благосостояния семьи, от воспитанности и образованности родителей в семье, климата в семье.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые социальные программы по поддержке, укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем, а именно: падение жизненного уровня большинства семей, и как следствие, рост числа разводов; увеличение числа неполных семей.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение роли ДОУ в оказании не только образовательных, но и социальных услуг семье, и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления разных форм социальной работы дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
В практике ДОУ возрастает число семей нуждающихся в социальной помощи. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [11, с. 6].
Так, если в 2016 году детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 35%, то в 2017 году она превысила 40%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
Как известно, ресурсы неполной семьи ограничены, адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка часто протекает с большими трудностями и мало результативно. Именно поэтому, таким семьям необходима активная и продолжительная социальная поддержка со стороны дошкольного учреждения. В зависимости от характера проблем дошкольное учреждение должно оказывать таким семьям образовательную, психологическую, посредническую, консультативную помощь в рамках долговременных форм социальной работы [9].
Степень изученности: многие авторы изучают различные аспекты социальной работы с семьей. Социальная работа раскрыта в трудах Е. И. Холостовой, В. Н. Гурова, Н. Ф. Басова и т.д.
Однако, опыт социальной работы с семьей, в том числе и неполной, в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) освещен в научной литературе недостаточно.
Все вышесказанное обусловило выбор темы «Социальная работа с семьей в дошкольном образовательном учреждении».
Противоречие между необходимостью социальной работы с неполной семьей в дошкольным образовательным учреждением и недостаточным, анализом и обобщением этого вида деятельности в теории и практике.
Проблема исследования: каким должно быть содержание социальной работы с неполной семьей в дошкольном образовательном учреждении?
Объект исследования: процесс социальной работы с семьей.
Предмет исследования: направления социальной работы с неполной семьей в дошкольном образовательном учреждении.
В исследовании вводится ограничение - рассматривается социальная работа в дошкольном образовательном учреждении с неполной семьей как наиболее незащищенной и требующей социальной помощи и социальной и поддержки.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по социальной работе с неполной семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: вероятно социальная работа с неполной семьей в дошкольном образовательном учреждении должна учитывать проблемы и потребности неполной семьи и быть направлена на решение социально-педагогических, социально-психологических и социально­правовых проблем на основе существующей нормативно-правовой базы, используя направления: просветительское, посредническое,
психологическое.
Задачи исследования:
1. выявить потребности и проблемы неполной семьи как объекта социальной работы в дошкольном образовательном учреждении;
2. определить цель, задачи направления социальной работы с неполной семьей в дошкольном образовательном учреждении;
3. проанализировать опыт социальной работы с неполной семьей в БМА ДОУ «Детского сада №18» п. Монетного Свердловской области;
4. предложить комплекс мероприятий по социальной работе с неполной семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, обобщение, сравнение, систематизация;
• эмпирические - анализ документов, анкетирование, беседа, математическая обработка результатов исследования.
База исследования: Березовское муниципальное автономное
дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №18».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60 источника), приложения (приложений).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследований была обусловлена тем, что в современных условиях социальная работа с семьей в дошкольном образовательном учреждении сегодня приобрела особую роль в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. В настоящее время социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной работы.
В практике дошкольного образовательного учреждения возрастает число семей, нуждающихся в помощи специалиста по социальной работе. Это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального работника. В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты социальной работы с семьей, рассмотрены основные проблемы современной семьи, изучена нормативно-правовая база социальной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Семья в дошкольном учреждении сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи, нуждающимся семьям выполняет социальный работник, и другие специалисты дошкольного учреждения, которые включены в процесс помощи семье. Поэтому в условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты.
Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.
Социальная работа с неполной семьей представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется старшим воспитателем и воспитателями в дошкольном учреждении с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума.
Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи.
Во второй главе был изучен опыт социальной работы с неполной семьей в «Детском саду №18», проведен анализ результатов исследования по проблемам неполной семьи, и был разработан комплекс мероприятий по социальной работе с неполной семьей в детском саду.
Анализируя опыт социальной работы с семьей «Детского сада №18» мы пришли к следующим выводам.
На наш взгляд, развитие системы социальной работы с семьей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей. К сожалению, пока комплексный подход к становлению и развитию территориальных служб по проблемам семьи, детей и молодежи характерен лишь для немногих территорий России. Одной из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, по нашему мнению, может стать открытие территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей, именно в таких центрах в полной мере может быть реализован комплексный подход в решении проблем современной семьи.
На основе анализа социальной работы с семьей в Березовском детском саду №18 предлагается внедрение и частичное апробирования комплекса мероприятий по социальной работе с семьей. Апробирование данного комплекса по социальной работе с неполной семьей в детском саду повысит взаимопонимание между детским садом и неполной семьей, повысит уровень образованности семьи.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Албеговой И. Ф., Козлова В. В. Социальная работа: История, теория и технология. Ярославль, 2007. 46 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.:МГУ, 2009. 416 с.
3. Антонов А. И. Социология семьи. М.: Проспект, 2006. 355 с.
4. Басов Н. Ф. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Издательский центр Академия, 2009. 288 с.
5. Бочарова В. Г. Социальная работа. М.: Аргус, 2006. 207 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от
30 ноября 2014 года N 51-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Григорьева Е. Н. Дети после развода. Семья и школа, 2005. 106 с.
8. Григорьева С. И., Теория и методология социальной работы. М.: Проспект, 2001. 96 с.
9. Гундаров И. А. Проблемы семьи в России: причины, механизм, пути преодоления. Москва, 2004. 187 с.
10. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М., 2006. 320 с.
11. Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности, автореф. Дис. Филос. Наук. М., 2007.
12. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. 215 с.
13. Зарипова И. Р., Экспериментальная психология и
психодиагностика: учебно-методическое пособие: КГТУ 2008. 115 с.
14. Зацепин А. И. Брак и семья. Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2008. 145 с.
15. Зритнева Е. И. Социология семьи: Учебное пособие для
студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2010. 150 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ