Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

Работа №97242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики безнадзорности несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре 7
1.1. Социально-реабилитационный центр как учреждение
социальной политики 7
1.2. Характеристика безнадзорности несовершеннолетних как
социальной проблемы 15
1.3. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних:
понятие, виды, направления 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Нижняя Салда» 32
2.1. Анализ работы социально-реабилитационного центра по
профилактике безнадзорности несовершеннолетних 32
2.2. Диагностика степени удовлетворенности профилактикой
безнадзорности несовершеннолетних в социально­реабилитационном центре 45
2.3. Разработка комплекса мероприятий по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних в социально­реабилитационном центре для несовершеннолетних 54
Заключение 63
Список использованной литературы 68
Приложения 74

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится несовершеннолетним с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. На фоне продолжающегося сокращения общей численности населения России и уменьшения рождаемости, рост безнадзорности несовершеннолетних вызывает особую тревогу. В значительной степени эти негативные процессы связаны с ослаблением роли семьи, снижением ответственности родителей за воспитание и образование детей, обусловлены тяжелым материальным положением, неблагоприятной социально-психологической ситуацией, зачастую жестокостью и агрессивностью во внутрисемейных отношениях.
Безнадзорность несовершеннолетних является острейшей проблемой современного общества. Эта проблема существовала всегда, ввиду постоянного роста правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Сложившаяся ситуация позволяет говорить о необходимости реализации мер профилактики, в том числе с привлечением специалистов других учреждений, создания условий для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, работе по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании и контроле, индивидуальной работе с ними и его семьей.
В ситуации социально-экономической неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, разрушения духовных ценностей, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости профилактики безнадзорности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные работники имеют необходимые знания, которые они могут передать родителям, так как большое их количество элементарно не знает как правильно и конструктивно взаимодействовать со своим собственным ребенком.
Происходящее на фоне экономической стабилизации снижение количества выявленных в течение последних пяти лет безнадзорных детей свидетельствует о наметившейся позитивной тенденции и позволяет перестраивать работу соответствующих социально-реабилитационных центров с режима экстренной социальной помощи безнадзорным детям в режим системной профилактики социального неблагополучия. В то же время система профилактики пока находится в процессе становления и демонстрирует негибкость в вопросах переориентации на работу с неблагополучной семьей как фактором безнадзорности.
Актуальность профилактики безнадзорности в социально - реабилитационных центров обусловлена тем, что, если семья или ребенок в результате профилактической работы, переходит из группы риска в другую, более благополучную категорию, и ситуация перестает быть опасной, снижается острота кризиса в семье - значит у детей появляется возможность вырасти, успешно социализироваться и создать собственные благополучные семьи.
Теоретическим обоснованием данного исследования стали работы многих ученых и авторов, которые посвящены проблемам безнадзорности детей. Это Балабанов И. Т., Блонский П. П., Васильев Н. М., Воробьева С. В. Глозман Ж. М., Гуслова М. Н. и другие.
Основы профилактики безнадзорностии несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф. А.
Система профилактики безнадзорности несовершеннолетних была изучена Бакаевым А. А., Иващенко Г. М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп. Зайнышев И. Г. изучает проблемы профилактической работы, организацию и технологию деятельности с лицами без определенного места жительства. Превентивной психологии несовершеннолетних посвящены труды Беличевой С. А.
Однако, несмотря на наличие многочисленных научных трудов, степень разработанности данной проблемы требует дальнейших исследований, так как специалистам в настоящее время необходимы новые, соответствующие требованиям времени методы работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Тема работы: «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре»
Противоречие исследования заключается между существующими разработками по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и недостаточным применением данных разработок в практике работы социально-реабилитационного центра.
Проблема исследования: как осуществляется профилактика безнадзорности несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре?
Объект исследования: безнадзорность несовершеннолетних как социальная проблема.
Предмет исследования: процесс профилактики безнадзорности совершеннолетних в социально-реабилитационном центре.
Цель исследования: на основе изучения теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятийпо профилактике безнадзорности несовершеннолетнихв социально - реабилитационном центре.
Гипотеза исследования: профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних будет успешна при:
-включении в комплекс мероприятий разнообразных форм проводимых мероприятий по предупреждению безнадзорности (акции, выставки, видео­презентации);
- налаживании межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-реабилитационный центр как учреждение социальной политики;
2. Изучить безнадзорность несовершеннолетних как проблему социальной работы;
3. Определить понятие, виды и направления профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
4. Проанализировать работу социально-реабилитационного центра по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
5. Проанализировать степень удовлетворенности профилактикой безнадзорности несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа; анкетирование).
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Социально-­реабилитационный центр для несовершеннолетних города Нижняя Салда»
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках первой задачи были рассмотрены социально­реабилитационные центры как учреждения социальной политики. Основные задачи деятельности социально - реабилитационных центров по профилактике безнадзорности являются:
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
• выявление и устранение источников, причин и условий, ведущих к социальной дезадаптации несовершеннолетних;
• осуществление патронажа семей, находящихся в социально опасном положении, семей группы социального риска, семей в трудной жизненной ситуации;
• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
• организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально- опасном положении;
• профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков;
• организация и проведение мероприятий, способствующих поддержке и всестороннему развитию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках решения второй задачи была рассмотрена характеристика безнадзорности как социальной проблемы. Под безнадзорностью несовершеннолетних понимается отсутствие или недостаточность контроля со стороны родителей за поведением и образом жизни ребенка, отсутствие должного воспитательного внимания, вследствие чего происходит отчуждение ребенка от семьи.
Можно выделить социальные и психологические факторы безнадзорности. К наиболее распространенным социальным факторам относятся низкий материальный достаток семьи, часто её неполнота
(т.е. наличие единственного родителя), что приводит к высокой занятости, элементарной нехватки времени и усталости родителя. Большое количество алкоголизированных родителей также увеличивают рост числа безнадзорных детей, т.к. подобные родители чаще всего неспособны должным образом исполнять свои обязанности по воспитанию ребенка.
В рамках решения третьей задачи были определены направления, формы и методы профилактики. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Различают следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная.
В рамках решения четвертой задачи проведен анализ деятельности по профилактике безнадзорности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Нижняя Салда.
Основные формы работы: социально-педагогическая, социально­бытовая, срочная социальная помощь неблагополучным и находящимся в социально-опасном положении семьям, реабилитация детей и семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуации, выявление и устройство детей, оставшихся без надзора или попечения родителей.
В целом Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области « Социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних города Нижняя Салда» достигнуты следующие результаты по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:
1. снижение количества семей, не обеспечивающих условия содержания и воспитания детей 3%;
2. развитие ответственности у родителей или лиц, заменяющих их за воспитание, обучение и содержание несовершеннолетних детей;
3. снижение уровня безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних 3,5%.
В рамках пятой задачи проведена диагностика степени удовлетворенности профилактикой безнадзорности несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре. Опрос проведен с привлечением респондентов из числа специалистов центра, родителей и лиц их замещающих.
По результатам опроса основные проблемы безнадзорных детей, это материальные проблемы, проблемы со здоровьем, психологические проблемы. В среднем, ответ «полностью удовлетворен» по исследуемым показателям дали всего 41% респондента. Данный показатель нельзя назвать удовлетворительным. Таким образом, можно сделать вывод, что работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних считают эффективной менее 50% опрошенных.
Для решения выявленных проблем предлагается Комплекс мероприятий по организации взаимодействия городских организаций по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и правонарушений несовершеннолетних, который основана на взаимодействии отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГБУ СОН СО «СРЦН города Нижняя Салда» с образовательными учреждениями и организациями города.
Цель комплекса мероприятий: способствовать снижению уровня безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений среди несовершеннолетних через создание системы работы по профилактике аддиктивных, асоциальных форм поведения, позволяющей детям развиваться в благоприятной среде.
В рекомендуемый комплекс мероприятий включены новые разделы:
1) меры по профориентации и трудоустройству несовершеннолетних;
2) организация спортивно-оздоровительных, культурно-массовых,
досуговых мероприятий для несовершеннолетних.
В реализации «Комплекса мероприятий по организации взаимодействия отделения ГБУ СОН СО «СРЦН города Нижняя Салда» и организаций города по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и правонарушений несовершеннолетних» принимают участие:
• сотрудники отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГБУ СОН СО «СРЦН города Нижняя Салда»;
• классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагог - организатор;
• руководитель службы примирения, сотрудники отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГБУ СОН СО «СРЦН города Нижняя Салда»;
• волонтеры, представители общественных объединений города, библиотеки города;
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органы управления социальной защитой населения;
• органы управления образованием;
• органы опеки и попечительства;
• органы по делам молодёжи;
• органы управления здравоохранением;
• органы службы занятости;
• органы внутренних дел.
Благодаря организации совместной работы с семьями, школами, отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГБУ СОН СО «СРЦН города Нижняя Салда» и Центром занятости населения г. Нижняя Салда, организациями здравоохранения, а так же волонтерами, представителями общественных объединений города можно ожидать достижение целей комплекса мероприятий по организации взаимодействия городских организаций по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и правонарушений несовершеннолетних.


1. Азбука социальной эффективности // Маркетолог . 2007. № 6. С. 40-41.
2. Афанасова Е. Детская беспризорность в Восточной Сибири в 1920-1930-х гг. М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2017. 284 c.
3. Балабанов И. Т. Социальная работа: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2017. 512 с.
4. Блонский П. П. Борьба с беспризорностью. М.: Медиа, 2016. 291 c.
5. Васильев Н. М. Социальная защита и особенности ее развития в России // Финансы. 016. № 2. С. 26-29.
6. Воробьева С. В. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 254 c.
7. Всё о социальной защите населения [Электронный ресурс]:
URL :http://paralife.narod.ru/socialnaya-zashhita.htm (дата обращения:
22.04.2018).
8. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009.
9. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением. М.: Academia, 2018. 256 c.
10. ГБУ СОН СО «СРЦН города Нижняя Салда» [Электронный ресурс]: URL: www.list-org.com/company/3269607 (дата обращения: 22.04.2018).
11. Дроздов А. Ф. Беспризорный князь. М.: Издательство «Эксмо, 2018. 142 c.
12. Зайцев Д. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2018. 264 c.
13. Залеский В. Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях.
Москва: РГГУ, 2015. 254 c.
14. Зарецкий А. Д. Менеджмент социальной работы. М.: ИЛ, 2016. 488 c.
15. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Социальная защита: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2013. 142 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ