Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры у старших подростков в школе 7
1.1. Правая культура: понятие, цель, структура и
функции 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших
подростков 17
1.3. Формы, методы, направления формирования правовой
культуры у старших подростков в школе 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой культуры у старших подростков на примере ЧОУ СОШ «Индра» г. Екатеринбурга 35
2.1. Анализ деятельности ЧОУ СОШ «Индра» по формированию
правовой культуры старших подростков 35
2.2. Первичная диагностика уровня правовой культуры у
старших подростков 45
2.3. Программа по формированию правовой культуры у старших
подростков в школе 55
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения 71
В современных условиях одним из важнейших приоритетов модернизации системы образования в российских общеобразовательных организациях является формирование правовой культуры у подрастающего поколения. Вызвано это изменениями в различных сферах жизни общества, переоценкой ценностей, обновлением законодательства, изменением сознания граждан нашего государства.
Высокий уровень правовой культуры отдельного гражданина является необходимым условием построения правового государства и гражданского общества. Это возможно в том случае, если права и свободы отдельного человека будут рассматриваться как высшая ценность общества, и как следствие неукоснительно соблюдаться. Государство и граждане будут нести взаимную ответственность. Каждый член общества будет занимать активную гражданскую позицию, проявлять интерес к изменениям законодательства, будет ориентироваться в основах частного права (семейного, трудового, гражданского), а также будет знать, в какие органы он может обратиться с целью восстановления нарушенных прав. Правовая культура способствует установлению границ дозволенного поведения, свобод субъектов правоотношений, укрепляет законность, социальную справедливость - в целом создает нравственную атмосферу для комфортной жизни каждого человека. Повышение уровня правовой культуры поможет снизить число правонарушений, совершаемых людьми по причине не осведомлённости о том, что в законе имеется норма, которая запрещает такое поведение.
Большую роль в решении задач формирования правовой культуры старших подростков играет система образования. На образовательные организации возложена не только задача обучения, но также и воспитания личности.
В школьном коллективе обучающиеся осваивают нормы и правила поведения в обществе, учатся взаимодействовать друг с другом, а также выражать своё мнение и уважать мнение других людей.
Подросток, не достигший восемнадцати лет, сможет защищать некоторые свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Однако знания, отношения и опыт, составляющие правовую культуру, будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, в таких, где от наличия у ребёнка правовой культуры зависит его личная безопасность.
Проблемой формирования правовой культуры в России занимались многие педагоги и юристы: А.В. Малько, Н.И. Матузовой, К.В. Науменковой, А.П. Семитко, В.А. Сластёнин, В.В. Стреляевой. Достаточно широко известны имена тех, кто активно способствует созданию системы правового образования в России: Наталия Ильинична Элиасберг, Лидия Ивановна Семина, Анатолий Яковлевич Азаров, Вероника Всеволодовна Спасская, Светлана Игоревна Володина и другие.
Из-за недостаточного внимания к данной проблеме всё больше растёт число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. А исследование учёных-юристов показали, что подростки, нарушившие закон, знают о правах и обязанностях только в рамках вынесенного им приговора.
Помощь подросткам в адаптации к жизни в демократическом обществе, в регулировании отношений с государством, другими людьми является главной задачей формирования правовой культуры на сегодняшний день.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования правовой культуры у старших подростков в школе и недостаточностью методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для педагогов школы.
Проблема исследования: что входит в содержание процесса формирования правовой культуры у старших подростков в школе?
Тема исследования: «Формирование правовой культуры у старших подростков в школе».
Объект исследования: процесс формирования правовой культуры у старших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание процесса формирования правовой культуры у старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических знаний разработать программу по формированию правовой культуры у старших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание формирования правовой культуры у старших подростков в школе должно включать в себя:1) три направления (работа со старшими подростками, работа с родителями, работа с педагогами); 2) формы (урок, экскурсия, консультация, лекция, семинар, конкурсы, соревнования, олимпиады, дискуссии,); методы (объяснительноиллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; исследовательский метод; методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта естественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации; методы контроля, самоконтроля и самооценки).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, цель, структуру и функции правовой культуры .
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
3. Рассмотреть методы, формы и направления формирования правовой культуры у старших подростков в школе.
4. Провести анализ деятельности ЧОУ СОШ «Индра» по формированию правовой культуры у старших подростков.
5. Провести первичную диагностику уровня правовой культуры у старших подростков ЧОУ СОШ «Индра».
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.
• Эмпирические: интервью, устный опрос, анкетирование, анализ документов, беседа, обработка данных.
База исследования: Частное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Индра» Кировского района г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время формирование правовой культуры становится важным аспектом всестороннего развития личности. Как правило, знание прав, умение ориентироваться в правовых вопросах, понимание важности роли права в жизни государства, так или иначе, влияет не только на развитие отдельно взятого индивида, но и на развития общества в целом.
Правовая культура - это знание и понимание права, а также приверженность к правомерному типу поведения, т. е. соблюдение правовых запретов, исполнение обязанностей, а также использование дозволений для удовлетворения своих интересов.
Целью правовой культуры является вторжение в социальную среду, воздействие на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого правового поведения. Тем самым, правовая культура обеспечивает интеграцию личности в социум. Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения.
Процесс формирования правовой культуры сопряжены с существенной трансформацией отношения личности к праву, с выработкой у неё правовых установок. Это такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объёмом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях.
Благоприятным периодом для формирования правовой культуры является старший школьный возраст, который, согласно возрастной периодизации А. С. Белкина, заключается в период от 15 до 18 лет.
Связано это с особенностями формирования мышления у подростков данного возраста.
Протекая в условиях школьной жизни, формирование правовой культуры опирается на принципы обучения и воспитания.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены формы, методы, направления формирования правовой культуры у старших подростков в школе.
Выделяют следующие формы формирования правовой культуры: по количеству участников: индивидуальные, групповые массовые; по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно-полезной и ценностно-ориентационной; в зависимости от метода воздействия: словесные, практические и наглядные.
Также к формам формирования правовой культуры относятся: урок, экскурсия, консультация, лекция, семинар, конкурсы, соревнования, олимпиады, дискуссии, правовой ликбез, правовая пропаганда, правовое просвещение.
К методам формирования правовой культуры относятся объяснительноиллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; исследовательский метод; методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта естественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации; методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Направлениями формирования правовой культуры являются: работа со старшими подростками, работа с родителями, работа с педагогами.
Во второй главе на основе Отчета по результатам самообследования ЧОУ СОШ «Индра» за 2017г. и беседы с преподавателем обществознания был проведён анализ деятельности ЧОУ СОШ «Индра» в области формирования правовой культуры, который показал, что данный процесс в школе не систематизирован и носит ситуативный характер. В плане экскурсий и реализации проектной деятельности отсутствуют мероприятия решающие задачи формирования правовой культуры.
Также было проведено исследование, направленное на определение уровня правовой культуры старших подростков. Результаты данного исследования показали, что уровень правовой культуры низкий, поскольку обучающиеся плохо владеют терминологией права, не ориентируются в основных положениях, не осознают важность его применения, допускают нарушение прав других людей, не участвуют в мероприятиях, посвящённых формированию правовой культуры у старших подростков.
На основании деятельности ЧОУ СОШ «Индра» г. Екатеринбурга в области формирования правовой культуры и проведённого исследования была разработана программа, направленная на повышение уровня правовой культуры старших подростков в школе.
Реализация данной программы должна быть непрерывной и проводиться согласно разработанному плану с привлечением всех необходимых специалистов (сотрудники Управления «К», сотрудники ГИБДД, КПДН и ЗП, МВД, сотрудники Администрации г. Екатеринбурга, сотрудники Законодательного собрания Свердловской области, сотрудники Уставного суда Свердловской области, сотрудники Управления образования г. Екатеринбурга).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абдуллазанов Д.Т. Моделирование процесса формирования правовой культуры старшеклассников // Вестник ТГГПУ. 2011. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya- pravovoy-kultury-starsheklassnikov (дата обращения 25.03.2018)
2. Азаров А.Я. Московская школа прав человека. URL: http://www.mshr-ngo.ru/ (дата обращения 30.03.2018)
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012. 608 с.
4. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 2009. 710 с.
5. Артамонова Л.Г. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании // Вестник образования России. 2014. № 6. С. 48-61.
6. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.: Изд. «Лань». 2003 г. 347 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
8. Большой юридический словарь. URL:
http://petroleks.ru/dictionaries/dict big law.php (дата обращения 10.10.2017)
9. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер. 2009. 608 с.
10. Возрастные особенности старшего подросткового возраста. URL: https://infourok.ru/vozrastnie-osobennosti-starshego-podrostkovogo-vozrasta- 1537785.html (дата обращения 20.11.2017)
11. Володина С.И., Спасская В.В. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. М., 2003. 64 с.
12. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 671 с.
13. Жигулин А.А. Понятие правовой культуры и ее сущностные
характеристики // JSRP. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pravovoy-kultury-i-ee-suschnostnye- harakteristiki-1 (дата обращения 10.09.2017)
14. Иванова Е.А. Условия преодоления правового нигилизма подрастающего поколения // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 15-17.
15. Исторический аспект правового воспитания. URL: http://lektsia.info/4x659a.html (дата обращения 20.09.2017)...