Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Работа №97229

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Становление ознакомления с окружающим миром детей
дошкольного возраста 6
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая культур 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
экологической культуры дошкольников 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Сформированность экологической культуры дошкольников на
начальном этапе исследования 30
2.2. Внедрение педагогических условий по формированию экологической культуры детей в учебно- образовательном процессе в ДОУ 36
2.3. Анализ сформированности экологической культуры дошкольников на заключительном этапе исследования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Актуальность. Проблема формирования отношения детей к природе признается педагогами и психологами одной из главных в экологическом образовании. Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности на протяжении всей жизни. Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному преобразованию дошкольников, частью которого является экологическое образование. Внедрение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования определило, что содержание образовательного процесса по формированию экологической культуры осуществляется через интеграцию образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Степень разработанности проблемы. Многие работы нацелены на интеллектуальное развитие дошкольников через формирование у них системы знаний о природе: физическом мире (Е. И. Корзакова, Л.Ф. Ушецкене, И.С. Фрейдкин); растениях (Н.К. Постникова, И.А.Хайдурова, Т.В. Христовская) животных (Е. И. Золотова, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федорова и др.).
Имеются публикации, где подробно изучены возможности различных методов и средств формирования у детей представлений о природном мире: наблюдения (А. И. Васильева, В. Логинова, А. Матвеева, П.И. Саморукова), поисковой (A.M. Маневцова), игровой (В.А. Дрязгунова, В.В. Колечко), трудовой (Н.Г. Липская, А.Г. Тулегенова) деятельностей. С учетом выявленных противоречий и обозначенной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром». Проблема исследования, комплекс каких педагогических условий будет способствовать эффективному формированию экологической культуры.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект: процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи.
1 .Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику понятию экологическая культура.
3. ВЫЯВИТЬ и теоретически обосновать педагогические условия,
позволяющие формировать экологическую культуру дошкольников
4. Подтвердить опытно-поисковым путем эффективность выбранных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников.
Методы исследования
- теоретические методы:
- анализ научно-методической литературы;
- сравнение и обобщение научных взглядов по проблеме исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе научных источников по проблеме организации процесса воспитания любви к природе у дошкольников. Данное исследование поможет воспитателям планировать свою работу по ознакомлению детей с природой на материале произведений детской литературы, учитывать данные особенности в индивидуальной работе с детьми.
Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы в количестве 34 источников и приложения. Общий объем работы составляет 99 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема экологического образования освещена в работах многих известных ученых (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Н. А. Рыков, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина). Они определили цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического образования. Главной целью экологического образования ставится формирование экологической культуры человека.
Для достижения поставленной цели в работе были решены задачи:
1 .Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику понятию экологическая культура.
3. ВЫЯВИТЬ и теоретически обосновать педагогические условия, позволяющие формировать экологическую культуру дошкольников.
4. Подтвердить опытно-поисковым путем эффективность выбранных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников.
Для выявления уровня сформированности знаний об экологической культуре у дошкольников была разработана диагностика на базе рекомендаций Л. В. Моисеевой, диагностические задания были составлены по трём показателям:
-сопереживание,
-знание и поступок,
-оценка правил поведения в природе.
В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: что знания детей о природе находятся в основном на низком и среднем уровнях для повышения знаний мы внедрили два педагогических условия:
1.Экологизация предметно-пространственной среды (мини-музей «Такая разная кора»).
Основной целью по использованию мини-музея «Такая разная кора» явилось: познакомить детей с защитными функциями коры (кора - «одежда» дерева), с её разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами, а также формировать основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору).
2. Использование комплекса дидактических игр.
Цель программы по использованию комплекса дидактических игр развитие у детей представлений об окружающем мире на основе формирования субъектной позиции ребенка, поддержке его инициативы и творчества. Работа проводилась по основным дидактическим единицам («Растительный мир», «Животный мир» « Неживая природа»).
Модель организации воспитательное - образовательного процесса: усвоение экологических представлений проводится в:
3. Совместная деятельность педагога и детей (НОД и режимные моменты);
4. Самостоятельная деятельность детей; 6. Взаимодействие с родителями. Основная технология работы - проблемно - игровая. Для подтверждения необходимости и выявления степени эффективности разработанной нами системы был проведен контрольный этап исследования. Анализ, которого показал, что уровень развития экологической культуры у детей контрольной группы не изменился. В результатах экспериментальной группы наблюдается значительная динамика в формировании представлений об окружающем мире. Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) в ходе контрольного этапа исследования не был выявлен. Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) наблюдается у 8 испытуемых (6,7 % динамики соответственно). Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) наблюдается у 7 детей (46,7 %динамики соответственно). Разработанный и реализованный нами комплекс педагогических условий дал свои положительные результаты.
Таким образом, система по формированию у детей экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.



1. В.Ашиков, С. Ашиков. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - №7. - 2005. - с - 2-5; №11. - 2005. - с. 51-54
2. В.Зебзеева. О формах и методах экологического образования
дошкольников // Дошкольное воспитание. - №7. - 2004. - с. 44-49
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся педучилищ по спец. «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2012. - 272с.
4. Власова, А.В. Развитие личности ребенка: планирование,
рекомендации, конспекты занятий. Издательство: Учитель, 2012. - 199 с.
5. Галина, Л. Природа и дети // Ребенок в детском саду. - №3. - 2011. - с. 86-89
6. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие «Воспитание в дошк.
учреждениях» / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Г. А. Сохина.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012. - 415 с.72-76
7.Закон «Об образовании в Российской Федерации»
8. Йозова, О. Наглядное пособие в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - №7. - 2005. - с. 70-73
9. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.; сост. Л. А. Каменева; под. ред. П. Г. Саморуковой. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.93-100
10. Киселева, Е. В., Советова Т. М. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 560-562. — URL https://moluch.ru/archive/137/38508/(дата обращения: 22.04.2018).
11. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 168 с.71-75
12. Лучич, М.В. Детям о природе: Кн. Для воспитателя дет.
сада./М.В.ЛучичМ.: Просвещение, 2009.-143 с.32-39
13. Марковская, М. М. Уголок природы в д/с к н. Для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.88-92
14. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г, Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.94-110
15. Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с. 58-63
16. Моисеев, Н.Н. Экология и образование. - М., 1996.
17. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. - Екатеренбург, 1996
18. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 184 с.57-59
19. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2011. - 240 с.47-51
20. Николаева, С.Н.. «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада», 2014. - 110 с.69-72
21. Пискунова Е. Н., Самсоненко И. В. Воспитание экологической культуры в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 536-539. — URL https://moluch.ru/archive/146/40924/(дата обращения: 06.05.2018).
22. Рыжова, Н. «Наш дом - природа» Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - №5. - 2003. - с. 26¬34
23. Рыжова, Н. «Я и природа» Программа творчество и красота // Дошкольное воспитание. - №11. - с.28-31; №12. - с. 24-26
24. Рыжова, Н. А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998. - 128 с.: ил.
25. С.Д.Дерябо,В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. - 240 с.35-41
26. Т.Зенина. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - №7. - 2003. - с. 31-35
27. Трохина, Г. Г. Наблюдение на прогулке // Воспитатель. - №1. - 2007. - с. 41-43
28. Труд дошкольника. http: //nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-
01/dissertaciya-formirovanie-u-doshkolnikov-znaniy-o-trude (дата обращения: 22.04.2018).
29. Труд старшего дошкольника. http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18643.php(дата обращения: 22.04.2018).
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
30. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [Текст]: [ред. от 29.07.2017] // «Собрание законодательства РФ» 14.01.2002. № 2, ст. 133
31. Хайдурова, И. А. К вопросу о системе знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста.
32. И.А.Хайдурова//Вопросы умственного воспитания детей
дошкольного возраста.-Иркутск: ИГУ, 2007.С. 211.
33.Экологическое воспитание дошкольника.
http://www.maam.ru/detskijsad/-yekologicheskoe-vospitanie-starshih- doshkolnikov-v-rabote-s-roditeljami-2014-2015-god.html(дата обращения: 22.04.2018).
34.Экология: Учебник/ Т.А. Акимова. - М.: Академия, 2010. - 453с.54- 56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ