ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Становление и развитие экологического образования в начальной
школе 8
1.2. Особенности формирования знаний о живой природе у младших
школьников 15
1.3. Основные формы и методы формирования знаний о живой природе в
процессе экологического образования 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1. Диагностика сформированного уровня знаний о живой природе у
младших школьников 30
2.2. Педагогические условия формирования знаний о живой природе у
младших школьников в процессе экологического образования 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового. При этом, Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории - зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. В 74 статье Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» [35] сказано, что «в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов». Формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования относится к числу самых важных задач экологической политики современной России.
Ещё несколько десятков лет назад термины «окружающая среда», «экология человека», «экологический кризис» изредка произносились лишь учёными на конференциях и симпозиумах. Теперь они всё чаще звучат по радио и телевидению, стали достоянием каждого человека, который осознал, что здоровье нынешнего и будущих поколений зависит от состояния окружающей среды. Осознают это и ведущие педагоги, занимающиеся проблемой экологического образования, которая относится к числу важнейших проблем теории образования и имеет ключевое значение для воспитательной работы.
Выдающиеся ум человечества с давних времен придавали большое значение познанию живой природы как средству воспитания детей: Я.А. Коменский говорил о природе как о неиссякаемом источнике знаний и средстве для развития чувств, воли и конечно же ума. К.Д. Ушинский стремился вести детей в природу, чтобы сообщить им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остаётся сыном природы и то, что роднит его с природой, несомненно должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с его безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума.
В настоящее время для экологического образования наметилось перспективное направление - обучение на открытом воздухе. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Экологическое образование не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, насекомых. Именно обучение на открытом воздухе, где задействованы все чувства ребенка, предоставляет для этого оптимальную возможность.
В настоящее время, экологическое образование не во всех школах соответствует должному уровню. Начальной школе, дающей учащимся первичные знания о природе и экологии, нужно уделять особое внимание экологической образованности и культуре детей. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности. Знания о живой природе необходимо постоянно формировать в процессе экологического образования младших школьников.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о недостаточности проработки проблемы формирования знаний о живой природе в именно процессе экологического образования, и что обуславливает актуальность выбора темы работы: «Формирование знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования».
Практическую значимость работы можно обусловить тем фактором, что даже при расширенных рамках ведения учебной деятельности по ФГОС НОО педагоги редко выходят за рамки традиционного урока, при этом теряется интерес обучающихся к предмету в целом, отсутствует мотивация к обучению, изучению предметов за рамками школьного стандарта. Соответственно, внедрение менее традиционных и имеющих большую практическую значимость педагогических условий могло вы способствовать лучшей обучаемости и заинтересованности в предмете в младших школьников.
Степень изученности проблемы. Большой вклад в развитие экологического образования и воспитания внесли современные ученые: И.Д. Зверев, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, Б.Т. Лихачев, С.Н. Николаева и др. Детально прорабатывались вопросы экологизации образования, в том числе в направлениях разработки отечественной модели экологического образования - Н.Н. Чернова), а методиками организации экологических троп - А.Н. Захлебный.
Многие ученые занимались созданием конкретных технологий экологического обучения и воспитания детей, в том числе детей младшего школьного возраста - А.А. Плешаков, Л.П. Симонова. Разработкой программ по экологии человека занималась И.Т. Суравегина, теоретическими основами принципов, задач, путей реализации экологического образования - А.А. Вербицкий, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен и др.
Проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать эффективному формированию знаний о живой природе у младших школьников?
Педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей; совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности; совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса.
В нашей выпускной квалификационной под педагогическими условиями будем понимать совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную среду для успешного функционирования модели формирования исследовательской компетенции учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.
Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. В свою очередь, экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель - формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы с ней во всех видах деятельности.
Объектом исследования будет процесс экологического образования в начальной школе, а предметом исследования - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у младших школьников в процессе экологического образования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность
Таким образом, названные проблема, объект, предмет и цель определили постановку и последовательное решение следующих задач:
1. Рассмотреть становление и развитие экологического образования в начальной школе.
2. Выделить особенности формирования знаний о живой природе у младших школьников.
3. Рассмотреть основные формы и методы формирования знаний о живой природе в процессе экологического образования.
4. Определить сформированный уровень знаний о живой природе у младших школьников экспериментальной группы.
5. Выяснить педагогические условия формирования знаний о живой природе у младших школьников в процессе экологического образования.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение.
2. Эмпирические - анкетирование, тестирование, опрос, педагогический эксперимент, наблюдение.
3. Математическо-статистические - количественный и качественный анализ полученных данных, метод статистической обработки данных.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов, 4 «В» класс, 25 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из теоретической главы, где описаны этапы становления экологического образования, особенности формирования знаний о живой природе у младших школьников и форм и методов формирования знаний о живой природе у младших школьников, а также опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя диагностику сформированного уровня знаний о живой природе у опытного класса, а также непосредственную работу над педагогическими условиями формирования знаний о живой природе в процессе экологического образования, их внедрение в работу с экспериментальным классом и выводами по данной работе.
На современном этапе развития общества цель развития школьного образования состоит в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. Формирование экологической культуры в данное время направлено на выработку правильного отношения человечества к природе, на поиски совместного решения экологических проблем нашей планеты, на обеспечение благоприятной окружающей обстановки для всех членов природного сообщества. Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста имеет возможность реализовываться посредством «экологизации» всех видов деятельности детей, в том числе, через организацию внеурочной деятельности экологической направленности, выступающую одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.
На основании выше изложенного материала можно сделать выводы о том, что проблема экологического образования и воспитания экологической культуры младших школьников в настоящее время существует и является актуальной. Наиважнейшим направлением в работе образовательных учреждений является экологическое воспитание детей младшего школьного возраста, которое реализовывается с учетом возрастных особенностей учащихся и имеет конечной целью формирование экологической культуры младших школьников.
Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, нацеленный на формирование системы научных и практических знаний, необходимых умений, ценностных ориентаций, привития общепринятых правил и норм поведения в природном сообществе, а также вовлечение младших школьников в природоохранную деятельность, обеспечит ответственное от-ношение каждого ребенка к окружающей социально-природной среде. Таким образом, происходит воспитание экологически грамотной личности, то есть процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура гармоничного союза человека с природой, пропорционального и адекватного слияния общественных нужд и потребностей людей с естественным существованием и развитием природной среды. В современной системе образования производится поиск путей по эффективному формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Воспитание экологической культуры учащихся должно проводиться систематически, обязательно должен быть принят во внимание местный краеведческий материал, необходимо придерживаться принципов преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов, к тому же нужно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.
Благодаря использованию разнообразных форм и методов работы, во внеурочной работе по формированию экологической культуры детей, происходит обогащение нравственного опыта, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение школьников к природе, стремление изменить мир к лучшему. Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию, под которой понимается организованная и целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность педагогов и учащихся начальных классов, связанная с изучением данных вопросов, базирующаяся на добровольных началах и проводимая во внеурочное время, предоставляет широкие возможности для формирования у младших школьников основ экологической культуры.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы убедились в необходимости формирования знаний о живой природе у младших школьников, ведь это один из важных этапов развития его личности. Заложенный в начальной школе уровень знаний о живой природе и эко-логической образованности, будет активно влиять на дальнейшее успешное обучение в школе, ведь именно таким образом ребенок научится процессу накопления и систематизации знаний об окружающем мире.
Оптимальные возможности для формирования знаний о живой природе в процессе экологического образования младших школьников играет предмет «Окружающий мир», несмотря на то, что активизация таких знаний может происходит на многих школьных уроках начальной школы.
Авторы современных вариативных рабочих программ по окружающему миру рекомендуют использовать исследовательские методы обучения (наблюдение, эксперимент) и такие формы обучения, которые позволят наблюдать за объектами в их среде обитания. Одним из таких методов являются фенологические наблюдения наблюдение, которое развивает детское мышление, наблюдательность; выступают источником знаний для детей; направлено на выработку позитивной системы ценностей и установок по отношению к природе, на развитие воображения и эстетического восприятия окружающего, понимание собственных сложных взаимосвязей с природой.
Нами была выдвинута гипотеза, что процесс формирования знаний о живой природе будет эффективным, если будет осуществляться целенаправленно и на основе регулярных наблюдений за объектами живой природы и, если при этом использовать комплекс взаимодополняющих мероприятий.
Для подтверждения данных предположений нами была организована опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о живой природе у младших школьников в процессе экологического образования в течение 2 месяцев.
Данные повторного среза показали, что уровень сформированных знаний о живой природе намного вырос по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствуют о том, что, если систематически использовать предложенных в работе комплекс мероприятий по формированию знаний о живой природе, то это позволяет формировать знания школьников в процессе экологического воспитания.
Несомненно, что исследования данной проблемы целесообразно продолжать в направлении усовершенствования и развития вышеизложенных фактов.
Изучив и проанализировав специальную учебно-методическую литературу по теме исследования, мы рассмотрели понятие экосистемы и пришли к выводу, что экосистема представляет собой функциональное единство живых организмов (животные, растения грибы, микроорганизмы) и среды их обитания (климат, почва, вода).
Проанализировав программу «Школа России», мы выявили следующие методический приемы: прием формирования мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, активизация внутренних чувств учащихся связанный с изучением материала урока, приемы контроля и самоконтроля, приемы работы в коллективе и индивидуальной работе. Мы пришли к заключению, что в основе построения программы лежит экологический принцип, это вызвано велением времени, и основные темы экологического содержания в программе А. А Плешакова являются: «Мир глазами эколога», ознакомление с экосистемами (пруд лес водоем поле), «Охрана природы». В 3-ем классе дети знакомятся с правилами поведения в лесу, охране животных, о великом круговороте жизни. В 4 классе дети расширяют свой кругозор о природных зонах, а также пополняют знания о природных сообществах, на таких уроках как «Тундра», «Лес и человек», «Зона степей». Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.
При изучении экосистем закладываются основы понимания материальности с помощью приемов учебной деятельности, развитие объектов природы (законы равновесия в экосистеме, круговорот веществ). Чем больше увязан новый материал с усвоенными ранее знаниями, опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше знаний они получают, также, прием вовлечение учащихся в самостоятельный поиск и открытие новых знаний; создание ситуации успеха. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об экосистемах, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений. С помощью этих приемов младшие школьники проникают в сущность изучаемых предметов и явлений.
Отбор разнообразных приемов учителем организации работы учащихся на уроке, способствует, повышению знаний об экосистемах чем больше увязан новый материал с усвоенными ранее знаниями, опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше знаний они получают, также, прием вовлечение учащихся в самостоятельный поиск и открытие новых знаний; создание ситуации успеха. Надо отметить что, когда младший школьник вовлечен в процесс полностью, он научается большему. При таких условиях возможно раскрыть способности детей, создать для них ситуацию успеха, что поможет сформировать высокий уровень знаний.
Понимание темы для младших школьников будет эффективным, если использовать различные приемы ознакомления младших школьников с эко-системами по программе «Школа России»
Итак, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Андрусякова, И. П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников [Текст] / И. П. Андрусякова // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 118-120.
2. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] / Л. А. Бойко // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79-96.
3. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст] / под. ред. Г. В. Буковская. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. — 192 с.
4. Гагарин, А. В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирование экологического сознания [Текст] / А. В. Гагарин. - М.: Изд-во РУДН, 2015. - 195 с.
5. Глазачев, С. Н. Экология и образование на пути к культуре мира [Текст] / С. Н. Глазачев. — М. : Школьная пресса. - 2010. - № 3. — 10 с.
6. Гончарова, Е. В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт [Текст] / Гончарова Е. В. - Нижневаровск: НГПИ, 2000. - 108 с.
7. Гордеева, Т. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся [Текст] / Т. Н. Гордеева // Начальная школа.- 2014.- № 2.- с.75-128
8. Горецкий, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горецкий, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
9. Гринёва, Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект [Текст] / Е. А. Гринёва, Л. Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015. - 156 с.
10. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д : Феникс: АО «Книга», 1996. - 476 с.
11. Дорогов, И. А. Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения [Текст] / И. А. Дрогов. - М. : ФЦДЮТиК, 2016. - 148 с.
12. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, -2010. — 464 с.
13. Ершова, А.Н. Актуальные проблемы биологического и экологического образования в условиях реализации ФГОС: актуальные аспекты: материалы региональной научно-практической конференции, 21 апреля 2017 года, г. Воронеж [Текст] / А. Н. Ершова. - Воронеж : ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», 2017. - 79 с.
14. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников [Текст] / И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Т. И. Суравегина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2010.- 160 с.
15. Зебзеева, В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 307 с.
16. Козилова, Л. В. Современное образование: теория и практика: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов педагогических специальностей, 27 марта 2011 г. [Текст] / Л. В. Козилова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 168 с.
17. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О. А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 34.
18. Комарова, В.И. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] / В. И. Комарова. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 250 с.
19. Кондрашева, Ю. В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании [Текст] / Кондрашева, Ю. В., Прудских Э. В., Шорстова В. Ф. // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 718-721.
20. Кучма, В. Р. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 гг. [Текст] / ред. Кучма В.Р. - М. : ПРОБЕЛ- 2000, 2013. - 96 с.
21. Куприна, Л. Е. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст] / Л. Е. Куприна. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. - 312 с.
22. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
23. Остапенко, В. В. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст] / В. В. Остапенко // Начальная школа. - 2013. - №2. - С.53 - 55.
24. Подоляк, Д. О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной деятельности по окружающему миру [Текст]/ Д. О. Подоляк // Начальная школа. - 2014. - №9. - С. 57-61.
25. Пономарева, Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников: монография [Текст]/ Л. И. Пономарева. - СПб : МИНПИ: Астерион, 2005. - 183 с.
26. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) // СПС Консультант Плюс - 2018. - URL :
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193503&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.11131752174557752#04243725061193442 (дата обращения: 21.01.2019).
27. Руднявская, Е. И. Организация сезонных природоведческих экскурсий в 3-м классе [Текст]/ Е.И. Руднявская // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2011. - №7. - С.11-15.
28. Санжиева, Т. Б. Краткий словарь современной педагогики [Текст] / Т. Б. Санжиева, Ю. Г. Резникова, Т. К. Солодухина. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. - 389 с.
29. Сатуева, Л. Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества [Текст] / Л. Л. Сатуева // Педагогика высшей школы. - 2016. - №2.
30. Сергеева, Б. В. Условия формирования экологических знаний
младших школьников [Электронный ресурс] / Сергеева Б. В., Станина А. С. // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1181-1186. - URL :
https://moluch.ru/archive/113/29427/(дата обращения: 20.01.2019)
31. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] / Л.П. Симонова. - М. : Просвещение, 2009. - 159 с.
32. Сихимбаева, С.М. Экологическое воспитание детей в начальных классах [Текст] / С. М. Сихимбаева, Г. А. Рысбаева, М. А. Баймаханбетова, Ж. Ш. Жияшева. // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1 - С. 41-45.
33. Топор, А. В. Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе [Текст] / Топор, А. В., Калугина Т. Н. // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 533-535.
34. Торохова, Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся [Текст] / Е. П. Торохова // Начальная школа. — 2014. — № 12.- 104-128 с.
35. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.04.2018)
«Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - 2018 - URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/(дата обращения: 21.01.2019).
36. Флеенко, А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы [Текст] / А. В. Флеенко // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-4. - С. 930-934.
37. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2012. -349 с.
38. Юркина, С.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Текст] / С. В. Юркина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.
-2011. - №3. - С.60 - 68.
39. Юркина, С.В. Экологическое образование младших школьников [Текст] / С. В. Юркина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2011. - №7.
-С.15 - 17.
40. Янкина, Н. В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками [Текст]/ Янкина, Н. В., Ирешева О. А. // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 511-514.
41. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2018. - 456 с.