ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» И ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА 11
1.1 . Жанровое своеобразие «Записок охотника» 11
1.2. Проблема типологии женских образов в прозе И.С. Тургенева 16
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЦИКЛЕ «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» И.С. ТУРГЕНЕВА 23
2.1. Характер изображения женских персонажей в рассказах «Записок
охотника» 1840-х годов 23
2.2. Художественное своеобразие женских образов в рассказах тургеневского
цикла 1850-х годов 30
2.3. Особенности воплощения образа героини в рассказе «Живые мощи»37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..45
2018 — юбилейный год для великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ещё в ноябре 2014 года началась подготовка к празднованию 200-летия со дня рождения писателя: в Москве прошла Международная научная конференция «И.С. Тургенев в современном мире». В ней участвовали ученые из России, США, Германии и других стран.
Подводя итоги конференции, ее участники говорили и о давно назревшей необходимости учредить Международное тургеневское общество. На конференции был создан и проект календаря основных культурных и научных мероприятий, посвященных юбилею Тургенева, куда вошли научные конференции, выставки, театральные постановки, кинолектории, музейные проекты, издания литературы. Основные события, конечно, проходили в течение 2018 года. Среди них множество международных научных конференций, которые состоялись не только в России, но и за рубежом: «Поздний Тургенев: тексты, события, оценки, проблемы наследия» (24.04.18, Москва, МГУ), «Тургеневские дни в Брюсселе. Русские писатели за рубежом» (03.07-08.07.18, Брюссель, Бельгия - Буживаль, Франция), «И.С. Тургенев и мировая литература» (17.10-19.10.18, Москва, ИМЛИ), «Трансформационная эстетика: Иван Тургенев между модернизмом и традицией» (09-10.10.18, Гранада, Испания), «Тургенев и мировая литература» (24.10-28.10.18, Орел, ОГУ), «И. С. Тургенев: человек мира» (07.11-09.11.18, Париж, Франция), «Тургеневские чтения» (06-07.12.18, Рига, Латвия) и многие другие.
Изучение творчества И. С. Тургенева было и остаётся актуальной проблемой современного литературоведения, «открывать» миру всё новые и новые грани мастерства великого писателя будет, не одно поколение учёных, а вдумчивый читатель будет продолжать делать свои маленькие открытия, начнёт видеть вокруг что-то, не замечаемое ранее, прекрасное, приподнимется над мелкой суетой жизни, откроет для себя красоту природы.
И. С. Тургенев вошел в русскую литературу как писатель-реалист. Реализм русской литературы, как каждое художественное направление в его национальном варианте, имеет свойственные этому направлению определяющие, концептуальные черты и одновременно отдельные самобытные особенности, обусловленные спецификой жизни России во всей ее совокупности. Имеется в виду история России, геополитические и социальные особенности страны, национальный характер россиян, своеобразие культурной, религиозной жизни, философских и морально-этических идей в определенный период и т.п. В частности, В. Щербина обращает внимание на то, что «В романах Тургенева отражены противоречия и переломы исторического развития России, сложное движение общественного и художественного сознания. Такое пристальное внимание к путям истории и общественной мысли во многом обусловило новаторскую роль Тургенева в развитии русского реализма, своеобразие его творчества» [Щербина 1991: 59].
Аднан Салим отмечает две концепции определения творческого метода и стиля Тургенева: 1) Тургенев - убежденный реалист; 2) Тургенев — предшественник модернизма и символизма, убежденный идеалист. Это обусловлено тем обстоятельством, что Тургенев сформировался как художник и как мыслитель в переходное время. При этом реализм Тургенева пронизан романтическими традициями русской литературы, что нашло свое воплощение в поэтизации повествования, в особой возвышенной образности [Аднан Салим 1983: 52].
В. А. Чалмаев подчеркивает, что писатель и в «Стено» и в «Параше» «начал с романтического парения над грубым, вещественным миром, начал с условной приподнятости, с «надменной тишины», с «языка богов». Но вскоре и для него наступила пора движения от торжественного к обыденному». Оно-то и привело его затем и в избу Бирюка, и в «притынный кабак», и в усадьбу Хоря... Но это движение было медленное, спутанное, то и дело осложняемое многим. Он надолго задерживался на неполной истине романтизма. И. С. Тургенев в своем творчестве не расстался с романтизмом по своему возвышенно-приподнятому отношению к жизни, по привычке не писать прямо с натуры, по вечному господству общих идей над работой фантазии [Чалмаев 1986: 41].
Многих литературоведов привлекали особенности стиля и поэтики Тургенева. Если в советский период развития литературоведения его творчество интерпретировали с идеологических позиций, рассматривая поднятые автором проблемы как классовые, сквозь призму идеологии, то в постсоветский период происходит переоценка произведений писателя с позиций общечеловеческой философии, психологизма, мифотворчества.
В. А. Чалмаев указывает на связь тургеневских героев с образами мировой литературы: «Тургенев - поэт и прозаик - в 40-е годы часто весь сложный мир человеческой души возводил к знакомым образам родной и чужой поэзии. Гамлет, Дон-Кихот, Гете и Шиллер, шекспировский король Лир, лирический герой Кольцова, персонажи Крылова, отдельные реплики известных героев, образные выражения, ситуации романов — все живет в его памяти неспокойной, активной жизнью [Там же: 142].
Одним из шедевров писательского таланта Тургенева стал цикл рассказов «Записки охотника», которые были высоко оценены как современными автору критиками, так и литературоведами нашей эпохи.
Объект нашего исследования - «Записки охотника» И.С. Тургенева - неоднократно привлекал внимание отечественного литературоведения. Многие исследователи обращались к рассмотрению идейно-тематического своеобразия «Записок охотника» [Самочатова 1978; Пустовойт 1987; Цейтлин 1958 и др.], особенностей художественного метода писателя и способов художественного обобщения [Бялый 1962; Курляндская 1972; Е. И. Ефимова 1955 и др.], своеобразия стиля [Старенков 1959], традиций и новаторства Тургенева в изображении народа [Пустовойт 1987 и др.]. Предметом изучения работ С. Е. Шаталова и Н. А. Кожевниковой стали проблемы повествования [Шаталов 1969; Кожевникова 1994]. Безусловно, внимание литературоведов не раз сосредотачивалось и на анализе отдельных рассказов и очерков «Записок охотника» [Полетаева 2005; Бодрова 2004; Буданова 1995; Скокова 1996 и др.].
Критики и литературоведы отмечают, что реализм «Записок охотника» выражен в принципах отбора жизненного материала для изображения (типическое), принципе оценки и художественного воплощения. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
Следует отметить, что в литературоведении советской эпохи анализ цикла И. С. Тургенева имел открыто идеологический характер. Так, Н. В. Богословский отмечая огромную художественную ценность книги, указывает, прежде всего, на влияние Белинского и его критических статей на художественную организацию «Записок», а их успех обуславливает реалистичностью изображения: «Эта творческая победа писателя была не только его личным успехом, но и торжеством принципов гоголевской школы, объединенной Белинским, торжеством реалистической эстетики, основы которой неустанно разрабатывал и провозглашал великий критик в своих статьях и в беседах с писателями в последний период жизни» [Богословский 1961: 42].
В последние десятилетия тургеневедение все чаще обращается к общечеловеческому содержанию, философии автора «Записок». Так, Аднан Салим отмечает: «Поражает необыкновенное умение художника-мыслителя высвечивать в наболевших вопросах общечеловеческое содержание, на материале злободневного размышлять о вечном: о личности и судьбе, слове и деле, счастье и долге, любви и страдании». Величие Тургенева-писателя заключается в том, что «злобу дня», философски осмысленную и через художественные образы явленную, он сумел донести не только до сознания своих современников, но и до сегодняшних читателей [Аднан Салим 1983: 59].
Г. М. Ибатуллина высказывает мнение о том, что цикл рассказов «Записки охотника» был написан в традиционной для «натуральной школы» форме нраво- и бытописательных очерков, но приобрел совсем иной художественно-философский масштаб и глубину, создав целостную картину русской жизни, увиденную и изображенную с разных пространственно-временных и смысловых ракурсов, представив читателю общесоциальные и конкретно-сословные, культурные, религиозные, нравственно-психологические, бытовые, этнографические, экономические, природно-географические сферы и т.д [Ибатуллина 2014: 17]
П. Фокин обращает внимание на то, что писатель создал необыкновенные «Записки охотника» - «книгу, вместившую в себя и простодушных идеалистов, и циничных прагматиков, степенных мудрецов и безалаберных пустословов, хитрых пройдох и легковерных простаков, покорных рабов и отчаянных правдолюбцев... Крестьян, помещиков, чиновников, мещан — разного достатка и промысла, порядка и произвола... Мужиков и баб, стариков и малых деток... Поля, овраги, леса, перелески, болота и реки... Небо — палящее зноем и в звёздном убранстве ночи... Весь непонятный, вопреки всем законам, а иногда и здравому смыслу живущий, любящий, верящий и надеющийся мир коренной России — православной, языческой, косной и просвещённой Руси...» [Фокин 2009: 152].
Е. В. Макарова видит новаторство писателя в психологизации повествования: «Тургенев наследует от физиологического очерка стремление к типизации, но трансформирует его, поднимает на новый уровень - от типов, вмещавших схематический портрет социального слоя/класса, обусловленный средой, имевший обобщенный, порой схематический характер, он движется к психологии личности, к раскрытию индивидуальности каждого из героев вне зависимости от его социальной принадлежности» [Макарова 2014: 22].
Современные интенции литературоведения, направленные на изучение «Записок охотника», характеризуются интересом к образной и символической системе цикла, к мифопоэтике текста. Так, Н. Ф. Буданова рассматривает христианские символы и традиции в поэтике Тургенева. Исследователь отмечает, что именно на них построен рассказ «Живые мощи» и образ главной героини [Буданова 1995: 188].
Таким образом, очевидно постепенное углубление литературоведческого представления о художественном своеобразии «Записок охотника», постановка современным тургеневедением новых проблем изучения цикла писателя.
Что актуального, жизненного, насущного для нашего времени, для современного читателя, для современного поколения школьников заключено в творчестве писателя? Современным школьникам трудно разглядеть в тургеневской прозе этот неповторимый, с «неяркими красками и звуками не резкими» пейзаж среднерусской полосы; и это неуловимое, душевное слияние человека с природой. Конечно, это и образ «тургеневской девушки», который, к сожалению, всё больше и больше утрачивается.
Насколько позволяет современная школьная программа по литературе представить героинь Тургенева? В старших классах из серии романов, представляющих «тургеневских девушек», не изучается ни один, лишь при знакомстве с биографией и литературным творчеством автора упоминается об этом и попутно даётся понятие «тургеневская девушка», просто понятие, а ни о Елене Стаховой из романа «Накануне», ни о Зинаиде из «Первой любви», ни о Наталье Ласунской из «Рудина», ни о Лизе из «Дневника лишнего человека», ни о Лизе Калитиной из «Дворянского гнезда», ни о Вере из «Фауста» не говорится более или менее подробно. Роман «Отцы и дети» остаётся верен школьной программе, но аристократку Одинцову вряд ли можно отнести к «тургеневским девушкам». Пожалуй, ближе к тургеневским девушкам стоят Фенечка и Катя, но только ближе, а назвать их абсолютными «тургеневскими девушками», думаю, нельзя. Получается, что образ «тургеневской девушки» почти не затронут, если не считать повесть «Ася», изучаемую в 7 классе, которая, по мнению опытных педагогов, преждевременна и непонятна 13-летним подросткам.
Таким образом, идеала женщины, каким представлял его И.С. Тургенев, учащиеся не узнают, потому что школьная программа не даёт такой возможности. И в данной ситуации, на наш взгляд, целесообразно обратить внимание учащихся на особенности героинь «Записок охотника», которые, конечно, представляют не «тургеневских девушек», но по-своему отражают авторское представление об идеале, воплощенном в народных образах.
Предпринятый нами обзор литературы показал, что женские персонажи «Записок охотника», безусловно, неоднократно привлекали внимание исследователей. Но существующие работы, на наш взгляд, все-таки не дают полного представления о художественном своеобразии воплощения героинь в цикле, что определило актуальность избранной нами темы и предмет нашей работы - образ женщины в «Записках охотника» И.С. Тургенева. Тургеневеды, как правило, сосредотачивают свое внимание на отдельных рассказах, либо рассматривают отдельные приемы в создании тех или иных образов героинь. Ни в одной из доступных работ мы не обнаружили изучения специфики изображения женских образов «Записок охотника» в рассказах разных периодов создания. Актуальность темы определяется и непреходящим значением творчества И. С. Тургенева для русской и мировой культуры, а также потребностью нового, свободного от советской идеологизации, взгляда на различные аспекты творчества Тургенева.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей художественного воплощения образа женщины в «Записках охотника» И. С. Тургенева.
Основная цель достигается посредством решения следующих задач:
1) обобщить существующее представление о жанровом своеобразии «Записок охотника»;
2) рассмотреть проблему типологии женских образов в творчестве И.С. Тургенева;
3) выявить особенности воплощения женских образов в рассказах «Записок охотника» различных периодов: 1840-х, 1850-х и 1870-х годов.
Методология исследования основана на сравнительно-историческом, системно-структурном методах, базируется на научных трудах отечественного тургеневедения (Богословского Н.В., Беляевой И.А., Курляндской Г.Б., Лебедева Ю.В., Макарова Е.В., Петрова С.М., Пустовойта П.Г., Топорова В.Н., Цейтлина А.Г., Шаталова С.Е., Чалмаева В.А. и др.).
Новизна работы заключается в расширении и углублении существующего научного представления о специфике воплощения женских образов в рассказах «Записок охотника», относящихся к разным историко-литературным периодам их создания (1840-х, 1850-х и 1870-х годов).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её материалов при изучении творчества И.С. Тургенева в гуманитарных классах средней школы, в рамках урока литературы, а также при разработке школьных элективных курсов по русской литературе.
Структура работы.
1. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы, обобщает материал по тургеневедению.
2. Первая и вторая главы освещают основные вопросы.
З. Заключение: подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Итоги юбилейного для И.С. Тургенева 2018 года вновь показали непреходящее значение творчества писателя для русской и мировой культуры. Состоявшиеся многочисленные научные мероприятия не только обозначили новые аспекты изучения творчества писателя, но и выявили необходимость обновления научного взгляда на ряд уже казалось бы устоявшихся представлений о наследии Тургенева.
«Записки охотника», безусловно, стоят в ряду тех произведений Тургенева, которые всегда привлекали внимание как читателей, так и ученых. Исследователи освещали идейно-тематическое своеобразие «Записок охотника» (П. Г. Пустовойт, А. Г. Цейтлин, Ю. В. Лебедев, И. П. Щеблыкин и др.), особенности художественного метода писателя и способов художественного обобщения (А. Г. Бялый, Г. Б. Курляндская, Е. И. Ефимова и др.), художественное единство и своеобразие стиля (С. Е. Шаталов, В. В. Голубков, И. А. Беляева, М. В. Кузавова, А. А. Кулакова), традиции и новаторство Тургенева в изображении народа (С. Е. Шаталов, П. Г. Пустовойт и др.), нередко обращались к анализу отдельных рассказов и очерков «Записок охотника» (Н. Ф. Буданова, Н. В. Барковская, Г. М. Ибатулина, М. В. Антонова, О. В. Евдокимова и др.).
Избранный нами предмет исследования - образ женщины в «Записках охотника» - привлекал внимание исследователей лишь в рамках анализа отдельных рассказов, либо в ходе рассмотрения тех или иных особенностей поэтики произведения. Поэтому основной задачей своей работы мы избрали выявление особенностей художественного воплощения женских образов в рассказах «Записок охотника» с учетом творческой эволюции автора, который создавал произведение на протяжении трех десятилетий (1840-е, 1850-е и 1870-е гг.).
В первой главе работы, рассмотрев существующие точки зрения на характер художественной целостности «Записок охотника», мы примкнули к мнению тех тургеневедов, которые обосновывают жанровое единство произведения как цикла, для которого характерны единство тематики, организации повествования и сюжетно-композиционной структуры.
Обратившись к вопросу классификации женских образов в творчестве Тургенева в целом, мы обнаружили, что, несмотря на целый ряд существующих исследований, посвященных героиням Тургенева, единой типологии женских образов в тургеневедении до сих пор не сложилось. Исследователи анализируют женские образы в повестях и романах писателя, выдвигая на первый план образ «тургеневской девушки». Наряду с типом «тургеневской девушки» выделяется тип «демонической женщины», который появляется в произведениях, связанных с темой любви как роковой страсти. Предпринята попытка противопоставления в творчестве Тургенева типов «дерзкой» (гордой) и «смиренной» героинь. При этом, «Записки охотника», как правило, не входят в круг интересов исследователей, обращенных к обозначенной проблеме типологии.
Образ женщины в системе персонажей «Записок охотника» занимает особое место. Воплощение главной темы цикла - изображение картины жизни народа и сущности русского национального характера - оказалось для Тургенева невозможным без учета судьбы русской женщины. Стремление раскрыть богатство внутреннего мира человека из народа обусловило обращение автора к потенциалу поэтического образа «тургеневской девушки», который традиционно связывают с повестями и романами писателя. Но воплощение идеала Тургенева в рассказах о героинях-крестьянках по-прежнему связано с такими качествами, как внутренняя чистота, возвышенность, одухотворенность, сила характера, способность к самопожертвованию.
В ходе исследования особенностей изображения женских персонажей в «Записках охотника» во второй главе работы мы исходили из общей специфики тургеневского воплощения темы и образа народа в цикле. Тема народа воплощается в составляющих цикл рассказах 1840-х, 1850-х и 1870-х годов в зависимости от тех художественных задач, которые ставил перед собой писатель в соответствующую историко-литературную эпоху, что наложило свой отпечаток и на воплощение женских образов.
Согласно традициям реализма «натуральной школы», в рассказах 1840-х годов Тургеневым во главу угла поставлены социальные вопросы, проблема соотношения характера и среды. На первый план выдвигаются проблемы крепостного права, вся вина за тяжелую судьбу крестьян и изъяны в их натуре перекладывается на помещика. В этом ключе решается и воплощение женских персонажей. Анализ рассказов «Ермолай и мельничиха», «Уездный лекарь», «Татьяна Борисовна и ее племянник» и «Петр Петрович Каратаев» показал, что социальный аспект в решении темы народа (в том числе проблема крепостного права) является пока для писателя главенствующим, что совпадает с основной тенденцией русского реализма 40-х годов XIX века. Тургенев, как и многие писатели данной эпохи, склонен к воплощению типов, их формирования под воздействием тех или иных условий жизни. Поэтому писатель активно прибегает к принципу контраста в построении системы образов (положительным героиням-крестьянкам противопоставлены образы жестоких помещиц), средствам внешней обрисовки типов героинь, испытывающих влияние тяжелых условий, приводящих к личной драме; скупые психологические характеристики героинь лишь намечены, проступая через косвенные средства (детали портрета, речи, поступок и т.п.).
В рассказах цикла 1850-х годов Тургенев в большей степени погружается в решение вопроса о сущности народа, его возможностях. Воспринимая русский народ с его многовековым опытом как основу нации, писатель стремится показать лучшие качества русского народа, в общечеловеческом и национальном смысле. Проанализировав рассказ «Свидание», где содержится один из самых поэтичных образов тургеневских героинь-крестьянок, мы пришли к следующим выводам: в рассказах Тургенева 1850-х годов социальная проблематика уступает место развернутому психологизму; духовное богатство простого человека из народа Тургенев не случайно показывает и на примере женского образа, позволяющего воплотить богатство народной души в способности к высокой поэтической любви; множество приемов (контраст, психологический параллелизм, портрет, речь, эмоционально-экспрессивные характеристики автора, метафоры, сравнения, эпитеты, образы-символы) позволяет Тургеневу проникнуть во внутренний мир возвышенной героини.
В рассказах 1870-х годов углубляется проблематика рассказов цикла, социальные и психологические аспекты постижения жизни народа усложняются религиозно-философской проблематикой. Что соотносится с общими историко-литературными тенденциями русской художественной словесности данного периода, когда внутри общего психологического течения реализма выделяется религиозно-философский поток. В рассказе «Живые мощи» Тургенев представил героиню в христианских традициях великомученичества. Опираясь на наблюдения исследователей, нами было обнаружено, что образ русского смиренного страдания и покорности воле Божьей опирается на агиографическую традицию, но, с другой стороны, в облике Лукерьи много и от живого человека. Большое значение в создании образа героини приобретает портрет, пейзаж, речь, детали биографии героини, авторская экспрессия, вещие сны. Героиня рассказа становится носительницей коренных национальных черт всего русского народа, символизирует великую миссию русского народа в истории человечества (неслучайно с образом России, в данном случае, соотнесен именно женский персонаж): чистая, светлая русская душа, готовая нести свой крест со свойственным ей долготерпением, верой, даже с благодарностью за посланные испытания, которые приближают к пониманию истинного смысла жизни.