Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия развития творческого воображения старших дошкольников в художественно-эстетической деятельности

Работа №97216

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ 7
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Развитие творческого воображения детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Возможности занятий художественно-эстетической
деятельностью в развитии творческих способностей детей старшего 26 дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОЙ 37
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической 48 деятельности....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63

Сегодня всё острее поднимается вопрос о воспитании творческой личности. Поэтому перед системой образования возникает важнейшая задача развития творческого потенциала подрастающего поколения и психологи уже давно доказали, что воображение является одной из неотъемлемых составляющих творческой деятельности человека на каждом этапе его жизни.
Важность развития творческого воображения подтверждает и тот факт, что в связи с введением ФГОС ДО, развитие воображения детей дошкольного возраста стало одним из первоочередных направлений в работе педагогов ДОО и заключается в создании комфортных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями , склонностями, а так же в развитии творческих способностей и потенциала каждого ребенка.
В изучение данной проблемы внесли вклад отечественные психологи, А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А.Ветлугина, Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, А.Н.Леонтьев, Н.В. Рождественская, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др. В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творчества в разных видах деятельности: творческая педагогика на основе теории решения изобретательных задач и теории развития (Г.С.Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); исследования воображения дошкольников (О.М.Дьяченко, Г.Ю. Кириллова, Е.Е. Кравцова, Е.А. Лустина, Н.Н.Палагина, Е.Е. Сапогова и др.).
Особыми возможностями в развитии творческого воображения обладает художественно - эстетическая деятельность. Ученые и педагоги (Н.А.Ветлугина, Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, О.С. Ушакова, О.П. Радынова, Н.Б.Халезова и др.) отмечают, что в художественно - эстетической деятельности творческое воображение проявляется наиболее ярко. Вместе с тем возможности искусства и художественной деятельности в развитии творческого воображения используются не в полной мере. Успешному решению проблемы мешает недостаток методических разработок по организации художественно - эстетической деятельности с целью развития творческого воображения дошкольников в ДОО.
Таким образом, возникает противоречие между социальной потребностью в развитии творческого воображения у старших дошкольников, как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе художественно - эстетической деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития творческого воображения старших дошкольников в художественно - эстетической деятельности в условиях ДОО
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Организационно - педагогические условия развития творческого воображения старших дошкольников в художественно - эстетической деятельности».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по исследованию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно - эстетической деятельности в ДОО.
Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании комплекса мероприятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно - эстетической деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия творческое воображение детей применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития творческого воображения старших дошкольников в процессе художественно - эстетической деятельности.
3. Раскрыть возможности художественно - эстетической деятельности как средства развития творческого воображения старших дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развитости творческого воображения у старших дошкольников.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения старших дошкольников в процессе художественно - эстетической деятельности.
Теоретико - методологической основой исследования: являются работы по проблеме творческого воображения дошкольников Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и др., положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи воображения с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина); теории о закономерностях и синтезивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), идеи представителей в области педагогики и психологии искусства о развитии творческого воображения средствами искусства (Р. Арнхейм, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе художественно - эстетической деятельности, способствующей развитию творческого воображения детей.
База исследования: МКДОУ «Пальминский детский сад» д. Пальмино. В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей группы. Возраст детей от 5 - 6 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, состоящего из 54 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для того что бы развить творческое воображение старших дошкольников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятия «творческое воображение», существующие трактовки, которые показывают разнообразие идей и направлений в исследовании этого явления. Общенаучные подходы к процессу развития творческого воображения позволили выделить и исследовать его специфику, показатели, особенности его развития в контексте эстетического воспитания в период старшего дошкольного возраста.
Опираясь на анализ изученной литературы, и позиции ряда авторов (Л.С.Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Рибо и др.), творческое воображение было определено в триединстве компонентов: когнитивного, эмоционального и действенного. Когнитивный компонент включает актуализацию и обогащение жизненного и художественно­эстетического опыта ребенка; эмоциональный компонент предполагает развитие эмоциональной отзывчивости к художественным образам; действенный - экспериментирование с материалом разных видов искусства для оригинального воплощения чувственных впечатлений в художественно­эстетической деятельности.
Основываясь на определении понятия «творческое воображение» и выявленных структурных компонентах развития творческого воображения были определены показатели и критерии творческого воображения:
• художественно-эстетический опыт;
• эмоциональная отзывчивость к художественным произведениям;
• оригинальность.
Раскрыты и исследованы возможности художественно-эстетической деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников. Идея нашей работы основывается на положении о том, что художественно- эстетическая деятельность, объединяя разные виды творческой деятельности (изобразительная, музыкальная и др.) не ограничивается на творческом проявлении детей, а представляет собой широкий спектр для развития творческого воображения старших дошкольников. Взаимосвязь различных видов искусств и видов деятельности определяет многогранное отношение ребенка к миру, развивает его ассоциативное мышление, творческое воображение и предоставляет более широкие возможности для самовыражения.
После проведения диагностического исследования с целью выявления уровней развитости творческого воображения детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития творческого воображения. Мы предположили, что причинами таких результатов может быть недооценка возможностей использования художественно-эстетической деятельности в дошкольной образовательной организации. Наряду с этим, было также установлено, что менее развитым показателем творческого воображения является показатель «оригинальность». Одной из причин тому может быть отсутствие в работе с детьми специальных игр и заданий, направленных на развитие творческого воображения и предполагающих создание детьми оригинальных идей.
После проведения диагностического исследования и на основе его результатов был разработан и внедрен комплекс мероприятий по развитию творческого воображения старших дошкольников в процессе художественно­эстетической деятельности. Данный комплекс мероприятий включал в себя рекомендации для педагогов по организации художественно-эстетической среды, тематическое планирование комплекса занятий, рекомендации для родителей (план работы с родителями) с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования были выполнены поставленные задачи и достигнута цель исследования.


1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 135 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
- СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Боровик, О .В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО "ЦГЛ “Рон”, 2012. - 112 с.
4. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М.: Дрофа, 2010. — 397 с.
5. Выготский, Л .С. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский ,Л .С. - М.: Просвещений, 2015. - 93 с.
6. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с.
7. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 534 с.
8. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого
воображения старших дошкольников / О.А. Григорьева // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http:ZZweb.snauka.ru/issues/2014Z11/41113 (дата обращения 12.01.2018)
9. Григорьева, Г .Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 272 с.
10. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / Давыдов В .В. // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 22-33.
11. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов: Для работы с детьми 2-7 лет/ Под ред. Комаровой, Т.С., Гербовой, В .В. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 120 с.
12. Доронова, Т .Н. Художественное творчество детей 2-8 лет: Методическое пособие для воспитателей / Доронова,.Т .Н. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
13. Дубровина, И .В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Дубровина ,И .В. Данилова, Е .Е., .Прихожан, А. М.; Под ред. . Дубровино,И.В.. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
14. Дьюи, Дж. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. М.: «Карапуз», 2009. - 352 с.
15. Дьяченко, О .М. Об активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 44 - 51...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ