Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности

Работа №97215

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ 7 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ литературы по проблеме развития невербальных
коммуникативных умений у детей 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 16
• ••••••••••• • •••••••• • • • • ••••••••••• • •••••••• • • • • • • .
1.3. Возможности танцевальной деятельности в развитии невербальных
коммуникативных умений у детей 26
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ 31 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
невербальных коммуникативных умений у старших 31
дошкольников
2.2. Содержание работы по развитию невербальных коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной 41 деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2 62

Актуальность проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников определяется социальным заказом общества, что отражено в Законе «Об образовании» [1], Федеральных государственных
образовательных стандартах дошкольного образования.
Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Коммуникация в процессе общения - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Достаточный уровень развития коммуникативных умений обеспечивает ребенку успешную социализацию и возможность в дальнейшем освоения школьной программы.
Дошкольный возраст является оптимальным для развития основ общения. За период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Если на каждом из этих этапов будет создан благоприятный социум, вовремя сформируются необходимые коммуникативные навыки, то в старшем дошкольном возрасте ребёнок будет свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
В то же время, как показывает практика наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становиться барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться.
Танцевальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные умения на этапе дошкольного детства. Большинство педагогов высказывают мысли и идеи по поводу того, что занятия танцами 2 развивают коммуникативные умения дошкольников, так как в танцах им приходится общаться с партнером или даже с группой партнеров. Танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных умений.
Однако в педагогической практике существует противоречие между широкими возможностями танцевальной деятельности мини-музея в развитии коммуникативных умений у дошкольников и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности».
Объект исследования: процесс развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами танцевальной деятельности в ДОО.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности.
Цель исследования достигается в процессе решения следующих задач:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «невербальные коммуникативные умения».
2. Определить психолого-педагогические особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности танцевальной деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников.
5. Спроектировать содержание работы по развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников в танцевальной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические - изучение литературных источников и документации, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ, синтез, методы логических обобщений (индукция и дедукция), педагогическое проектирование;
• эмпирические - педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, диагностика, анализ результатов педагогической деятельности.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и современных педагогов:
• теория о деятельности и общении как факторах социального развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.);
• исследования структуры невербального общения в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Е.В. Зиминой, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, В.И. Яковлева;
• концепции музыкально-ритмического воспитания детей Л.А. Баренбойма, К. Орфа, Э. Далькроза;
• методические разработки по организации музыкальных
коммуникативных танцев, способствующих развитию общения у детей А.И. Бурениной, В.А. Жилина, Н.Г. Куприной, Е.И. Попляновой, Т.Э. Тютюнниковой.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности. Предложенный комплекс занятий может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МАДОУ «Росток», детский сад № 48
г. Новоуральск. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57 источников), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность избранной темы. В старшем дошкольном возрасте развитие невербальных коммуникативных умений играет важную роль в социализации ребёнка.
В результате проведенного исследования реализованы поставленные задачи.
Изучена литература о возможностях развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «коммуникативные умения». За основу мы взяли следующее определение: Невербальные коммуникативные умения - это умения осуществлять общение, в котором в качестве главных средств передачи информации, организации взаимодействия, формирования представления о партнере, осуществления влияния на другого человека используются средства невербальной коммуникации. Это передача информации средствами мимики, жестов, пантомимики, а также способ выражения психологических особенностей личности, средство регуляции и контроля общения.
Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников. основными психолого-педагогическими особенностями развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста являются восприятие внешнего выражения эмоций, возбуждающие ответные эмоциональные переживания и реакции.
Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.
Скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи детей, их неумение правильно выразить свои чувства затрудняет общение со сверстниками и взрослыми.
Раскрыты возможности танцевальной деятельности в развитии невербального общения старших дошкольников. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального микроклимата в детской группе. Исполнение танца повышает самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. В танце вырабатывается навык эмпатии, эмоционально-ритмической подстройки к движениям партнера. Танцевальная деятельность способствует развитию невербальных коммуникативных умений у детей: пониманию ребенком эмоциональных состояний окружающих, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.
Проведена диагностика исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Были выделены следующие показатели уровня развития невербальных коммуникативных умений в танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
• инициативность общения. Характеризуется умением
самостоятельных, активных действий в совместной деятельности и в общении, а также в умении не испытывать стеснение, оказавшись в центре внимания детей и взрослых.
• выразительность общения. Характеризуется умением адекватно, живо и естественно выражать свои мысли, чувства, переживания в танцевальной деятельности.
• эмпатия в общении. Характеризуется умением определять эмоциональное состояние другого человека, ритмически и эмоционально подстраиваться к нему в танце.
При проведении диагностики были использованы методические материалы Н.Г.Куприной.
Результаты диагностического исследования показали, что в основном у детей преобладает средний и низкий уровень развития невербального общения. Дети стремятся, но не готовы к общению, а именно испытывают затруднения в выражении своих мыслей, чувств, желаний средствами мимики, пантомимики, интонации. Часто неадекватно используют средства невербальной коммуникации, не умеют контролировать внешние проявления своих эмоций, управлять ими, сознательно пользоваться ими в общении, не могут определить эмоциональное состояние другого человека, не владеют умениями эмпатии.
Разработан комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников в танцевальной деятельности. Занятия строились с опорой на коммуникативные танцы детского фольклора и сюжетно-игровые танцы, представленные в современных методиках.
Выделенные показатели послужили ориентиром для проектирования основных направлений работы.
Развитие выразительности общения предполагало работу над совершенствованием восприятия (слухового, зрительного, основанного на двигательном ощущении), способности различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения. Важной представлялась работа над развитием устойчивости внимания, способности не отвлекаться от музыки и процесса движения, запоминать последовательность движений.
Развитие эмпатии в общении предполагало работу над эмоциональностью и выразительностью мимики и пантомимики, умением передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, гнев, горе, тревогу и т. д.), умением выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Развитие инициативности общения предполагало работу над мотивацией детей к активности, проявлению творческой инициативы, самостоятельности в выполнении творческих заданий. Важным представлялось развитие умения планировать и организовывать движения в соответствии с музыкальной образностью.


1. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.
2. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. - М.,2012. - 224с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М., 2002. - 450 с.
4. Бубнова, О. Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально - ритмической деятельности младших школьников [Текст] / О. Б. Бубнова // Ежемесячный научно-методический и психолого­педагогический журнал. - М.: Баласс. - 2009. - № 1. - С. 12-23.
5. Буренина, А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст] /
А. И. Буренина. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 245 с.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.
7. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Васильева-Рождественская [Текст]. - М.: Искусство, 1987. - 382 с.
8. Воронцова, М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (8). - С. 107-112.
9. Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 190 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
11. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой: Современные
педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство- Пр., 2013. - 656 с.
12. Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 с.
13. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М. Б. Зацепина // Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Синтез, 2006.
14. Зенгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст] / В. Я. Зенгенидзе. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 248 с.
15. Иванец, И. И. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольников [Текст] / И. И. Иванец // Электронный журнал «Исследовано в России». - 2000. - № 31. - С. 429-437...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ