Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности

Работа №97215

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ 7 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ литературы по проблеме развития невербальных
коммуникативных умений у детей 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 16
• ••••••••••• • •••••••• • • • • ••••••••••• • •••••••• • • • • • • .
1.3. Возможности танцевальной деятельности в развитии невербальных
коммуникативных умений у детей 26
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ 31 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
невербальных коммуникативных умений у старших 31
дошкольников
2.2. Содержание работы по развитию невербальных коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной 41 деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2 62

Актуальность проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников определяется социальным заказом общества, что отражено в Законе «Об образовании» [1], Федеральных государственных
образовательных стандартах дошкольного образования.
Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Коммуникация в процессе общения - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Достаточный уровень развития коммуникативных умений обеспечивает ребенку успешную социализацию и возможность в дальнейшем освоения школьной программы.
Дошкольный возраст является оптимальным для развития основ общения. За период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Если на каждом из этих этапов будет создан благоприятный социум, вовремя сформируются необходимые коммуникативные навыки, то в старшем дошкольном возрасте ребёнок будет свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
В то же время, как показывает практика наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становиться барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться.
Танцевальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные умения на этапе дошкольного детства. Большинство педагогов высказывают мысли и идеи по поводу того, что занятия танцами 2 развивают коммуникативные умения дошкольников, так как в танцах им приходится общаться с партнером или даже с группой партнеров. Танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных умений.
Однако в педагогической практике существует противоречие между широкими возможностями танцевальной деятельности мини-музея в развитии коммуникативных умений у дошкольников и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности».
Объект исследования: процесс развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами танцевальной деятельности в ДОО.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности.
Цель исследования достигается в процессе решения следующих задач:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «невербальные коммуникативные умения».
2. Определить психолого-педагогические особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности танцевальной деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников.
5. Спроектировать содержание работы по развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников в танцевальной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические - изучение литературных источников и документации, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ, синтез, методы логических обобщений (индукция и дедукция), педагогическое проектирование;
• эмпирические - педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, диагностика, анализ результатов педагогической деятельности.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и современных педагогов:
• теория о деятельности и общении как факторах социального развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.);
• исследования структуры невербального общения в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Е.В. Зиминой, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, В.И. Яковлева;
• концепции музыкально-ритмического воспитания детей Л.А. Баренбойма, К. Орфа, Э. Далькроза;
• методические разработки по организации музыкальных
коммуникативных танцев, способствующих развитию общения у детей А.И. Бурениной, В.А. Жилина, Н.Г. Куприной, Е.И. Попляновой, Т.Э. Тютюнниковой.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности. Предложенный комплекс занятий может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МАДОУ «Росток», детский сад № 48
г. Новоуральск. В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57 источников), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность избранной темы. В старшем дошкольном возрасте развитие невербальных коммуникативных умений играет важную роль в социализации ребёнка.
В результате проведенного исследования реализованы поставленные задачи.
Изучена литература о возможностях развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «коммуникативные умения». За основу мы взяли следующее определение: Невербальные коммуникативные умения - это умения осуществлять общение, в котором в качестве главных средств передачи информации, организации взаимодействия, формирования представления о партнере, осуществления влияния на другого человека используются средства невербальной коммуникации. Это передача информации средствами мимики, жестов, пантомимики, а также способ выражения психологических особенностей личности, средство регуляции и контроля общения.
Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников. основными психолого-педагогическими особенностями развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста являются восприятие внешнего выражения эмоций, возбуждающие ответные эмоциональные переживания и реакции.
Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.
Скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи детей, их неумение правильно выразить свои чувства затрудняет общение со сверстниками и взрослыми.
Раскрыты возможности танцевальной деятельности в развитии невербального общения старших дошкольников. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального микроклимата в детской группе. Исполнение танца повышает самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. В танце вырабатывается навык эмпатии, эмоционально-ритмической подстройки к движениям партнера. Танцевальная деятельность способствует развитию невербальных коммуникативных умений у детей: пониманию ребенком эмоциональных состояний окружающих, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.
Проведена диагностика исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Были выделены следующие показатели уровня развития невербальных коммуникативных умений в танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
• инициативность общения. Характеризуется умением
самостоятельных, активных действий в совместной деятельности и в общении, а также в умении не испытывать стеснение, оказавшись в центре внимания детей и взрослых.
• выразительность общения. Характеризуется умением адекватно, живо и естественно выражать свои мысли, чувства, переживания в танцевальной деятельности.
• эмпатия в общении. Характеризуется умением определять эмоциональное состояние другого человека, ритмически и эмоционально подстраиваться к нему в танце.
При проведении диагностики были использованы методические материалы Н.Г.Куприной.
Результаты диагностического исследования показали, что в основном у детей преобладает средний и низкий уровень развития невербального общения. Дети стремятся, но не готовы к общению, а именно испытывают затруднения в выражении своих мыслей, чувств, желаний средствами мимики, пантомимики, интонации. Часто неадекватно используют средства невербальной коммуникации, не умеют контролировать внешние проявления своих эмоций, управлять ими, сознательно пользоваться ими в общении, не могут определить эмоциональное состояние другого человека, не владеют умениями эмпатии.
Разработан комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников в танцевальной деятельности. Занятия строились с опорой на коммуникативные танцы детского фольклора и сюжетно-игровые танцы, представленные в современных методиках.
Выделенные показатели послужили ориентиром для проектирования основных направлений работы.
Развитие выразительности общения предполагало работу над совершенствованием восприятия (слухового, зрительного, основанного на двигательном ощущении), способности различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения. Важной представлялась работа над развитием устойчивости внимания, способности не отвлекаться от музыки и процесса движения, запоминать последовательность движений.
Развитие эмпатии в общении предполагало работу над эмоциональностью и выразительностью мимики и пантомимики, умением передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, гнев, горе, тревогу и т. д.), умением выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Развитие инициативности общения предполагало работу над мотивацией детей к активности, проявлению творческой инициативы, самостоятельности в выполнении творческих заданий. Важным представлялось развитие умения планировать и организовывать движения в соответствии с музыкальной образностью.


1. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.
2. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. - М.,2012. - 224с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М., 2002. - 450 с.
4. Бубнова, О. Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально - ритмической деятельности младших школьников [Текст] / О. Б. Бубнова // Ежемесячный научно-методический и психолого­педагогический журнал. - М.: Баласс. - 2009. - № 1. - С. 12-23.
5. Буренина, А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст] /
А. И. Буренина. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 245 с.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.
7. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Васильева-Рождественская [Текст]. - М.: Искусство, 1987. - 382 с.
8. Воронцова, М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (8). - С. 107-112.
9. Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 190 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
11. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой: Современные
педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство- Пр., 2013. - 656 с.
12. Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 с.
13. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М. Б. Зацепина // Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Синтез, 2006.
14. Зенгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст] / В. Я. Зенгенидзе. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 248 с.
15. Иванец, И. И. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольников [Текст] / И. И. Иванец // Электронный журнал «Исследовано в России». - 2000. - № 31. - С. 429-437...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ