ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме воспитания нравственных качест у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности воспитания нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Возможности театрализованной деятельности в нравственном
воспитании детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по воспитанию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 113
Старший дошкольный возраст является периодом освоения нравственных норм, принципов и идеалов. Это обусловлено активными изменениями, происходящими в познавательном, эмоционально-волевом и умственном развитии дошкольников. Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет: Закон «Об образовании в Российской Федерации» [91], Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [92] в которых, указываются задачи нравственного развития и воспитания детей. Старший дошкольный возраст - это время формирования основ нравственного самосознания, а также период обретения ребенком первых нравственных представлений. Именно в этом возрасте и под влиянием норм и требований общества закладывается нравственный фундамент - нравственные представления, качества и чувства, определяющие отношение ребенка к поступкам других людей и регулирующие собственное поведение.
Театрализованная деятельность так же формирует и опыт навыков нравственного поведения. Это объясняется нравственной направленностью литературных произведений читаемых для дошкольников: в них мы видим дружбу, доброту, честность и смелость. Благодаря восприятию и пониманию литературных произведений, конкретно, анализу поступков литературных героев, которые педагог разбирает при подготовке к театрализованной деятельности, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Это позволяет педагогам оказывать воспитательное влияние на детей.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих классиков русской и зарубежной педагогики: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, и др. Проблема изучения театрализованной деятельности и игр была отражена в исследованиях Л.В. Артемовой, Л.С. Выготского, и др.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по нравственному воспитанию с элементами театрализованной деятельности, направленный на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с элементами театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать особенности воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику по выявлению исходного уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать содержание по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с элементами театрализованной деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют: работы философов, психологов, педагогов по теоретической интерпретации понятия «нравственное качество» (В.И. Даль [27], В.А. Сухомлинский [83], И.Ф. Харламов [95], Л.И. Божович [8], Б.Т. Лихачев [52], Н.В. Микляева [60], др.); концепции
психологических аспектов нравственного развития личности (О.С. Богданова [7], Л.С. Выготский [21], С.Т. Погорелов [73], Н.Ф. Свадковский [77] и др.); вопросы влияния театральной деятельности на воспитание нравственных качеств (Л.В. Артемова [3], Р.И. Жуковская [34], Н.С. Карпинская [40], М.Д. Маханева [55], Е.О. Смирнова [82], А.П. Усова [88] и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа,
диагностика, анализ результатов диагностического исследования, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов ДОО по нравственному воспитанию детей. Также следует отметить практическую значимость спроектированного комплекса занятий с элементами театрализованной деятельности, которые также могут использоваться не только в ДОО, но педагогами дополнительного образования и быть рекомендованы родителям.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 63, г. Михайловск. В
проектировочной работе приняло участие 20 детей старшей группы.
Исследование по воспитанию нравственных качеств осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, определялись психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал театрализованной деятельности в воспитании нравственных качеств, подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня воспитанности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий с элементами театрализации по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, определялись методы, приемы и формы театрализованной деятельности, рекомендованные в направлении улучшения результатов нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения в отечественной системе образования всегда имело приоритетное место. На протяжении всей истории наше общество нуждалось в людях не просто интеллектуально грамотных, но прежде всего обладающими высокими нравственными качествами. Теоретический анализ литературы таких ученых, как О.С. Богданова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, С.А. Козлова, И.Ф. Свадковский, Н.П. Шитякова, Я.И. Яковлева. К.Д. Ушинского, И.П. Подласова и др., а также проведенная проектировочная деятельность подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «Нравственное воспитание» - это целенаправленный процесс, включающий в себя такие моменты как формирование в человеке воли, нравственного сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений (К.Д. Ушинский)».
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как Н.Г. Куприна, Е.Н. Бородина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова А.Н. Сорокин, Н.В. Полянскова и др., мы определяем нравственную воспитанность в единстве трех критериев: образно-содержательного, эмоционально-мотивационного, действенно-практического.
С позиции Е.Н. Бородиной, определены критерии воспитанности нравственных качеств: Образно-содержательный - проявляется в наличии представлений о нравственных качествах, наличии эмоционально-образных сведений, воплощающих нравственные качества в художественных образах народного творчества: сказок, современных произведений в которых в художественно-образной форме выражены нравственные качества: доброта, честность, трудолюбие, скромность, дружба и др.
Эмоционально-мотивационный - проявляется в эмоциональной отзывчивости к близким людям, сверстникам, в доброжелательности, стремлении оказать помощь через эмоциональную отзывчивость на художественные образы - носители нравственных ценностей (сопереживание героям произведений, выражение к ним своего отношения в деятельности, стремление подражать хорошим поступкам).
Действенно-практический - способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственной проблематикой, способность проявлять нравственные качества, такие как: доброта, честность, отзывчивость, ответственность, трудолюбие; способность к самостоятельному ценностному выбору.
2. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать и давать оценку своему поступку, может проявить сочувствие и отзывчивость к близким его людям, которые его окружают, к сверстникам (образносодержательный критерий).
Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости к своим близким, к сверстникам, к окружающим людям. (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственных позиции в театрализованной деятельности (действенно-практический критерий). Литературные
произведения, сказки, музыкальные и художественные образы служат хорошим примером воспитания нравственных качеств ребенка. все это необходимо учитывать при выборе тем занятий по нравственному воспитанию с элементами театрализованной деятельности
3. Театрализованная деятельность является эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. При этом были рассмотрены три вида методов театрализованной деятельности(метод бесед, метод моделирования, метод ассоциации) и использование их в различных видах театрализованной деятельности(театрализованные игры, игры-драматизации, театрально-игровая деятельность, театрализованные занятия). Применение данных методов создает условия, способствующие повышению уровня нравственного воспитанности старших дошкольников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.
4. В ходе исследования нами был разработан, с учетом психологопедагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач нравственного воспитания, и частично апробирован комплекс занятий по нравственному воспитанию с элементами театрализованной деятельности. В содержание комплекса занятий по нравственному воспитанию с элементами театрализованной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения, обеспечило положительный результат в развитии показателей нравственного воспитанности, что было выявлено в процессе исследования.
Таким образом, педагогическое руководство театрализованной деятельностью является эффективным средством воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста. Разработанный комплекс занятий по нравственному воспитанию с элементами театрализованной деятельности и был рекомендован в работе педагогов Нижнисергинского района в направлении нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации и дополнительном образовании.
1. Акулова, О.А. Театрализованные игры [Текст] / О. А. Акулова// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 57-64
2. Алиева, Т.И. Истоки [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд- во «Екатеринбург-2000», 2005.- 937 с.
5. Беляева, О.М. Психолого - педагогические аспекты этического воспитания дошкольников [Текст] / О. М. Беляева // Психолого - педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийской научной конференции (12 - 13 ноября 2003 года). - Тольятти: Изд - во ТГУ, 2003. - С.72 - 76.
6. Бердяшкина, Т.П. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка [Текст] / Т. П. Бердяшкина, Г. А. Власова // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 40-42.
7. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей. [Текст] /
О. С. Богданова, Л. И. Катаева - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
8. Божович, Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка. [Текст] / Л. И. Божович // Симпозиумы. Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. - М.: Изд-во АПН СССР, 1963. - вып. 5. - С. 105-106
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте [Текст] / Л. И. Божович - Спб.: Питер, 2010.- 464 с.
10. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст] /
Н. И. Болдырев - М.: Просвещение, 2012. - 102 с.
11. Бородина, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: дисс. канд. пед. наук. : 13.00.02 / Е. Н. Бородина; Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2016 - 241 с.
12. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности. [Текст]: монография / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т. , 2015. - 192 с.
13. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников
[Текст]: Методическое пособие для специалистов по дошкольному
образованию / Л. П. Бочкарева. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - С.3.
14. Блюмкин, В.А. Моральные качества личности [Текст] / В. А. Блюмкин. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1974.
15. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, А. М. Виноградова Г. Н. Година; под ред.
А. М. Виноградовой.- 2- изд. - М.: Просвещение, 1989.- 50 с...