Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование семантических полей - основа коррекции общего недоразвития речи у младших школьников

Работа №97211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы128
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ 6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших
классов с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Особенности формирования лексики у обучающихся младших классов с
общим недразвитием речи III уровня 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов логопедического исследования 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 42
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию семантических полей у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня 42
3.2. Содержание логопедической работы по формированию семантических полей у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III
уровня 45
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114

Как свидетельствуют исследования зарубежных и отечественных уче­ных отклонения в развитии обучающихся младших классов с общим недо­развитием речи (ОНР) неизбежно сказываются на их речи. Недоразвитие ре­чи обучающихся младших классов с ОНР выявляются во всех компонентах речевой структуры, в том числе в ограниченности словарного запаса, особен­ностях хранения словаря в памяти обучающихся, нарушении грамматическо­го строя языка. Кроме того, эти нарушения могут иметь различные причины и различную степень тяжести, т.к. обучающиеся имеют не одинаковые ком­пенсаторные возможности, которые зависят от индивидуальных особенно­стей каждого.
Формирование или коррекция речи у обучающихся младших классов с ОНР III уровня - это важнейшая задача педагогов (учителей начальных клас­сов, учителей-логопедов и др.). Большинство авторов, изучавших особенно­сти речи у обучающихся с ОНР III уровня, приходят к единому мнению об ограниченности словаря данной группы обучающихся, о наличии у них су­щественных особенностей при отборе слов и в построении связного выска­зывания.
Актуальность проблемы формирования семантических полей у млад­ших школьников с общим недоразвитием речи III уровня обусловлена, преж­де всего, тем, что для развития грамотной связной диалогической и моноло­гической речи детей и формирования коммуникативных навыков, выстраи­вания межличностных отношений, а также для освоения школьной програм­мы и повышения уровня успеваемости необходимо провести работу по фор­мированию семантических полей, поскольку познавательная деятельность тесно связана с развитием лексики обучающихся, в том числе со сформиро- ванностью семантических полей. Лексическая система речи оказывает суще­ственное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирова­ние познавательной деятельности обучающихся младших классов с ОНР III уровня, так как именно значение слова, по Л. С. Выгодскому, является еди­ницей речевого мышления.
Темой исследования является «Формирование семантических полей - основа коррекции общего недоразвития речи у младших школьников».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспе­риментально проверить эффективность содержания логопедической работы по формированию семантических полей, как основы преодоления общего недоразвития речи (ОНР) III уровня у обучающихся младших классов.
Объект исследования -уровень сформированности семантических по­лей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня;
Предмет исследования - содержание логопедической работы по фор­мированию семантических полей при коррекции ОНР III уровня у обучаю­щихся младших классов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме кор­рекции общего недоразвития речи III уровня у обучающихся младших клас­сов, формирования семантических полей;
2. Подобрать методики и обследовать состояние семантических по­лей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня. Проанализировать полученные данные в количественном и качественном плане;
3. На основе анализа литературных источников по данному вопросу и результатов констатирующего эксперимента разработать содержание лого­педической работы по формированию семантических полей, как основу кор­рекции ОНР III уровня у обучающихся младших классов, экспериментально проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ программ и методических пособий; изу­чение медико-педагогической документации; констатирующий, формирую­щий и контрольный эксперименты; методы качественного и количественного анализа полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ «Речевой центр», г. Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 14 обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 7-8 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, об­щих выводов, заключения, списка источников и литературы из 46 источни­ков и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение состояния семантических полей у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной пробле­мой по настоящий день.
В ходе исследования нами была изучена психолого-педагогическая ли­тература по теме исследования «Формирование семантических полей - осно­ва коррекции общего недоразвития речи у младших школьников». Изучением семантических полей занимались многие ученые (Кент, Розанов, Дизе, А. Р. Лурия, О. С. Виноградова, И. Н. Горелов, К. Ф. Седов, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин и др.).
В начале данной работы была поставлена задача обследовать состояние семантических полей у обучающихся младших классов (1 класс) с ОНР III уровня. С этой целью нами был проведен ассоциативный эксперимент, затем были проанализированы полученные данные в количественном и качествен­ном плане, которые показали, что у данной группы испытуемых семантиче­ские поля недостаточно сформированы и имеется задержка их формирования по сравнению с нормой. Словарь испытуемых оказывается недостаточно сфор­мированным (преобладает номинативная лексика) и нуждается в его расши­рении и обогащении.
Следующей задачей являлось разработать содержание логопедической работы по формированию семантических полей, как основу коррекции ОНР III уровня у обучающихся младших классов (1 класс). На основе анализа ли­тературных источников по данному вопросу и результатов констатирующего эксперимента нами было подобрано содержание логопедической работы по формированию семантических полей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня.
Теоретическим обоснованием разработки логопедической работы по­служили исследования З. А. Репиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, практический материал З. А. Репиной, Л. М. Козыревой, Н. Э. Теремковой. Кроме того, нами были определены направления логопедической работы: над словом, как единицей языка, работой над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.
Затем нами был проведен обучающий эксперимент, целью которого формировать семантические поля у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня по выбранным лексическим темам.
По окончании формирующего этапа опытно-поисковой работы нами было проведено контрольное исследование, целью которого являлось выяс­нить эффективность логопедической работы по формированию семантиче­ских полей при коррекции общего недоразвития речи III уровня у обучаю­щихся младших классов (1 класс).
По результатам сравнительного анализа констатирующего и контроль­ного эксперимента, были замечены значительные улучшения. Заметно уве­личился активный словарь по выбранным темам. Наблюдается развитие лек­сики в пользу атрибутивной и предикативной. Выявлены качественные изме­нения состояния семантический полей. Парадигматические ассоциации обу­чающихся стали более разнообразными, прослеживаются родовидовые от­ношения в словаре испытуемых. Организация отношений внутри семантиче­ских полей у обучающихся младших классов (1 класс) с ОНР III уровня име­ет положительную динамику. На данном этапе формирование семантических полей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня не завершено и необходимо продолжать работать в этом направлении.
По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что разработанное содержание логопедической работы по формированию семан­тических полей у обучающихся младших (первых) классов с ОНР III уровня, использованное в формирующем эксперименте, повысило эффективность ло­гопедического обучения, что подтверждает правильность поставленной цели и достигнутых задач в ходе исследования.


1. Архипова, С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике [Текст] / С. В. Архипова // Вестник Бурятского государственного универси­тета. — 2011. — №11. — С.6-9.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. — 4-е изд., стер. — М. : КомКнига, 2007. — 576 с.
3. Башарина, А. К. Понятие "семантическое поле" // Вестник Якут­ского государственного университета. — 2007. — №1. — С.93-96.
4. Белова-Давид, Р. А. Клиническая характеристика детей с нару­шенным звукопроизношением [Текст] / Р. А. Белова-Давид // Спец. шк. — 1967. — № 1. — С. 114-121.
5. Босова, Л. М. Построение и анализ семантического поля [Текст] / Л. М. Босова // Лексическая и синтаксическая семантика. — 1980. — С. 43-56.
6. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Рус. яз. и лит." / Л. М. Василь­ев, — М. : Высш. шк., 1990. — 176 с.
7. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] : Науч.-исслед. ин-т дефектологиии Акад. пед. наук. / И. Т. Василенко, — М. : Педагогика, 1990. — 184с.
8. Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] : Учеб. пособие / Б. С. Волков. — М. : Акад. проект, 2004. — 144с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1996. — 416с.
10. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в до­школьных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] : Учеб. посо­бие для студентов пед. вузов по спец. "Логопедия" / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М. : Центр Гуманитарной Лит. "РОН", 2001. — 157с.
11. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : Учеб. пособие
для студентов педвузов / В. П. Глухов. — М. : АСТ: Астрель, 2005. — 351с.
12. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Текст] : Учеб. посо­бие. / И. Н. Горелов. — М. : Лабиринт, 1998. — 256с.
13. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевого развития уча­щихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи [Текст] : пособие для педагога- дефектолога / А.Г. Зикеев. — Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. — 424 с.
14. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопе­дические занятия по лексико-семантической теме "Зима" в подготовке к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коновален­ко. — М. : Гном и Д, 2001. — 60 с.
15. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопе­дические занятия по лексической теме "Осень" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] : картин. материал / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М. : Гном и Д, [2001]. — 28 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ