ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ 6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших
классов с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Особенности формирования лексики у обучающихся младших классов с
общим недразвитием речи III уровня 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов логопедического исследования 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 42
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию семантических полей у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня 42
3.2. Содержание логопедической работы по формированию семантических полей у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III
уровня 45
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114
Как свидетельствуют исследования зарубежных и отечественных ученых отклонения в развитии обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи (ОНР) неизбежно сказываются на их речи. Недоразвитие речи обучающихся младших классов с ОНР выявляются во всех компонентах речевой структуры, в том числе в ограниченности словарного запаса, особенностях хранения словаря в памяти обучающихся, нарушении грамматического строя языка. Кроме того, эти нарушения могут иметь различные причины и различную степень тяжести, т.к. обучающиеся имеют не одинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от индивидуальных особенностей каждого.
Формирование или коррекция речи у обучающихся младших классов с ОНР III уровня - это важнейшая задача педагогов (учителей начальных классов, учителей-логопедов и др.). Большинство авторов, изучавших особенности речи у обучающихся с ОНР III уровня, приходят к единому мнению об ограниченности словаря данной группы обучающихся, о наличии у них существенных особенностей при отборе слов и в построении связного высказывания.
Актуальность проблемы формирования семантических полей у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня обусловлена, прежде всего, тем, что для развития грамотной связной диалогической и монологической речи детей и формирования коммуникативных навыков, выстраивания межличностных отношений, а также для освоения школьной программы и повышения уровня успеваемости необходимо провести работу по формированию семантических полей, поскольку познавательная деятельность тесно связана с развитием лексики обучающихся, в том числе со сформиро- ванностью семантических полей. Лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности обучающихся младших классов с ОНР III уровня, так как именно значение слова, по Л. С. Выгодскому, является единицей речевого мышления.
Темой исследования является «Формирование семантических полей - основа коррекции общего недоразвития речи у младших школьников».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность содержания логопедической работы по формированию семантических полей, как основы преодоления общего недоразвития речи (ОНР) III уровня у обучающихся младших классов.
Объект исследования -уровень сформированности семантических полей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня;
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию семантических полей при коррекции ОНР III уровня у обучающихся младших классов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции общего недоразвития речи III уровня у обучающихся младших классов, формирования семантических полей;
2. Подобрать методики и обследовать состояние семантических полей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня. Проанализировать полученные данные в количественном и качественном плане;
3. На основе анализа литературных источников по данному вопросу и результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по формированию семантических полей, как основу коррекции ОНР III уровня у обучающихся младших классов, экспериментально проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ программ и методических пособий; изучение медико-педагогической документации; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; методы качественного и количественного анализа полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ «Речевой центр», г. Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 14 обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 7-8 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, заключения, списка источников и литературы из 46 источников и 3 приложений.
Изучение состояния семантических полей у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной проблемой по настоящий день.
В ходе исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования «Формирование семантических полей - основа коррекции общего недоразвития речи у младших школьников». Изучением семантических полей занимались многие ученые (Кент, Розанов, Дизе, А. Р. Лурия, О. С. Виноградова, И. Н. Горелов, К. Ф. Седов, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин и др.).
В начале данной работы была поставлена задача обследовать состояние семантических полей у обучающихся младших классов (1 класс) с ОНР III уровня. С этой целью нами был проведен ассоциативный эксперимент, затем были проанализированы полученные данные в количественном и качественном плане, которые показали, что у данной группы испытуемых семантические поля недостаточно сформированы и имеется задержка их формирования по сравнению с нормой. Словарь испытуемых оказывается недостаточно сформированным (преобладает номинативная лексика) и нуждается в его расширении и обогащении.
Следующей задачей являлось разработать содержание логопедической работы по формированию семантических полей, как основу коррекции ОНР III уровня у обучающихся младших классов (1 класс). На основе анализа литературных источников по данному вопросу и результатов констатирующего эксперимента нами было подобрано содержание логопедической работы по формированию семантических полей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня.
Теоретическим обоснованием разработки логопедической работы послужили исследования З. А. Репиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, практический материал З. А. Репиной, Л. М. Козыревой, Н. Э. Теремковой. Кроме того, нами были определены направления логопедической работы: над словом, как единицей языка, работой над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.
Затем нами был проведен обучающий эксперимент, целью которого формировать семантические поля у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня по выбранным лексическим темам.
По окончании формирующего этапа опытно-поисковой работы нами было проведено контрольное исследование, целью которого являлось выяснить эффективность логопедической работы по формированию семантических полей при коррекции общего недоразвития речи III уровня у обучающихся младших классов (1 класс).
По результатам сравнительного анализа констатирующего и контрольного эксперимента, были замечены значительные улучшения. Заметно увеличился активный словарь по выбранным темам. Наблюдается развитие лексики в пользу атрибутивной и предикативной. Выявлены качественные изменения состояния семантический полей. Парадигматические ассоциации обучающихся стали более разнообразными, прослеживаются родовидовые отношения в словаре испытуемых. Организация отношений внутри семантических полей у обучающихся младших классов (1 класс) с ОНР III уровня имеет положительную динамику. На данном этапе формирование семантических полей у обучающихся младших классов с ОНР III уровня не завершено и необходимо продолжать работать в этом направлении.
По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что разработанное содержание логопедической работы по формированию семантических полей у обучающихся младших (первых) классов с ОНР III уровня, использованное в формирующем эксперименте, повысило эффективность логопедического обучения, что подтверждает правильность поставленной цели и достигнутых задач в ходе исследования.
1. Архипова, С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике [Текст] / С. В. Архипова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — №11. — С.6-9.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. — 4-е изд., стер. — М. : КомКнига, 2007. — 576 с.
3. Башарина, А. К. Понятие "семантическое поле" // Вестник Якутского государственного университета. — 2007. — №1. — С.93-96.
4. Белова-Давид, Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением [Текст] / Р. А. Белова-Давид // Спец. шк. — 1967. — № 1. — С. 114-121.
5. Босова, Л. М. Построение и анализ семантического поля [Текст] / Л. М. Босова // Лексическая и синтаксическая семантика. — 1980. — С. 43-56.
6. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Рус. яз. и лит." / Л. М. Васильев, — М. : Высш. шк., 1990. — 176 с.
7. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] : Науч.-исслед. ин-т дефектологиии Акад. пед. наук. / И. Т. Василенко, — М. : Педагогика, 1990. — 184с.
8. Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] : Учеб. пособие / Б. С. Волков. — М. : Акад. проект, 2004. — 144с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1996. — 416с.
10. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов по спец. "Логопедия" / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М. : Центр Гуманитарной Лит. "РОН", 2001. — 157с.
11. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : Учеб. пособие
для студентов педвузов / В. П. Глухов. — М. : АСТ: Астрель, 2005. — 351с.
12. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Текст] : Учеб. пособие. / И. Н. Горелов. — М. : Лабиринт, 1998. — 256с.
13. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи [Текст] : пособие для педагога- дефектолога / А.Г. Зикеев. — Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. — 424 с.
14. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме "Зима" в подготовке к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М. : Гном и Д, 2001. — 60 с.
15. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме "Осень" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] : картин. материал / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М. : Гном и Д, [2001]. — 28 с...