Организационно-педагогические условия развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
НЕВЕРАБЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ 8
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Развитие невербальных коммуникативных умений детей как
педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития невербальных коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой 17 деятельности
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии
невербальных коммуникативных умений детей старшего 23
дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТРАШИХ 34 ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
невербальных коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по развитию невербальных
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в 44
музыкально-игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
НЕВЕРАБЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ 8
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Развитие невербальных коммуникативных умений детей как
педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития невербальных коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой 17 деятельности
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии
невербальных коммуникативных умений детей старшего 23
дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТРАШИХ 34 ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
невербальных коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по развитию невербальных
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в 44
музыкально-игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
Развитие невербальных коммуникативных умений у детей актуальная проблема современной педагогики детства. Ведь именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. В коммуникационной сфере он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. С самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать не только коммуникативные, но и невербальные коммуникативные умения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в ДОУ определены требования к основной образовательной программе дошкольного образования, в которых одной из образовательных областей выделено «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области обозначает ориентиры развития различных средств общения необходимых в дошкольном возрасте, что несомненно становится главным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.
Сензитивным периодом для развития невербальных коммуникативных умений ребенка является дошкольный возраст. В это время выстраиваются и развиваются отношения с другими людьми. Поэтому важно развивать у детей умение общаться не только с помощью слова, но и с помощью невербальных средств общения.
Проблемой развития невербальных коммуникативных умений занимались многие отечественные и зарубежные ученые такие как: Р. Бердвистелл, Е.М. Верещагин, В.А. Лабунская, Р. Мораски, А. Мейерабиан, А. Пиз, Г. Ниренберг, Д. Фаст, М.А. Поваляева, Н.П. Сметанина, С.А.Должникова.
Анализ программ «Истоки» под редакцией Т.А. Алиевой, «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, «Из детства в Отрочество» Т.Н. Дороновой, «Радуга» под редакцией В.И. Логиновой показал, что вопрос развития невербальных коммуникативных умений старших дошкольников, рассматривается косвенно. Определены некоторые задачи по развитию невербальных коммуникативных умений, но не разработано содержание педагогической работы по данной теме, отсутствуют методические рекомендации.
Развитие невербальных коммуникативных умений дошкольников выполняется в разных видах деятельности. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому игры, которые сопровождаются звучанием музыки, обладают особенными возможностями в развитии у детей невербальных коммуникативных умений. Данные игры, прежде всего, связаны с движением, выразительным интонированием для выражения эмоций ребенка, его отношения к окружающим. Музыка помогает детям понять настроением героев, а также их эмоциональное состояние. С помощью музыкальных игр происходит обогащение детей новыми впечатлениями, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к восприятию оттенков чувств и настроений и эмоциональному самовыражению.
В исследованиях А.И. Бурениной. К. Орф, В.А. Жилина, Е.В. Рыбак, Н.Г. Куприной отмечается, что музыкальная деятельность может быть использована, как средство воздействия на сферу общения детей дошкольного возраста в ДОУ. Однако в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкально-игровой деятельности в формировании и развитии невербальных коммуникативных умений отводится небольшое внимание. Методика организации музыкальноигровой деятельности детей пока еще недостаточно разработана для широкого введения в практику дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития невербальных коммуникативных умений и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе организации музыкально-игровой деятельности для их развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и
практических направлений развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития невербальных коммуникативных умений старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности».
Объект исследования: процесс развития невербальных
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальноигровой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «невербальные коммуникативные умении я» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития общения (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов); методика организации музыкальноигровой деятельности (М. Конова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова), игровая деятельность дошкольников (Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.) идеи о взаимосвязи коммуникативных умений с игрой (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская); проблема развития невербальных средств общения (Р. Бердвистелл, ЕМВерещагин, В.А. Лабунская, Р. Мораски, А. Мейерабиан, А. Пиз, Г. Ниренберг, Д. Фаст, М.А. Поваляева, Н.П. Сметанина, С.А. Должникова). В исследованиях А.И. Бурениной, К. Орфа, В.А. Жилиной, Е.В. Рыбак, Н.Г. Куприной) отмечается, что музыкальная деятельность может быть использована, как средство воздействия на сферу общения детей дошкольного возраста в ДОУ.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, разработано содержание занятий по музыкально-игровой деятельности, способствующей развитию невербальных коммуникативных умений детей, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное
учреждение детский сад №6 «Улыбка» города Тавды. В практическом исследовании приняли участие 21 ребенок в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 66 наименования изданий, приложения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте в ДОУ определены требования к основной образовательной программе дошкольного образования, в которых одной из образовательных областей выделено «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области обозначает ориентиры развития различных средств общения необходимых в дошкольном возрасте, что несомненно становится главным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.
Сензитивным периодом для развития невербальных коммуникативных умений ребенка является дошкольный возраст. В это время выстраиваются и развиваются отношения с другими людьми. Поэтому важно развивать у детей умение общаться не только с помощью слова, но и с помощью невербальных средств общения.
Проблемой развития невербальных коммуникативных умений занимались многие отечественные и зарубежные ученые такие как: Р. Бердвистелл, Е.М. Верещагин, В.А. Лабунская, Р. Мораски, А. Мейерабиан, А. Пиз, Г. Ниренберг, Д. Фаст, М.А. Поваляева, Н.П. Сметанина, С.А.Должникова.
Анализ программ «Истоки» под редакцией Т.А. Алиевой, «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, «Из детства в Отрочество» Т.Н. Дороновой, «Радуга» под редакцией В.И. Логиновой показал, что вопрос развития невербальных коммуникативных умений старших дошкольников, рассматривается косвенно. Определены некоторые задачи по развитию невербальных коммуникативных умений, но не разработано содержание педагогической работы по данной теме, отсутствуют методические рекомендации.
Развитие невербальных коммуникативных умений дошкольников выполняется в разных видах деятельности. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому игры, которые сопровождаются звучанием музыки, обладают особенными возможностями в развитии у детей невербальных коммуникативных умений. Данные игры, прежде всего, связаны с движением, выразительным интонированием для выражения эмоций ребенка, его отношения к окружающим. Музыка помогает детям понять настроением героев, а также их эмоциональное состояние. С помощью музыкальных игр происходит обогащение детей новыми впечатлениями, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к восприятию оттенков чувств и настроений и эмоциональному самовыражению.
В исследованиях А.И. Бурениной. К. Орф, В.А. Жилина, Е.В. Рыбак, Н.Г. Куприной отмечается, что музыкальная деятельность может быть использована, как средство воздействия на сферу общения детей дошкольного возраста в ДОУ. Однако в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкально-игровой деятельности в формировании и развитии невербальных коммуникативных умений отводится небольшое внимание. Методика организации музыкальноигровой деятельности детей пока еще недостаточно разработана для широкого введения в практику дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития невербальных коммуникативных умений и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе организации музыкально-игровой деятельности для их развития.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и
практических направлений развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития невербальных коммуникативных умений старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности».
Объект исследования: процесс развития невербальных
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальноигровой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «невербальные коммуникативные умении я» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития общения (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов); методика организации музыкальноигровой деятельности (М. Конова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова), игровая деятельность дошкольников (Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.) идеи о взаимосвязи коммуникативных умений с игрой (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская); проблема развития невербальных средств общения (Р. Бердвистелл, ЕМВерещагин, В.А. Лабунская, Р. Мораски, А. Мейерабиан, А. Пиз, Г. Ниренберг, Д. Фаст, М.А. Поваляева, Н.П. Сметанина, С.А. Должникова). В исследованиях А.И. Бурениной, К. Орфа, В.А. Жилиной, Е.В. Рыбак, Н.Г. Куприной) отмечается, что музыкальная деятельность может быть использована, как средство воздействия на сферу общения детей дошкольного возраста в ДОУ.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, разработано содержание занятий по музыкально-игровой деятельности, способствующей развитию невербальных коммуникативных умений детей, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное
учреждение детский сад №6 «Улыбка» города Тавды. В практическом исследовании приняли участие 21 ребенок в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 66 наименования изданий, приложения.
В старшем дошкольном возрасте развитие невербальных коммуникативных умений играет важную роль в развитии личности ребенка. Для эффективно развитой личности в эмоциональной, социальной и речевой сфере ребенку необходимо всестороннее развитие, и происходит оно в дошкольном возрасте. В речевой деятельности ребенок использует не только слова, но и невербальные средства общения, такие как жесты и мимика, поэтому очень важно в дошкольном возрасте формирование невербального общения, которое является важным условием психологического развития ребенка.
В результате проведенного исследования реализованы поставленные задачи:
На основе изучения психолого-педагогической литературы мы раскрыли содержание понятия « невербальные коммуникативные умения». По определению О.М. Сомковой, коммуникативные умения заключаются в умении общаться и посредством общения решать игровые, познавательные и творческие задачи. Кроме этого автор выделяет понятие невербальные умения как уместное использование мимики, жестов, поз, умение понимать эмоции собеседника. На основе изучения литературы по проблеме исследования и сопоставления позиций разных авторов под невербальными коммуникативными умениями старших дошкольников мы понимаем уместное использование мимики, жестов, поз и др. средств невербального общения для решения игровых, познавательных и творческих задач в процессе общения.
Процесс развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности определяется рядом особенностей. Повышенной эмоциональностью восприятия, проявляющейся не только в напряженной психической деятельности, но и во внешних двигательных проявлениях эмоциональных состояний: в возгласах, жестах и в движениях всего тела. Взаимосвязь выразительности речевой интонации и невербальных средств общения является основой для организации музыкально-игровой деятельности и развития невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Развитие выразительности речевой интонации и сопровождающего речь жеста возможно эффективно осуществлять в процессе музыкальных игр, обыгрыванием и драматизации фольклорных песенок. Данный вид деятельности помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела.
При реализации педагогической работы по развитию невербальных коммуникативных умений в музыкально-игровой деятельности соблюдались следующие педагогические условия:
• формирование положительного микроклимата в детском коллективе, способствующее развитию личности каждого ребёнка;
• предоставление ребёнку свободы выбора средств невербального общения для раскрытия потенциальных возможностей детей;
• опора на положительные проявления участников группы, организация их успешности, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
• принятие и полное доверие детей и взрослых друг к другу;
• положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми; обогащение развивающей среды многообразием элементов (жестов, мимики, пантомимики);
• наличие технических средств обучения, музыкальных инструментов.
3) Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных умений у детей.
Музыкально-игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [14].
Музыкальные игры создают условия для общения между детьми, объединяя их одной игровой задачей, совместными усилиями к ее достижению, общими переживаниями и интересами. Ребенок в игре становится членом коллектива и учится оценивать сам свои действия и поступки. Музыкальные игры прививают навыки эффективного общения. Они развивают чувство общности, внимательность. Также учат правильно выражать свои мысли, строить диалоги и развивать речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства и стремления. Он учится подчинять свою деятельность, учится быть целенаправленным.
Именно в музыкально-игровой деятельности развивается культура тактильного общения. Она является одним из важных механизмов социальной адаптации. Культура тактильного общения открывает старшим дошкольникам путь к уверенности, полноценному самоощущению и адекватному поведению в общении с другими. Особенностью музыкальных игр является возможность помочь детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально - игровая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка. Так как она обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Сочетание различных видов музыкально-игровой деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию невербальных коммуникативных умений.
На основе анализа психолого-педагогической литературы в теоретической главе, были выделили показатели развития невербальных коммуникативных умений: когнитивный, выразительный, коммуникативный.
Проведено диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
На начальном этапе практического исследования высокий уровень развитости невербальных коммуникативных умений был выявлен у 3 детей (14%), средний уровень у 9 детей (43%), и девять детей (43%) имеют низкий уровень развития невербальных коммуникативных умений.
На основе полученных результатов был разработан комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Содержание занятий включало музыкальные произведения и музыкальные коммуникативные игры, представленные в современных методиках. Музыкальные коммуникативные игры были направлены на развитие выделенных показателей невербальных коммуникативных умений:
1. Игры на понимание ребенком эмоционально-образного содержания музыкального произведения.
2. Игры на выражение ребенком эмоционально-образного содержания музыкального произведения.
3. Игры на определение ребенком значения жестов и мимики, используемых другим человеком в музыкально-игровой деятельности.
В результате проведенного исследования реализованы поставленные задачи:
На основе изучения психолого-педагогической литературы мы раскрыли содержание понятия « невербальные коммуникативные умения». По определению О.М. Сомковой, коммуникативные умения заключаются в умении общаться и посредством общения решать игровые, познавательные и творческие задачи. Кроме этого автор выделяет понятие невербальные умения как уместное использование мимики, жестов, поз, умение понимать эмоции собеседника. На основе изучения литературы по проблеме исследования и сопоставления позиций разных авторов под невербальными коммуникативными умениями старших дошкольников мы понимаем уместное использование мимики, жестов, поз и др. средств невербального общения для решения игровых, познавательных и творческих задач в процессе общения.
Процесс развития невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности определяется рядом особенностей. Повышенной эмоциональностью восприятия, проявляющейся не только в напряженной психической деятельности, но и во внешних двигательных проявлениях эмоциональных состояний: в возгласах, жестах и в движениях всего тела. Взаимосвязь выразительности речевой интонации и невербальных средств общения является основой для организации музыкально-игровой деятельности и развития невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Развитие выразительности речевой интонации и сопровождающего речь жеста возможно эффективно осуществлять в процессе музыкальных игр, обыгрыванием и драматизации фольклорных песенок. Данный вид деятельности помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела.
При реализации педагогической работы по развитию невербальных коммуникативных умений в музыкально-игровой деятельности соблюдались следующие педагогические условия:
• формирование положительного микроклимата в детском коллективе, способствующее развитию личности каждого ребёнка;
• предоставление ребёнку свободы выбора средств невербального общения для раскрытия потенциальных возможностей детей;
• опора на положительные проявления участников группы, организация их успешности, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
• принятие и полное доверие детей и взрослых друг к другу;
• положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми; обогащение развивающей среды многообразием элементов (жестов, мимики, пантомимики);
• наличие технических средств обучения, музыкальных инструментов.
3) Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных умений у детей.
Музыкально-игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [14].
Музыкальные игры создают условия для общения между детьми, объединяя их одной игровой задачей, совместными усилиями к ее достижению, общими переживаниями и интересами. Ребенок в игре становится членом коллектива и учится оценивать сам свои действия и поступки. Музыкальные игры прививают навыки эффективного общения. Они развивают чувство общности, внимательность. Также учат правильно выражать свои мысли, строить диалоги и развивать речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства и стремления. Он учится подчинять свою деятельность, учится быть целенаправленным.
Именно в музыкально-игровой деятельности развивается культура тактильного общения. Она является одним из важных механизмов социальной адаптации. Культура тактильного общения открывает старшим дошкольникам путь к уверенности, полноценному самоощущению и адекватному поведению в общении с другими. Особенностью музыкальных игр является возможность помочь детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально - игровая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка. Так как она обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Сочетание различных видов музыкально-игровой деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию невербальных коммуникативных умений.
На основе анализа психолого-педагогической литературы в теоретической главе, были выделили показатели развития невербальных коммуникативных умений: когнитивный, выразительный, коммуникативный.
Проведено диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
На начальном этапе практического исследования высокий уровень развитости невербальных коммуникативных умений был выявлен у 3 детей (14%), средний уровень у 9 детей (43%), и девять детей (43%) имеют низкий уровень развития невербальных коммуникативных умений.
На основе полученных результатов был разработан комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Содержание занятий включало музыкальные произведения и музыкальные коммуникативные игры, представленные в современных методиках. Музыкальные коммуникативные игры были направлены на развитие выделенных показателей невербальных коммуникативных умений:
1. Игры на понимание ребенком эмоционально-образного содержания музыкального произведения.
2. Игры на выражение ребенком эмоционально-образного содержания музыкального произведения.
3. Игры на определение ребенком значения жестов и мимики, используемых другим человеком в музыкально-игровой деятельности.
Подобные работы
- Развитие невербального общения у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития коммуникативных качеств у дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018





