ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие, сущность и источники муниципального бюджета 6
1.2 Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии
муниципальных образований 12
1.3 Основные доходы и расходы бюджетов муниципального образования
и пути повышения доходов 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАМЫШЛОВ 29
2.1. Общая характеристика муниципального образования г. Камышлов 29
2.2 Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального
образования г. Камышлов 35
2.3 Проект по повышению эффективности управления муниципальным
бюджетом г. Камышлова 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Российская Федерация является федеративным государством, и, поэтому его бюджетная система состоит из трёх уровней: федерального, регионального и местного. Федеральный уровень включает в себя региональные уровни, которые в свою очередь состоят из местных уровней, а бюджеты местных определяют региональный бюджет, а в конечном счете - и весь бюджет России [8, с. 15].
К сожалению, несмотря на это, в некоторых местных бюджетах государственные финансы аккумулируются меньше всего. Причина этого заключается в том, что большая часть налогов, уплачиваемых населением государству, поступает в федеральный и региональный бюджеты, а также в том, что муниципалитеты во многом зависят от субсидий и субвенций бюджетов других уровней, которые имеют небольшой объем собственных финансовых ресурсов. Это отражается не только на доходах этих муниципалитетов, но и на уровне жизни населения - снижение заработной платы, доходов предприятий и др., что в свою очередь приводит к обратному снижению доходов самого муниципалитета, что связано со снижением налоговых поступлений в его бюджет.
Однако муниципалитет, который имеет собственную доходную базу и не субсидируется, находится в лучшем положении по сравнению с остальными, наиболее зависимыми от межправительственных трансфертов местных бюджетов [10, с. 132].
Муниципальное образования в современном мире остается актуальным направлением для исследования. Многие управленцы муниципальных образования задаются вопросом усовершенствования бюджетного управления, повышения эффективности исполнения, финансирования их организации в различный период времени. Постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды является ведущей проблемой руководителей. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов.
В условиях жесткой конкуренции руководители задумываются о вопросах планирования и распределения финансов, об эффективности использованных ресурсов. Поэтому необходима постановка и автоматизация системы бюджетного управления.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена необходимостью повышения эффективности исполнения бюджета муниципального образования города Камышлов.
Объектом исследования является бюджет муниципального образования город Камышлов.
Предметом исследования являются эффективность формирования и исполнения бюджета муниципального образования город Камышлов.
Цель работы: разработать проект по повышению эффективности исполнения бюджета муниципального образования г. Камышлов .
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучить сущность и значение муниципального бюджета;
• изучить функции и источники формирования муниципального бюджета;
• определить пути повышения доходов муниципальных образований;
• провести оценку и анализ формирование и исполнение местного бюджета исследуемого муниципального образования;
• разработать предложения по повышению эффективности
расходов местного бюджета.
В работе мы изучили отчётность муниципального образования город Камышлов. Теоретической основой исследования послужили труды
ученых-экономистов в области бухгалтерского учета и экономического анализа, таких как Агафова М.Н., Касьянова Г.Ю., Кондраков Н.П., Савицкая Г.В., Киселёв Г.Ю., Щербакова А. А., Жидкова Е. Ю., Видеркер Н. В. Пользовался следующей литературой: «Бюджетная система России» / под ред. Г.Б. Поляка, Ермасова, Н. Б. «Бюджетная система РФ». Статьи авторов Хименес Б.С., Бесстремянная Г.Е. «Оценка эффективности рациональных подходов к бюджетированию: планирование
восстановления налоговой системы и бюджетная платежеспособность муниципалитетов», «Неформальные налоги на предоставление
общественных благ в российских регионах»
Также при написании были задействованы и использованы законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 38 источников, а также семь таблиц и пяти рисунков.
На основе изучения теоретических основ муниципального бюджета, его структуры, роли в социально-экономическом развитии муниципальных образований и анализа формирования местного бюджета на примере муниципального образования г. Камышлова можно сделать следующие выводы и предложения:
местный бюджет трактуется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Контроль за исполнением осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Выделяют следующие функции местных бюджетов: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Расходы местных бюджетов - расходы денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предложить некоторые рекомендации по повышению эффективности исполнения бюджета г. Камышлова:
в общей структуре доходов значимое место занимают налоговые и неналоговые доходы, но у данных доходов местного бюджета г. Камышлова наблюдается отрицательная динамика. Отметим, если органы местного самоуправления в малой степени могут влиять на управление формированием налоговых доходов, так как система налогов и их ставки утверждаются на федеральном уровне. то данная система доходов в наибольшей мере формируется за счет проводимой политики местного самоуправления. На решение этой проблемы был предложен ряд мероприятий по различным направлениям.
Анализ расходов местного бюджета г. Камышлова показал, что в последние годы прослеживается динамика роста расходов, при этом превышая доходы. На основании чего, можно утверждать о дефиците местного бюджета г. Камышлова. Это вполне объяснимо, так как расходы на данные направления возложены законодательно на органы местного самоуправления. Другой вопрос, что вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с данной проблемой без помощи от центра. Не случайно анализ доходов бюджета показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета.
В рамках исследованной проблемы можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна.
С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета г. Камышлова нами выдвигаются следующие предложения.
Повышение качества подготовки проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период через: соблюдение порядка и сроков подготовки проекта решения; обеспечение надежного прогноза доходов бюджетной системы города Камышлов; планирование бюджета, применение при формировании бюджета города программно-целевого метода и др..
Увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня собственных доходов бюджета города через: проведение оценки эффективности льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков; работу межведомственных комиссий по ликвидации неплатежей в бюджет города, по контролю за поступлением арендной платы за землю в бюджет города.
Совершенствование процесса организации исполнения бюджета города и формирования бюджетной отчетности об исполнении бюджета город через подготовку нормативных правовых актов; ежедневный мониторинг поступлений собственных доходов в бюджет города; ведение реестра расходных обязательств города; эффективное управление единым счетом бюджета города; составление и предоставление отчетов об исполнении бюджета; формирование и предоставление оперативной еженедельной и ежемесячной информации о кассовом исполнении бюджета города; обеспечение гласности и открытости информации и др.
Обеспечение контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями средств бюджета города через проведение ревизий, тематических и комплексных проверок.
Повышение качества и доступности информации о бюджетной системе города через размещение в сети Интернет на сайте Департамента Финансов актуальной информации.
Таким образом, для эффективного исполнения местного самоуправления необходимо комплексное решение стоящих проблем. Несмотря на то, что все проблемы взаимосвязаны, решая только одну проблему, невозможно будет решить все остальные. Это должны понимать все стороны как представители государственных органов, так и муниципальных в особенности. Ведь местные бюджеты при их продекларированной самостоятельности, практически формируются субъектами Российской Федерации, что ставит их в полную зависимость от субъекта РФ и не позволяет им осуществлять не только перспективное планирование, но и нормально финансировать свои неотложные нужды.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. 2014 г.) // Режим доступа: [Гарант]
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2. от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. От 03.12.2012 г.) - М.: «Омега-Л», 2013.
• 694 с
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Режим доступа: [Гарант]
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 г. № 249 // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2004. - №3490
5. Постановление «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» от 19 апреля 2005 г. №239. // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2005 - №3582
6. Постановление «Об утверждении Положения о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ» от 27 апреля 2005 г. №259. // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2005 - №3591
7. Устав Камышловского городского округа Зарегистрировано Распоряжением Правительства Свердловской обл. от 30 июня 2005 г. N 752-РП, регистрационный номер 21-7 // Режим доступа: [Официальный сайт Камышловский городской округ ]
8. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учеб. пособие [Текст] / О. С. Белокрылова. - Москва Альфа-М, 2015.
• 240 с.
9. Бесстремянная, Г.Е. Неформальные налоги на предоставление общественных благ в российских регионах [Текст] /
Г.Е. Бесстремянная // Вопросы Экономики. - 2019. - №1. - С. 124-134.
10. Блинова, Н.В. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Блинова. Москва, ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
11. Бухвостов, Д.А. Местное самоуправление [Текст] / Д.А. Бухвостов. - М.: АСТ, 2013. - 239 с.
12. Вавилов, Б.А. Инфляционные процессы в Росси за десятилетие [Текст] / Б.А. Вавилов // Экономическая правда. - 2012. - №46. - С. 86-98.
13. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ [Текст] / Н.Б. Ермасова. М.: ИНФРА-М, 2015. - 280 с.
14. Жидкова, Е.Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие [Текст] / Е.Ю. Жидкова, Н.А. Видеркер. - В.: СКФУ, 2014. - 252 с.
15. Кленов, С.Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учеб. пособие [Текст] / С.Н. Кленов,
С.Н. Новиков, П.Е. Кричинский. - Москва, АСТ, 2015. - 268 с...