ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Цели и задачи государственной молодежной политики 6
1.2. Поддержка талантливой молодежи как одно из направлений
государственной молодежной политики 14
1.3. Опыт зарубежных стран в области реализации государственной
поддержки талантливой молодежи 20
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В РФ 34
2.1. Нормативно-правовые и организационные аспекты реализации
государственной политики в области поддержки талантливой молодежи в РФ 34
2.2. Анализ практики реализации государственной поддержки
талантливой молодежи в РФ 48
2.3. Проблемы и перспективы реализации государственной поддержки
талантливой молодежи в РФ 69
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы исследования. Современная ситуация как в России в целом, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики, особенно в части работы с талантливыми молодыми людьми.
Особенности и потребности разных групп талантливой молодежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки.
Выявление талантливых и одаренных молодых людей осуществляется для того, чтобы поддержать нестандартную личность специальными программами обучения, участием в региональных и международных мероприятиях, персональной стипендией и т.д.; или оказать молодому человеку психологическую помощь в случае возрастных или специфических для одаренных проблем. В итоге одаренные молодые люди сумеют максимально полно реализовать свой потенциал и принести значительную пользу обществу.
В связи с этим поднятая в работе тема исследования признается актуальной.
Разработанность темы исследования. Разработка и реализация молодежной политики - важная социальная проблема, решать которую приходится каждому обществу. Решение проблем работы с молодежью в системе местного самоуправления особенно важно в современных условиях. Органы власти всех степеней четко понимают необходимость формирования структуры, которая наиболее эффективно может проводить адресную помощь молодежи.
Данные проблемы часто освящаются в литературе и средствах массовой информации, в трудах ученых-социологов, педагогов (статьи Н. И. Вшанова, Л. И. Красотиной, Л. П. Макаровой). Лисовский В. Т. в своих работах изучал социальную защиту молодежи, Лучанкин А. И. и Сияцкий А. А. изучали социально-клубную работу с молодежью: проблемы и подходы.
Следует отметить, что вопросам, связанным с развитием молодежи, посвящено большое количество работ философской, социологической, политической, психологической и педагогической направленности. Но в основе работы с молодежью должна быть, прежде всего, деятельность органов государственной и муниципальной власти всех уровней по обеспечению права молодежи на образование и труд, на доступ к культурным ценностям, массовому спорту. Таким образом, в настоящее время ощущается нехватка трудов по комплексному подходу к решению проблем молодежи на муниципальном уровне, что объясняет актуальность данной работы.
Объектом исследования в работе является государственная поддержка талантливой молодежи.
Предметом исследования являются мероприятия по реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблем в области реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ и мероприятий по реализации ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
• исследовать цели и задачи государственной молодежной политики;
• дать общее представление о поддержке талантливой молодежи как одно из направлений государственной молодежной политики;
• рассмотреть опыт зарубежных стран в области реализации государственной поддержки талантливой молодежи;
• исследовать нормативно-правовые и организационные аспекты реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ;
• осуществить анализ практики реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ;
- определить проблемы и перспективы реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ.
Гипотеза исследования. При внедрении предложенных мероприятий реализация государственной поддержки талантливой молодежи в РФ станет эффективнее за счет организации концентрированных усилий в поиске, развитии и организации трудоустройства молодых талантливых людей в Российской Федерации.
Методы исследования. Работа базировалась на таких общенаучных методах исследования, как системный, сравнительный анализ. Автор опирался также на статистический анализ данных, анкетирование и на анализ документов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 83 наименований. Текст работы проиллюстрирован 3 таблицами и 4 рисунками.
В ходе исследования, проведенного в выпускной квалификационной работы, были сделаны следующие выводы.
1. Исследовано понятие «молодежь». Для понимания сути молодежи как
объекта исследования были выделены три основные подхода к ее определению: социально-психологический, стратификационный, социокультурный или субкультурный.
На основе объединения подходов было установлено, что: молодежь - это социально-демографическая группа (поколение людей в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет), находящаяся в своем развитии на стадии становления и обретения социальной зрелости, а именно-процессе усвоения основных социальных ролей и функций, выбора жизненного пути, самоопределения, самоидентификации и осознания своих ценностей и интересов, своего места в мире.
2. Была исследована категория «государственная молодежная политика». На основе обобщения определений понятия молодежная политика установлено, что молодежная политика - это политика государства в области формирования условий для развития молодежи. Это достаточно широкий подход к определению центрального понятия выпускной квалификационной работы, тем не менее, он позволяет емко определить сущность деятельности государства в отношении данной социально-демографической группы.
3. Определена цель молодежной политики. Выявлены задачи молодежной политики.
Так, целью государственной молодежной политики является целенаправленное, системное воздействие государства на социальное развитие и социальную защиту молодежи.
Задачами молодежной политики являются: содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан; создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений; помощь молодым гражданам в решении социальных проблем; профилактика негативных проявлений в молодежной среде; воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу, селу и т.п.
4. Доказано, что поддержка талантливой молодежи является одним из основных направлений государственной молодежной политики.
В результате представлено определение понятия «талантливая молодежь» как объект политики: талантливая молодежь - социальнодемографическая группа людей в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет, обладающая высоким уровнем способностей к определенной деятельности, выраженных в творческом потенциале, подтвержденных на основе экспертных оценок и являющихся человеческим капиталом государства.
5. Изучение опыта зарубежных стран в области реализации государственной поддержки талантливой молодежи проводилось по следующим направлениям:
1. анализ практики выявления талантливой молодежи в зарубежных странах;
2. анализ практики развития талантливой молодежи в зарубежных странах.
Изучение практического опыта в области выявления талантливой молодежи в зарубежных странах позволил определить следующие методы в данной сфере: 1. на основании конкурсных мероприятий; 2. на основании образовательных результатов; 3. на основании специального тестирования; 4. на основании мнения педагогов.
Изучение практического опыта в области развития талантливой молодежи в зарубежных странах позволило определить следующие методы в данной сфере: 1. поддержка талантливой молодежи; 2. стипендии и гранты, преференции при поступлении в Вуз; 3. спецшколы для талантливой молодежи и школы при Вузах; 4. школы и курсы при Вузах; 5. спецклассы; 6. внеклассная работа, летние школы (дополнительное образование); 7. специальные образовательные программы и методики работы с одаренными детьми; 8. работа с родителями и педагогическими работниками; 9. специальное консультирование (наставничество) талантливых молодых людей;10. специальные центры для талантливой молодежи.
6. В работе проведен анализ реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ.
В работе исследованы нормативно-правовые основы реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ. Отмечено, что, несмотря на внушительный блок нормативно-правовых документов в области реализации молодежной политики в России, значительный блок актов имеют концептуальный и стратегический характер. Кроме этого, существует детализация отдельных мероприятий по работе с талантливой молодежью на основе узконаправленных нормативных актов.
При этом, важным документом признается Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов определены базовые принципы построения такой системы и ее основные задачи.
7. Про организационные аспекты реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ отмечено, что основная роль в данном вопросе отводится Министерству просвещения как правопреемнику Министерства образования и науки РФ. Кроме этого, деятельностью в области развития талантливой молодежи и поддержания ее инициатив занимается Федеральное агентство по делам молодежи.
8. В работе осуществлен анализ практики реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ. Выявлено разнообразие форм работы с талантливыми молодыми людьми, что свидетельствует о развитии интеграционных механизмов в регионах страны в направлении работы с инновационно мыслящей, творческой молодежью, о поиске наиболее прогрессивных и эффективных из них. Так, исследованию подвергнуты следующие формы реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ являются: 1. поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми; 2. формирование информационной базы талантливой молодежи РФ; 3. организация стипендиальных программ; 4. предоставление грантов и премий; 5. организация конкурса научных работ; 6. организация конкурса инновационных проектов; 7. организация конкурсов научно-технического творчества; 8. организация олимпиад; 9. организация соревнований.
9. В качестве проблем в области реализации государственной поддержки талантливой молодежи в РФ выявлены следующие:
1. точечность мероприятий в области работы с талантливой молодежью и их разобщенность;
2. проблема в организации практической деятельности относительно планирования будущего талантливых молодых людей;
3. недоверие со стороны молодых людей действиям властей в области реализации политики поддержки молодежи в области их развития и содействия их успеху.
Предложен следующий комплекс решений данных проблем:
• создать комиссию по поиску и развитию талантов при Министерстве просвещения РФ с подразделениями в региональных структурах Министерства;
• комиссии будут целенаправленно заниматься поиском талантливых молодых людей и помогать им ориентироваться в конкурсах, в том числе и международных, для продвижения своего таланта, сообщать им о возможности принятия участия в определенных, а также сотрудничать с крупными промышленными предприятиями и учреждениями России в области организации стажировок;
• организация при каждом Вузе России координационного центра по обучению и стимулированию трудоустройства талантливых молодых людей;
• формирование общероссийской базы с актуальными рабочими местами для трудоустройства одаренного молодого человека на основе отрытого он-лайн конкурса;
• комплексная информационная поддержка реализации мероприятий в области развития талантливой молодежи и последующего ее успешного трудоустройства в российских организациях.
При организации предложенных мероприятий реализация государственной поддержки талантливой молодежи в РФ станет эффективнее.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» на 2016 - 2020 годы»: Постановление Правительства от 30 декабря 2015 г. №1493[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Электронный фонд правовой и научнотехнической документации». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/543546945/ (дата обращения: 06.02.2019).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Электронный фонд правовой и научнотехнической документации». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/2345156/ (дата обращения: 06.02.2019).
3. Государственная программа Российской Федерации
«Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №316 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Электронный фонд правовой и научно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412303891 (дата обращения: 7.12.2018)
4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. [Текст] - М.: юридическая литература, 2013.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] // Российская Федерация. - 2008. - 23 ноября. - С.7.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Электронный фонд правовой и научно-
технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd
.ru/document/4674531093217/ (дата обращения: 06.02.2019).
7. Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов: Приказ Президента РФ 03.04.2012 № Пр-827 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document
/cons_doc_LAW_173108/(дата обращения: 6.09.2018)
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Приказ Президента РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant. ru /document/cons_doc_LAW_438768/ (дата обращения: 06.02.2019).
9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, 2018-2027 годы (проект «Десятилетие детства»): Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Электронный фонд правовой и научно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd .ru/document/987056774/ (дата обращения: 06.02.2019).
10. Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 № 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Закон РФ». - Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/76.43/(дата обращения:
6.09.2018)
11. Положение талантливой молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2015-2015 годы [Текст] / Министерство образования Российской Федерации. - М.: Министерство образования Российской Федерации, 2015. - 303 с.
12. Постановление Правительства РФ от 15.12.2004 № 793 «О
премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для
молодых ученых (с изменениями на 28 сентября 2018 года)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_76576/ (дата
обращения: 06.02.2019).
13. Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Закон РФ». - Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob- оЬ1^оуапп-у-г1/95.2/(дата обращения: 6.09.2018)
14. Приказ Министерства образования и науки России от 18.11. 2013
года № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru
/document/cons_ doc_LAW_78290/ (дата обращения: 06.02.2019).
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 №249 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки России 18.11. 2013 года № 1252» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru /document/cons_doc_LAW_542911/ (дата обращения: 06.02.2019)...