Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРИЗНАКОВ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ ДЛЯ ЕЁ УДЕРЖАНИЯ В СФЕРЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №67700

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление персоналом

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 7
1.1. Место и роль талантливой молодёжи в России 7
1.2. Роль талантливой молодёжи в формировании кадрового потенциала науки
и высшего образования 17
1.3. Основные формы и методы выявления и поддержки талантливой молодёжи
в сфере науки и высшего образования 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Общая характеристика молодёжного рынка труда 35
2.2. Кадровый потенциал молодёжного рынка труда и его проблемы 43
2.3. Анализ системы привлечения и мотивации талантливой молодёжи 54
3 ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В НАУКЕ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ . 65
3.1. Целевые признаки талантливой молодёжи и методы их диагностики 65
3.2. Проблемы мотивации талантливой молодёжи к построению своей
профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования 72
3.3. Социально-экономическая эффективность от реализации предложений 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Качество высшего образования и науки напрямую зависит от структуры профессорско-преподавательского состава и состава научных работников, уровня их знаний, компетенций, внутренней мотивации и творческого подхода. Структура кадрового состава высшего учебного заведения и научной организации является его интеллектуальным ресурсом и предметом оценки качества. Молодые талантливые люди способны обеспечить прорывное развитие науки и технологий.
Трансформации, происходящие в обществе, в значительной степени меняют портрет современного студента и школьника: его мотивы к учебе, восприятие информации, жизненные цели и пр. Высокая доля педагогических и научных работников преклонного возраста, либо с консервативными взглядами на процесс обучения не готовы к изменениям, которые в современном мире уже неизбежны. Барьер между молодежью и наукой усиливается, как следствие, снижается качество образования и научных разработок, аспирантура становится больше формальностью, чем ступенью к научно-исследовательским открытиям.
При этом, интеллигентные молодые люди, особенно с активной жизненной позицией, являются движущей силой развития, важным стратегическим ресурсом и проводником социально-экономического и технического прогресса. Омоложение кадрового состава высшей школы и научных учреждений является важным инструментом модернизации отечественной системы высшего образования и сферы высоких технологий. В свою очередь молодые специалисты не заинтересованы в выстраивании карьерной траектории в данных сферах из-за отсутствия быстрого экономического результата и утраты престижности профессий педагога и научного сотрудника, а продолжение трудовой и научной деятельности в сферах науки и высшего образования в большинстве случаев вызвано мотивами другого порядка, что обуславливает актуальность исследования.
Молодежь является самой активной и динамично развивающейся группой населения, в то же время усиливаются процессы экономической дифференциации молодежи, отсутствует социальная идентичность, снижается социальная активность и мобильность молодых людей, распространяются различного рода девиации, проявляются разнообразные формы нетерпимости, меняются жизненные приоритеты и мотивы к трудовой деятельности, что заставляет по-новому взглянуть на роль молодежи в развитии науки и высшего образования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в определении мотивов трудового поведения талантливой молодежи и формировании предложений для отделов кадров по диагностике качеств предпочтительных для работников сферы науки и высшего образования.
В процессе написания магистерской диссертации было опубликовано 2 статьи в сборниках:
1. Социальные и гуманитарные науки в XXI веке. Итоги, вызовы, перспективы: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки «Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы», г. Санкт-Петербург, 27 февраля 2020 года. Часть 1 / под редакцией О.В. Архиповой и А.И. Климина; Ассоциация «НИЦ «Пересвет». - СПб.: «Фора - принт», 2020. - 174 с.
2. Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей третьей международной научной конференции. 30-31 марта 2020 г. Часть 2. - Казань: ООО «Конверт», - 2020. - 160 с.
Целью работы является определение целевых признаков талантливой молодежи для ее удержания в сфере науки и высшего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место и роль талантливой молодежи в России;
- изучить роль талантливой молодежи в формировании кадрового потенциала науки и высшего образования;
- определить основные формы и методы выявления и поддержки талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования;
- рассмотреть объект исследования и дать ему характеристику;
- ознакомиться с кадровым потенциалом объекта исследования и его проблемами;
- проанализировать систему привлечения и мотивации талантливой молодежи;
- сформулировать целевые признаки талантливой молодежи и методы их диагностики;
- выявить проблемы мотивации талантливой молодежи к построению своей профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования;
- провести оценку социально-экономической эффективности от реализации предложений.
Предмет исследования - привлечение и удержание талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования.
Объектом исследования является кадровый потенциал молодежного рынка труда.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные социологические, исторические, философские труды отечественных и зарубежных ученых, а также результаты прикладных исследований в областях общей теории управления, социологии управления.
В работе использованы принципы системного подхода, применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, логическое описание, научное обобщение.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных
источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования была определена высокая значимость талантливой молодежи для успешного социально-экономического развития России. Талантливая молодежь во всем мире является ресурсом возобновления, инноваций и передачи информации следующему поколению. Современное поколение молодежи отличается от предыдущих, что обусловлено их развитием во времена перемен и массовой цифровизации. оно имеет свои особенности, приоритеты и мотивы построения трудовой деятельности.
При этом, место молодежи в России скорее не определено, чем определено: управление молодежной политикой осуществляется децентрализовано в пределах субъектов РФ, регулируется исключительно подзаконными актами и существенно отличается по всей стране. И несмотря на увеличение программ поддержки молодых талантливых ребят, создание всевозможных реестров их учета, расширение перечня мероприятий по их увеличению, системность в работе с молодежью отсутствует.
На фоне снижения численности молодежи из-за демографического спада, увеличивается конкуренция за талантливую молодежь. В связи с чем, крупные предприятия ведут активную работу по диагностике и поддержке таких ребят. С целью дальнейшего трудоустройства и сопровождения в построении успешной карьеры. Начинает активно внедряться практика кадрового менеджмента, ориентированного на наличие талантов и личностных характеристик, чем на базовые знания.
Вместе с тем, в вузах и научных организациях омоложение кадрового состава осуществляется неэффективно, о чем свидетельствуют многие факты, включая минимальный процент (12%) защиты кандидатских диссертаций.
Таким образом, были выявлены четыре ключевых проблемы мотивации талантливой молодежи к построению своей профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования:
- низкий уровень престижа профессий научного работника и педагога высшей школы;
- низкий размер заработной платы и долгий срок построения карьеры;
- отсутствие комплексной системы по диагностике и поддержке талантливой молодежи с целью ее удержания в сфере науки и высшего образования;
- дезорганизация работы с талантливой молодежью на федеральном уровне.
Опираясь на результаты проделанной работы в ходе написания магистерской диссертации, были определены целевые показатели талантливой молодежи для работы в сферах науки и высшего образования, а также методы их диагностики, что может послужить основой кадровой работы с данной категорией кадров.
Анализ общественного мнения выявил сформировавшиеся в обществе предпосылки к восприятию научной деятельности, как перспективной для выстраивания карьерной траектории, но главным ограничителем к привлечению талантливой молодежи в сферу науки и высшего образования является неконкурентный размер заработной платы молодого ученого.
Талантливый молодой человек с выраженным потенциалом к творческой деятельности в условиях «кадрового голода», вызванного демографическим спадом, будет востребован во многих коммерческих структурах, но у вуза есть существенное преимущество постоянного контакта со студентами.
Следовательно, формирование системы отбора, диагностики и сопровождения талантливых студентов, при конкурентном уровне заработной платы молодых ученых, способно повысить эффективность аспирантуры и повысить престижность сферы науки и высшего образования.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Система «Консультант плюс». - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 09.02.2020)
2. Постановление Правительства Тюменской области от 29.04.2014 №217-п «Об утверждении положения о межведомственном информационно- программном комплексе - региональной базе данных талантливых детей и молодежи в Тюменской области» [Электронный ресурс]/Сайт Администрации Тюменской области. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/(дата обращения: 20.03.2020)
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [Электронный ресурс]/Консультант-плюс. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru(дата обращения: 27.03.2020)
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Основы
государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]/Консультант-плюс. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru(дата обращения: 20.03.2020)
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
[Электронный ресурс]// Система «Консультант плюс» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 10.01.2020)
6. Указ Президента РФ от 01.07.2014 №483 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]/Консультант-плюс. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru(дата обращения: 25.03.2020)
7. Актуальные проблемы управления персоналом в российских высших учебных заведениях. / Коллективная монография под редакцией А.А.
Литвинюка. М.: Издательство Российского государственного торгово - экономического университета. 2009. - 236 с. [Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25909365 (дата обращения: 25.03.2020)
8. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. О профессиональных траекториях выпускников аспирантуры. В сборнике: Инженерная педагогика - 2015, выпуск 17, том 1. С. 23-33.
9. Бобков В.Н., Литвинюк А.А., Леднёва С.А. Требования работодателей города Москвы к молодым специалистам и проблемы их подготовки в учебных заведениях. / Экономика региона. 2016. Т. 12. № 4. С. 1102-1112.
10. Иванов А.Ю. Положительные и отрицательные аспекты обучения в аспирантуре. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 34. С. 233-237.
11. Инженерное образование и вызовы культуры в XXI веке [Текст]: сборник
материалов II-ой Международной научной конференции "Наука,
образование, молодежь в современном мире" / Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Факультет гуманитарного образования, Кафедра философии и социально-политических технологий; [под редакцией Л. В. Волковой и др.]. - Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, 2017-. - 21 с.
12. Инновации. Наука. Молодежь [Текст]: материалы Всероссийской
студенческой научно-практической конференции, посвященной 25летнему юбилею РБИУ, 18-22 апреля 2017 / [Русско-британский институт управления (РБИУ); ответственный редактор: Заец Е. В.]. - Челябинск: РБИУ, 2017. - 214 с.
13. Как нанимать кандидатов поколения Z? [Электронный ресурс]. //HR-Portal
Randstat - Электрон. дан. - Режим доступа: https://hr-portal.ru/blog/kak- nanimat-kandidatov-pokoleniya-z-nuzhno-dumat-kak-oni(дата обращения:
05.04.2020)
14. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебник
[Электронный ресурс] М.: ИНФРА-М, 2019. — 235 с. — (Учебники для программы МВА) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013993(дата обращения: 21.04.2020)
15. Клопов Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой
мобильности [Текст] / Э.В. Клопов // Социологические исследования. 2016. - №4. - С. 39-43.
16. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 201 С.
17. Концепция молодежной политики ФНПР [Электронный ресурс]// Молодежный совет федерации независимых профсоюзов России - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.msfnpr.ru/1/24/4.htm(дата обращения: 11.05.2020)
18. Костина С. Н. Адаптация молодых специалистов как социально-экономическая проблема / С. Н. Костина, А. А. Ваганова // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ,
2017. — С. 784-794.
19. Краснов А.Ю. Престиж профессии и современные трудовые предпочтения россиян. / Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 9. С. 29 - 33.
20. Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодёжи. — М.: Молодая Гвардия, 1969. - 243 С.
21. Литвинюк А.А. Организационное поведение. М.: Юрайт. 2015. - 528 с. [Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23698534. (дата обращения: 25.03.2020)
22. Литвинюк А.А. Современные тенденции развития молодёжного рынка труда
в Москве. / Социогуманитарный вестник. 2018. № 1(18). С. 68-74.
[Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37091238(дата обращения: 25.03.2020)
23. Литвинюк А.А., Жигун Л.А., Полевая М.В., Камнева Е.В. Применение теории
мотивационного комплекса трудовой деятельности к анализу организационного поведения преподавателей вуза. / Креативная экономика.
2018. - Том. 12. - № 2. - С. 215-226. [Электронный ресурс]/Научная
электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32596113. (дата обращения: 25.03.2020)
24. Литвинюк А.А., Кузуб Е.В., Ливенцева И.С. О влиянии мотивационного профиля на выбор карьерной траектории в вузе. / Статья в сборнике трудов научной конференции «Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России. Пенза: Издательство Пензенского государственного аграрного университета. 2019. С. 120-124. [Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39149162. (дата обращения: 25.03.2020)
25. Литвинюк А.А., Мельников В.А., Кузуб Е.В. О проблемах мотивации инновационно-активных молодых специалистов к трудоустройству в сфере науки, высоких технологий и высшего образования. / Креативная экономика. - 2019. - Том 13. - № 6. - С. 1269-1278. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа https://creativeconomy.ru/lib/40790. (дата обращения: 25.03.2020)
26. Литвинюк А.А., Смирнова М.Е., Ширванов Р.А. О методике
прогнозирования организационного поведения персонала организации. / Инновации в менеджменте. 2018. № 2(16). С. 42-57.
(https://elibrary.ru/item.asp?id=35214935. Дата обращения: 07.08.2019).
27. Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю. Молодёжный рынок труда - системный импульс развития экономики. / Terra Economicus. 2016. Т. 14. № 3. С. 131-144.
28. Молодежь в науке: новые аргументы [Текст]: Международный молодежный сборник научных статей, Россия, г. Липецк, 15 июня 2018 г. / Научное партнерство "Аргумент"; ответственный редактор А. В. Горбенко. - Липецк: Аргумент, 2018. - 301 с.
29. Молодежь, наука, инновации: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, [г. Грозный, ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, 27-29 октября 2017 года] / Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова.
- Грозный: Грозненский государственный нефтяной технический
университет; Махачкала: Алеф, 2017. - 285 с.
30. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]/Сайт НИУ ВШЭ. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.hse.ru//(дата обращения: 08.05.2020)
31. Отчёт об оказании услуги по проведению комплексного исследования положения молодёжи на рынке труда города Москвы. / Отчёт о НИР/НИОКР. Под научной редакцией Литвинюка А.А. М.: 2015. - 376 с. [Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26327772. (дата обращения: 25.03.2020)
32. Оценка общеэкономических условий на предприятиях спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ в условиях кризиса. Информационный бюллетень. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. - № 9 (98). - 49 c.
33. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - 3-е издание, стереотип. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 187 с.
34. Потенциал интеллектуально одаренной молодежи - развитию науки и образования [Текст]: материалы VII Международного научного форума молодых ученых, инноваторов, студентов и школьников, 7-8 мая 2018 г. / М- во образования и науки Астраханской области [и др.; редакционная коллегия: Ануфриев Д. П. и др.]. - Астрахань: ГАОУ АО ВО "АГАСУ", 2018. - 391 с.
35. Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век [Текст]: актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи: материалы международной научно-практической конференции (Кемерово, 15-16 марта 2017 г.): [в 2 ч.] / Департамент образования и науки Кемеровской области; [редкол.: В. И. Блинов и др.]. - Кемерово: КРИРПО, 2017. - 29 с.
36. Резник С.Д. Аспирантура: как повысить её эффективность. / Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 106-116. [Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25147375. (дата обращения: 25.03.2020)
37. Российская молодёжь на рынке труда: экономическая активность и проблемы
трудоустройства. /Коллективная монография под ред. В.Н.Бобкова и А.А.Литвинюка. М.: Издательство «ООО Русайнс», 2016. - 228с.
[Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27459738. (дата обращения: 25.03.2020)
38. Российский статистический ежегодник Федеральной службы
государственной статистики, 2017. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения:
22.04.2020)
39. Российский статистический ежегодник Федеральной службы
государственной статистики, 2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pd (дата обращения:
31.03.2020)
40. Российский статистический ежегодник Федеральной службы
государственной статистики, 2019. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/year/year19.pd (дата обращения:
21.03.2020)
41. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат.сб. [Электронный ресурс] /Росстат-М., 2019
- 549 с. - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://gks.ru/storage/mediabank/rus19.pdf(дата обращения: 04.05.2020)
42. Снурницына Е.И. Система требований работодателей к молодым специалистам и карьера [Электронный ресурс] //Социологический альманах Материалы VII Орловских социологических чтений. Под общей редакцией П.А. Меркулова, Н.В. Проказиной. - 2016. - С.147-149. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26410100(дата обращения: 19.02.2020)
43. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 20.06.2020)
44. Сайт Министерства высшего образования и науки РФ [Электронный ресурс]/Сайт Министерства высшего образования и науки РФ. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru//(дата обращения: 08.05.2020)
45. Сайт образовательного центра «Сириус» [Электронный ресурс]/ Сайт образовательного центра «Сириус». - Электрон. дан. - Режим доступа: https://sochisirius.ru/(дата обращения: 04.05.2020)
46. Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]/Сайт Правительства РФ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://government.ru/(дата обращения: 08.05.2020)
47. https://strategy24.ru/rf/innovation/projects/natsional-nyy-proyekt-nauka(дата обращения: 30.09.2019).
48. Miller J.M., Feldman M.P. Isolated in the lab: Examining dissatisfaction with postdoctoral appointments // The journal of higher education. - 2015. - Vol. 86, N 5. - P. 697-724.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ