ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО
ЗДОРОВЬЯ 7
1.1 Демографическая ситуация в Российской Федерации на
современном этапе 7
1.2 Демографическая политика в современной России 11
1.3 Г осударственная политика в области охраны
репродуктивного здоровья 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1 Характеристика состояния репродуктивного здоровья
населения Свердловской области 28
2.2 Государственная политика Свердловской области по охране
репродуктивного здоровья населения и эффект ее реализации 37
2.3 Направления повышения эффективности государственной
политики Свердловской области в контексте охраны
репродуктивного здоровья 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Демографическое развитие является важной стратегической задачей государства на любом уровне власти. Несмотря на существенные успехи в демографической политике последний период демографического роста был в 2013 -2015 гг. С года наблюдается снижение показателя прироста населения естественный прирост составлял - 2286 тыс. чел.. За 2018 год естественный прирост составлял - 218394 тыс. чел. : рождаемость 1,6 млн. чел. , смертность 1,82 млн. чел..
Обострение демографических проблем является следствием системного фактора, складывающегося из экономических, социальных, культурных и экологических проблем в России.
Во многом ухудшение демографической ситуации обусловлено ухудшением репродуктивного здоровья населения. Негативно воздействует на репродуктивное здоровье прерывания беременности, Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), ВИЧ, СПИД, гепатит, осложнения беременности, родов, послеродовом периоде и др. Так, например, за 2018 гг. прервано беременности 520,0 тыс. чел., а родилось 1,6 млн. чел. Хотя за последние годы уменьшилось число абортов, но тем не менее является серьезным показателем. За последний период (2007 - 2017 гг.) отмечается снижение уровня ЗППП на 67,0 % , в тоже время Россия находится на 4 месте в мире после ЮАР, Нигерии и Мозамбика по скорости появления новых случаев за 2018 год зафиксировано 104 тыс. чел. больных, по данным ВОЗ, частота заболеваемости составляет 71 случай на 100 тыс. человек.
Охрана репродуктивного здоровья населения - важный шаг к стабилизации демографической ситуации, к смене тенденции убыли населения Российской Федерации. Безусловно, государство четко осознает проблемы репродуктивного здоровья и стремится минимизировать негативные последствия экономических, социальных и экологических факторов [6].
Стоить отметить что именно рождаемость вносить наибольший вклад в определение демографического будущего страны. Биологическим основанием рождаемости является способность человека к воспроизводству потомства: оплодотворению, зачатию, вынашиванию плода и рождению ребенка. Именно поэтому репродуктивному здоровью как в прошлом, так и в настоящем уделяется пристальное внимание со стороны государства.
Вызывает обеспокоенность патология репродукции, включающая в себя бесплодие, патологию беременности, патологию в родах и послеродовом периоде, патологию новорожденных.
Например, за последние 20-30 лет бесплодные браки составляют 18-20 % всех браков. Причиной бесплодного брака в 40-50 % случаев является патология репродуктивной системы одного из супругов, а в 5 - 10% случаев - патология у обоих супругов.
Актуальность выбранной темы исследования в современных условиях высока. В течении длительного времени в России остро проявляет себя проблема низкой рождаемости и ухудшения репродуктивного здоровья населения.
Государственная политика по охране репродуктивного здоровья характеризуется рядом противоречий:
1. На сегодняшний день реализуются различные специализированные, лечебные, профилактические мероприятие по защите репродуктивного здоровья женщин, но отсутствует система единой специализированной помощи при мужском бесплодии, заболевании половых органов у мужчин различного генеза.
2. При актуальности данной проблемы население мало информировано о рисках нарушения репродуктивного здоровья и возможных патологиях, слабо развита система профилактических, просветительских мероприятий специалистов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает демографическая политика в РФ. Предмет исследования - государственная политика Свердловской области по охране репродуктивного здоровья населения.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке предложений и мероприятий по совершенствованию государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения Свердловской области.
Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику демографической ситуации в Российской Федерации на современном этапе
2) исследовать теоретические аспекты демографической политики РФ;
3) исследовать аспекты государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья;
4) представить характеристику состояния репродуктивного здоровья населения в Свердловской области на современном этапе;
5) изучить реализацию государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения Свердловской области.
6) проанализировать существующие предложенные мероприятия по охране репродуктивного здоровья в Свердловской области.
Теоретико-методологической основой исследования в выпускной квалификационной работе являются:
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных специалистов в области социологии, демографии, здравоохранения, семейно-брачных отношений, охраны семьи и детства и др.
Статистические материалы Федеральной государственной службы статистики и регионального подразделения Свердловской области.
Нормативно-правовая база исследования: законодательство РФ.
Методы исследования: общенаучные и частные научные методы, такие как анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, формально-логический, социологический метод, метод сбора и анализа информации, и сравнительный. Общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение
Структура выпускной квалификационной работы представлена в следующем виде: введение, содержательная часть, состоящая из 2 глав, поделенных на параграфы, заключение, список литературы из 35 источников, 3 таблицы и 25 рисунка.
Государственная политика в области охраны репродуктивного здоровья может быть направлена:
1) укрепление состояния здоровья населения в первую очередь за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению по снижению распространению ЗППП, ВИЧ, СПИД;
2) профилактика ранней беременности прерывания беременности;
3) привитие негативного отношения к курению, алкоголизму и наркомании;
4) развитие здорового образа жизни;
5) раннее выявление болезней системы кровообращения,
новообразований и инфекционных болезней;
6) создание предпосылок для повышения рождаемости, укрепление института семьи, обеспечение адресной социальной защиты семьи, создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, возможность обеспечения семьи соответствующими жилищными условиями;
Рождаемость в Свердловской области неравномерна - присутствуют периоды как всплеска, так и снижения рождаемости. Из изученного материала можно сделать следующие выводы:
1. для Свердловской области характерна общероссийская тенденция к снижению рождаемости в 2017 году - это проявилось в том, что показатель впервые за 8 лет оказался ниже 60 тыс. человек;
2. тенденция к снижению рождаемости в последнее время связана не только с экономическими и социальными факторами. Важным фактором является и отток населения - несмотря на относительную экономическую стабильность в Свердловской области, молодежь мигрирует в мегаполисы;
на тенденцию к снижению рождаемости оказывает влияние
стрессовые и психологические факторы.
Использование системного подхода позволяет анализировать проблему охраны репродуктивного здоровья населения с различных точек зрения. При разработке мероприятий проблема не будет рассматриваться однобоко, что позволит реализовать комплексные действия по повышению эффективности государственной политики в этой области.
Мероприятия по оптимизации финансирования здравоохранения требуют системного, комплексного подхода. Именно повышение уровня социальных гарантий и защищенности населения должно стать задачей властей Свердловской области в контексте охраны репродуктивного здоровья населения на ближайшие 6 лет.
Большое внимание необходимо уделить информированности населения. При большом объёме имеющихся источников информации до сих пор население имеет не достаточное осведомленность в данной проблеме. Основная пропаганда идет в сторону запрета алкоголя, курение табака, малое информации по поводу выбора одного из методов контрацепции вместо прерывания беременности (абортов) которые в последствие несут негативное влияние в сторону здоровья женщины вплоть до бесплодия.
Информированность населения не только по средством СМИ но и включать специалистов например: создать для старших классах общеобразовательную программу, посвященную методам контрацепции, репродуктивному здоровью и как его сохранить, гигиенические воспитание; для девушек проводить беседы для предупреждения ранее беременности и других вопросов касающихся репродуктивного здоровья.
Связи с тем что в основном интересы законов и законодательных актов о здоровье направлены в сторону женщин, матерей и беременных, в отношение же мужчин отсутствуют системные мероприятия и государственные программы по охране мужского репродуктивного здоровья и поддержке ответственного отцовства. Необходимо разработать государственные программы по охране репродуктивного здоровья мужчин, обучить специалистов которые будут ориентироваться в этом вопросе (уролог, андролог и.т.д).
1. Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
[Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001
№ 197-ФЗ ( принят ГД ФС РФ 21.12.2001) ( с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016 ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]
3. "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс] (дата обращения: 24.02.19)
4. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011
5. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс] (дата обращения: 10.02.19)
6. «О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации» (в редакции Закона РФ от 02.04.93 № 4741-1) Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 [Электронный
ресурс]// Режим доступа: [Консультант плюс] (дата обращения: 26.02.19)
7. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения РФ
на 2016-2025 годы утвержденная Указом Президента в октябре 2007 года (Указ от 09.10.2007 № 1351 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://bocpsr.ru/wp-content/uploads/2017/02/Koncepciya.pdf
8. Постановление Правительства Свердловской области от 12.10.2016 N 707-ПП "О докладе "О состоянии здоровья граждан, проживающих в Свердловской области, в 2017 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ural-region.net/079
9. Федеральный закон от 21.11.2011 №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] доступ к сайту: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025
10. Акерман С.Г., Визерс С. и др. Добровольное медицинское страхование [Текст] / С.Г Акерман , С. Визерс - М.: Российский юридический издательский дом. 2017.- 127 с.
11. Болтинова О.В. Бюджетное право. [Текст]/О.В Болтинова - М: НОРМА, 2017. - 320 с.
12. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учебное пособие [Текст] /
В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 282c.
13. Гришин В. В. Обязательное медицинское страхование. Первые шаги [Текст] //Экономика и жизнь. -2016. - №41. - С. 14 - 25
14. Изабакаров, И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: учебник [Текст] / И. Г. Изабакаров. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
15. Каюков В. В., Мельчакова Ю. Л. Взаимосвязь демографических процессов с состоянием экономики [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 177-180...