Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое обеспечение соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в различных видах деятельности

Работа №97171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Характеристика понятия «взаимодействия» 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Взаимодействие детей в различных видах деятельности 15
1.4 Взаимодействие детей в процессе эколого - трудовой
деятельности 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Определение уровня развития коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66


Развитие взаимодействия у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. В дошкольном возрасте потребность во взаимодействии со сверстниками и окружающим социальным миром выдвигается на одно из первых мест. Овладение процессом взаимодействия является необходимым условием социализации ребенка, его дальнейшей социальной успешности, эффективной самореализации.
Современное образование призвано обеспечить условия, необходимые для современного взаимодействия развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС общего образования, Закон РФ «Об образовании»).
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», где отражены задачи, которые направлены на развитие общения ребёнка, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.) начальным этапом развития взаимодействия является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в процессе взаимодействия разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (О. А. Веселкова, И.А.Кумова).
Исследователи отмечают, что во взаимодействии у детей развиваются коммуникативные умения, которые необходимые для общения между собой, педагогом и во взросло-детских отношениях.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий, которые направлены на развитие
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие «взаимодействие».
2. Выявить особенности развития взаимодействия дошкольников в разных видах деятельности.
3. Раскрыть возможности совместной деятельности в развитии коммуникативных умений у детей в разных видах деятельности.
4. Провести диагностику и определить уровень развития взаимодействия дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. На основании педагогических трудов, разработать комплекс занятий, который направлен на развитие взаимодействия дошкольников в разных видах деятельности, апробировать его в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений (Г.М. Андреева, М.И. Лисина и др.);
• выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей дошкольного возраста, его особенностях и формах (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев);
• положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений (Г.М. Андреевой, Э. Берном, Г.А. Ковалевым, В.А. Петровским и др.).
Вопросы изучения и взаимодействия дошкольников раскрыты в работах А.Г. Арушановой, М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, О.Е. Смирновой, Ю.В. Филлиповой др.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, О.С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем и затем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар коммуникативных умений, направленных на взаимодействие друг с другом: целеполагание, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми, адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения (С.А. Бычкова, Р.Р. Калинина, С.В. Проняева, Л.М. Шипицинаи др.).
В педагогических трудах Ш.А. Амонашвили, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Батаршева, А.А. Брудного, Т. Ньюкома, Д.Б. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, Л. Тайера, В.Н. Мясищева, определено, что общение, основанное при помощью вербальных и невербальных средств, не только организует, но и обогащает совместную деятельность, а также способна формированию новых социальных связей и взаимодействие между людьми.
М. Аргайл, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Волкова, В.А. Горянина, Г.В. Колшанский, С.В. Кондратьев, А. Пиз, Н.И. Смирнова, Э. Холл и др. определили роль и значение невербальных средств в процессе общения. [70].
Развитие взаимодействия в танцевальной деятельности в своих педагогических трудах рассматривали: А.И. Буренина, Л.В. Виноградов, Й. Вуйтак, В.А. Жилин, К. Орф, А. Остертаг, Е.И. Поплянова, И.Э. Сафарова, Т.Э. Тютюнникова.
Методы исследования:
• теоретические анализ педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования, систематизация;
• эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические
наблюдение, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Теремок», город Сухой Лог.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «взаимодействие». Взаимодействие, требует специфических знаний и умений, которыми ребёнок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Взаимодействие детей - комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий и способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Выявлены особенности взаимодействия в детском коллективе у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования взаимодействий, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. В 5-7 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Рассмотрены возможности танцевальной деятельности в развитии взаимодействия межу детьми в коллективе.
В системе педагогических условий формирования взаимодействия у детей дошкольного возраста особую роль занимает танцевальная деятельность, определяемая как составная часть педагогического процесса, совокупность условий и обстоятельств. Ее возможности в решении задач раз вития коммуникативных умений связаны с тем, что она позволяет перевести знание ребенка о способах взаимодействия в практическую форму, реализуется связь знаний и умений общения с реальной жизнью детей, что способствует актуализации потребности в общении с окружающими людьми, позволяет обогатить опыт вариативного и творческого применения детьми умений общения. Танцевальная деятельность, как естественно возникающий или специально смоделированный комплекс условий или обстоятельств, позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения.
Проведена диагностика уровня развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Анализ результатов начально-диагностического обследования детей, проведенный на основе выделенных в работе показателей, определил, что в целом уровень развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста по итогам констатирующего находится на низком уровне 60%.
Эти данные позволили нам организовать работу по формированию взаимодействия с помощью танцевальной деятельности.
Разработан комплекс занятий, направленных на развитие взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности, затем нами апробирован в опытно-поисковой работе.
Формирующий этап включал в себя задачи по отбору танцевальных композиций и их модификации в соответствии с задачами исследования и выявленным уровнем развития коммуникативных умений, разработки плана их использования в воспитательном процессе.
В рамках настоящей работы было выявлено и подтверждено практически, что танцевальная деятельность может выполнять функцию средства развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Г.С. Абрамова. - М.: Екатеринбург: Деловая книга, 2010.-325с.
2. Авдулова, Т.П. Игра: ее развитие на современном
этапе//Дошкольное воспитание [Текст] /Т.П. Авдулова. Воспитание дошкольника. №8 - М.: 2008.- С.28-33.
3. Антонова, Т.В. Анализ возрастной динамики взаимодействия детей [Текст] / Т.В. Антонова. // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.-2010.- № 15.- С. 84¬93.
4. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2012.- 144 с.
5. Барсукова, Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова .: Просвещение, 2010.-112 с.
6. Белкин, П.С. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П.С. Белкин. - Ярославль. : Академия развития, 2010. - 208 с.
7. Берлянд, И.В. Игра как феномен сознания [Текст] / И.В. Берлянд. - Кемерово. : АЛЕФ, 2012.-341 с.
8. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. - СПб. :, 2008.-356 с.
9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966.- №6.- С.62- 76.
10. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести [Текст]/ Л.Н. Галигузова, Е.О.Смирнова. - М.: Интор, 2006. -160с.
11. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф.
Губанова. // Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Синтез, 201. - 128 с.
12. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь Ефремовой [Текст]/ Т.Ф.Ефремова. - М.: Дрофа, 2000.- 1233с.
13. Жуковская Р.И. Труд и его педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская.- М.: Педагогика, 2010. - 87 с.
14. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие [Текст]/ Н.В. Иванова.- Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
15. Иванова И.С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Иванова И.С., Ставринова Н.Н. // Актуальные вопросы современной науки.- Сургут, 2009. - № 7-2. - С. 39-48.
16. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 568 с.26
17. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Педагогика, 1984.¬142 с.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений[Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
19. Кононова И.М. О взаимодействии в трудовой деятельности [Текст] / И.П. Кононова// Дошкольное воспитание. - М., 2010, № 12.
20. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.1. [Текст] / Н.К. Крупская.- М., 1957. - 314 с.
21. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А.Н. Леонтьев// Сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: АПН РСФСР, 1948.- С. 4.
22. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры [Текст] / А.Н.
Леонтьев. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983. Т-1 41.
23. Лисина М.И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни [Текст] // Вопросы психологии. - 2013. - № 5
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения[Текст]/ М.И. Лисина. - М., 2010.-256с.
25. Литвинова С.В. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно ролевых играх [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук,с пец. 13.00.07/Литвинова С.В.-М.:МГУ,2010.- 170с.
26. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии [Текст]/А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2010. - 386 с.
27. Менджерецкая Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания [Текст]/ Д.В. Менджерицкая//Уч. записки МГПИ №196.- 1963. - С.110-148.
28. Микляева Н.Е. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]/ Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2014. - 254 с.
29. Минаев В.А. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст]/ В.А. Минаева, Л.П.Стрелкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 13-20.
30. Митева Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослым и сверстником [Текст]/Л.Б. Митева - М., 2008.
31. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 2-е изд., испр. - М.: Линка - Пресс, 2010. - 96 с.
32. Мухина В.С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений [Текст]/ В.С. Мухина. - М.:Академия, 1975.- 239 с.
33. Мухина В.С. Детская психология [Текст]/ В.С. Мухина. - М.:ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.
34. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды [Текст]/ В.Н. Мясищев//под ред. Бодалева А.А. - М.: Модэк МПСИ, 2004.
35. Недоспасова В.А. Растем играя [Текст] / В.А. Недоспасова.- М.: Просвещение, 2002.- 96 с.
36. Обухова Л.Ф. Детскаяпсихология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф. Обухова. - М., 2008.-238 с.
37. Пивненко Т.В. Психологические границы в игре детей, непринимаемых сверстниками [Текст]: Автореф. дис. канд. псих. наук., спец. 13.00.07/ Т.В. Пивненко.- М., 2008.-43 с.
38. Психология дошкольника: Хрестоматия [Текст] /Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 407 с.
39. Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2005
40. Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей [Текст] / Г.И. Радвил. - Орел, 1989.- 185 с.
41. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм - еврознак, 2002. - 656 с.
42. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М., 1978.-С.25-45.
43. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст]/ Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1987. -С. 34-61.
44. Решилова Р.Р. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры [Текст]/ Р.Р. Решилова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 7. - С. 27-31.
45. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст]/ А.А. Рояк. - М., 1988. - 215 с.
46. Седова, Н.Е. Педагогика вокруг нас [Текст]/Н.Е. Седова.-М.: Омега, 1995. - 285 с.
47. Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! [Текст] /О.А. Скоролупова
О.А., Логинова Л.В. - М.: Скрипторий, 2010. - 160 с.
48. Сикорский А.И. Воспитание в возрасте первого детства
[Текст]/А.И. Сикорский. - СПб., 1994. - с.87.
49. Славина С.Л. О развитии мотивов трудового воспитания в
дошкольном возрасте [Текст] /С.Л. Славина // Вып.14.-Известия АПН
РСФСР, 1988.- С.14-28.
50. Смирнова Е.О. Игры, нацеленные на создание доброжелательного отношения к сверстникам [Текст]/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С.19 -23.
51. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Типология сюжетных игр
дошкольника: Вопросы психологии №3[Текст]/О.Е. Смирнова, И.А.
Рябкова.- М.:2011.-с. 42-48.
52. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Игры, направленные на формирование трудолюбия [Текст] / Е.И. Смирнова, В.М. Холмогорова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 73-77
53. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст]/О.В. Солнцева. - М.: Речь, 2010.- 176 с.
54. Солнцева О.В. Развитие субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст]/ О.В. Солнцева // Детский сад от А до Я. 2011. - № 2 (50). - С. 18-32.
55. Теплицкая И.Б. Игра и взаимодействие детей [Текст]/ И.Б. Теплицкая//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2001.- С. 111-116.
56. Ткаченко Е.В. Проектная деятельность как средство формирования
коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Ткаченко// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы
развития. - 2015. - № 3 (6). - С. 78-80.
57. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений [Текст]/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
58. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 94 с.
59. Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой.- М., 1986. - 237 с.
60. Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте [Текст]/Д.Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. - М.: Просвещение, 1965. -130с.
61. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин.-М.: Педагогика, 1978.-20 с.
62. Эльконин Д.Б. Психология игры.2-ое издание.[Текст]/ / Д. Б. Эльконин. - Архангельск, 2010. - 383 с.
63. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры [Текст] /Л.И. Эльконинова // Вопросы психологии №1.-2004.- с.68-79.
64. Эльконинова Л.И. О работах, продолжающих традицию Д.Б. Эльконина на кафедре возрастной психологии[Текст] /Л.И. Эльконинова //Московская психологическая школа: История и современность. Т.4 / Под общ. ред.В.В. Рубцова. М.:МГППУ; ПИ РАО, 2007.-326с.
65. Ярошевский М.Г., Петровский, А.В., Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь[Текст]/ Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2010.-236с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ