Психолого-педагогическое обеспечение соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в различных видах деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Характеристика понятия «взаимодействия» 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Взаимодействие детей в различных видах деятельности 15
1.4 Взаимодействие детей в процессе эколого - трудовой
деятельности 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Определение уровня развития коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Характеристика понятия «взаимодействия» 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Взаимодействие детей в различных видах деятельности 15
1.4 Взаимодействие детей в процессе эколого - трудовой
деятельности 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Определение уровня развития коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Развитие взаимодействия у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. В дошкольном возрасте потребность во взаимодействии со сверстниками и окружающим социальным миром выдвигается на одно из первых мест. Овладение процессом взаимодействия является необходимым условием социализации ребенка, его дальнейшей социальной успешности, эффективной самореализации.
Современное образование призвано обеспечить условия, необходимые для современного взаимодействия развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС общего образования, Закон РФ «Об образовании»).
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», где отражены задачи, которые направлены на развитие общения ребёнка, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.) начальным этапом развития взаимодействия является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в процессе взаимодействия разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (О. А. Веселкова, И.А.Кумова).
Исследователи отмечают, что во взаимодействии у детей развиваются коммуникативные умения, которые необходимые для общения между собой, педагогом и во взросло-детских отношениях.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий, которые направлены на развитие
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие «взаимодействие».
2. Выявить особенности развития взаимодействия дошкольников в разных видах деятельности.
3. Раскрыть возможности совместной деятельности в развитии коммуникативных умений у детей в разных видах деятельности.
4. Провести диагностику и определить уровень развития взаимодействия дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. На основании педагогических трудов, разработать комплекс занятий, который направлен на развитие взаимодействия дошкольников в разных видах деятельности, апробировать его в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений (Г.М. Андреева, М.И. Лисина и др.);
• выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей дошкольного возраста, его особенностях и формах (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев);
• положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений (Г.М. Андреевой, Э. Берном, Г.А. Ковалевым, В.А. Петровским и др.).
Вопросы изучения и взаимодействия дошкольников раскрыты в работах А.Г. Арушановой, М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, О.Е. Смирновой, Ю.В. Филлиповой др.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, О.С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем и затем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар коммуникативных умений, направленных на взаимодействие друг с другом: целеполагание, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми, адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения (С.А. Бычкова, Р.Р. Калинина, С.В. Проняева, Л.М. Шипицинаи др.).
В педагогических трудах Ш.А. Амонашвили, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Батаршева, А.А. Брудного, Т. Ньюкома, Д.Б. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, Л. Тайера, В.Н. Мясищева, определено, что общение, основанное при помощью вербальных и невербальных средств, не только организует, но и обогащает совместную деятельность, а также способна формированию новых социальных связей и взаимодействие между людьми.
М. Аргайл, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Волкова, В.А. Горянина, Г.В. Колшанский, С.В. Кондратьев, А. Пиз, Н.И. Смирнова, Э. Холл и др. определили роль и значение невербальных средств в процессе общения. [70].
Развитие взаимодействия в танцевальной деятельности в своих педагогических трудах рассматривали: А.И. Буренина, Л.В. Виноградов, Й. Вуйтак, В.А. Жилин, К. Орф, А. Остертаг, Е.И. Поплянова, И.Э. Сафарова, Т.Э. Тютюнникова.
Методы исследования:
• теоретические анализ педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования, систематизация;
• эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические
наблюдение, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Теремок», город Сухой Лог.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Современное образование призвано обеспечить условия, необходимые для современного взаимодействия развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС общего образования, Закон РФ «Об образовании»).
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», где отражены задачи, которые направлены на развитие общения ребёнка, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.) начальным этапом развития взаимодействия является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в процессе взаимодействия разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (О. А. Веселкова, И.А.Кумова).
Исследователи отмечают, что во взаимодействии у детей развиваются коммуникативные умения, которые необходимые для общения между собой, педагогом и во взросло-детских отношениях.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий, которые направлены на развитие
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие «взаимодействие».
2. Выявить особенности развития взаимодействия дошкольников в разных видах деятельности.
3. Раскрыть возможности совместной деятельности в развитии коммуникативных умений у детей в разных видах деятельности.
4. Провести диагностику и определить уровень развития взаимодействия дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. На основании педагогических трудов, разработать комплекс занятий, который направлен на развитие взаимодействия дошкольников в разных видах деятельности, апробировать его в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений (Г.М. Андреева, М.И. Лисина и др.);
• выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей дошкольного возраста, его особенностях и формах (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев);
• положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений (Г.М. Андреевой, Э. Берном, Г.А. Ковалевым, В.А. Петровским и др.).
Вопросы изучения и взаимодействия дошкольников раскрыты в работах А.Г. Арушановой, М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, О.Е. Смирновой, Ю.В. Филлиповой др.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, О.С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем и затем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар коммуникативных умений, направленных на взаимодействие друг с другом: целеполагание, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми, адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения (С.А. Бычкова, Р.Р. Калинина, С.В. Проняева, Л.М. Шипицинаи др.).
В педагогических трудах Ш.А. Амонашвили, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Батаршева, А.А. Брудного, Т. Ньюкома, Д.Б. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, Л. Тайера, В.Н. Мясищева, определено, что общение, основанное при помощью вербальных и невербальных средств, не только организует, но и обогащает совместную деятельность, а также способна формированию новых социальных связей и взаимодействие между людьми.
М. Аргайл, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Волкова, В.А. Горянина, Г.В. Колшанский, С.В. Кондратьев, А. Пиз, Н.И. Смирнова, Э. Холл и др. определили роль и значение невербальных средств в процессе общения. [70].
Развитие взаимодействия в танцевальной деятельности в своих педагогических трудах рассматривали: А.И. Буренина, Л.В. Виноградов, Й. Вуйтак, В.А. Жилин, К. Орф, А. Остертаг, Е.И. Поплянова, И.Э. Сафарова, Т.Э. Тютюнникова.
Методы исследования:
• теоретические анализ педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования, систематизация;
• эмпирические: педагогический эксперимент, диагностические
наблюдение, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Теремок», город Сухой Лог.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
В результате исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «взаимодействие». Взаимодействие, требует специфических знаний и умений, которыми ребёнок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Взаимодействие детей - комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий и способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Выявлены особенности взаимодействия в детском коллективе у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования взаимодействий, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. В 5-7 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Рассмотрены возможности танцевальной деятельности в развитии взаимодействия межу детьми в коллективе.
В системе педагогических условий формирования взаимодействия у детей дошкольного возраста особую роль занимает танцевальная деятельность, определяемая как составная часть педагогического процесса, совокупность условий и обстоятельств. Ее возможности в решении задач раз вития коммуникативных умений связаны с тем, что она позволяет перевести знание ребенка о способах взаимодействия в практическую форму, реализуется связь знаний и умений общения с реальной жизнью детей, что способствует актуализации потребности в общении с окружающими людьми, позволяет обогатить опыт вариативного и творческого применения детьми умений общения. Танцевальная деятельность, как естественно возникающий или специально смоделированный комплекс условий или обстоятельств, позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения.
Проведена диагностика уровня развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Анализ результатов начально-диагностического обследования детей, проведенный на основе выделенных в работе показателей, определил, что в целом уровень развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста по итогам констатирующего находится на низком уровне 60%.
Эти данные позволили нам организовать работу по формированию взаимодействия с помощью танцевальной деятельности.
Разработан комплекс занятий, направленных на развитие взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности, затем нами апробирован в опытно-поисковой работе.
Формирующий этап включал в себя задачи по отбору танцевальных композиций и их модификации в соответствии с задачами исследования и выявленным уровнем развития коммуникативных умений, разработки плана их использования в воспитательном процессе.
В рамках настоящей работы было выявлено и подтверждено практически, что танцевальная деятельность может выполнять функцию средства развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «взаимодействие». Взаимодействие, требует специфических знаний и умений, которыми ребёнок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Взаимодействие детей - комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий и способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Выявлены особенности взаимодействия в детском коллективе у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования взаимодействий, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. В 5-7 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Рассмотрены возможности танцевальной деятельности в развитии взаимодействия межу детьми в коллективе.
В системе педагогических условий формирования взаимодействия у детей дошкольного возраста особую роль занимает танцевальная деятельность, определяемая как составная часть педагогического процесса, совокупность условий и обстоятельств. Ее возможности в решении задач раз вития коммуникативных умений связаны с тем, что она позволяет перевести знание ребенка о способах взаимодействия в практическую форму, реализуется связь знаний и умений общения с реальной жизнью детей, что способствует актуализации потребности в общении с окружающими людьми, позволяет обогатить опыт вариативного и творческого применения детьми умений общения. Танцевальная деятельность, как естественно возникающий или специально смоделированный комплекс условий или обстоятельств, позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения.
Проведена диагностика уровня развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Анализ результатов начально-диагностического обследования детей, проведенный на основе выделенных в работе показателей, определил, что в целом уровень развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста по итогам констатирующего находится на низком уровне 60%.
Эти данные позволили нам организовать работу по формированию взаимодействия с помощью танцевальной деятельности.
Разработан комплекс занятий, направленных на развитие взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности, затем нами апробирован в опытно-поисковой работе.
Формирующий этап включал в себя задачи по отбору танцевальных композиций и их модификации в соответствии с задачами исследования и выявленным уровнем развития коммуникативных умений, разработки плана их использования в воспитательном процессе.
В рамках настоящей работы было выявлено и подтверждено практически, что танцевальная деятельность может выполнять функцию средства развития взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ СЕНЗИТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников в период подготовки к школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Использование геометрического материала в различных видах деятельности как условие развития у детей дошкольного возраста математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021



