Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №97169

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Теоретические основы качества образования и образовательной
среды 6
1.2. Сущность понятия «экологически безопасная среда» в дошкольной
организации в научной литературе 11
1.3. Психолого-педагогические аспекты организации экологически безопасной образовательной среды в условиях дошкольной организации ....17
1.4. Проект экологически безопасной образовательной среды дошкольной
организации 33
ГЛАВА II КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.1. Мониторинг качества экологически безопасной образовательной
среды и критерии её оценки 39
2.2. Реализация проекта экологически безопасной образовательной среды для воспитанников ДОУ и оценка соответствующих требований в соответствии ФГОС ДОО 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74


Процесс деятельности педагогов должен быть ориентирован на создание условий безопасности для детей. Невнимательное отношение к вопросам безопасности может свести на нет все усилия педагога дошкольного учреждения при проведении образовательной деятельности с дошкольниками. И педагоги, и родители, и воспитанники должны быть уверены в безопасности образовательного процесса в детском саду.
Актуальность данной работы обусловлена важностью проблем безопасности для ведения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. К сожалению, в нашей стране нередки случаи получения детьми травм, заболеваний, отравлений, причинами которых были невнимание педагогов или администрации дошкольного учреждения к вопросам безопасности и экологии. Мы помним, как много лет назад в России обнаружили китайские игрушки, изготовленью из опасных материалов. К сожалению, в дошкольных учреждениях встречаются случаи летального исхода от получения детьми травм или отравления в столовой.
Российское Правительство уделяет этим вопросам существенное внимание. Например, в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 28 обозначены компетенции, права и обязанности и ответственность образовательной организации. Ст.41 включает в себя охрану здоровья воспитанников. В ст.48 ФЗ № 273 обозначается ответственность и обязанность педагогов за формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни.
После введения стандарта изменился подход к проблеме безопасности. В неё входят не только понятия охраны жизни и здоровья воспитанников, обеспечение безопасных условий труда работников учреждения, но и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. 
законодательные установления, все критерии экологической безопасности для проведения успешной образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Объект исследования: образовательная среда дошкольной организации.
Предмет исследования: мониторинг качества экологически безопасной среды в образовательной деятельности дошкольной организации.
Цель исследования: изучить и разработать критерии мониторинга экологически безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении.
Гипотеза исследования: создание экологически безопасной образовательной среды в дошкольной организации, будет более эффективно тогда, когда:
- будет проведена комплексная оценка территории, включающая оценку природных условий;
- разработанный проект будет отвечать требованиям экологической безопасности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы качества образования и образовательной среды.
2. Раскрыть сущность понятия "экологически безопасная среда" в дошкольной образовательной организации.
3. Выделить психолого-педагогические аспекты организации экологически безопасной образовательной среды в условиях дошкольной организации.
4. Описать мониторинг качества экологически безопасной образовательной среды.
5. Разработать и реализовать проект экологически безопасной среды дошкольной организации и дать методические рекомендации по его реализации.
Теоретической базой исследования были работы: Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, И.В. Тельнюк и др. нашла отражение проблема безопасности образовательной среды в трудах: И.А. Баевой, Е.В. Бурмистровой, Е.П. Велихова, В.Н. Мошкина, В.П. Овечкина и др.
В работе использовались аналитические, дескриптивные методы, анализ, синтез, проектирование, обобщение, систематизация.
Базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад № 17 «Березка» Белоярский район, п. Совхозный.
Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос о экологически безопасной образовательной среде актуален и на сегодняшний день. Проведя исследование по данной проблеме, мы пришли к выводам, изложенным ниже.
Качество образования устанавливается запросами страны и общества. Качество образовательной среды, то есть соответствующих условий образования, напрямую связано с результатом образования.
Экологически безопасная среда в дошкольной организации - это совокупность условий, которые отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам и способствует сохранению и укреплению здоровья, длительности жизни людей.
Организацией развивающей предметно-пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях стандарта достигается главная цель экологического образования, развитие у воспитанников целостной позиции на природу и место людей в ней, экологическую грамотность, желание любить природное окружение и бережно относиться к нему.
На основании изученных данных о экологически безопасной образовательной среде дошкольной организации нами был разработан и реализован проект на тему: « Мусор Земле не к лицу!». Данный проект подразумевает взаимодействие всех субъектов образования.
Так же нами был проведен мониторинг качества экологически безопасной образовательной среды детского сада. Результаты оказались качественными и убедительными, но они показали не только наиболее сильные, но и слабые стороны состояния экологически безопасной среды конкретной возрастной группы. Не достаточно безопасно организовано пространство участка детского сада для подвижных игр (неровное покрытие, ветхое ограждение). Стационарное оборудование для игр на улице преимущественно в плохом состоянии (потрескавшаяся краска на игровом оборудовании, поврежденные полы на прогулочной веранде). Это позволило увидеть, что и в какой степени реализуется, и какое направление необходимо избрать для дальнейшего развития.
Организуя реализацию проекта мы пришли к выводу, что работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для дошкольников благоприятную обстановку в семье.
Таким образом, система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, может способствовать улучшению экологически безопасной среды дошкольной организации.



1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом [Текст] : экол. воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
2. Апевалова, З. В. Гуманитарные технологии управления окружающей средой [Текст] : учеб. пособие / З. В. Апевалова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2011. - 44 с.
3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] : перспектив. план работы по формированию экол. культуры у детей мл. и сред. дошк. возраста / О. А. Воронкевич. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
4. Газина, О. М. Формирование готовности к управлению эколого-педагогическим процессом в ДОО [Текст] / О. М. Газина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 6. - С. 26-37.
5. Герасимова, М. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в связи с введением ФГОС [Текст] :.учеб.- метод. пособие / М. В. Герасимова. - Н. Новгород : [б. и.], 2016. - 115 с.
6. Диканова, И. На экологической тропе [Текст] / И. Диканова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 62-64.
7. Зарецкий, А. Д. Качество жизни [Текст] / А. Д. Зарецкий, Т. Е Иванова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 126-128.
8. Зебзеева, В. А. Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании [Текст] : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.07 / В. А. Зебзеева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 452 с.
9. Зольникова, И. П. Безопасность жизнедеятельности дошкольников в природе [Текст] / И. П. Зольникова // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 4 (88). - С. 76-82.
10. Киселев, С. А. Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] / С. А. Киселев // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 777-780. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23287379(дата обращения: 12.06.2018).
11. Кисляков, П. А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу [Электронный ресурс] / П. А. Кисляков // Экология человека. - 2017. - № 4. - С. 42-50. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=28929993(дата обращения: 12.06.2018).
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -М. : Академия, 2005. - 416 с.
13. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М. : Академия, 2004. - 159 с.
14. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] : метод. пособие / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 с.
15. Колягина, О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / О. В. Колягина // Педагогическое мастерство : материалы III междунар. науч. конф., июнь 2013 г., г. Москва. - М., 2013. - С. 41-42.
16. Копылова, Н. А. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения [Текст] : метод. пособие / Н. А. Копылова, Н. В. Микляева. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 64 с.
17. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. - М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2007. - 208 с.
18. Куваева, В. В. Нетрадиционные формы работы по непрерывному образованию коллектива ДОО [Текст] / В. В. Куваева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - № 5. - С. 105-110.
19. Кузьмичев, Л. А. Методика оценки качества жизни/ [Текст] / Л. А. Кузьмичев, М. В. Федоров, Е. Е. Задесенц. - М. : ВНИИТЭ, 2000. - 48 с.
20. Кулакова, Н. Детский сад и сад в нем [Текст] / Н. Кулакова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 3. - С. 22-23.
21. Куликова, Т. А. Особенности взаимосвязи культуры труда и качества жизни [Текст] / Т. А. Куликова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2 (42). - С. 470-473.
22. Лаврентьева, Н. Г. Инновационная система организации экологического образования дошкольников [Текст] / Н. Г. Лаврентьева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 30-32.
23. Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Леонтьева / Дошкольная педагогика. - 2015. - № 1. - С. 16-18.
24. Лобанок, Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. С. Лобанок. - М. : Белый Ветер, 2011. - 543 с.
25. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками [Текст] / И. В. Маврина / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М., 2001. - С. 106-117.
26. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. [Текст] : орг. прогулок в лет. период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 96 с.
27. Медведева, К. А. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] / К. А. Медведева, А. В. Нарышкина // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф., ноябрь 2015 г., Москва. - М., 2015. - С. 93-95.
28. Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО [Текст] : сб. практ. материалов по орг. развивающей предмет.-пространств. среды /
А. А, Довгалева [и др.]. - Северск : [б. и.], 2015. - Ч. 2 : Детский сад - территория успеха. - 70 с.
29. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экол. воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Акцидент, 1998. - 318 с.
30. Миронов, А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников [Текст] / А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 36-43.
31. Моисеева, Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева, И. Р. Колтунова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 76 с.
32. Мониторинг в детском саду [Текст] : науч.-метод. пособие / Т. И. Бабаева [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 588 с.
33. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды [Текст] / Г. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 28-31.
34. Никишина, Т. А. Экологическая безопасность дошкольников [Текст] / Т. А. Никишина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 14-21.
35. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 17-21.
36. Новик, Н. Н. Правила экологической безопасности для дошкольников: постановка проблемы и ее решение [Электронный ресурс] / Н. Н. Новик // Вестник НЦБЖД. - 2018. - № 2 (36). - С. 50-54. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=35056388(дата обращения: 11.07.2018).
37. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. - М. : Просвещение, 2013. - 479 с.
38. План-программа педагогического процесса в детском саду [Текст] : метод. пособие для воспитателей дет. сада / под ред. З. А. Михайловой. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 254 с.
39. Погодаева, М. В. Проектирование пространства безопасного детства : на примере дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / М В. Погодаева ; Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, 2017. - 38 с.
40. Погодаева, М. В. Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка [Электронный ресурс] / М. В. Погодаева // КПЖ. - 2016. - №5 (118). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo- bezopasnogo-detstva-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-rebenka(дата обращения: 26.08.2018).
41. Погодаева, М. В. Становление культуры безопасности дошкольника в процессе организованной игровой и познавательно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / М. В. Погодаева // Ped.Rev. - 2016. - № 3 (13). - URL : https://cyberleninka.ru/article/nZ- stanovlenie-kultury-bezopasnosti-doshkolnika-v-protsesse-organizovannoy- igrovoy-i-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti(дата обращения: 24.06.2018).
42. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ [Электронный ресурс]. - URL : http://crr-stb.okis.ru/razvivajushhaja-predmetno- prostranstvennaja-sreda.html(дата обращения: 18.08.2018).
43. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. - URL : http://ds1prigorod.ucoz.ru(дата обращения: 18.08.2018).
44. Римашевская, Л. С. Как развивать сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности [Текст] / Л. С. Римашевская // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2 (62). - С. 3-18.
45. Родионова, Н. Г. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО [Текст] / Н. Г. Родионова // Наука, образование и культура. - № 7 (10), - 2016. - С. 83-87.
46. Рожков, М. И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций [Текст] / М. И. Рожков. - М. : Сфера, 2011. - 274 с.
47. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. текст. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/23287379 (дата обращения: 12.06.2018).
48. Российская Федерация. Министерства образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - URL : http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/(дата обращения: 12.06.2018).
49. Российская Федерация. Министерства образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - URL: : http://www.rg.ru/- 2013/11/25/doshk-standart-dok.htmlдата обращения: 12.06.2018).
50. Рубцова, М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] : познават. развитие / М. В. Рубцова // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 2. - С. 20-23.
51. Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас [Текст] : метод. пособие / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. - М. : Обруч, 2013. - 208 с.
52. Рыжова, Н. А. Я и природа [Текст] : учеб.-метод. комплект по экол. образованию дошкольников / Н. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. - 56 с.
53. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. С. Серебрякова. - М. : Академия, 2013. - 208 с.
54. Система экологического менеджмента в педагогическом вузе [Текст] / под общ. ред. В. П. Соломина, О. Г. Роговой. - СПб. : Книж. Дом, 2008. - 208 с.
55. Скуридина, Ю. Н. Слушать природу сердцем [Текст] : из опыта работы по экол. воспитанию / Ю. Н. Скуридина, Г. В. Соболева // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 7. - С. 40-45.
56. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
57. Смирнова, Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е. О. Смирнова, Е. Г. Утробина // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 5-14.
58. Современные подходы к управлению качеством дошкольного и начального образования [Текст] : сб. науч. ст. и материалов межвуз. заоч. науч.-практ. конф., 20 марта 2008 г. / Сургут. гос. пед. ун-т ; отв. ред.
B. Л. Синебрюхова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 123 с.
59. Соколова, И. Экспериментальная экология [Текст] / И. Соколова, Л. Онипченко // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2017. - № 2. -
C.22-24.
60. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2004. - 154 с.
61. Субботский, Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников [Текст] / Е. В. Субботский. - М .: Изд-во МГУ, 1976. - 144 с.
62. Субетто, А. И. Качество непрерывного образования: логика развития и проблемы: [Текст] : лекция в С.-Петерб. гос. акад. последиплом. пед. образования / А. И. Субетто. - СПб. : СПГАППО, 2005. - 75 с.
63. Татьянкина, Т. Е. Развивающая среда на прогулочных площадках ДОУ [Текст] / Т. Е. Татьянкина, Е. В. Загребина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - № 9. - С. 90-97.
64. Титова, Д. Ю. Актуальные подходы к экообразованию в контексте концепции устойчивого развития [Текст] / Д. Ю. Титова // Образование и общество. - 2013. - № 2. - C. 67-70.
65. Удовика, А. В, Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста .[Электронный ресурс] / А. В. Удовика, М. В. Хрулева, С, В. Лакомова // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-organizatsii-raboty-po- ekologicheskomu-obrazovaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 20.07.2018).
66. Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. М. Фадеева // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2010. - № 3. - С. 52-57. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?- id=16703842(дата обращения: 26.05.2018).
67. Файзуллаева, Е. Д. Организация совместных видов деятельности детей как условие становления субъектного (личностного) отношения к Другому [Текст] / Е. Д. Файзуллаева // Психолог в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 77-91.
68. Файзуллаева, Е. Д. Особенности совместной деятельности взрослого и ребенка на разных этапах онтогенеза [Текст] /Е.Д.Файзуллаева // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 3. - С. 44-52.
69. Федина, Н. В. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. В. Федина ; Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Елец : Изд-во ЕГУ, 2012. - 217 с.
70. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание/ Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. - М. : Издательство «Национальное образование^, 2017. - 136 с. -(Национальная контрольно-диагностическая лаборатория).
71. Чернякова, В. Н. Экологическая работа в ДОУ [Текст] : метод. пособие для воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, студентов вузов и колледжей / В. Н. Чернякова. - М. : Сфера, 2010. - 144 с.
72. Чорненькая, Т. В. Как вести себя на природе [Текст] : занятие по экологии для дошкольников / Т. В. Чорненькая // Поем, танцуем и рисуем. - 2017. - № 8. - С. 51-57.
73. Шумских, О. А. Организация развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в связи с введением ФГОС [Электронный ресурс]. - URL : https://infourok.ru(дата обращения: 17.06.2018.).
74. Экологический менеджмент образовательных учреждений: концепции, система, модели сетевого взаимодействия [Текст] / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; под ред. В. П. Соломина, З. В. Апеваловой. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 255 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ