ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста 7
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи для решения задач физического воспитания детей 14
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Исследование уровня развития физических качеств дошкольников 23
2.2. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в
развитии физических качеств детей дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
В настоящее время Россия постоянно находится в стадии модернизации в сфере образования, в первую очередь, что касается проблемы развития подрастающего поколения, которое интегрируется в современном социуме.
В утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 - далее ФГОС ДО), сказано, что программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта [32].
На состояние здоровья детей оказывают влияние негативные факторы: экология; сокращение уровня жизни; сокращение социальных гарантий на доступность бесплатных дополнительных программ, направленных на физическое развитие; повышение числа неполных семей.
Современные дети дошкольного возраста - это будущее нашей страны. В данном случае вопрос о воспитании здоровых детей стоит очень остро.
Дошкольный возраст - это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, воспитываются личностные, морально -волевые и поведенческие качества.
При этом не стоит не забывать о том, что атмосфера родственных, эмоциональных связей является одним из важных условий влияния на личность ребенка. Только родительская любовь дает гарантию детям на психологическую защиту и эмоциональный уют, предоставляет жизненную опору, а благодаря любви и безграничному взаимодоверию ребенка делают его способным к их влиянию. Педагогические и социологические изучения (Е. П. Арнаутова, О. Л. Демидова, А. И. Захаров, Ю. П. Зверева, А. Н. Литвинене, В. Я. Титаренко) пришли к мнению, что семье необходима поддержка специалистов на всех стадиях развития ребенка дошкольного возраста. Семья и детский сад имеют свои особенные функции, которые не могут сменить друг друга, и поэтому должны взаимодействовать для развития ребенка - дошкольника.
Актуальность проблемы исследования:
Проблема от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования основных физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни [9].
В ряде исследований экспериментально доказано, что формирование двигательных навыков стимулирует нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышает жизнеспособность развивающегося организма, а также способствует формированию приспособляемости функциональных систем организма к постоянным изменениям в условиях внешнего мира. Развитие, которое обретается в движении, относится не только к двигательному аппарату, но и способствует развитию всех областей головного мозга, влияет на развитие умственных способностей ребенка.
Учебно-познавательная деятельность, гармоничное развитие организма дошкольника невозможно без оптимального и своевременного формирования двигательных навыков и умений в физическом воспитании.
На основании многих проведенных исследований педагогов, можно сказать точно, что по разработанным «Примерным основным общеобразовательным программам дошкольного образования», недостаточно уделено направлению формированию основных двигательных качеств, а особенно с привлечением семьи, поэтому считаем эту проблему актуальной.
Цель работы: теоретически изучить, обосновать и экспериментально проверить условия организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по развитию двигательных качеств детей дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития физических качеств дошкольников во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. проанализировать особенности развития двигательных качеств в дошкольном возрасте;
2. рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по развитию двигательных качеств детей дошкольного возраста;
3. экспериментально определить уровень развития физических качеств дошкольников;
4. выявить психолого-педагогических условия взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по развитию двигательных качеств детей дошкольного возраста.
Теоретико-методическая база: исследования по проблеме физической подготовленности дошкольников (Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; по проблеме развития физических качеств дошкольников (В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева и др.); исследования по проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ (Я. Степаненкова, В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева и др.).
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, математические и статистические методы) и эмпирические методы (изучение документов дошкольной образовательной организации, беседы и анкетирование родителей).
Этапы исследования:
I этап - констатирующий (включает в себя диагностику уровня развития физических качеств дошкольников: исследование реализации главных направлений работы детского сада, семьи по развитию физических качеств детей;
II этап - формирующий (выявление особенностей организации взаимодействия семьи и детского сада по развитию физических качеств);
III этап - итоговый (анализ и обобщение результатов, оформление материалов исследования).
База проведения исследования: исследование осуществлялось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5 «Светлячок», поселок Светлый, Арамильский ГО.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В выпускной квалификационной работе были изложены основные теоретические положения о развитие физических качеств детей дошкольного возраста в процессе взаимоотношения дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В исследованиях, которые посвящены физическому развитию детей дошкольного возраста, не освящено еще ряд вопросов, касающихся развития двигательных способностей детей в семье.
Совместная работа педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) по физическому развитию детей, создание основ взаимодействия, которое имеет не только лишь педагогическое, но и глубокое социальное значение.
На современном этапе развития системы образования, физическое развитие дошкольников, к сожалению, не является приоритетной задачей образования. На первом месте развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Необходимо понять, что двигательные функции напрямую связаны с развитием интеллекта и это происходит усилиями самого ребенка с помощью взрослых.
Местом развития физических качеств является не только семья, где чаще существует проблема в недостаточном опыте родителей, но и дошкольное образовательное учреждение, которое посещает ребенок. Для того чтобы получать результат в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи была выработана система работы, которая была направлена на развитие физических качеств дошкольника.
Основная цель всех видов форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы - устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Ни один, даже самый лучший план работы с родителями по физическому развитию детей не сможет дать полноценных результатов, если он не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь, особое внимание необходимо уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают поставленную цель о том, что только активное взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения по развитию физических качеств детей дошкольного возраста содействует процессу правильного физического развития ребенка. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения различных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. А проведенное тестирование первоначальное и итоговое контрольной и экспериментальной группы показало, что тесное взаимодействие с родителями приводит к улучшению физических качеств. Родители (законные представители) теперь не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования форм в работе с родителями.
1. Баль, Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей [Текст] : кн. для учителя / Л. В. Баль, С. В. Барканов, С. А. Горбатенко. - М. : Просвещение, 2005. - 192 с.
2. Богославец, Л. Г. Мотивационное программно-целевое управление дошкольным образовательным учреждением в режиме развития [Текст] / Л. Г. Богославец // Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы. - М., 2001. - С.10-17.
3. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / Н. И. Бочарова ; 2-е изд. - М. : АРКТИ, 2003. - 508 с.
4. Былеева, Л. В. Подвижные игры [Текст] / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М. : Просвещение, 1982. . - 222 с.
5. Гладкова, Ю. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования [Текст] / Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 43.
6. Глушкова, Г. Организация физического воспитания в семье: ключевые ситуации [Текст] / Г. Глушкова // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 5. - С. 54.
7. Давыдова, И. О. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. -144 с.
8. Давыдова, И. О. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход [Текст] / И. О. Давыдова. - М. : Сфера, 2005. - 54 с.
9. Демьяненко, Ю. В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. В. Демьяненко ; ВУЗ. - М., 1987. - 173 с.
10. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Линка-Пресс, 2001. - 58 с.
11. Доронова, Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 63.
12. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
13. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков. - М. : ИЦ «Академия», 2002. - 160 с.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 46 с.
15. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Сфера, 2005. - 94 с.
16. Иванникова, Е. В. Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями [Текст] / Е. В. Иванникова // Инструктор по физической культуре. - 2013. - № 1. - С. 25.
17. Иващенко, О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке [Текст] / О. Н. Иващенко // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 11. - С. 56-59.
18. Каралашвили, Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет [Текст] / Е. Каралашвили // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 39.
19. Карманова, Л. В., Шебеко, В. Н. Диагностика физического развития дошкольников [Текст] / Л. В. Карманова, В. Н. Шебеко. - Минск, 1992. - 23 с.
20. Квашук, П. В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков. [Текст] : метод. пособие / П. В. Квашук, Г. Н. Семаева. - М. : Де-Ново, 2004. - 35 с.
21. Коровина, Л. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий [Текст] / Л. М. Коровина; под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковой, Т. И. Осокиной. - М.: Наука, 1999. - 176 с.
22. Кудрявцева, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка [Текст] / В. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 80.
23. Лагутина, А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении [Текст] / А. Б. Лагутина // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7. - С. 8-11.
24. Макарова, Л. И. Двигательная активность в полноценном развитии детского организма [Текст] / Л.И. Макарова, И.Г. Погорелова // Инструктор по физической культуре. - 2010. - № 2. - С.12.
25. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 46.
26. Мясищева, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищева. - М. : МПСИ, 2005. - 158 с.
27. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для вузов / Р.С. Немов. М. : ВЛАДОС, 1998. - 688 с.
28. Ноткина, Н. А. Влияние физических упражнений на формирование двигательных способностей дошкольников [Текст] / Н. А. Ноткина. - Л. : Ленинград, 1980. - 17 с.
29. Орехов, Е. Ф. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Орехов, А. Д. Котляров. - Челябинск: Б. и., 1996. - 27 с.
30. Прищепа, С., Попкова, Н. Как диагностировать физическую подготовленность дошкольника [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 37.
31. Рунова, М. А. Формирование оптимальной двигательной активности [Текст] / М. А. Рунова // Дошкольное воспитание. - № 6. - 2000. - С. 30-37.
32. Рунова, М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет (с учетом уровня двигательной активности) [Текст] : пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М. А. Рунова. - М. : Просвещение, 2005. - 141 с.
33. Стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». -
URL :http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244(дата обращения: 19.12.2018).
34. Степаненкова, Э. Я. Методика физического воспитания [Текст] / Э. Ю. Степаненкова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 79 с.
35. Тимофеева, Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Тимофеева. М. : Просвещение, 1986. - 67 с.
36. Утробина, К. К. Занимательная физкультура для дошкольников [Текст] / К. К. Утробина. М. : ГНОМ и Д., 2003. - 128 с.
37. Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактиче-ская работа в ДОУ [Текст] / О. Федоровская // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 33.
38. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред . С. О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
39. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Шебеко, Н. Н.Ермак, В. В. Шишкина. - М. : Академия, 2000. - 176 с.
40. Шилкова, И. К. Здоровье, формирующее физическое развитие [Текст] : развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / И. К. Шилкова, А. С. Большев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2001. -336 с.
41. Шишкина, В. А. Движение + движения [Текст]: книга для воспитателей д/сада / В. А. Шишкина. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.