ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 8
1.1. Понятие и значение трудового воспитания дошкольников в
процессе ознакомления с окружающим миром 8
1.2. Методы и формы трудового воспитания дошкольников в
процессе ознакомления с окружающим миром 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В
ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 37
2.1. Анализ деятельности в муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №48 комбинированного вида» по трудовому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром 37
2.2. Диагностика уровня трудового воспитания дошкольников в
процессе ознакомления с окружающим миром 45
2.3. Разработка мероприятий, направленных на положительное
отношение к труду дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
Трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром в наше время является актуальной темой. Трудовое воспитание молодежи является важной целью нашего общества. Подготовка подрастающего поколения к жизни, к участию в общественно- полезном труде, к удовлетворению духовных и физических нужд людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Главной задачей этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее эксперту подключиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самовыражению, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле самосовершенствованию.
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает нужду в самостоятельной деятельности, демонстрируя свою идею и проявляя себя субъектом своих интересов и желаний. Воспитание этой потребности- одна из главных целей трудового воспитания дошкольников.
Трудовое воспитание дошкольников на современной стадии является одной из главных сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольной организации.
В настоящее время современные родители уделяют большое внимание умственному и интеллектуальному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не думают о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые навыки и умения, которые не только воспитывают усердие, целеустремленность, самостоятельность, но и ребенку легче приспособиться в социальном окружении.
Трудовое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у дошкольников сознательного отношения к склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Трудолюбие и способность к трудовой деятельности воспитывается с раннего детства. Формировать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста, так как трудовая деятельность является важным средством развития личности.
Исходя из этого в дошкольных организациях одной из главных задач является трудовое воспитание. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого дошкольника трудолюбия и трудовые умения, стремление обучаться труду.
Формирование положительного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых, является главной целью трудового воспитания дошкольников. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:
1. Сформировать четкие представления о труде взрослых и важности труда в жизни.
2. Сформировать необходимые для трудовой деятельности навыки, знания и умения.
3. Воспитать положительное отношение к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание оказывает основное воздействие и на умственное развитие дошкольника. Оно позволяет формировать такие качества, как наблюдательность, сообразительность, сосредоточенность, тренирует внимание, память, активизирует восприятие. Трудовое воспитание развивает мышление- ребенку приходится постоянно сравнивать предметы и явления, с которыми он встречается в трудовой деятельности. Планируя известную последовательность действий в выполнении поручения, дошкольник приобретает умение планировать деятельность.
В процессе трудового воспитания взрослые дают детям полезные знания о материалах. предметах и орудиях труда, их использовании и назначении. Важная роль трудовой деятельности в нравственном воспитании.
В труде формируется дисциплинированность, устойчивость поведения, самостоятельность, развивается умение преодолевать трудности, инициатива, появляется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируется первоначальные коллективистические навыки- умение дружно и сообща работать, помогать в работе друг другу.
Важной составляющей образовательного процесса, является воспитание. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании», «воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования интеграции личности, духовно- нравственной личности в мировую и национальную культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».[45]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии- это формирование положительного отношения к различным видам творчества и труда; формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме.
«Для детей дошкольного возраста (3 года- 8 лет)- ряд видов деятельности реализовываются в самообслуживание и элементарной бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал» [45].
Большая роль знаний в развитии трудовых умений и навыков. Зная о потребностях животных и растений, что это- живые организмы за которыми нужно ухаживать, дети будут стремиться овладеть различными методами ухода за животными и растениями и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе стимулируют ребенка бережно относится к ней. Добрые поступки и дела подкрепляются осознанием необходимости и правильности такого поведения в целях сохранения природы. Однако положительное отношение к природе невозможно сформировать только на основе получаемых знаний. Труд в природе - проявление активной заботы о ней.
Вторая задача- сформировать необходимые для трудовой деятельности навыки, знания и умения. Понимание дошкольниками необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми умениями и навыками, создает основу для настоящей любви к природе.
Трудовые умения и навыки, сформированные в детстве, не разрушаются, а совершенствуются в дальнейшем, превращаясь в более сложные виды труда. Труд ребенка в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает удовольствие и желание ухаживать за животными и растениями.
В последнее время в системе дошкольного образования больше времени уделяется на обучение, а не на воспитание, становится закономерностью. «Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно и сегодня» [31, с. 88].
Цель исследования: теоретически обосновать и подтвердить на практике необходимость и возможность эффективного осуществления трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме исследования;
2. Рассмотреть понятие и значение трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром;
3. Изучить методы и формы трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром;
4. Представить анализ результатов выявления уровня трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром;
5. Разработать мероприятия, направленные на трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Предмет исследования: методы и приемы трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования; анализ документации, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных, проектирование.
Контингент исследования: дети старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 комбинированного вида» г. Краснотурьинска.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по решению задач трудового воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности взаимодействия старших дошкольников и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
В заключении написания выпускной квалификационной работы на тему: «Трудовое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром» можно сделать следующие выводы:
- трудовое воспитание дошкольников- целенаправленный процесс формирования у дошкольников положительного отношения к труду, умения и желания работать, уважение к труду взрослых и нравственно ценных качеств. Для всестороннего развития ребенка, необходимо вовремя привлечь дошкольника к посильному, регулярному труду Труд укрепляет физическое здоровье ребенка, его координацию движений
- трудовое воспитание воспитанников нужно осуществлять при ознакомлении с окружающим миром, так как природа- это эстетический воспитатель ребенка. Работая в природе, дети учатся понимать, видеть и ценить ее красоту. Уход за растениями, посадками кустов и деревьев дает дошкольникам живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов;
- главными методами трудового воспитания воспитанников является: объяснение, показ, анализ процесса труда и его оценка результатов, обучение отдельным способам выполнения трудовых действий. Формами трудового воспитания дошкольников выступают: индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства;
- Был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня положительного отношения к труду дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показывают, что трудовая деятельность МА ДОУ «№48- одно из условий воспитания у дошкольников заботливого, внимательного отношения к товарищам. Воспитатели учат детей помогать друг другу, поощряют тех, кто проявляет внимание к товарищу, побуждают и других поступать также. Если проводить эту работу систематически, дети и сами по своему желанию начинают помогать друг другу во время совместного труда, при выполнении общего дела.
Для детей старшей группы основной формой организации трудовой деятельности, являются поручения. При постоянном и успешном его выполнении у воспитанников сформировываются желание и умение работать, заботливое отношение к окружающим, привычка к трудовому усилию, интерес к трудовым действиям;
- В процессе исследования были разработаны и проведены мероприятия, направленные на положительное отношение к труду дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром в МА ДОУ №48».
Под общим названием «Изучение комнатных растений». Данные мероприятия включали в себя следующие занятия:
1. Беседа на темы «Ваши знания о комнатных растениях», «Правильный уход за комнатными растениями»;
2. Физминутка «Спал цветок»;
3. Дидактическая игра «Части растений»;
4. Проведение занятия «Посадка герани».
После проведения мероприятий были повторно проведены анкетирование и опрос. Результаты возросли по всем показателям.
В конечном итоге у детей было сформировано положительное отношение к труду, произошло формирование трудовых умений и навыков, формирование общественных мотивов труда и компонентов деятельности. В большей степени у детей сформировался интерес к труду взрослых, было сформировано уважение к трудящемуся человеку и стремление оказывать посильную помощь. У детей также были сформированы личностные качества, трудолюбие и положительное взаимоотношение между товарищами .
Из всего вышесказанного следует, что цель, поставленная во время написания выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи решены
1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Н.К. Андриенко. // Журнал дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 10-12.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин. - М. : Просвещение, 1968. - 470 с.
3. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
4. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. - М. : Мозаика- синтез, 2011 - 150 с.
5. Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] : учебное пособие / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с.
6. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ [Текст] / Н.П. Берестнева. // Журнал ребенок в детском саду. - 2006. - №1. - С. 48- 52.
7. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 477 с.
8. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А. И. Васильева. - Минск: Нар. Асвета, 2013. - 297 с.
9. Вераксы, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа / М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой; под ред. Н. Е. Вераксы. - М. : Мозаика Синтез, 2014. -333с.
10. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 667 с.
11. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т. В. Волосникова. // Журнал дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 93.
12. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] : методическое пособие / О. А. Воронкевич. - СПб: Детство- пресс, 2014. - 176 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2013. - 200 с.
14. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. П. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 214 с.
15. Диканова, И. В. Дошкольное воспитание: На экологической тропе [Текст] / И. В. Диканова. // Журнал дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - С. 62- 64.
16. Дошкольное образование: инновации, перспективы развития [Текст] : коллективная монография / сост. Л. В. Трубайчук. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 269 с.
17. Золотухина, И. Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях [Текст] / И. Д. Золотухина. // Журнал педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №1. - С. 213-214.
18. Икунина, З.И. К вопросу об эффективности обучения старших дошкольников в зависимости от особенностей интеллекта [Текст] / З. И. Икунина, Н.А. Антонова. // Журнал наука и общество. - 2008. - №45. - С. 123-126.
19. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий [Текст] / Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Волгоград: Учитель, 2017. - 283 с.
20. Ковинько, Л. В. Секреты природы- это так интересно! [Текст] / Л. В. Ковинько. - М. : Линка- Пресс, 2004. - 72 с.
21. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика- Синтез, 2009. - 80 с.
22. Куцакова, Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика- Синтез, 2007. - 135 с.
23. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3- 7 лет [Текст] / Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика- Синтез, 2014. - 128 с.
24. Крылова, Н. М. Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания дошкольников- воплощение методологии, теории и технологии системно- деятельностного подхода [Текст] / Н. М. Крылова. // Пермский педагогический журнал. - 2016. - №8. - С. 85-89.
25. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях [Текст] / В. Г. Крысько. - СПб: Питер, 2006. - 254 с.
26. Мазильникова, Н. Н. Эколого- валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период [Текст] / Н. Н. Мазильникова. - СПб: Детство- Пресс, 2013. - 96 с.
27. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.
A. Маркова. - М. : Владос, 2010. - 224 с.
28. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Электронный
ресурс] // Просвещение URL:http://
izbakumog.ru/vospitanie/item/f00ls00lz0000011/st001.shtml (дата обращения 12.11. 2018).
29. Маханева, М. Д. Учим детей трудится [Текст] / М. Д. Маханева, О.
B. Скворцова. - М. : Сфера, 2014. - 64 с.
30. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. [Текст] : Учебник для бакалавров / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. - М. : Юраит- Издательство, 2012. - 510 с.
31. Мирошник М. И. В мире природы. Курс «Мир природы» [Текст] : пособие для педагогов и родителей / М. И. Мирошник, М. Ю. Тарчукова. - Ростов н/Д, 2013. - 144 с.
32. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2- х частях [Текст] / Л. П. Молодова. - Минск: Аскар, 2014. - 222 с.
33. Николаева, С. Н. приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика- Синтез, 2013. - 127 с.
34. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3- 7 лет. ФГОС [Текст] / С.Н. Николаева. - М. : Мозаика- Синтез, 2017. - 112 с.
35. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : ИНФРА, 2018. 220 с.
36. Петрова, Ю. А. Проблема трудового воспитания [Электронный ресурс] / Ю. А. Петрова, Н. А. Авдюхина. // Текст научной статьи по специальности «Народное образование» Педагогика. URL:http: //cyberleninka.ru/article/v/problema-trudovogo-vospitaniya(дата обращения 29.11.2018).
37. Психолого- педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе [Текст] : монография / сост. Л. В. Трубайчук. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 204 с.
38. Радина, Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Радина. - М. : Просвещение, 2008. - 315 с.
39. Ризаева, Л. М. Формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. кандидата пед. Наук: 13.00.01 / Л. М. Ризаева; Московский пед. гос. Университет. - Москва, 2014.-174 с.
40. Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас [Текст] : методическое пособие / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. - М. : Обруч, 2011. - 208 с.
41. Социальная педагогика [Текст] : учебное пособие / сост. А. В. Иванов [и др.]. - М. :Дашков и Ко, 2010. - 430 с.
42. Сухомлинский, В. А. Книга о совести [Текст] / В. А. Сухомлинский.
- Симферополь: А. П. Выродов. - 2003. - 112 с.
43. Туловьева, А. С. С душой к природе [Текст] / А. С. Туловьева. // Журнал дошкольное воспитание. - 2014. - №8. - С. 28.
44. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : пособие для руководителей / Л. И. Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2003. - 259 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [утвержден Приказом Министерства обр. РФ от 17.10.2013г., № 1155] / Министерство образования и науки Российской
Федерации. - М. : 2013.
46. Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации (ред. от 25.11 2013; с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2014) // Российская газета. - 2013.- №303.
47. Хлыбова, Г. В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы) [Текст] : в сб. Образование: традиции и инновации, материалы V Международной научно- практической конференции. / Г. В. Хлыбова. - СПб, 2014. - с. 450-452.
48. Черепанова, И. Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И. Б.
Черепанова. - М. : Педагогика, 1990. - 174 с.
49. Шаграева, О. А. Детская психология Теоретический и
практический курс [Текст] : учебное пособие. / О. А. Шаграева. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
50. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М. : Сфера, 2018. - 80 с.
51. Юзбекова, Е.А. Ступеньки творчества: место игры в
интеллектуальном развитии ребенка [Текст] : методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. / Е. А. Юзбекова. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. - 128 с.