Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления

Работа №97157

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие «логические приемы мышления» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Представления дошкольников о логических приемах
мышления 11
1.3 Сравнительный анализ альтернативных программ ДОУ по теме
исследования 16
1.4 Педагогические условия формирования у детей дошкольного
возраста логических приемов мышления 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Изучение начального уровня сформированности логических
приемов мышления 27
2.2 Реализация условий формирования у детей дошкольного возраста
логических приемов мышления 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Современные условия развития отечественного образования характеризуются разнообразными нововведениями, к числу которых относится введение в образовательно-воспитательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с опорой на который строится процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В данном нормативном документе говорится о важности обеспечения познавательного развития детей дошкольного возраста, основу которого составляют психические процессы, в том числе мышление.
Мышление относится к сложному процессу, позволяющему детям анализировать окружающую действительность и интегрировать в обществе.
Формирование и развитие мышления у детей дошкольного возраста не является стихийным процессом, в силу этого приобретает значимость разработка условий, которые будут способствовать тому, что у детей будет формироваться не только мышление, но и представления о логических приемах мышления, которые являются основой для полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Под влиянием воспитания ребенок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.
Актуальность развития представлений и логических приемов мышления у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что на сегодняшний день в рамках образовательного процесса от ребенка требуется высокий уровень всестороннего развития. При этом дети, пришедшие в первый класс, должны иметь высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения школьной программы. 
анализировать необходимую информацию, что способствует дальнейшему развитию детей и положительно сказывается на интеллектуальной составляющей. При этом логическое мышление позволяет детям не только совершенствовать интеллектуальное развитие, но и познавать окружающую действительность, учитывая только объективные составляющие.
В этой связи необходимо обратить внимание на проблему разработки условий, направленных на формирование представлений о логических приемах мышления у детей дошкольного возраста в рамках дошкольного обучения.
Цель - проанализировать особенности развития логического мышления дошкольников и выделить условия формирования у детей логических приемов мышления.
Объект - процесс формирования логических приемов мышления у дошкольников.
Предмет - условия формирования у дошкольников логических приемов мышления.
Задачи:
- определить понятие «логические приемы мышления» в психолого-педагогической литературе;
- изучить представления дошкольников о логических приемах мышления;
- произвести сравнительный анализ альтернативных программ ДОУ по теме исследования;
- выявить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических приемов мышления;
- реализовать методические основы обучения дошкольников логическим приемам мышления.
Теоретическая основа исследования: исследования советских и зарубежных психологов (А.В.Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков, Ж.Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.)
Методы исследования:
- теоретические - анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы;
- практические - серия методик Э.Ф. Замбацявичене («Нелепицы», «Времена года», «Найди отличия», «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы).
База исследования - МБДОУ № 3, город Сухой Лог
Практическая значимость: представляется в разработке и апробации работы, направленной на формирование логических приёмов мышления детей старшего дошкольного возраста. Представленный в работе методический материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций, ведущих педагогическую работу в группах детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что мышление рассматривается как познавательный процесс, направленный на анализ окружающей действительности и установление связи между объектами и явлениями окружающей среды.
На ряду с мышлением выделяется понятие приема, которое используется в контексте логических приемов мышления и позиционируется как психологическая основа, позволяющая оперировать понятиями, что способствует реализации мышления, как процесса.
Дети дошкольного возраста имеют представление о следующих видах логических приемов мышления, а также могут использовать их на практике:
- сравнение;
-определение общих и отличительных признаков (свойств) сравниваемых объектов;
- отличать существенные и не существенные признаки (свойства) объекта;
- группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения);
- находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду;
- упорядочивать объекты ряда, расположенные случайным образом;
- находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков и размещенных в матрице.
В альтернативных программах ДОУ рассматривается процесс формирования мышления у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе, а также представлены способы и методы формирования представлений о логических приемах мышления, что подтверждает актуальность и необходимость данного процесса.
К основным педагогическим условиям по формированию у детей дошкольного возраста логических приемов мышления относятся:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование положительной внутренней мотивации к процессу;
- организации разнообразной деятельности;
- поэтапность в формировании логических приемов мышления.
Для реализации данных условий изначально был проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности представлений о приемах мышления.
Исследование проводилось с участием детей дошкольного возраста. В общем количестве принимало участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (10 девочек и 10 мальчиков). Были использованы методики Э.Ф. Замбацявиченее в общем количестве - 5 методик.
По каждой из реализованных методик были представлены таблицы данных и диаграммы, отражающие уровень сформированности определенных приемов логического мышления. По итогам полученной информации были сделаны выводы, касающиеся представлений дошкольников о приемах логического мышления. Исследование показало, что у детей в основном средний показатель представлений.
В связи с этим была разработана система работы по реализации условий обучения детей логическим приемам мышления, которая включала в себя четыре основных блока работы:
- формирование положительной мотивации у детей;
- разработка системы работы;
- применение различных видов деятельности;
- закрепление полученных знаний и представлений.
При этом в систему работы были включены представленные педагогические условия, определяющие специфику работы и особенности реализации каждого из этапов работы.
Эффективность разработанной и реализованной системы работы была проверена в ходе проведения итоговой диагностики с последующим сравнительным анализом результатов на констатирующем и контрольном этапе исследования. Был отмечено рост уровня сформированности всех изучаемых логических приёмов мышления. Перспективным представляется продолжение работы по данной проблеме.
По итогам работы была достигнута цель исследования и реализованы все задачи.


1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Норма, 2012. - 272 с.
2. Беженова, М.А. Веселая математика [Текст]/ М.А. Беженова. - М.: ИНФРА -М. 2004. - 104 с.
3. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование
первичных представлений о натуральных числах [Текст] / А.В. Белошистая. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8. - С.30 - 39 .
4. Белошистая, А.В. Математическое развитие дошкольников
[Текст] / А. В. Белошистая. - М., 2006. 160 с.
5. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 352 с.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400с.
7. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. М.: ИНФРА-М, 1999. - 234 с.
8. Брушлинский, А.В. Мышление и общение (2-е дораб. изд.) [Текст] / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов. - Самара: Самар. дом печати, 1999. - 128 с.
9. Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника. Дошкольное воспитание [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. // Наука. - 1974. - № 7. - С.30-37.
10. Возрастные и индивидуальные возможности образного мышле¬ния учащихся [Текст] / Под ред. И.С. Якиманской; НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
11. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] / под ред. Рихтерман Г.Д., Михайлова З.И. - М.: Академия, 1998. - 155 с.
12. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе [Текст] / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
13. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. М.: ИНФРА - М. 2002. - 154 с.
14. Желонкина, Ю.Н. Логическое мышление в дошкольном возрасте [Текст] / Ю.Н. Желонкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2017. - № 4. - С. 49-52.
15. Зайцев, В.В. Математика для дошкольников [Текст] / В.В. Зайцев. - Волгоград: Учитель, 2003. - 54 с.
16. Камардина, С.А. Формирование у дошкольников умения логически мыслить [Текст] / С.А. Камардина // Инноватика в современном образовании: от идеи до практики. - 2017. - № 2. - С. 46-57.
17. Колесникова, Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. [Текст] / Е.В. Колесникова. - Творческий центр, М.2009г. - 96 с.
18. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с. (Математические ступеньки).
19. Колесникова, Е.В. Развитие математического мышления детей 5¬7 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Академия, 1996. - 180 с.
20. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» [Текст] / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М.,2000. - 195 с.
21. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник. [Текст] / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
22. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология [Текст] / Л.А.
Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
23. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исправл. издание [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2013.-488 с.
24. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2013. - 416 с.
25. Люблинская, A.A. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей [Текст] / A.A. Люблинская // Дошкольное воспитание. - 1960. -№ . - С.40-47.
26. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова и др. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.-384 с.
27. Михайлова, З.А. Математика от шести до трех [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб.:Акцидент, 1995. - 120 с.
28. Мухина, В.С. Психология дошкольника. [Текст] / В.С. Мухина. - М., 2005. - 420 с.
29. Новикова, В.П. Математика в детском саду (конспекты занятий для всех возрастных групп) [Текст] / В.П. Новикова. - М. Москва-Синтез, 2008. - 220 с.
30. Островский, Э.В. Психология и педагогика [Текст] / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
31. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / О. В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
32. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М.Н. Перова. - М.: ИНФРА - М. 2000. - 94 с.
33. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. - М.-Л.: Учпедгиз, 1932. - 412 с.
34. Поверинова, М.С. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / М.С. Поверинова, О.В. Зозуля // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2015. - № 5. - С. 29-32.
35. Программа «Кроха»: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П.
Кочетова и др. [Электронный ресурс]. / URL: http://
http: //do shkolniki. org/ekologiya/324-pro gramma-kroxa-vo spitanie-obuchenie-i-razvitie-detej-do-3-let.html(дата обращения: 03.11.2018)
36. Программа «Радуга»: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и
др. [Электронный ресурс]. / URL: http://http: //www.firo .ru/wp-
content/uploads/2014/02/Raduga.pdf(дата обращения: 03.11.2018)
37. Программа «Развитие»: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С.
Варенцова [Электронный ресурс]. / URL: http://
http://www.veraksa.ru/veraksa/info/13092.html(дата обращения: 03.11. 2018)
38. Прокофьева, Л.Н. Развитие математических представлений дошкольников [Текст] / Л.Н. Прокофьева // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы. - 2016. - № 2. - С. 96-97.
39. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - М., 1986. 190 с.
40. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога
образования [Текст] / Е. И. Рогов. - М.: АСТ, 2011. - 527 с.
41. Сапарова, Ж.А. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Ж. А. Сапарова // Научные аспекты современных исследований. - 2015. - № 2. - С.81-83.
42. Сергеева, Е.С. Проблемы изучения словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. С. Сергеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 10. - С. 46-50.
43. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. [Текст] / Е.О. Смирнова. - Спб.: Питер, 2009. - 304 с.
44. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире [Текст] / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М.: Дрофа, 2006. - 270 с. Лаврентьева Т.В.
45. Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников. [Текст] / Е.В. Соловьева. - М., 2000. - 190 с.
46. Столяр, Н.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Н.А. Столяр. - М. Просвещение, 1998. - 300 с.
47. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов [Текст] / А.М. Столяренко - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 543 с.
48. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева - М., 2010. - 225 с.
49. Тихомиров, O.K. Психология мышления: Учебное пособие [Текст] / O.K. Тихомиров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -272 с.
50. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления у детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов - Ярославль: Гринго, 2012. - 240 с.
51. Турыгина, Л.В. Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Турыгина // Филологическое образование в период детства. - 2013. - № 2. - С. 264-266.
52. Умственное воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М., 2013. - 290 с.
53. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений - 8-е изд., испр. [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
54. Усова, А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное [Текст] / А. В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.
55. Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования [Электронный ресурс]. / - URL: http://минобрнауки.рф//%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/543(дата обращения: 25.10. 2018)
56. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития [Текст] / Н.И. Фрейлах - М.: ИД «Форум», Инфра-М, 2006. - 208с.
57. Хасанова, Г.Р. Понятийное мышление и его формирование в дошкольном возрасте [Текст] / Г.Р. Хасанова // Молодежь Сибири - науке России. - 2016. - № 8. - С. 392-394.
58. Шулахова, Г.Ж. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте [Текст] / Г. Ж. Шулахова // Наука и образование. - 2015. - № 2. - С. 77-80.
59. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова - М.: Академия, 2000. - 272с.
60. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. - 416с.
61. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. - 416с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ