ГЛАВА 1. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 6
1.1 Особенности концептов 6
1.2 Структура концепта 9
1.3 Типы концептов 13
1.4 Понятие о дискурсе 18
1.5 Виды дискурса 21
1.6 Особенности дискурса рэп культуры 26
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНЦЕПТОВ В
АМЕРИКАНСКОЙ, БРИТАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ РЭП-ПОЭЗИИ ... 31
2.1 Ключевые концепты в дискурсе американской рэп-поэзии 31
2.2 Ключевые концепты в дискурсе британской рэп-поэзии 47
2.3 Ключевые концепты в дискурсе российской рэп-поэзии 61
Выводы по Главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена сопоставлению ключевых концептов в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии. Ни для кого не секрет, что любой художественный текст изначально является системой художественных средств выразительности. Одним из самых мощных средств является концепт, поскольку имеет множество разновидностей и очень многообразно проявляется у разных авторов. В нашей работе мы ориентируемся на концепт как на ведущее средство для развития тематического многообразия творчества в целом и для создания концептосферы в рэп-поэзии.
Актуальность сопоставительного исследования ключевых концептов в дискурсе американской и британской рэп-поэзии заключается в том, что в настоящее время ключевые концепты в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии недостаточно изучены. Следует отметить, что присутствует перспектива дальнейшего развития данной тематики. Также необходимо помнить о том, что рэп-поэзия до сих пор не имеет системного сравнения в творчестве таких американских рэперов, как: Eminem, Talib Kweli, Kanye West и Busta Rhymes; таких британских рэперов, как: Dizzie Rascal, Plan B, Estelle и Tinie Tempah; и таких российских рэперов, как: Оксимирон, Баста, Тимати и Егор Крид.
Цель работы - выявить и сравнить ключевые концепты в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие концепта, его структуру и особенности в дискурсе рэп-поэзии.
2. Рассмотреть понятие дискурса, его виды и особенности в рамках его функциональности в рэп-поэзии.
3. Выявить и сравнить ключевые концепты в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии в творчестве таких артистов, как: Eminem, Kanye West, Busta Rhymes, Talib Kweli, Dizzie Rascal, Plan B, Estelle и Tinie Tempah, Оксимирон, Баста, Тимати, Егор Крид.
Теоретическую базу исследования составляют работы видных представителей лингвистики и семиотики художественного творчества, Арутюнова Н.Д., Бенвенист Э., Бизева М. Г., Виноградов В. В., Влахов, С., Гельгардт Р. Р., Гальперин И. Р., Гаспаров М. Л., Карасик В.И., Макаров М. Л. и др.
Объектом данной работы являются концепты, содержащиеся в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии.
Предмет - общие и специфические особенности реализации ключевых концептов в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии.
Методы, используемые в данной работе: описательный метод, сравнительный метод, структурный метод.
Материалом исследования являются тексты американской, британской и российской рэп-поэзии. В ходе исследования было проанализировано 120 текстовых песен. Хронологические рамки анализируемого материала охватывают период с 1990-х по 2010-е годы. Географически материал ограничивается городами, которые представляют рэперы, чьи тексты анализируются в данной работе (Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Лондон, Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пенза). Не учитываются стилистические разграничения американской, британской и российской рэп-поэзии, и в качестве материала приводятся тексты песен как радикальных и агрессивно настроенных рэперов, так и рэперов, делающих развлекательную и увеселительную музыку, и, соответственно, пишущих тексты подобного рода.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые производится системное сравнение концептов в творчестве таких артистов, как: Dizzie Rascal, Plan B, Estelle, Tinie Tempah, Eminem, Kanye West, Busta Rhymes, Talib Kweli, Оксимирон, Баста, Тимати, Егор Крид; выявляется специфика концептов в конкретном поэтическом тексте и предлагается их функционирование в рэп-дискурсе.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в выявлении и сопоставлении ключевых концептов в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии, их анализе и сравнении. Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по проблемам выявления и сравнения ключевых концептов в дискурсе рэп-поэзии.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его теоретические положения и практические результаты могут быть использованы в преподавании и подготовке к занятиям, посвящённым творчеству данных авторов и изучению рэп-поэзии в целом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы. Объём работы составляет 80 страниц.
Таким образом, в ходе нашей работы нам удалось установить не только понятие концепта и дискурса, но и выявить определенные трактовки, подходящие для анализа рэп-поэзии в целом, а также выявить и сравнить ключевые концепты в дискурсе американской, британской и российской рэп- поэзии. Следует отметить, что в рамках нашего исследования мы выявили некую предрасположенность текстов рэп-поэзии к концептостроению. Это положение объясняется нами с помощью специфических черт, присущих только рэп-поэзии.
Среди них следует назвать замкнутость семантического поля текстов рэп- поэзии для социума в целом, и вместе с тем, широкого распространения внутри социальной группы рэпера, где его любят и уважают.
Построение ключевых концептов рэп-поэзии строится с помощью коммуникативного подхода, который в полной мере действует и применяется в вопросах определения дискурса.
Анализ концептов осуществляется через рассмотрение концептов жизни, любви, желания быть известным в современном рэп-дискурсе, при помощи которого конструируется эффект участия в особом авангардном пространстве, передается исключительность индивида, воплощающая концепцию рэп-поэзии и отражающая всю специфику ее самоопределения.
Стоит выделить концепты, наиболее часто встречаемые в американском рэп-дискурсе, такие, как: «курение», «гангстер», «музыка», «оружие», «гетто».
Также стоит выделить концепт, присущий больше британскому рэп- дискурсе, такой, как: «политика».
В российском рэп-дискурсе чаще проявляются такие концепты, как: «Родина», «социальные сети», «трудность», «успех».
В ходе анализа текстов песен в дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии были выявлены схожие ключевые концепты, такие как: «жизнь», «любовь», «известность», «наркотики», «алкоголь», «брат», «преступление», «путешествие», «деньги», «автомобиль», «мама», «друг».
Именно такие концепты мы выявили в ходе анализа творчества таких рэп- исполнителей, как: Eminem, Kanye West, Busta Rhymes, Talib Kweli, Dizzie Rascal, Plan B, Estelle и Tinie Tempah, Оксимирон, Баста, Тимати, Егор Крид.
В дискурсе американской, британской и российской рэп-поэзии можно найти большое количество других концептов, несмотря на уже разобранные. Хотя рэп - относительно молодая культура, новые рэп-исполнители появляются каждый год, что позволяет иметь возможность работать над всё большим количеством материала. Именно по этой причине появляется дальнейший интерес к исследованиям.
1. Агапова С.Г. Прагматические особенности английской диалогической речи. - Ростов н/Д.: АПСН, 2002.
2. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. - М.: Academia, 2002.
3. Анисимова Т. В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): дис. д-ра филол. наук. - Краснодар, 2000.
4. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на
материале креолизованных текстов). - М.: Издательский центр
«Академия», 2003.
5. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: ВГУ, 1996.
7. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках (опыт философского анализа) // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П. Нерознака. - М., Academia, 1997.
8. Белозерова Н.Н., Гуфистова Л.Е. Когнитивные модели дискурса: Учебное пособие. - Тюмень: Изд-во Тюмен. ГУ, 2004.
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974.
10. Бизева М.Г. Коммуникативный блок как одна из единиц диалога. - М: Вестник МГУ, 2000.
11. Богин Г.И. Типология понимания текста. - М: Шадринский
Государственный Педагогический Институт, 1986.
12. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика // Курс лекций по английской филологии. - Изд. 2-е, стер. - Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001.
13. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2003.
14. Вежбицка А. Язык, культура, познание. - М.: Русские словари, 1996.
15. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
16. Влахов С. Непереводимое в переводе. - М.: Международные отношения, 1980.
...