ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... 7
1.1. Характеристика понятия «творческие способности» 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста 15
1.3. Методические основы развития творческих способностей у
детей младшего школьного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Диагностика творческих способностей младших школьников
на начальном этапе работы 36
2.2. Содержание педагогической работы по развитию творческих
способностей младших школьников в интегрированной художественной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
Социально-политические тенденции определяют целевым ориентиром образования развитие творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Личность, обладающая вышеперечисленными качествами, востребована в современном мире. Воспитать творческую личность, значит создать условия и установку на творчество с одной стороны и потребность, побуждение к творчеству с другой стороны. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебный и воспитательный процессы обеспечивают развитие творческих способностей каждого обучающегося, формируют творческую личность школьника, готовят его к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
В Федеральном Законе «Об образовании» личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса. «Обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов (Ст.34 п.22), а учебные заведения должны создавать условия для творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и развития творчества в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (Ст.5 п.2).
С точки зрения психологии, младший школьный возраст является благоприятным для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, открыты, стремятся к новым знаниям, у них есть огромное желание познавать и открывать, то, что их окружает. Ребенок, младшего школьного возраста отличается восприимчивостью, отзывчивостью, впечатлительностью, нестандартностью и «остротой» взгляда на окружающий мир, все это позволяет говорить о сензитивности данного возраста в развитии творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей рассматривается видными отечественными и зарубежными психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.Н. Лук, О.И. Мотков, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Э.П. Торренс и др.).
Огромную роль в формировании способностей растущей личности играет искусство. Каждый вид искусства обладает особенными возможностями воздействия на личность, но, действуя в отдельности, не всегда имеет возможность в полной мере развить творческие способности индивида, а, следовательно, и воспитать полноценную гармонично развитую творческую личность. Это становится более реальным при использовании совокупности возможностей разнообразных видов искусств, а для этого необходимо приобщить ребенка к разным видам искусства на основе полихудожественной творческой деятельности. Эффективным средством формирования и развития творческих способностей является художественная деятельность. Возможности художественного и музыкального образования в развитии творческих способностей исследовали педагоги А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.М.Теплов, Т.Е. Вендрова, Л.В. Школяр, Н.И.Гончарова, М.А. Михайлова, Н.А. Терентьева и др.
На сегодняшний день интеграция искусств представляет собой перспективный и необходимый подход в современной психологии и педагогике искусства (Б.П. Юсов), с целью развития творческих способностей ребенка. Но реальная картина образовательного процесса в начальной школе характеризуется преобладанием принципа дифференциации в художественно-эстетическом развитии ребенка, тогда как принцип интеграции разных видов искусства используется крайне редко.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие между требованиями образовательного стандарта к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе организации интегрированной художественной деятельности для их развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание интегрированной художественной
деятельности для успешного развития творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе интегрированной художественной деятельности
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей в процессе интегрированной художественно-эстетической деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить показатели и критерии развития творческих способностей, охарактеризовать уровни развития творческих способностей младших школьников в процессе интегрированной художественной деятельности.
3. Выявить особенности и определить возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников в процессе интегрированной художественной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития творческих способностей, разработанные психологами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др.); положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи воображения с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.Ю. Субботина); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), идеи представителей в области педагогики и психологии искусства о развитии творческих способностей средствами искусства (Р. Арнхейм, Д.Б. Богоявленская, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик - Пашаев, З.Н. Новлянская и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- проектировочная деятельность;
- беседа.
База опытно-поисковой работы: МАОУ СОШ гимназия №40, г. Екатеринбург. В опытно-поисковой работе приняли участие 16 детей в возрасте 8 - 9 лет, обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Одним из приоритетных направлений современной системы Российского образования является проблема развития творческих способностей личности. Теоретический анализ литературы и проведенная проектировочная работа подтвердили значимость проблемы и темы исследования, и позволили сделать следующие выводы.
Для изучения и теоретического обоснования понятия «творческие способности», выявления его структурных компонентов были проанализированы существующие трактовки, отражающие разные подходы в исследовании данной проблемы. Нам близка позиция тех авторов, которые основываются на деятельностном подходе в понимании феномена способности. Прежде всего, мы опирались на позицию Б.М. Теплова. «Творческие способности» следует понимать как «индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [49, с. 8].
На основе определения понятия «творческие способности» были выделены показатели и критерии, разработана характеристика уровней развитости творческих способностей младших школьников. Таким образом, к показателям развития творческих способностей были отнесены:
- художественно-эстетическое отношение;
- творческое воображение;
- практические умения и навыки.
В рамках данной работы для развития творческих способностей была реализована педагогическая интеграция искусств на основе теории полихудожественности Б.П. Юсова. Взаимодействие разных видов искусств и художественной деятельности выступает как одно из важнейших педагогических условий развития творческих способностей младших школьников. Искусство отображает окружающую нас действительность во всем многообразии средств, форм, обусловленных содержанием образов. Важно максимально использовать потенциал искусства на развитие творческих способностей младшего школьника. Интегрированная художественная деятельность представляет собой объединение разных видов искусства и художественной деятельности детей, способствующее целостному и гармоничному развитию личности. Интегрированная художественная деятельность предоставляет ребенку широкий спектр возможностей для самовыражения в творчестве, не ограничивая его каким-либо одним видом, повышает мотивацию ребенка к творчеству, расширяет его кругозор, способствует формированию всесторонней личности.
С целью развитии творческих способностей был разработан и теоретически обоснован комплекс занятий по развитию творческих способностей младших школьников в процессе интегрированной художественной деятельности. На начальном этапе проектировочной работы был выявлен преимущественно средний уровень развития творческих способностей. На высоком уровне развития творческих способностей было выявлено лишь 2 ребенка (12%), средний уровень был выявлен у 11 обучающихся (69%), низкий уровень отмечается у 3 детей (19%).
В ходе частичной реализации разработанного комплекса занятий, у обучающихся наблюдалось развитие выделенных показателей. Обучающиеся проявляли эмоциональный отклик на художественные произведения, сопереживали и выражали свои впечатления от воспринятого ими произведения. Ребят увлекал творческий процесс, они проявляли инициативу и активность. Для реализации художественных замыслов дети самостоятельно подбирали материалы и стремились отразить в своем творческом продукте идею произведения. Наблюдая за деятельностью обучающихся, можно отметить, при создании творческого продукта, они обращают внимание на выразительность образа, проявляют оригинальность, подбирают адекватные средства, применяют приобретенные умения и навыки.
1. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства [Текст] / Б. Г. Ананьев // Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск, 1999. - С. 452-464.
2. Бердяев, Н. А. Смысл творчества [Текст] : опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. - М. : АСТ : Фолио, 2004. - 678 с.
3. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 5. - С. 49-58.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
5. Венгер, Л. А. Психология. [Текст] Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2008. - 375 с.
6. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 12-18.
7. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] : рекомендации к разраб. комплекс. программ по искусству для шк. и внешкол. занятий / под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. - Луганск : Изд-во ЛГУ, 1990. - 125 с.
8. Воронов, Н. В. О дифференциации искусства предметного мира [Текст] / Н. В. Воронов // Человек, предмет, среда : вопр. развития совет. декоратив. искусства 60-70-х гг. : сб. ст. / под ред. В. П. Толстого. - М., 1980. - С. 34-42.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 93 с.
10. Гальтон, Ф. Наследственный гений: изучение его законов и последствий [Текст] / Ф. Гальтон. - М. : Мысль, 1996 . - 146 с.
11. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э. А. Голубева. - М. : Прометей, 1993. - 306 с.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт
теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов
вузов / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
13. Давыдов, В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [Текст] / В. В. Давыдов // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие / сост. Л. М. Семенюк. - М. ; Воронеж, 2003. - С. 222-227.
14. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики [Текст] : учеб. пособие / С. Д. Давыдова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2003. - 305 с.
15. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов : в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 1 : Содержание коммунистического воспитания в детском саду. - 256 с.
...