Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Любительское музицирование как средство приобщения детей и родителей к музыкальному исполнительству

Работа №97146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К МУЗЫКАЛЬНОМУ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ 9
1.1. Понятие «приобщение» в педагогике
художественного образования 9
1.2. Любительское музицирование и его формы 15
1.3. Совместное музицирование детей и родителей -
форма приобщения к музыкальному исполнительству 21
Выводы по первой главе 28
II. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ
И РОДИТЕЛЕЙ К МУЗЫКАЛЬНОМУ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ 30
2.1. Диагностика приобщения детей и родителей к
музыкальному исполнительству 30
2.2. Модель приобщения детей и родителей к
музыкальному исполнительству 41
2.3. Итоговая диагностика приобщения детей и
родителей к музыкальному исполнительству 47
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


Актуальность проблемы приобщения детей и родителей к музыкальному исполнительству посредством любительского музицирования обусловлена необходимостью осмысления любительского музицирования как фактора, приобщение к которому, с одной стороны, будет содействовать раскрытию таланта и способностей ученика, повышению уровня его мотивации к занятиям музыкой, с другой стороны, обеспечит музыкальное совершенствование родителей, а объединение сферы интересов и досуга всей семьи будет способствовать музыкальной образованности и духовному росту ребенка. Любительское музицирование напрямую взаимодействует с духовным миром субъекта, следовательно, актуальным становится использование в образовательно-воспитательных целях педагогического потенциала этого вида творческой деятельности.
Любительское музицирование имеет давние традиции в истории отечественного музыкального образования. Эта форма освоения, сохранения и производства общечеловеческих художественных ценностей издавна и по сей день выполняет свою высокую миссию - способствует приобщению широких масс публики к миру музыкального искусства, к его художественно-эстетическому, личностно-развивающему, социально-коммуникативному. семейно-ценностному и образовательно-воспитательному потенциалу. Годы жизни, когда ребенок получает общее образование - это те годы, когда культурные и духовные ценности могут быть усвоены личностью как собственные и не окажутся для нее внешними и непрочными. Эта тонкая и сложная задача может быть успешно решена в союзе семьи и образовательного учреждения.
Развитие средств массовой коммуникации сделали звучание музыки легкодоступным и обыденным. Отпала необходимость умения игры на инструменте как непременное условие существования музыкального произведения и обогащения с его помощью эмоционально-чувственной атмосферы человеческой жизни. Помимо этого, музыкальное образование перестало отождествляться с элитарностью и рассматривается современной семьей как показатель общей воспитанности и как фактор социальной и личностной успешности ребенка, независимо от будущего выбора им своего профессионального пути [3].
Воспитательное воздействие на ребенка ближайшего семейного окружения невозможно переоценить. Семья - первый институт, который формирует у маленького человека мотивы, интересы, предпочтения, закладывает основы личности ребенка [46]. Отсюда следует, что музыкальное образование ребенка, подкрепленное повышенной заинтересованностью семейного окружения в его осуществлении, с большей вероятностью обретет черты прочности, разовьет творческие способности, обогатит духовный мир и окажет свое благотворное влияние на становление личности маленького человека. Исполнение музыки на инструменте любой сложности дает возможность самореализации, укрепляет чувство достоинства, развивает самосознание, превращает обычного человека в музыканта [59]. Только взрослые и, в первую очередь близкие ребенка из числа семейного окружения, успешно могут привить ему интерес к занятиям музыкой, укрепить мотивацию к исполнительству независимо от уровня его технического освоения. Заинтересованность музыкой у ребенка рождается там, где взрослые сами увлечены ею. Научно-педагогические исследования в области любительского музыкального исполнительства указывают на факты снижения ценности традиций музицирования, как естественной человеческой деятельности, когда современная семья практически не воспитывает музицирующих детей [2]. Сегодня любительское музицирование, как социальное явление потеряло признаки массовости, и семья перестала культивировать традицию домашнего музыкального любительства [57].
В процессе изучение феномена любительского музицирования нами было выявлены противоречия:
• между общественной потребностью в приобщении к ценностям музыкального искусства посредством любительского исполнительства и неразвитостью системы воспитания музыканта-любителя;
• между признанием целесообразности развития семейного музицирования на базе учреждений дополнительного образования и недостаточной разработанностью в образовательной практике процесса этих учреждений способов организации совместной семейной деятельности в области музыкального исполнительства;
• между признанием роли совместного семейного музицирования в укреплении взаимопонимания родителей и детей по поводу ценности музыкального образования и общения с музыкальным искусством и практически полным отсутствием в бытовой практике семьи этого вида творческой деятельности.
Анализ выявленных противоречий позволил сформулировать проблему
исследования, заключающуюся в поиске путей приобщения к любительской исполнительской деятельности детей и их родителей и возможности реализации образовательного потенциала этого вида музыкальной деятельности.
В соответствии с поставленной проблемой нами была определена тема выпускной квалификационной работы: «Любительское музицирование
как средство приобщения детей и родителей к музыкальному исполнительству».
Целью представленной работы является разработка модели любительского музицирования как средства приобщения детей и родителей к музыкальному исполнительству.
Объектом данного исследования является процесс приобщения детей и их родителей к музыкальному исполнительству.
Предмет исследования: любительское музицирование, представленное в виде модели приобщения детей и родителей к музыкальному исполнительству.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение: приобщение детей и их родителей к любительской музыкально - исполнительской деятельности произойдет, если любительское музицирование родителей и детей представить в виде модели, отражающей компоненты образовательного процесса в рамках учреждения дополнительного музыкального образования, провести мероприятия, расширяющие сферу любительского семейного музицирования.
Необходимость доказательства выдвинутой гипотезы диктует нам следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «приобщение» в педагогике художественного образования.
2. Определить характерные особенности и формы любительского музицирования как вида музыкальной деятельности.
3. Раскрыть содержание совместного музицирования родителей и детей как формы приобщения к музыкальному исполнительству.
4. Провести диагностику приобщенности родителей и детей к музыкальному исполнительству (констатирующий и итоговый этапы).
5. Разработать модель приобщения детей и родителей к музыкальному исполнительству, обозначить круг необходимых для практического воплощения сконструированной модели образовательных мероприятий.
В ходе исследования использовались теоретические методы: изучение литературы по избранной теме, анализ результатов музыкально-исполнительской деятельности учеников детской музыкальной школы и их
родителей; эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа,
анкетирование, опытно-экспериментальная работа, анализ и обобщение ее результатов.
Исследование проводилось на базе МБОУ ДО «ДМШ № 13 имени И.О. Дунаевского» г. Екатеринбурга. В опытно-экспериментальной работе были задействованы разновозрастные группы учащихся инструментальных и вокальных отделений двух детских музыкальных школ, а также их родители, либо другие близкие взрослые, принимающие непосредственное участие в жизни семьи и ребенка.
Теоретическую основу исследования составили положения Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина по вопросам массового музыкально-эстетического воспитания, положения теории моделирования образовательного процесса Яковлева Е.В. и Яковлева Н.О., взгляды на музицирование как способ деятельностного освоения музыкального искусства Б. В. Брюсова, Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, Л.
A. Баренбойма и К. Орфа, выводы И. А. Хвостовой, М. Л. Космовской, Л.
B. Добровольской, И. Ю. Дьяченко по поводу особенностей, содержания и форм любительской музыкальной деятельности, положения научных исследований Л. В. Матвеевой, И.А. Агажановой, С.А. Феруза, Е. И. Замошиной, О.Л. Латышева о значении семейных традиций и совместной семейной деятельности в процессе образования ребенка
Апробация данного материала проходила посредством выступления по теме исследования на научно-практической конференции «Воспитание искусством: проблемы реализации программ раннего эстетического
развития в детской школе искусств». Тема исследования получила дополнительное освещение в статье, опубликованной в сборнике учебно-методических работ преподавателей в классе духовых и ударных инструментов [12].
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы с параграфами, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических и методических работ различных авторов и опытно-поисковая работа позвонили сделать следующие выводы.
1. Приобщение - многозначное понятие, широко применяется в общей и педагогике художественного образования. В нашем исследовании приобщение трактуется как «педагогический процесс организации восприятия музыкального искусства, в ходе которого приобретаются знания о музыкальных традициях, и формируются умения репродуктивного и продуктивного воспроизведения освоенного знания в вокальной и инструментальной исполнительской деятельности» [27, с. 78]. Для своего исследования мы использовали продуктивность и репродуктивность этого вида музыкальной деятельности для выявления критериев процесса приобщения детей и взрослых к любительскому музицированию.
2. Раскрыты содержательные особенности любительского музицирования: любительская музыкальная деятельность стимулируется внутренней потребностью человека самовыражаться в музыке, не требует длительной специальной музыкальной подготовки, реализуется в двух основных формах - исполнение музыки «для себя» и в форме концертных выступлений. Любительское музицирование осуществляется индивидуально и в совместном исполнительстве участниками любого возраста и степени музыкально-профессиональной обученности [28, 29]. Эти содержательные особенности любительской музыкальной деятельности стали основанием для выделения критериев музыкального любительства, использованных нами в исследовании.
3. Раскрыто содержание совместного музицирования родителей и детей как формы приобщения к музыкальному исполнительству: любительское музицирование, принимающее форму семейного музыкального исполнительства, осуществляется при помощи импровизации, воспроизведения по слуху мелодий, подбора партии аккомпанемента для вокального и инструментального исполнения, аранжировки и адаптации музыкальных произведений для собственного исполнения. Любительское музыкальное исполнительство родителей и детей - форма сохранения духовных связей, упрочения эстетических и нравственных семейных принципов [57].
4. Проведена диагностика приобщенности родителей и детей к музыкальному исполнительству на констатирующем и итоговом этапах исследования. Процедура диагностирования показала положительные изменения в характеристиках процесса приобщения родителей и детей к любительскому музицированию.
5. Разработана модель приобщения детей и родителей к музыкальному исполнительству, обозначен круг необходимых для практического воплощения сконструированной модели образовательных мероприятий. Моделирование процесса приобщения к любительскому музицированию детей и родителей дало нам возможность описать характерные особенности бытования музыкально-исполнительского творчества в семье ребенка, обучающегося музыке, отразило особенности взаимодействия субъектов педагогического процесса для получения запланированных результатов обозначить направления педагогической деятельности по приобщению детей и родителей к любительскому музицированию.
Таким образом, задачи, сформулированные во введении к выпускной квалификационной работе, выполнены, цель - достигнута, а гипотеза - доказана.
Результаты исследования по тематике выпускной квалификационной работы могут быть востребованы в деятельности педагога музыкального образования по воспитанию музыкантов-любителей, при организации педагогического сопровождения процесса приобщения к любительскому музицированию детей, учеников музыкальной школы, родителей и других членов их семьи.


1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Агажанова И.А. Идейно концептуальные и теоретико-методические основы организации совместной семейной музыкально-исполнительской деятельности / Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2012. №5 (49). С. 163-167.
3. Агажанова И.А. Учреждение дополнительного образования и проблема возрождения традиций семейного музицирования / Культурная жизнь Юга России. 2012. № 44-1. С. 25-27.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : ВЛАДОС, 2000. 336 с.
5. Антоненкова И.Н. Приобщение младших школьников к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства родного края: дисс. ... канд пед наук. Тула, 2005. 236 с.
6. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М., Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 148 с.
7. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя М. : Просвещение, 1984. 111 с.
8. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. : Музыка, 1965, С. 36- 54.
9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. : Музыка, 1965, 242 с.
10. Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире. М. : Федеральный институт развития образования, 2012. 48 с.
11. Асмолов, А.Г. Психология XXI века и рождение образовательного пространства в России / Новое время, новая дидактика : сборник. М. : 2001. С. 15-16.
12. Барвиш Т.Н. Использование образовательного потенциала семьи при обучении ребенка исполнительству на флейте // Особенности работы преподавателей в классе духовых и ударных инструментов /Сборник учебно-методических работ преподавателей детских школ искусств. Екатеринбург, 2018. С. 36-45.
13. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Л. : Советский композитор, 1979. 352 с.
14. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Электронный ресурс] Режим доступа: krotov/library/02_b/berdyaev/1931_026_01.html
15. Бороздина О.С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс: дисс. ... канд. пед. наук. Вологда, 2006. 188 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ